Открытый урок по литературному чтению. Тема: В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Семинар 26.02.2015г.
методическая разработка (4 класс) по теме
Тема: В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
Класс: 4.
Предмет: литературное чтение.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ресурсы: Учебник ««Литературное чтение» для 4 класса Л.Ф Климанова и др., мультимедийная презентация, иллюстративный материал, толковый словарь, словарь иностранных слов, карта действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx | 23.65 КБ |
karta_deystviy_dlya_kazhdoy_gruppy.docx | 17.04 КБ |
geroi.docx | 2.29 МБ |
glavnyy_geroy.docx | 1.3 МБ |
fon_dlya_sborki.docx | 623.64 КБ |
chasti_rasskaza.docx | 14.99 КБ |
refleksiya_metodika_pyat_paltsev.docx | 14.66 КБ |
nikakoy_ya_gorchitsy_ne_el.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
Класс: 4.
Предмет: литературное чтение.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ресурсы: Учебник ««Литературное чтение» для 4 класса Л.Ф Климанова и др., мультимедийная презентация, иллюстративный материал, толковый словарь, словарь иностранных слов, карта действий.
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Планируемые результаты:
Личностные:
Проведут самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД. Смогут определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД. Смогут оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им, строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствовать работу в группе.
Познавательные УУД. Смогут ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез; формулировать проблемную ситуацию с помощью учителя.
Предметные: научатсяиспользовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их.
Схема деятельности учителя и учащихся
№ | Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методический комментарий |
1 | Мотивация к учебной деятельности. | Занимают места в соответствии с цветом своего жетона. Выбирают лидера группы. | Проверяет готовность к уроку. Просит озвучить девиз урока. Ребята я прошу вас занять места в соответствии с цветом вашего жетона. Сегодня мы свами будем работать в группах. Для начала выберите человека, который будет лидером группы. | Учитель организует работу в группах. 1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент). На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность |
2 | Актуализация опорных знаний. | Выдвигают предположения. Слушают вопросы учителя. Ориентируются в системе собственных знаний по теме. | На прошлом занятии мы познакомились с творчеством В.В. Голявкина. - Когда родился писатель? - В Каком году вышла его первая книга рассказов? - Виктор Голявкин – писатель, а еще кто? - Откуда автор брал сюжеты для рассказов? - Продолжите предложение. Чаще всего героями рассказов Голявкина являются… - Как она называлась? | 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими. |
3 | Целеполагание. | Определяют цель урока. Познакомиться с произведением В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» Задачи: Узнать почему произведение имеет такое название? Прослушивают аудиозапись отрывка произведения. Выяснить что произошло с героем произведения. С помощью иллюстраций отобразить содержание рассказа, составив схему-маршрут главного героя. | Сегодня мы свами познакомимся с одним из его произведений с очень интересным названием. -Как вы думаете почему произведение так называется? - О ком оно? (Кто являлся героями произведений Голявкина?) - Или о чем оно? - Какая горчица на вкус? - Вам нравится горчица? - какое выражение лица у человека, который наелся горчицы? - Какое мы можем сделать предположение? (мальчику стало грустно). -Я вам предлагаю не только выяснить, что произошло с главным героем произведения, но и отобразить это иллюстративной форме. Результатом нашей будет схема- маршрут, главного героя. | На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока. |
4 | Планирование. | Формулируют вопросы. Планируют работу в группе, распределяют обязанности. Определяют цель, объект своего исследования. | Первая группа (синий стол). Ваша задача узнать с кем еще встретится главный герой, выбрать подходящие иллюстрации. Заполнить карту действий. Самостоятельно сформулировать цель вашего исследования, объект. Вам необходимо заполнить таблицу. Где вы должны перечислить всех героев произведения, и описать их отношение к мальчику. Втора группа (красный стол). Вы подбираете иллюстрации отражающие эмоции и чувства главного героя, которые он испытывает при встрече с разными людьми. Заполнить карту действий. Самостоятельно сформулировать цель вашего исследования, объект. Вам необходимо заполнить таблицу Третья группа зелёный стол. Ваша задача озаглавить каждую смысловую часть рассказа, сделать вывод чему каждая встреча должна научить мальчика и провести словарную работу. Найти значение слов, которые неизвестны вам, или по вашему мнению могут быть не понятными для других читателей. | При обсуждении плана стараюсь, чтобы учащиеся планировали свои действия в соответствии с поставленной задачей. После построения и обоснования нового способа действий он фиксируется в речи и знаков о в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершение устанавливается, что учебная задача |
5 | Реализация плана. | Показывают готовность к работе в группах. Читают произведение. Проверяют правильность своих предположений. Готовят сообщение, по каждой теме выбирая подходящие суждения и иллюстрации. | Организует работу по реализации плана действий при необходимости оказывает помощь. | По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют услышанное.. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. |
Физминутка | ||||
6 | Контроль и оценка. | Каждая группа располагает иллюстрации на общем фоне. Обосновываю свой выбор, собственным житейским опытом и выдержками из текста произведения. | Выслушивает каждую группу, при необходимости в носит коррективы. | . Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность. |
7 | Рефлексия. | Анализируют собственную деятельность. Работают по рефлексивному алгоритму. Озвучивают и аргументируют свою точку зрения. | Организует фиксирование содержания урока: Какова была тема? Какую цель ставили? Достигли ли её? Рефлексия проводится по методике «Пять пальцев». | На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности. Учитель организует коллективную деятельность детей в подводящего диалога, побуждающего диалога и т. д.).. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена. |
8 | Домашнее задание. | Выбирают и записывают домашнее задание: Приготовить пересказ от имени главного героя. Написать мини-сочинение на тему: «Почему нельзя прогуливать школу?» Подобрать пословицы, поговорки, отражающие главную мысль рассказа. | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Осуществляет проверку соответствующих записей. |
Предварительный просмотр:
ЦЕЛЬ:_________________________________________________________________________________________________________________
Объект:________________________________________________________________________________________________________________
Название части | Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
ЦЕЛЬ:_________________________________________________________________________________________________________________
Объект:________________________________________________________________________________________________________________
Герой рассказа | Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
ЦЕЛЬ:_________________________________________________________________________________________________________________
Объект:________________________________________________________________________________________________________________
Герой рассказа | Какие чувства испытывал главный герой? |
Прогульщик | _____________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Шофер | _____________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Изобретатели | _____________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Дворник | _____________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Строители | _____________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Кондуктор | _____________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Экскаваторщик | _____________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Словарная работа
Слово | Значение |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние? Настроение? Изменилось ли? В какую сторону?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Или мне в чем-то помогли?
Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виктор Владимирович Голявкин
Что вы знаете об авторе? Когда родился писатель? В Каком году вышла его первая книга рассказов? Как она называлась ? В.В. Голявкин – писатель, а кто ещё?
Что вы знаете об авторе? Откуда автор брал сюжеты для рассказов ? Продолжите предложение. Чаще всего героями рассказов Голявкина …
Что вы знаете об авторе? Откуда автор брал сюжеты для рассказов ? - Продолжите предложение. Чаще всего героями рассказов Голявкина …
Никакой я горчицы не ел.
Цель: Познакомиться с произведением В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»
Задачи: Узнать почему произведение имеет такое название? Выяснить что произошло с героем произведения . С помощью иллюстраций отобразить содержание рассказа, составив схему-маршрут главного героя.
Ваша задача узнать с кем еще встретится главный герой, выбрать подходящие иллюстрации. Вы подбираете иллюстрации отражающие эмоции и чувства главного героя, которые он испытывает при встрече с разными людьми. Ваша задача подобрать заголовок к каждой части рассказа, сделать вывод чему встречи должны научить мальчика.
Никакой я горчицы не ел.
Цель: Познакомиться с произведением В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»
Задачи: Узнать почему произведение имеет такое название ? Выяснить что произошло с героем произведения . С помощью иллюстраций отобразить содержание рассказа, составив схему-маршрут главного героя.
Так почему же испортилось настроение мальчика? Развлекательный или поучительный рассказ мы прочитали?
С кучен день до вечера, коли делать нечего.
Рефлексия М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа, настроения. Б (большой) – бодрость, здоровье. У (указательный) – услуга, помощь.
Домашнее задание. Приготовить пересказ от имени главного героя. Написать мини-сочинение на тему: «Почему нельзя прогуливать школу?» Подобрать пословицы, поговорки, отражающие главную мысль рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературному чтению Тема: С.А.Есенин «Пороша»
Тема: С.А.Есенин «Пороша»Цель: учить детей выразительному чтению стихотворения; воспитывать в них чувство прекрасного; укреплять любовь к родному краю, к природе....
Открытый урок по литературному чтению "Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Парус"
Методическая разработка урока по программе развивающего обучения Л.В.Занкова...
Открытый урок по литературному чтению Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце» 4 класс ( Школа России)
Тема: П.П.Бажов. Сказ «Серебряное копытце». Портретная характеристика героев сказа. Анализ произведения. Цели:Обучающие: обучать умению составлять портретную характе...
Открытый урок по литературному чтению Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»
Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»Цели и задачи урока...
Открытый урок по литературному чтению Тема: Читательская конференция «По страницам детских журналов»
Цель: обобщить знания детей по разделу, разсирить читательский кругозор учащихся с помощью детских журналов....
техгологическая карта урока по литературному чтению 4 В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел» УМК Л.Ф. Климанова «Школа России
техгологическая карта урока по литературному чтению 4 В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел» УМК Л.Ф. Климанова Школа России...
Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»
Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья". В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...