ктп по литературному чтению 4 класс ШКОЛА 2100
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Прокудина Екатерина  Александровна

литераткрное чтение ктп 4 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_lit-re.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование

по литературному чтению 4 класс (136 часов - 4 часа в неделю)

 п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Виды деятельности учащихся

Развитие УУД

                                   I четверть- 36ч.

1

Вводный инструктаж по ТБ. Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог». Т

1

Аудирование(слушание):

Воспринимать на слух художе- ственные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся,    мастеров   слова;

отвечать на  вопросы по  содер- жанию;

понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

 Воспринимать на слух  задание (учебный  текст),   определять алгоритм выполнения,  оценивать  ход  и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение:  его жанр (включая поучение,   летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность  развития  событий); описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать  своё  и  чужое высказывание.

Чтение

Читать текст вслух осознан- но,  правильно,  выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон  и  темп   речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно,  выделять в нём  логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Вычитывать все виды  текстовой информации: фактуальную,  подтекстовую, концептуальную.

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения,  составлять рассказ на основе предложения.

Формулировать         основную мысль текста.

Вести по ходу чтения диалог с автором        текста: задавать вопросы  автору  по  ходу   чтения,  прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить   ключевые   слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Составлять простой план текста  самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать  текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать         структуру книги,  самостоятельно выбирать  книгу в библиотеке.

Культура речевого общения Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание.

Создавать устно  текст –  рассказ-характеристику героя.

Высказывать аргументированно своё отношение к прочитанному, к героям.

Культура письменной речи Готовиться        к           сочинению: определять  и   анализировать тему,  формулировать замысел (главную        мысль), собирать материал,   составлять  план, работать         над         черновиком, редактировать текст.

Создавать письменный  текст: писать сочинение на материале прочитанного после предвари- тельной подготовки.

Творческая деятельность Инсценировать  художествен- ные   произведения  (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать   творческие  работы: сочинения  по   прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

Личностные результаты:  

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –

своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотро- вым, ознакомительным;

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различ- ных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогиче- ской  формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметные результаты:

– высказывать и аргументировать своё  отношение к прочитан- ному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетво- рения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про  себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

– формулировать основную мысль текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– писать сочинение на  материале прочитанного с предваритель- ной подготовкой;

– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанно- му, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

–  иметь  собственные читательские  приоритеты,  уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII  в., XVIII  в., XIX  в., XX в., XXI  в.);  соотносить автора, его про- изведения со временем их  создания; с тематикой детской литерату- ры;

– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

– видеть языковые средства, использованные автором.

Часть 1.

Раздел 1. Любимые книги

8

2

Кто  же  будет  сопровождать нас  в  путешествиях? (Г.  Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»). Т

1

3

Начало удивительных событий (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл.  1, ч. 1 и 2). Т

1

4

Что может Электроник? (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3). Т

1

5

Наука как  искусство (Е.  Велтистов «Приключения Электроника», гл.  1,  ч.  4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести. Т

1

6

Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»). Т

1

7

Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1. Т

1

8

Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельно- го домашнего чтения).

1

9

Что такое детская литература?

 Р/Р Сочинение о любимом писателе. Т

1

Раздел 2. У истоков русской детской

20

10

Введение в раздел 2. Летопись и летописцы (А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок), Н.Кончаловская « В монастырской келье узкой…»).

1

11

«Повесть временных лет». «Расселение славян». Т

1

12

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. Т

1

13

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого. Т

1

14

Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям). Т

1

15

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт.

1

16

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Т

1

17

Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI–XVII вв.).

1

18

Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI–XVII вв.). Проверочная работа № 2. Т

1

19

Внеклассное чтение. Книги о книгах

1

20

Путешествие 2. Конец XVIII  века. Усадьба Аксаковых(«Детские годы Багрова-внука», гл. 1)

1

21

Традиция семейного чтения (С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», гл. 2–3)

1

22

«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. Т

1

23

«Детское чтение для  сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова). Т

1

24

Р/Р Сочинение в стиле нравоучительной статьи. Т

1

25

Образ  «идеального ребёнка» в  детских стихах А.  Шишкова, в  рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо  того захочешь».

1

26

Обобщение. Зарождение,  становление и  развитие детской литературы в  XI–XVIII веках.

1

27

Обобщение. Зарождение,  становление и  развитие детской литературы в  XI–XVIII веках. Проверочная работа № 3. Т

1

28

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)

1

29

Р/Р Сочинение. Т

1

Раздел 3. XIX  век. Путешествие продолжается…

45

30

Путешествие 3. Москва начала XIX  века. Интересны ли детям басни? (И.А.   Крылов «Слон и Моська»). Т

1

31

Характерные особенности жанра басни  (И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом»). Т

1

32

Обобщение. Басни И.А. Крылова.

1

33

Путешествие 4. 1828  год. Первая русская литературная сказка.

1

34

А. Погорельский «Чёрная курица...».

Нелёгкий путь  в подземное царство (ч. 2, 3). Т

1

35

А. Погорельский «Чёрная курица...».

 Встреча с подземными жителями (ч. 4, 5).

1

36

А. Погорельский «Чёрная курица...».

  Главный герой  сказки (ч. 6). Т

1

II четверть- 28ч.

37

Путешествие 5. Лето 1831  года.  Как писать для  детей?

1

38

А.С.  Пушкин «Сказка о царе  Салтане...».Знакомство с героями сказки (ч. 1–3).

1

39

А.С.  Пушкин «Сказка о царе  Салтане...». Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом  (ч. 4–6).

1

40

А.С.  Пушкин «Сказка о царе  Салтане...». Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч. 7–9).

1

41

А.С.  Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Царь Салтан и князь Гвидон (ч. 10–15).

1

42

А.С.  Пушкин «Сказка о царе  Салтане...». В чём главный смысл сказки? (Финал).

1

43

Внеклассное чтение. А.С.  Пушкин «Сказка о попе и о  работнике его Балде».

1

44

Сказка В.А.  Жуковского «Спящая царевна». Т

1

45

Обобщение. Литературные сказки. Т

1

46

Владимир Даль  «Война грибов  с ягодами» (русская сказка в обработке В.  Даля), «Кузовок» (игра). Т

1

47

Р/Р Устное  сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И. Далю). Т

1

48

Как надо писать для  детей? (А. Ишимова «Славяне»).

1

49

Обобщение. Проверочная работа № 4. Т

1

50

Внеклассное чтение.  «Вчера и  сегодня». Книги о родном городе, его  прошлом и настоящем или  «Литературные сказки писателей XIX  века».

1

51

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг.

1

52

Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».

1

53

Поэты XIX  века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева. Т

1

54

Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе. Т

1

55

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении. Т

1

56

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Дедушка Мазай – добрый охотник.

1

57

Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне.

1

58

Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два  брата»).

1

59

Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая  бывает роса на траве», «Как ходят деревья»). Т

1

60

Практикум «Учусь читать художественную прозу». Т

1

61

Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир  и хрестоматия» («Столица и губерн- ский город»). Т

1

62

Первое  знакомство  с  Родиной  (К.Д.   Ушинский  «Деревня  и   уездный  город»,

«Просёлочная дорога»). Т

1

63

Р/Р Сочинение в форме  путевого очерка. Т

1

64

Как помочь детям полюбить свою родную  землю? (К.Д. Ушинский «Наше Отечество»). Т

1

III четверть -40ч.

65

Р/Р Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»). Т

1

66

А.И. Куприн «Слон». Непонятная болезнь (ч. 1–3).

1

67

А.И. Куприн «Слон». Можно ли выполнить желание Нади? (ч. 4–5).

1

68

А.И. Куприн «Слон». «Я уже  совсем  здорова!» (ч. 6).

1

69

Обобщение по разделу

1

70

Обобщение. Проверочная работа № 5. Т

1

71

Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики».

1

72

Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики».

1

73

Резервные уроки.

1

74

Резервные уроки.

1

Часть 2

Раздел 4. Век XX.  Новые встречи со старыми друзьями

62

75

Путешествие 8 (в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской.

1

76

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Первый день Лены в гимназии (гл.  8). Т

1

77

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Друзья и враги Лены Икониной (гл.  10–11). Т

1

78

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной.  Обобщение.

1

79

Внеклассное чтение. Мир детства.

1

80

Путешествие 9. Петроград. 1923  год. Редакция«Воробья». Житков и Маршак

1

81

Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»). Т

1

82

Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон»).

1

83

Обэриуты. Стихи Д. Хармса. Т

1

84

Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского.

1

85

Внеклассное чтение. Современные чудаки.

1

86

Путешествие 10. Вокруг Маршака.

1

87

Внеклассное чтение. Современные детские журналы

1

88

Е. Шварц «Два  брата». Живой мир и мир вечного покоя (гл.  1–4).

1

89

Е. Шварц «Два  брата». Спасение Младшего  – победа  живого мира (гл.  5–8).

1

90

Е. Шварц «Два  брата». Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение).

1

91

Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок),

«Пишу на ту же тему по-своему»).

1

92

Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»). Т

1

93

Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»). Т

1

94

Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»). Т

1

95

Так  кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»).

1

96

С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор.

1

97

Обобщение. Проверочная работа № 6.

1

98

Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах).

1

99

Путешествие 11. 1928  год.  Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский

и А. Барто. Т

1

100

Путешествие 11. 1928  год.  Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский

и А. Барто. Т

1

101

Ю. Олеша «Три  Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Живая кукла наследника Тутти (ч. 2).

1

102

Ю. Олеша «Три  Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Три Толстяка и другие герои  сказки (ч. 3, 4).

1

103

Ю. Олеша «Три  Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». «Простые высокие истины» (обобщение).

1

104

Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх  Толстяков?»). Т

1

IV четверть-32ч.

105

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети»).

1

106

А. Гайдар «Тимур и его команда». «Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2).

1

 107

А. Гайдар «Тимур и его команда». Игра или  серьёзное дело?  (ч. 3, 4).

1

108

А. Гайдар «Тимур и его команда». Тимур и тимуровцы (ч. 5, обобщение).

1

109

Путешествие  13. Смешные книжки.  Проверка развития читательских умений(Н. Носов «Федина задача»).

1

110

Юмористический рассказ на серьёзную тему (В. Драгунский «Что  любит  Мишка»).

1

111

Внеклассное чтение.  Юмористические рассказы В.  Драгунского

1

112

Внеклассное чтение.  Юмористические рассказы В.  Драгунского, Ю.  Сотника и Н. Носова.

1

113

Стихи А. Барто. Сатира или  юмор?

1

114

Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?».

1

115

Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др.

1

116

Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира. Т

1

117

Стихи Э. Мошковской и Э.Успенского

1

118

Стихи Саши  Чёрного и В. Долиной.

1

119

Миниатюры Г. Цыферова. Р/Р Создание собственных миниатюр. Т

1

120

Стихи Н. Матвеевой.

1

121

Внеклассное чтение. Любимые стихи.

1

122

Практикум «Учусь читать лирический текст». Т

1

123

Обобщение. Проверочная работа № 7. Т

1

124

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями (картины 1, 2).

1

125

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Поиски снежного цветка (картины 3–5).

1

126

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Мудрая сказка для  малышей (картины 6–8).

1

127

Путешествие 15. Современные детские писатели. (К. Драгунская «Крайний случай»).

1

128

Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!»). Т

1

129

Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина).

1

130

Обобщение. Берём интервью у детских писателей.

1

131

Обобщение. Берём интервью у детских писателей.

1

132

Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. Т

1

133

Внеклассное чтение. «О чём можно, о чём хочется читать».

1

134

Обобщение За 4 класс

1

135

Повторение изученного материала

1

136

Урок-праздник

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворема "Витамин роста" О.Е.Григорьев, 3 класс, литературное чтение УМК "Школа 2100"

Урок литературное чтение  в 3 классе (УМК "Школа 2100") по  теме: " Стихи  Олега   Григорьева  о ребятах и секретах роста"Цель:познакомить со стихотворемой и понять какой...

Стихотворема "Витамин роста" О.Е.Григорьев, 3 класс, литературное чтение УМК "Школа 2100"

Урок литературное чтение  в 3 классе (УМК "Школа 2100") по  теме: " Стихи  Олега   Григорьева  о ребятах и секретах роста"Цель:познакомить со стихотворемой и понять какой...

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 2 класса...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс...

Урок литературного чтения, ОС «Школа 2100» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, 3 «В» класс Тема: Удивительные пони Ю. Мориц.

Тема: Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)Цели: - создать условия для расширения читательского кругозора учащихся...

Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").

В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...

Рабочая программа по литературному чтению (ОС "Школа 2100") в 4 классе

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС на 2014/15 учебный год. Она включает в себя все основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содер...