Рабочая программа с тематическим планированием
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) на тему

Рабочая программа с тематическим планированием по литературному чтению 2класс,Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_2_klass.doc340.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования (приказ МО РФ от 06.10.2009г. №373);
  2. «Примерной программы начального общего образования» Сборник нормативных документов М.: «Просвещение», 2009г.
  3. Авторской  программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной  по литературному чтению «рабочие программы» М.:«Просвещение», 2014г.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

2.Общая характеристика учебного предмета

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Рабочая программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Обучающиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, к труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Рабочая программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры обучающихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Обучающиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь обучающихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Обучающиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); обучающиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Рабочей программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Обучающиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, обучающиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Школьники осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста обучающиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут обучающимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Обучающиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

3.Место предмета в учебном плане

Во 2 классе 136 ч, 4 ч в неделю (2ч.-резерв)

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и

интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

        Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

        Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

5.Результаты освоения учебного предмета

Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускниками

начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

 оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

 оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных результатов:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих метапредметных результатов:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

 воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

 осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

 понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

 делить текст на части, озаглавливать части;

 выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

 подробно и выборочно пересказывать текст;

 составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

 размышлять о характере и поступках героя;

 относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

 относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

 соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих предметных результатов:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

6.Содержание учебного предмета

        Вводный урок (1ч)

Самое великое чудо на свете (4 ч)Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого

Напутствие читателю Р. Сефа

Устное народное творчество (15 ч)

Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки.

Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики»,

«Лиса  и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси - лебеди».

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

Осенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева,

А. Фета, А. Толстого, С. Есенина

Русские писатели (14 ч) А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», вступление к

 поэме «Руслан и Людмила». И. А. Крылов. Басни.Л. Н. Толстой. Басни и рассказы.

О братьях наших меньших (12 ч) Веселые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера,

 И. Пивоваровой, В. Берестова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина,

 Б. Житкова, В. Бианки.Научно-популярный текст Н. Сладкова.

Из детских журналов (9 ч)

Игра в стихах Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский

Проект «Мой любимый детский журнал»

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

Зимние загадки.

Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза»

Новогодняя быль С. Михалкова

Веселые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева

Писатели детям (17 ч)

К. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе».

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

А. Л. Барто. Стихи.

Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей

Я и мои друзья (10 ч)

Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина.

Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Весенние загадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.

И в шутку и в серьез (14 ч)

Веселые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой.

Веселые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского.

Литература зарубежных стран (12 ч)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина.

Ш. Перро «Кот  в сапогах», «Красная Шапочка»

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Эни Хогарт «Мафин и паук»

Проект «Мой любимый писатель-сказочник»

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ  

Раздел

Тема урока

Характеристика основных виды учебной деятельности  обучающихся

Дата

план

факт

Вводный   урок  по  курсу литературного  чтения( 1ч.)

1.

Введение. Знакомство с учебником.

Ориентировать в учебнике по литературному чтению.

Рассматривать иллюстрации, соотносить их с содержанием текста в учебнике. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Пользоваться  словарём в конце учебника.

Самое великое чудо на свете (4ч.)

2.1

 «Вн.чт.» Книги,  прочитанные  летом.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Представлять выставку книг, прочитанных летом. Представлять любимых героев.

3.2

Знакомство с названием раздела. Самое великое чудо.

Ориентироваться  в пространстве школьной библиотеки.   Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге по плану. Составлять список прочитанных книг. Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».

4.3

Библиотеки. Проект:

« О чём может рассказать школьная библиотека»

Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках. Готовить выступления на заданную тему. Находить информацию о старинных книгах.

5.4

Старинные и современные книги. Р. Сеф «Читателю» «Вн.чт.» Пословицы о книге

Обсуждать в группе и в паре высказывания великих людей о книге и о чтении.

 Устное народное творчество(15ч.)

6.1

Знакомство с названием раздела. Устное народное творчество   

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.

7.2

Русские народные песни  «Вн.чт.» Колыбельные народные песни

Читать вслух с постепенным  переходом на чтение  про себя. Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Находить созвучные окончания в песне. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на жизненный опыт. Находить различие в потешках, прибаутках, сходных по теме. Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Распределять загадки и пословицы по тематическим группам.

8.3

Потешки, прибаутки

9.4

Скороговорки, считалки, небылицы«Вн.чт.»

Считалки

10.5

Загадки, пословицы и поговорки«Вн.чт.» Малые жанры народного творчества.

11.6

Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт».

12.7

Петушок и бобовое зёрнышко. Соотнесение смысла сказки с пословицей

Характеризовать героев сказки, соотносить пословицы и сказочный текст. Соотносить рисунок и содержание сказки

13.8

У страха глаза велики.  Рассказывание сказки по плану.

Характеризовать героев сказки, соотносить пословицы и сказочный текст. Рассказывать  сказку по плану. Соотносить рисунок и содержание сказки

14.9

Лиса и тетерев. Пересказ сказки от лица героя сказки

Характеризовать героев сказки, соотносить пословицы и сказочный текст.

 Рассказывать  от лица героя. Соотносить рисунок и содержание сказки

15.

10

Лиса и журавль. Характеристика героев сказки.

Характеризовать героев сказки, соотносить пословицы и сказочный текст.

Соотносить рисунок и содержание сказки.

16.

11

Каша из топора. Характеристика героев сказки

Характеризовать героев сказки, соотносить пословицы и сказочный текст. Соотносить рисунок и содержание сказ

17.

12

Каша из топора. Подготовка к подробному пересказу

18.

13

Гуси – лебеди. Знакомство со сказкой

Характеризовать героев сказки, соотносить пословицы и сказочный текст. Называть другие русские народные сказки, перечислять героев. Рассказывать  сказку по плану. Соотносить рисунок и содержание сказ

19.

14

Гуси – лебеди. Деление сказки на части. Подготовка к пересказу.

20.

15

Обобщение по теме «Устное народное творчество»

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.Обобщать знания учащихся по изученным сказкам. Работать в паре, в группе, проявлять свои творческие способности.

Люблю природу русскую. Осень.(8ч.)

21.1

Знакомство с разделом. «Люблю природу русскую. Осень» Прогнозировать содержание раздела. Образ осени в загадках.

Прогнозировать содержание раздела.

22.2

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной» Подготовка к выразительному чтению. 

Читать стихотворения, передавая  с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать понравившееся..

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Придумывать собственные сравнения.

Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте.

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста, читать стихотворения наизусть.

Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Словесно передавать картины осенней природы. Находить средства художественной выразительности, создавать словесные картины. Исправлять ошибки при чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения

23.3

К. Бальмонт «Поспевает брусника», Подготовка к выразительному чтению.

24.4

А. Плещеев   «Осень наступила». Подготовка к выразительному чтению.

25.5

А. Фет « Ласточки пропали». Подготовка к выразительному чтению.

26.6

Осенние листья – стихи русских поэтов. Подготовка к выразительному чтению. 

27.7

В.Берестов «Хитрые грибы». Грибы (из энциклопии )Знакомство с произведением.

28.8

М.Пришвин «Осеннее утро» Знакомство с произведением.

Русские писатели(14ч.)

29.1

Знакомство с разделом «Русские писатели» Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

30.2

Творчество А.С.Пушкина А.С.Пушкин « У Лукоморья...» Подготовка к выразительному чтению.

Знакомство со стихотворениями А. С. Пушкина о зиме, знать понятие олицетворение, эпитет. Делать выводы о средствах художественной выразительности.

Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому.

31.3

А.С.Пушкин « Вот север тучи нагоняя...» Подготовка к выразительному чтению.

32.4

А.С. Пушкин « Зима! Крестьянин торжествуя...» Подготовка к выразительному чтению.

33.5

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Знакомство со сказкой.

Читать вслух с постепенным  переходом на чтение  про себя, называть волшебные события и предметы в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения.

34.6

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Анализ сказки.

35.7

А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев сказки. 

36.8

Творчество И.А.Крылова.

И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука»  Сравнение басни и сказки

Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни. Наблюдать в тексте яркие  красочные определения. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснять словесные выражения в лирическом тексте. Представлять картины природы.

37.9

И.А. Крылов « Стрекоза и муравей».  Герои басенного текста. Характеристика героев басни.

38.

10

Творчество  Л.Н.Толстого.

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». Нравственный смысл басни.

Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа поступков героев. Выбирать книги по авторам и темам.

Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

Воспринимать на слух художественные произведения, пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков.

39.

11

Л.Н.Толстой « Филиппок». Характеристика героев произведения.

40.

12

Л.Н.Толстой « Филиппок» Составление плана пересказа.

 

41.

13

Л.Н. Толстой «Котёнок». «Правда, всего дороже» Характеристика героев произведения.

42.

14

Оценка достижений по разделу « Русские писатели»

О братьях наших меньших(13ч.)

43.1

Знакомство с разделом « О братьях наших меньших» Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с постепенным  переходом на чтение  про себя.

Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. Пересказывать подробно по плану. Видеть красоту  природы, изображённую в художественных произведениях. Выражать своё отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Выбирать книги по темам и авторам. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

44.2

И. Пивоварова «Жила была собака».Подготовка к выразительному чтению.

45.3

В. Берестов «Кошкин Щенок» Подготовка к выразительному чтению.

46. 4

Нравственный смысл поступков. Домашние животные. »

47.5

М. Пришвин «Ребята и утята». Знакомство с произведением

48.6

М. Пришвин «Ребята и утята». Деление на части.

49.7

Е. Чарушин  «Страшный рассказ». Знакомство с произведением  

50.8

Е. Чарушин  «Страшный рассказ» Подготовка к пересказу.

51.9

Б.Житков «Храбрый Утёнок». Нравственный смысл поступков.

52.

10

В. Бианки «Музыкант». Характеристика героя

53.

11

В.Бианки «Сова». Герои рассказа. Характеристика героя

54.

12

Обобщение по теме «О братьях наших меньших».

Из детских журналов(8ч.)

55.1

Знакомство с детскими  журналами. Проект: «Мой любимый детский журнал».

Д.Хармс «Игра».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Подбирать заголовки в соответствии с содержанием, главной мыслью.

56.2

Д.Хармс «Вы знаете». Подготовка к выразительному чтению.

Читать   вслух  с переходом на чтение  про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Ориентироваться в журналах. Находить нужные и интересные статьи. Находить нужную информацию по заданной теме. Чувствовать ритм и мелодию стихотворения, читать стихи наизусть. Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал». Рисовать иллюстрации для собственного журнала. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому.

57.3

Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи». Подготовка к выразительному чтению.

58.4

Д.Хармс «Что это было?» Подготовка к выразительному чтению

59.5

Н. Гернет, Д.Хармс «Очень- очень вкусный пирог». Подготовка к выразительному чтению.

60.6

Ю.Владимиров «Чудаки» Подготовка к выразительному чтению.

61.7

А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» Определение авторского отношения к героям.

62.9

Д.Хармс «Весёлый старичок»

Обобщение по теме «Из детских журналов»

Люблю природу русскую. Зима(9ч.)

63.1

Знакомство с разделом. «Люблю природу русскую. Зима». Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать художественный  текст  на слух. Соотносить пословицы с главной мыслью  произведения. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на произведение. Чувствовать ритм и мелодию стихотворения, читать стихи наизусть. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

64.2

Стихи о первом снеге. Подготовка к выразительному чтению

65.3

Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою». Настроение стихотворения

66.4

С.Есенин «Поёт зима – аукает», «Берёза». Авторское отношение к зиме.

67.5

Два Мороза (русская народная сказка) Главная мысль произведения.

68.6

Два Мороза (русская народная сказка)

69.7

«Новогодняя быль» С. Михалков Особенности жанра. Чтение по ролям.

70.8

 А. Барто «Дело было в январе». С.Дрожжин «Улицей гуляет…» Весёлые стихи о зиме

 Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

71.9

Оценка достижений по разделу «Люблю природу русскую. Зима»

Писатели детям(17ч)

72.1

Знакомство с разделом. «Писатели детям» Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Определять смысл произведения. Соотносить пословицы с главной мыслью  произведения. Воспринимать художественный  текст  на слух. Находить слова, которые помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Чувствовать ритм и мелодию стихотворения, читать стихи наизусть.  Читать тексты в паре, организовывать самоконтроль, оценивать своё чтение. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

73.2

Творчество К.И.Чуковского.

К. Чуковский «Путаница». Подготовка к выразительному чтению

74.3

К. Чуковский  «Радость». Знакомство с произведением

75.4

К. Чуковский  «Федорино горе». Подготовка к выразительному чтению

76.5

К. Чуковский  «Федорино горе» Характеристика героев сказки.

77.6

С.Я. Маршак «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения

Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

78.7

С Маршак «Мой секрет». «Сила воли». Подготовка к выразительному чтению

79.8

С.В. Михалков «Мой щенок». Подготовка к выразительному чтению

80.9

А.Л. Барто «Верёвочка». Настроение стихотворения

81.

10

А.Л. Барто «Мы не заметили жука»,

«В школу». Подготовка к выразительному чтению

82.

11

А.Л. Барто «Вовка – добрая душа». Подготовка к выразительному чтению

83.

12

Н.Носов  «Затейники».Герои рассказа. Авторское отношение к ним.

84.

13

Н.Носов « Живая шляпа» Знакомство с произведением

85.

14

Н. Носов « Живая шляпа»Составление плана пересказа

86.

15

Н. Носов «На горке». Знакомство с произведением

87.

16

Н. Носов «На горке». Герои рассказа. Авторское отношение к ним.

88.

17

Оценка достижений по разделу «Писатели детям» 

Я и мои друзья(10ч.)

89.1

Знакомство с разделом. Я и мои друзья

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.  Читать   вслух  с переходом на чтение  про себя, увеличивая темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении. Придумывать продолжение рассказа. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять  и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам, выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа пересказывать по плану. Составлять короткий рассказ на предложенную тему. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

90.2

Стихи о дружбе и друзьях Подготовка к выразительному чтению

91.3

Н.Булгаков «Анна не грусти». Смысл названия рассказа

92.4

Ю.Ермолаев «Два пирожных».Соотнесение рассказа с пословицей. 

93.5

В. Осеева  «Волшебное слово».Знакомство с произведением

94.6

В. Осеева «Волшебное слово»  Подготовка к пересказу.

95.7

В.Осеева  «Хорошее». Анализ произведения

96.8

В.Осеева «Почему».Знакомств о с произведением

97.9

В.Осеева «Почему»  Подготовка к пересказу

98.

10

Обобщение по теме «Я и мои друзья».

Люблю природу русскую. Весна(10ч.).

99.1

Знакомство с разделом «Люблю природу русскую»

Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать художественный  текст  на слух. Соотносить пословицы с главной мыслью  произведения. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины весенней  природы с опорой на произведение. Чувствовать ритм и мелодию стихотворения, читать стихи наизусть..

100.2

Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится» Приём контраста в создании картин зимы и весны.

101.3

Ф.И.Тютчев «Весенние воды». Настроение стихотворения

102.4.

А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка» Подготовка к выразительному чтению

103.5

А.Блок «На лугу». С.Маршак «Снег теперь уже не тот». Подготовка к выразительному чтению

Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому.

104

1056,7

И.Бунин «Матери». А.Плещеев «В Бурю» Подготовка к выразительному чтению

106.8

Е. Благинина «Посидим в тишине» Подготовка к выразительному чтению

Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения

107.9

Э. Мошковская «Я маму свою обидел». Подготовка к выразительному чтению

108.

10

Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна».

И шутку и в серьёз(14ч.)

109.1

Знакомство с разделом. И в шутку и в серьёз

Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работы с текстом. Читать   вслух  с переходом на чтение  про себя, увеличивая темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника, выразительно читать отрывки их них. Инсценировать стихотворения и фрагменты рассказов. Пересказывать весёлые рассказы. Чувствовать ритм и мелодию стихотворения, читать стихи наизусть. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

110.2

 Весёлые стихи Б. Заходера Подготовка к выразительному чтению

111.3

112.4

Б. Заходер «Песенки Винни - Пуха» Подготовка к выразительному чтению

113.5

Э.Успенский «Чебурашка».

114.6

Э. Успенский «Чебурашка».

115.7

Стихи Э. Успенского Подготовка к выразительному чтению

116.8

 Весёлые стихи В. Берестова Подготовка к выразительному чтению

117.

9

И. Токмакова «Плим»,  «В чудной стране» Подготовка к выразительному чтению

118.10

Г.Остер «Будем знакомы».

119.11

Г.Остер «Будем знакомы» (продолжение)

120.12

121.13

В.Драгунский «Тайное становится явным».

122.

14

Оценка планируемых достижений по разделу « И в шутку и в серьёз»

Литература зарубежных стран(12ч.)

123.1

Литература зарубежных стран

Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения.

Планировать виды работы с текстом. Читать   вслух  с переходом на чтение  про себя, увеличивая темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении. Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия. Объяснять значения незнакомых слов. Определять героев произведений. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок. Давать характеристику героям произведений. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана. Участвовать в проектной деятельности. Находить книги зарубежных писателей по заданной тематике. Составлять списки книг для чтения летом (с учителем). Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

124.2

Американская песенка «Бульдог по кличке Дог» Знакомство с произведением

125.3

Английские народные песенки Знакомство с произведением

126.4

Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк». Знакомство с произведением

127.5

Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». Знакомство с произведением

128.6

Ш.Перро «Кот в сапогах».Проект «Мой любимый писатель- сказочник»

129.7.

Ш.Перро «Кот в сапогах». Подготовка к пересказу.

130.8

Ш.Перро « Красная шапочка».Подготовка к пересказу

131.9

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине». Подготовка к пересказу.

132.10

Э. Хогарт   «Мафин и паук» Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.

133.11

Э. Хогарт   «Мафин и паук». Подготовка к пересказу. 

134.12

Оценка достижений по разделу « Литература зарубежных стран» Проект: «Мой любимый писатель – сказочник»

135,136.

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и тематическое планирование. УМК "Школа 2100"

Тематическое планирование по общеобразовательным предметам для 2 класса по программе "Школа 2100" ...

рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению УМК "Планета знаний

рабочая программа ипримерное тематическое планирование составлены на основе программы УМК "Планета знаний"...

рабочие программы и тематическое планирование в 4 классе по программе "Школа России."

Рабочие программы и тематическое планирование в 4 классе УМК "Школа России."...

Рабочая программа и тематическое планирование во 2 классе по русскому языку. Программе УМК "Школа России."

Рабочая  программа и тематическое планирование во 2 классе по русскому языку.  Программе УМК  "Школа России."...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочие программы и тематическое планирование по программе "Школа России" 2 класс

Рабочие программа разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граж...