Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф,]
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Хандакарян Сусанна Аркадьевна

Авторская разработка урока обучения грамоте "Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф,]"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буквы Ф, ф42.13 КБ

Предварительный просмотр:

            Урок обучения грамоте        

Тема урока: « Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф,

Цели урока:1) познакомить с буквами Ф, ф и звуками [ф], [ф,];

2)формировать навыки чтения, следить за культурой речиучащихся;

3) воспитывать у детей чувство гордости за Родину, патриотизм.

Оборудование: учебник «Русская азбука», филин, паровоз с вагончиками, лента букв, плакат « Алфавит», карточки с гласными буквами е, и, ё, а, о, у, ы, карточки со слоговыми схемами, окошко с буквами в, ф, плакат с изображением кораблей российского флота.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель. Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Расскажем нашим гостям, как мы относимся к нашей родной речи.

Дети.

Буква к букве – будет слово.

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

2. Актуализация знаний.

Учитель. С какими новыми буквами мы познакомились на предыдущем уроке?

Дети. С буквами Щ, щ.

Учитель. Какой звук они обозначают?

Дети. Всегда мягкий звук [щ,].

Учитель. Отгадайте загадку. Что за птица?

Ты его узнаешь сразу:        

Смотрит в два огромных глаза.

Лупоглазый целит взгляд,

Словно фотоаппарат.

Ученик. Филин.

3. Создание проблемной ситуации.

Учитель. Ребята, сегодня мы вновь совершим путешествие в сказочный городок Букварию. Поезд поведет машинист Филин.

(На доску прикрепляется Филин и поезд с вагончиками.)

Учитель.Но Филин отправится в путешествие в том случае, если вы правильно выполните его задания. Первое задание – поработать с его любимой скороговоркой.

 Проводится дыхательная гимнастика. Упражнение ”Сердитая кошка.“

Учитель.

И. п. – сидя. Глубокий вдох носом. На выдохе при сомкнутых зубах производим фырканье в несколько приемов.

Речевая разминка.

Учитель. А теперь послушайте скороговорку.

Филин серый, филин старый,

А глаза горят, как фары.

Учитель. Почему глаза филина сравниваются с фарами?

Дети. Круглые, как фары.

Учитель. Произнесем скороговорку хором – сначала медленно, затем быстрее.

Игра «Переговори соседа».

Учитель. Какие новые звуки встретились в скороговорке?

Дети. Звуки [ф], [ф,].

Учитель. Почему такая скороговорка внесена в речевую разминку?

Дети. На уроке мы будем говорить об этих звуках.

4.Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Верно. Сегодня мы поговорим о звуках [ф], [ф,]и познакомимся с буквами Ф, ф, которые их обозначают.

(Учитель одновременно указывает на эти звуки и буквы соответственно  на ленте букв и на плакате «Алфавит».)

5. Усвоение новых знаний.

Учитель. Назовите слова из скороговорки с новыми звуками.

Дети. Филин, фары.

Учитель. Назовите первый звук в слове филин.

Дети. Звук [ф,].

Учитель. Назовите первый звук в слове фары.

Дети. [ф]

Учитель. Охарактеризуем его. Гласный или согласный?

Дети. Согласный. Он не поется.

Учитель. Звонкий или глухой?

Дети. Глухой. Состоит только из шума.

Учитель. Парный или непарный?

Дети. Парный. Его пара – звук [в].

Учитель. В каком из этих слов твердыйзвук[ф], а в каком - мягкий звук [ф,]?

Дети. В слове фары – твердый звук [ф], в слове филин – мягкий звук[ф,].

Форма буквы.

Учитель. Звуки [ф], [ф,]обозначаются буквами Ф, ф. Ребята, вы хорошо справились с заданиями машиниста филина. Ему очень понравилось на уроке, и он решил никогда не расставаться с вами. Посмотрите, что он придумал.

Филин, в книжку залетев,

Превратился в букву ф.

(Картинка с изображением буквы ф.)

Учитель.На что или на кого похожа буква ф?

Дети. На очки, на фары, на филина.

Ролевая игра

Учитель. Сейчас Рома выйдет к доске и положит руки на пояс. Есть ли сходство с буквой ф?

Дети. Да.

Учитель.

 Федя ходит руки в боки.

Значит, выучил уроки.

6.Физкультминутка.        

Учитель. Рома, покажи движения Феди. А теперь встанем и повторим слова и движения гордого Феди.

Обучение чтению слогов-слияний с новыми буквами.

Учитель. Ребята, Федя очень понравился машинисту Филе. Он его приглашает в путешествие в качестве проводника вагонов.

Игра ”Посади пассажира в вагон и отправь поезд.“

Учитель. Федя, посади в вагоны гласные буквы, которые я назову. Будь внимателен – одни из них едут в мягких вагонах, другие – в твердых.

(Федя вставляет карточки с гласными буквами в зеленые е, и, ё и синие а, у, ы, о вагончики.)

Учитель. Правильно, можно отправляться в путь. Встали.

7.Физкультминутка.

Учитель.         

Имитируем движение колес.

.Чуф-чуф-чуф.

Остановка. Федя, посади букву ф в каждый вагон.

Читаем хором.

Что едет в каждом вагоне?

Дети. Слог.

Учитель. Как называются такие слоги?

Дети. Слияния.

Учитель. Поставим под каждым вагоном нужную схему-слияние.

(Ученики по одному подходят к доске и прикрепляют под каждым слогом соответствующую схему-слияние.)

Работа по алфавиту и по ленте букв.

Учитель. Ребята, поезд прибыл по назначению, он сделал остановку у первого домика сказочного городка Буквария. Спасибо тебе, Федя. Садись, пожалуйста. А мы продолжим. Найдем домик, где живет новая буква.

(Дети показывают на ленте букв.)

Учитель. Почему на голубой улице?

Дети. Это согласный.

Учитель. Почему на нижнем этаже?

Дети. Это глухой согласный.

Учитель. Ребята, буква ф проснулась и открыла окно. Кто догадался, какая буква еще спит?

Дети. Буква в.

Учитель. Давайте побываем в гостях у буквы ф.

(Дети читают алфавит до буквы ф включительно.)

Учитель. Кто ее соседи?

Дети. У, х.

Учитель. В какой части алфавита она находится?

Дети. В середине.

Ролевая игра.

(Появляется Саша – буква ф.)        

Буква Ф. Здравствуйте, друзья мои! Наконец-то вы добрались до меня. Но попасть в мой домик непросто. Его нужно открыть волшебным ключиком, который зашифрован в словах. Прочтите, пожалуйста, слова, которые записаны на доске.

Обучение чтению слов.

(Дети хором читают слова)

телефон                                                       фотография

телеграф        фабрика

ферма        флаг

асфальт        флот

Учитель. Ребята, вы добыли волшебный ключик. Поблагодарим букву ф. Садись, пожалуйста. Ребята, чтобы открыть нашим ключиком домик буквы ф, нам сначала нужно объяснить значение этих слов.

(Дети объясняют значение слов.)

Учитель. А знаете ли вы, что такое флот?

Дети. Это все корабли страны, вместе взятые.

8. Продолжение изучения материала

Работа по учебнику.

Учитель. Молодцы, ребята. Теперь мы можем открыть Азбуку и оказаться в гостях у буквы ф. Откройте учебники на странице 195. Рассмотрите иллюстрацию. А чтобы нам было удобнее, эта же иллюстрация появится на доске.

Беседа по иллюстрации

Учитель. Это корабли российского флота. На какие две группы их можно разделить по времени их создания?

Дети. Старинные и современные.

Учитель. Совершенно верно. Рассмотрим те, на которых плавали в старину.

Дети. Ладья, корабль с парусами.

Учитель. А теперь рассмотрим современные корабли.

Дети. Военный корабль, лайнер, теплоход, подводная лодка.

Учитель. Ребята, вы видите, что на каждом корабле свой флаг. Русский флот ходит под Андреевским флагом. А знаете ли вы, что российский флот был создан по приказу царя Петра 1?

Ролевая игра.

Выходит Петр 1 (Тимур) и читает указ.

 Пётр 1. Воевать нужно морем, так близко и удобно многократ, чем сухим путем. Посему нужен флот. Морским судам быть!

Учитель. Совершенно с вами согласны, Ваше величество. Спасибо. Садитесь, пожалуйста.

Как вы думаете, ребята, только ли для защиты от врагов нужен флот? А для чего еще?

 Дети. Чтобы вести торговлю, чтобы отправляться в гости в другие страны и принимать гостей из далеких стран.

Учитель. Правильно, ребята. Еще А. С. Пушкин с гордостью писал: ”Природе здесь нам суждено в Европу прорубить окно. “ Это значит, что через море России открывался путь в европейские страны. И тогда ”все флаги в гости будут к нам“, то есть из Европы к нам будут приплывать корабли разных стран. А теперь послушайте отрывок из произведения Пушкина.

Формирование навыков чтения

(Учитель читает отрывок из произведения Пушкина о флоте на с.195 учебника.)

Учитель.Прочитайте жужжащим чтением.

Прочитаем хором.

Кто прочитает выразительно?

С каким чувством будем читать?

Дети. С гордостью за Россию.

(Читают по очереди 3 ученика.)

Учитель. Молодцы, ребята. А теперь прочитайте про себя еще один отрывок из произведения А. С. Пушкина. Из какой сказки этот отрывок?

Дети. Из «Сказки о царе Салтане».

Учитель. Кто знает его наизусть?

 Прочитаем выразительно.

(Дети читают стихотворение.)

9. Рефлексия.

Учитель. Что нового узнали на уроке?

Дети. Познакомились с новыми буквами Ф, ф, звуками [ф], [ф,], узнали о создании русского флота.

10. Домашнее задание.

Учитель. Дома прочитаете страницы 194 - 195 в Азбуке, отрывок из сказки – наизусть, отрывок из произведения о флоте выразительно читать.

11. Итог.

Учитель. Урок окончен. А какой секрет мы хотели бы открыть нашим сегодняшним гостям?

Дети.

Тем, кто любит приключенья,

Я открою свой секрет:

Увлекательнее чтенья

Ничего на свете нет!

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные буквы Е,е, обозначающие звуки [йэ]

1.Тип урока          Урок открытия нового знания.2.Цели урока       Учить звуковому и сравнительному анализу слов;          ...

Конспект урока чтения в1классе по теме"Буквы З,з, обозначающие звуки [з] , [з,]"

Конспект урока обучения  чтению в 1 классе. УМК "Школа России"...

Буквы Й, й обозначающие звук [й]

Урок-ознакомление с новым материалом выстроен в игровой форме....

Конспект урока "Буквы Б, б, обозначающие звуки [б ], [б, ]

Урок построен так, чтобы развивать навыки плавного и осознанного чтения....

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".

В материале представлена разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму для учащихся 1го класса....

Русская народная сказка. Гласные буквы Е.е, обозначающие звуки йэ. Буква е показатель мягкости согласных.

Организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать нав...