Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованного учителем в образовательном учреждении «Формирование навыков полноценного чтения на уроках в 1-м классе»
проект по чтению (1 класс) на тему

Покшиванова Лариса Валентиновна

Паспорт проекта педагогического эксперимента

 

Юридический адрес

Самарская область,

Красноярский район, д. Екатериновка

Направление

Современные педагогические технологии

Название

Формирование навыков полноценного чтения на уроках в 1-м классе

Разработчик

Покшиванова Лариса Валентиновна, учитель начальных классов

Исполнители

Покшиванова Лариса Валентиновна, учитель начальных классов

Сроки реализации

2012 – 2013 гг.

Цель эксперимента

Апробация системы тренировочных упражнений, направленных на формирование навыков полноценного чтения в 1-м классе начальной школы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_navyka_polnotsennogo_chteniya.doc749 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа д. Екатериновка муниципального района                         Красноярский Самарской области

Рассмотрено:                                    Согласовано:                                                     Утверждаю:

на заседании                                   Зам. директора по УВР                    Директор ГБОУ СОШ

методического объединения        ________ /Мельникова Н.В./                      д. Екатериновка

учителей начальных классов        « ___» ________ 2012г.                ________ /Бореева Н.А./    

протокол №1 от 30.08.2012г.                                                                             Приказ № _____

                                                                                                                   от «__» ________2012г.                                                                                              

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованного учителем в образовательном учреждении

«Формирование навыков полноценного чтения на уроках в 1-м классе»

                                                                                     

                                  Автор проекта:

                                                                      Покшиванова Лариса Валентиновна

                                                                       учитель начальных классов

д. Екатериновка

2012г.

Паспорт проекта педагогического эксперимента

Юридический адрес

Самарская область,

Красноярский район, д. Екатериновка

Направление

Современные педагогические технологии

Название

Формирование навыков полноценного чтения на уроках в 1-м классе

Разработчик

Покшиванова Лариса Валентиновна, учитель начальных классов

Исполнители

Покшиванова Лариса Валентиновна, учитель начальных классов

Сроки реализации

2012 – 2013 гг.

Цель эксперимента

Апробация системы тренировочных упражнений, направленных на формирование навыков полноценного чтения в 1-м классе начальной школы


Содержание

Актуальность программы        

Задачи:        

Методы исследования:        

Объект исследования        

Предмет исследования        

Гипотеза исследования        

Методологические основы исследования        

Теоретические основы исследования        

Сроки проведения эксперимента        

База исследования        

Этапы педагогического эксперимента        

1. Ознакомительный (подготовительный) этап (июнь – сентябрь 2012 г.)        

2. Экспериментальный (практический) этап (2012 – 2013 гг.)        

3. Обобщающий (заключительный) этап (2013 г.)        

Приложение 1.        

Проект (программа) педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованного учителем в образовательном учреждении (ОУ).        


Актуальность программы

Для современной школы, развертывающей интенсивную работу по повышению качества знаний учащихся, по максимальной реализации их учебных способностей, овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и развивается устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность учащегося, возможность длительное время сохранять информацию и продуктивно ее использовать. Беглость чтения влияет на качество запоминания материала: чем быстрее ребенок читает, тем легче воспринимает прочитанное. Полноценный навык чтения – это база для орфографически грамотного письма, дальнейшего обучения всем другим школьным предметам. Это залог успешного учения, как в начальной школе, так и в средней, основной источник получения информации.

Однако выявлены проблемы, являющиеся серьёзным сдерживающим фактором развития навыков беглого осознанного чтения: недостаточно развитые навыки диагностической деятельности педагога; трудности в привлечении родителей к обучению детей; затруднения в формировании навыков чтения у детей с речевыми дефектами.

Актуальность проблемы обусловлена рядом противоречий: между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием интереса школьников к чтению; между существующей в современных условиях необходимостью формирования навыка беглого осознанного чтения и несовершенством педагогических условий, при которых формируется этот навык.

Поэтому перед учителем начальной школы встаёт задача сформировать положительное отношение к чтению. Ребёнок должен научиться читать для себя, научиться понимать чужие мысли, заключённые в тексте, извлекать из текста тот смысл, который автор вложил в него.

Составной частью общей языковой культуры, залогом точности выражения мысли и взаимопонимания является орфографическая грамотность. Именно в начальных классах закладываются основы грамотного письма. Глубина и прочность навыков учащихся определяются всей системой обучения и зависят от методов и приемов работы, от подбора эффективных и целенаправленных упражнений, от умелого проведения самостоятельных работ, от развития орфографической зоркости у учащихся и привития им навыков самопроверки и самоконтроля, от знания ими теоретического материала, на основе которого формируются орфографические навыки, от повторения грамматического и орфографического материала.

Управлять процессом формирования навыков чтения можно при соблюдении следующих условий:

  • при формировании навыков чтения необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление;
  • навык чтения значительно укрепляется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение и письмо;
  • формировать полноценный навык чтения необходимо не только на уроках чтения, но и на уроках математики, русского языка, окружающего мира и др.

Для формирования орфографического навыка у младших школьников необходимо выполнение следующих педагогических условий:

  • количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
  • качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний).
  • преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся;
  • осознанное построение предложений.

Цель программы: Апробация системы тренировочных упражнений, направленных на формирование навыков полноценного чтения в 1-м классе начальной школы.

Для реализации поставленной цели был разработан проект (программа) педагогического эксперимента, включающая в себя систему тренировочных упражнений на:

  • развитие речевого аппарата;
  • выработку внимания к слову и его частям;
  • формирование и развитие осознанного чтения;
  • развитие оперативного поля чтения и памяти;
  • увеличение скорости чтения;
  • формирование выразительного чтения.

Упражнения проводятся как обязательные этапы каждого урока чтения, занимают 5 – 10 минут урока.

Задачи:

1. Изучить использование технологий формирования навыков полноценного чтения в 1-м классе начальной школы;

2. Изучить уровень сформированности навыков чтения в 1-м классе;

2. Разработать проект (программу) педагогического эксперимента, направленную на формирование навыков полноценного чтения на уроках в 1-м классе с учетом уровня сформированности навыков чтения;

3. Выявить эффективность использования проекта (программы) на формирование навыков полноценного чтения на уроках в 1-м классе;

4. Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Методы исследования:

  1. Изучение научной и методической литературы по теме;
  2. Изучение и обобщение передового педагогического опыта;
  3. Анализ школьной документации;
  4. Педагогический эксперимент;
  5. Педагогическое наблюдение;
  6. Сравнение, систематизация, обобщение, анализ.

Объект исследования – уроки в 1-м классе начальной школы

Предмет исследования – проект (программа) педагогического эксперимента как средство формирования навыков полноценного чтения на уроках в 1-м классе.

Гипотеза исследования: введение проекта (программы) педагогического эксперимента позволит:

  1. Формировать навыки полноценного чтения на уроках в 1-м классе;
  2. Овладеть осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком;
  3. Формировать читательский кругозор и приобретать опыт самостоятельной читательской деятельности;
  4. Совершенствовать все виды речевой деятельности;
  5. Приобретать умение работать с разными видами информации;
  6. Развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений;
  7. Овладевать первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  8. Воспитывать интерес к чтению и книге.

Методологические основы исследования

Проблема формирования навыка беглого осознанного чтения рассматривалась в контексте методологических и теоретических исследований процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (И.Т. Федоренко,  Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев); технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения у учащихся (А.М. Кушнир, М.И. Оморокова, С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева).

Теоретические основы исследования

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем». Чтение на своем первичном этапе, на этапе формирования технологии чтения, известный психолог Б.Д. Эльконин характеризовал как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели».

Процесс чтения – это не тот процесс, который можно сформировать быстро. К сожалению, за последние 50 лет очень резко сократилось время обучения чтению и письму, практически в два раза. А если мы возьмем букварь 50-го года и современные учебники, которые ребенок должен уже читать через 2 месяца, то мы поймем, что информационная насыщенность, тот темп, который мы даем ребенку, вырос неимоверно. А возможности ребенка остались теми же. Какие имел он определенные функциональные возможности, такими они и остались. Если в 50-е годы в школу приходили дети почти восьми лет, то в последние 20 лет в школу приходят дети шести лет.

Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Скорость чтения зависит от способа, которым читает ребенок. Поэтому происходит так, что ребенок владеет синтетическим способом чтения, то есть читает целыми словами, но всё равно читает медленно.

Причины медленного чтения:

  • природный темп деятельности;
  • регрессии;
  • отсутствие антиципации;
  • артикуляция;
  • малое поле зрения;
  • уровень организации внимания;

Природный темп деятельности (врожденное свойство) – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, который выполняет человек за единицу времени. Столько, сколько способен за единицу времени прочесть человек с быстрым  темпом, медлительный не сможет. Чтение на скорость у медлительного ребёнка напоминает бег с препятствиями. Ребенок набирает воздух и на одном дыхании старается назвать как можно больше букв. Весь смысл прочитанного почти не постигается. Темп чтения неровный, в словах часты перестановки и пропуски.

Регрессии – возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространенный. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст, как легкий, так и трудный.

Антиципация, по-другому, смысловая догадка – это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей использует этот прием. В то же  время, если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

Недостаточная артикуляция, подвижность речевого аппарата (артикуляционный аппарат не дает в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова). Особенно трудно детям, у которых смазанное произношение. Речь их отличается недостаточной внятностью и выразительностью. Язык, губы, нижняя челюсть недостаточно согласовано работают при произношении  звуков, при переключении с одного звука на другой. Именно у этих детей разрыв между скоростью про себя и вслух особенно велик. Однако, и у остальных детей существует этот разрыв, так как скорость чтения про себя без открытой артикуляции всегда выше.

Малое поле зрения. Как показали исследования, глаза человека при чтении находятся в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смены точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации глаз. Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановки взора. Разница между человеком быстрочитающим и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения глаз, а в количестве материала, который воспринимается ими в момент фиксации. Поэтому, для повышения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строчке и их длительность.

Уровень организации внимания. Роль внимания и памяти при чтении так же велика, как и  в других видах деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность и результативность выполненной работы. В свою очередь это умения предполагает некоторое волевое усилие. Очень часто внимание младшего школьника рассеивается, как только материал стал скучным эмоционально непривлекаемым.

Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Сроки проведения эксперимента: сентябрь 2012 – май 2013 г.

База исследования: учащиеся 1-го класса ГБОУ СОШ д. Екатериновка Красноярского района  Самарской области.


Этапы педагогического эксперимента

1. Ознакомительный (подготовительный) этап (июнь – сентябрь 2012 г.)

Задачи

Основная деятельность

Прогнозируемые результаты

Организационная: разработка плана по реализации проекта.

Составление плана, определение сроков реализации проекта.

Разработать механизм реализации проекта.

Мотивационная: психолого-педагогическая разработка проблемы формирования навыка полноценного чтения.

Изучение мотивационной сферы всех участников образовательного процесса в области инновационной деятельности

Создание психолого-педагогических условий для развития инновационной деятельности учащихся, учителя.

Содержательная:      изучение методической, научной литературы

Изучение литературы по данному вопросу,                          отработка методов диагностики уровня сформированности чтения.

Программно-методическое обеспечение деятельности педагога по разработке инновационного проекта.

Аналитическая: изучение уровня сформированности навыков чтения детей, поступивших в 1-ый класс

Выявление уровня сформированности навыков чтения первоклассников

Выявление уровня сформированности навыков чтения и проблем, связанных с данным навыком

2. Экспериментальный (практический) этап (2012 – 2013 гг.)

Задачи

Основная деятельность

Прогнозируемые результаты

Экспериментальное апробирование разработанной программы.

Включение в учебный план класса системы тренировочных упражнений, направленных на формирование навыков полноценного чтения. 

Реализация целей и задач программы

Построение образовательного процесса в классе на основе предлагаемого проекта (программы)

Внедрение модели образовательного процесса, основанной на содержании проекта.        

Сформированный навык полноценного чтения (не ниже базового), формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; воспитание интереса к чтению и книге.

3. Обобщающий (заключительный) этап (2013 г.)

Задачи

Основная деятельность

Прогнозируемые результаты

Изучение и обобщение экспериментальных данных по теме опыта

Статистическая обработка результатов.

Обобщение результатов эксперимента.

Подведение итогов апробации и внедрения системы тренировочных упражнений, направленных на формирование навыков полноценного чтения.

Анализ основных результатов проекта, их наглядное представление.

Выводы по итогам реализации проекта (программы).

Представление полученных результатов

Выступление на заседании методического совета, педагогическом совете, семинарах, презентация идей опыта.

Внедрение проекта (программы)  в образовательный процесс.

При внедрении в учебный процесс 1-го класса проекта (программы) педагогического эксперимента, включающего в себя систему тренировочных упражнений, проводился ряд исследований с целью внедрения и изучения эффективности использования данной технологии:

1. Было проведено исследование техники чтения у принятых в 1-ый класс учащихся (сентябрь 2012 г., начало первой четверти);

2. На основании исследования техники чтения выявлены основные проблемы, связанные с чтением (сентябрь 2012 г.);

3. Повторное исследование техники чтения (декабрь 2012 г., конец второй четверти);

4. Сопоставление полученных в результате эксперимента результатов.

1. Исследование техники чтения у поступивших в 1-ый класс учащихся.

Исследование проводилась в естественных педагогических условиях ГБОУ СОШ д. Екатериновка, Красноярский район, Самарская область, с 3.09.12 – 10.09.2012 г. Дети обучаются по программе «Школа России», в классе 10 учеников.

В результате исследования было выявлено:

Таблица 1. Данные оценки техники чтения и понимания прочитанного (начало 1-ой четверти, 2012 г.)

№ п/п

Фамилия ученика

Показатели техники чтения

Уровень понимания прочитанного

Способ чтения

Ошибки

Недочеты

Темп чтения, слов/мин

1

2

3

4

5

6

8

1

Ефанов Захар

по слогам плавно

Нарушение темпа и четкости произношения слов

Отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения

14

Осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное

2

Казимова Виктория

целыми словами

Неправильная постановка ударений (более 2-х)

Недостаточная выразительность при передаче характера персонажа

19

Осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное

3

Карагулян Сос

целыми словами, по слогам плавно

Нарушение темпа

Нарушения смысловых пауз

12

Неточности при формулировке основной мысли произведения

4

Корнилов Василий

по слогам плавно

Неправильная постановка ударений, нарушение темпа и четкости произношения слов

Отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения

10

Неумение выделить основную мысль прочитанного

5

Мирзоева Сумая

не читает

-

-

0

-

6

Мунирова Алсу

не читает

-

-

0

-

7

Ниезова Виктория

по буквам

Искажения читаемых слов (замена, пропуски букв и слогов)

Отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
нецелесообразность использования средств выразительности

6

Непонимание прочитанного

8

Палоян Степан

по буквам

Искажения читаемых слов (замена, пропуски букв и слогов)

Отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
нецелесообразность использования средств выразительности

0

Непонимание прочитанного

9

Самойлов Илья

по буквам

Искажения читаемых слов (замена, пропуски букв и слогов)

Отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
нецелесообразность использования средств выразительности

6

Непонимание прочитанного

10

Уринова Иноят

по буквам и по слогам

Чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух

Отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения

10

Осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное

Согласно нормам чтения в 1 классе (1 полугодие) темп чтения незнакомого текста:

Базовый уровень: 10-15 слов в минуту

Повышенный уровень: 20-30 слов в минуту.

Как видно из таблицы 1, уровень сформированности навыков чтения, близкий к повышенному, показал 1 человек, это Казимова Виктория. Причем она допустила ошибки в ударении, выразительность чтения также была недостаточна.

Базовый уровень показали 3 человека: Карагулян С., Ефанов З., Уринова И.

3-е учащихся (Мунирова А., Мирзоева С., Палоян С.) не владели навыком чтения.

Остальные 3-е ребят (Ниёзова В., Самойлов И., Корнилов В.) показали уровень ниже базового (читали до 10-ти слов).

Процентное соотношение уровня чтения в классе получилось следующее: 10 % имеют уровень сформированности навыков чтения, близкий к повышенному; 30% – имеют базовый уровень сформированности навыков чтения; 30% - уровень чтения ниже базового; 30% – отсутствует навык чтения. Эти данные представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Данные оценки техники чтения и понимания прочитанного (начало учебного года, сентябрь 2012 г.)

2. На основании исследования техники чтения выявлены основные проблемы, связанные с чтением: уровень сформированности навыков чтения в классе довольно низкий, половина ребят практически не умеют читать или читают очень слабо, и, соответственно не понимают прочитанного; большинство ребят еще используют чтение по буквам.

3. Для формирования навыка полноценного чтения был разработан и опробован проект (программа) педагогического эксперимента, включающая в себя систему тренировочных упражнений, направленную на:

  • развитие речевого аппарата;
  • выработку внимания к слову и его частям;
  • формирование и развитие осознанного чтения;
  • развитие оперативного поля чтения и памяти;
  • увеличение скорости чтения;
  • формирование выразительного чтения (Приложение 1).

4. В декабре 2012 г. проведено исследование техники чтения по результатам обучения за 1 полугодие учебного года.

В результате исследования было выявлено:

Таблица 2. Данные оценки техники чтения и понимания прочитанного (конец 1-го полугодия, 2012 г.)

№ п/п

Фамилия ученика

Показатели техники чтения

Уровень понимания прочитанного

Способ чтения

Ошибки

Недочеты

Темп чтения, слов/мин

1

2

3

4

5

6

8

1

Ефанов Захар

целыми словами

-

Недостаточная выразительность при передаче характера персонажа

35

Полное понимание прочитанного

2

Казимова Виктория

целыми словами

-

-

45

Полное понимание прочитанного

3

Карагулян Сос

целыми словами

-

Недостаточная выразительность при передаче характера персонажа

34

Полное понимание прочитанного

4

Корнилов Василий

целыми словами

-

Недостаточная выразительность при передаче характера персонажа

15

Полное понимание прочитанного

5

Мирзоева Сумая

по слогам

Неправильная постановка ударений, нарушение темпа и четкости произношения слов

Отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
нецелесообразность использования средств выразительности

15

Неточности при формулировке основной мысли произведения

6

Мунирова Алсу

по слогам

-

Отдельные нарушения темпа речи

16

Неточности при формулировке основной мысли произведения

7

Ниезова Виктория

целыми словами

-

Отдельные нарушения смысловых пауз

19

Полное понимание прочитанного

8

Палоян Степан

по словам и слогам

-

Отдельные нарушения темпа и четкости произношения
слов

18

Полное понимание прочитанного

9

Самойлов Илья

по словам и слогам

-

нецелесообразность использования средств выразительности

19

Полное понимание прочитанного

10

Уринова Иноят

целыми словами

-

Отдельные нарушения четкости произношения

25

Полное понимание прочитанного

Согласно нормам чтения в 1 классе (1 полугодие) темп чтения незнакомого текста:

Базовый уровень: 10-15 слов в минуту

Повышенный уровень: 20-30 слов в минуту.

Как видно из таблицы 2, из 10-ти четверо учащихся (Казимова В., Карагулян С., Ефанов З., Уринова И.) достигли повышенного уровня сформированности навыков чтения.

Уровень, близкий к повышенному, у четырех человек (Самойлов И., Палоян С., Ниезова В., Мунирова А.)

Двое учащихся (Мирзоева С., Корнилов В.) имеют базовый уровень навыков чтения.

Ошибки в технике чтения допустил 1 ребенок, у 8 учащихся имеются небольшие недочеты в технике чтения, 1 ученица – Казимова Виктория не допустила ошибок и недочетов при чтении.  

Процентное соотношение уровня чтения в классе получилось следующее: 40% имеют повышенный уровень сформированности навыков чтения; 40 % имеют уровень сформированности навыков чтения, близкий к повышенному; 20% – базовый уровень сформированности навыков чтения. Эти данные представлены в диаграмме 2.

Сравнительный анализ показателей уровня чтения в начале учебного года и в конце 2-ой четверти представлен в диаграмме 3.

Диаграмма 2. Данные оценки техники чтения и понимания прочитанного (конец 1-го полугодия, 2012 г.)

Диаграмма 3. Сравнительный анализ техники чтения и понимания прочитанного учащимися 1-го класса в начале учебного года и конце первого полугодия.

По результатам исследования техники чтения видно повышение уровня техники чтения и понимания прочитанного.

5. В конце мая 2013 г. проведено исследование техники чтения по результатам обучения за 2 полугодие учебного года.

В результате исследования было выявлено:

Таблица 3. Данные оценки техники чтения и понимания прочитанного (конец 2-го полугодия, май 2013 г.)

№ п/п

Фамилия ученика

Показатели техники чтения

Уровень понимания прочитанного

Способ чтения

Ошибки

Недочеты

Темп чтения, слов/мин

1

2

3

4

5

6

8

1

Ефанов Захар

целыми словами

-

-

47

Полное понимание прочитанного

2

Казимова Виктория

целыми словами

-

-

61

Полное понимание прочитанного

3

Карагулян Сос

целыми словами

-

-

40

Полное понимание прочитанного

4

Корнилов Василий

целыми словами

-

Недостаточная выразительность при передаче характера персонажа

25

Полное понимание прочитанного

5

Мирзоева Сумая

целыми словами

-

Недостаточная выразительность при передаче характера персонажа

27

Неточности при формулировке основной мысли произведения

6

Мунирова Алсу

целыми словами

-

Отдельные нарушения темпа речи

28

Неточности при формулировке основной мысли произведения

7

Ниезова Виктория

целыми словами

-

-

32

Полное понимание прочитанного

8

Палоян Степан

целыми словами

-

Недостаточная выразительность при передаче характера персонажа

33

Полное понимание прочитанного

9

Самойлов Илья

целыми словами

-

нецелесообразность использования средств выразительности

27

Полное понимание прочитанного

10

Уринова Иноят

целыми словами

-

-

36

Полное понимание прочитанного

Согласно нормам чтения в 1 классе (2 полугодие) темп чтения незнакомого текста:

Базовый уровень: 20-30 слов в минуту

Повышенный уровень: 30-40 слов в минуту.

Как видно из таблицы 3, из 10-ти шестеро учащихся (Казимова В., Карагулян С., Ефанов З., Уринова И., Палоян С., Ниезова В.) достигли повышенного уровня сформированности навыков чтения.

Четверо учащихся (Самойлов И., Мунирова А., Мирзоева С., Корнилов В.) имеют базовый уровень навыков чтения.

Ошибок в технике чтения нет, у 5 учащихся имеются небольшие недочеты в технике чтения, у 5 учащихся ошибки и недочеты при чтении отсутствуют.  

Процентное соотношение уровня чтения в классе получилось следующее: 60% имеют повышенный уровень сформированности навыков чтения; 40% имеют базовый уровень сформированности навыков чтения. Эти данные представлены в диаграмме 4.

Сравнительный анализ показателей уровня чтения в начале и в конце учебного года представлен в диаграмме 5.

Диаграмма 4. Данные оценки техники чтения и понимания прочитанного (конец 2-го полугодия, май 2013 г.)

Диаграмма 5. Сравнительный анализ техники чтения и понимания прочитанного учащимися 1-го класса в начале учебного года и конце учебного года.

Таким образом, внедрение проекта (программы) педагогического эксперимента, включающую серию специально подобранных тренировочных упражнений, показало заметное повышение уровня техники чтения и понимания прочитанного, что, в конечном счете, ведет к формированию навыков полноценного чтения и повышению успеваемости.


Приложение 1.

Проект (программа) педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованного учителем в образовательном учреждении (ОУ).

Упражнения проводятся как обязательные этапы каждого урока чтения, занимают 5 – 10 минут урока.

1. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата.

1. Дыхательные упражнения:

  1. Вдох через нос, выдох через рот.
  2. Вдох – задержка дыхания – выдох.
  3. Вдох  - выдох порциями.
  4. Вдох – задуваем свечку.
  5. Вдох – задуваем 1000 свечей.
  6. Вдох – считаем: у ежа ежата  1,2,3,4……(на сколько хватит дыхания); у ужа ужата 1,2,3,4….
  7. Вдох – чтение гласных как одно слово на одном дыхании АОУЭЫЯЕЕЮИ

- с ударением на букву Э (А, Ю и т.д.);

- с любым согласным звуком;

  1. Вдох – чтение согласных как одно слово на одном дыхании ПРМНРЩЖВМСЗРКЧБР

- с любой буквой гласных;

- с ударением на заданный слог.

  1. Самолеты взлетают: у-у-у-у.

         Машины едут ж-ж-ж.

         Лошадки поскакали цок-цок-цок.

         Рядом ползет змея ш-ш-ш.

         Муха бьется в стекло з-з-з.

  1. Летела муха около уха: ж-ж-ж

         Летела оса около носа: с-с-с.

         Летел комар и звенел: з-з-з.

         Сел на лоб, а мы его хлоп

         И поймали (кулачок)

         З-з-з пусть летит.

2. Отработка артикуляции на отдельных звуках – гласных и согласных - проговариваем, пропеваем.

а) подряд и выборочно И Э О А У Ы

б) в различных сочетаниях И-Э, И-А, И-О, И-У, А-У, У-Ы

Все звуки произносятся четко, громко, соблюдается правильная артикуляция.

3. Упражнения в чтении букв парами: Э-Е, А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И. Чтение слов с ними: Э-Е  эхо, поэт, орехи, ветер; А-Я аист, армия, яма; О-Ё нос, нёс, мороз, замёрз

4. Сравнение на слух произношения нескольких пар слов: мал-мял, слёзы-слово, луна-люди. Есть ли различие в первом слоге каждой пары слов.

5. Упражнения в чтении согласных парами.

Ошибки в произношении солгасных, их смешение приводит к таким же ошибкам и при чтении. Произнося согласные в паре, учащиеся легче осознают различие в действии речевого аппарата и быстро исправляют дефекты произношения: С-Ш, Ш-Щ, З-С, С-Ц, Ж-Ш, Ж-З, З-Ц.

6. Упражнения в чтении нескольких согласных и гласных.

Все разнообразные сочетания С+С+Г, которые написаны на доске, должны быть прочитаны и произнесены слитно, чётко:

РБА-РБО, СТОР-СТРЕ, ТКА-ТКЮ, ДЛИ-ДЛЕ

7. Произношение чистоговорок

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчика шары.

Ро-ро-ро- у нас новое ведро.

8. Скороговорки с движениями рук


      Текст скороговорки

Движения рук

Мимо маленькой Марины     Пробежал медведь с малиной.                                      

Пальцы рук поочередно сжимать,  разжимать.

В такси таксе тесно    

Пальцы рук переплетены в замок, руки возле груди. Поочередно то вытягивая руки перед   собой  со сцепленными  пальцами, то подносить  к груди.                                                                                        

От топота копыт  

Пыль по полю летит    

Руки сжаты в кулачки, движения ими по столу.                                                                        

Пальцы разводим в разные стороны, как бы пускаем пыль.                                                                                                                                                                                            

Два щенка    

Щека к щеке

Щиплют щепку в уголке.                                                            

Руки сжаты в кулачки.                          

Кулачки друг об дружку.

Пальцы рук щиплют друг друга.

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.      

Одна рука – вертикально - дуб,                                                   вторая – клювик по дубу, как дятел. Меняем положения рук.                     

До города дорога в гору

От города с горы.                      

Руки показывают движения вверх, как в гору.

То же, но только с горы.    

Очень много ножек у сороконожек.

Подушечками пальцев по столу,                                                                       как ножки у сороконожки.

Проворонила ворона воронёнка.

Пальцы переплетены и прижаты,                                                              спрямляем, сжимаем.

Шапка да шубка

Вот и весь Мишутка.    

Руки на столе пальцы переплетены и выгнуты горкой.

В том же положении – на ребро. Ладони ложатся на стол тыльной стороной  вниз.         

9. Произнесение скороговорок

Скороговорки можно произносить группами, парами, весело, бодро спрашивая и радостно, удивлённо отвечая. Соединить скороговорку с игрой, с движением полезно для отработки чистоты произнесения звуков, для отработки дыхания, чувства ритма, создания у детей радостного настроения. Можно переставлять логические ударения. Возможно, при проговаривании делать акцент на определённом звуке. Во время проговаривания всех скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь.

Упражнения для работы со скороговоркой

  1. Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл скороговорки?
  2. Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.
  3. Читайте скороговорку, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.
  4. Читаем скороговорку с посылом воздуха в определённую точку
  5. Читаем скороговорку от начала до конца по кругу, постепенно увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово.
  6. Соревнование с помощью секундомера.
  7. Все скороговорки можно разыгрывать: представить игровую ситуацию, включить элемент соревнования.

Пример: будем маршировать, произнося текст четко выговаривая звук Р:

Бей в барабан, бей в барабан!

Громче бей в барабан! Тра-та-та!

(дети имитируют  игру на барабане)

Скороговорки

  1. Быстро Егорка говорит скороговорку.
  2. Хороша в ведре водица! Приходите к нам напиться.
  3. Пара птиц порхала, порхала да выпорхнула.
  4. Проворонила ворона воронёнка.
  5. Пришёл Прокоп – кипел укроп.

Ушёл Прокоп – кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

так и без Прокопа кипел укроп.

  1. Возле горки на пригорке жили 33 Егорки. Раз – Егорка, два – Егорка и т.д.
  2. По бревну бобры бредут.
  3. Расскажите про покупки. Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

  1. Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов

Била бурю.

   Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов

   Била бой.

  1. В огороде огорошены –

          Растерял горох горошины.

          Огород не огорожен –

          Не разыщите горошин.

  1. Как на пишущей машинке

       Две хорошенькие свинки:

       Туки – туки – туки – тук!

 Туки – туки – туки – тук!

  И посту-кивают, и похрю-кивают:

  Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!

  Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!

  1. Добры бобры до бобрят.
  2. Бабуся – мамина мама,

      Бабуся – папина мама,

      Дедуся – мамин папа,

      Дедуся – папин папа.

  1. Водовоз вёз воду из водопровода.
  2. Все покупки у прилавка упакованы в кульки.
  3. Ах, ты, эхо, эхо, эхо!

       Говорить с тобой – потеха.

  1. Болтунья болтала, болтала да заболталась.
  2. Дятел дуб долбил, да не додолбил.
  3. Летели лебеди с лебедятами.
  4. Купила бабуся бусы Марусе.
  5. До города дорога в гору, от города – с горы.
  6. На иве галка, на берегу – галька.
  7. У ёлки иголки колки.
  8. Сеня вёз воз сена.
  9. Хорош пирожок – внутри творожок.
  10. Купи кипу пик.
  11. Пилип к липе прилип, к липе прилип Пилип.
  12. Не руби дрова на траве двора.
  13. Ткал ткач ткань.
  14. Поклюйте, куры, крупки возле ступки!
  15. В барабаны барабанили, барабанили и понабарабанились.
  16. В доме у Димы дым. Раздуваем Димин дым.
  17. Волк-волчок овцу уволок. Овца волку - вилы в бок.
  18. Пёк подле копны картошку Прокоп.
  19. Кричал Архип, охрип Архип.

      Не надо Архипу кричать до хрипу.

  1. Ловко поле полонили – перепёлок половили.
  2. Влас у нас, Палас у вас.
  3. Шесть мышат в камыше шуршат.
  4. На возу лоза, у воза коза.
  5. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
  6. Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
  7. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  8. У Кондрата куртка коротковата.
  9. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
  10. Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  11. Около кола колокола и на колах колокола.
  12. Карась, в лаз не лазь! Застрял в лазе карась.
  13. Дал Макар Роману карамель, а Роман Макару – карандаш.
  14. Еле-еле Елизар едет-едет на базар.

      А с базара, а с базара не догонишь Елизара.

     50)  Варвара рвала боярышник у рва.

     51)  Сильный Василий несёт корзину со сливами.

     52)  Алла на аллее в алом платье алеет.

     53)  Яков Якову наговорил всякого про яков.

     54)  Панкрат и Кондрат раскрашивают квадрат.

     55)  Крышу крашу красной гуашью.

     56)  Уж и жаба шли на пляж,

             Жук нёс жабе саквояж.

  1. Орнитолог Петров

             Перекормил перловкою перепелов.

  1. За межою жнец и жница

             Жали ржицу и пшеницу.

  1. Было жарко. Жук жужжал.

            Жеребёнок рыжий ржал.

  1. Там в низине бузина.

             Под бузиною Зина.

             А у Зины бузины целая корзина!

             Так корзина тяжела с бузиной у Зины,

             Что не вылезет никак Зина из низины!

  1. Петрушка подружке петрушки принёс.

              Подружка Петрушки наморщила нос:

              Никак не ждала от Петрушки

              Подружка подобной петрушки.

  1. Добыл бобов бобыль.
  2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
  3. Шакал шагал, шакал скакал.
  4. На меду медовик, а мне не до медовика.
  5. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
  6. Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.
  7. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
  8. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
  9. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  10. Полили ли лилию? Видели ли Лидию?

        Полили лилию, видели Лидию.

  1. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
  2. У осы не усы, не усищи, а усики.
  3. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
  4. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
  5. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
  6. Жутко жуку жить на суку.
  7. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
  8. Шестнадцать шли мышей и шесть несли грошей. А мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  9. Свиристель свиристит свирелью.
  10. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

         В грозу от груза арбузов развалился кузов.

  1. Сачок зацепился за сучок.
  2. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
  3. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  4. Из-под Костромы, из-под Костромщины

          шли четыре мужчины.

  1. Не жалела мама мыла.

         Мама Милу мылом мыла.

         Мила мыло не любила,

         мыло Мила уронила.

  1. Во мраке раки шумят в драке.
  2. Не по траве, а около катилось «О» и охало.

         «О» охало, «О» окало… не по  траве, а около…

  1. У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи.
  2. Маланья болтунья молоко болтала,

         выбалтывала, да не выболтала.

  1. Наш Полкан из Байкала лакал.

         Полкан лакал, но не мелел Байкал.

  1. Тщетно тщится щука ущемить леща.
  2. Потолки белил бы Билли, если бы белила были.
  3. Рома смотрит на ворону: ворона ходит по перрону.
  4. Бабушка Любочке вышивает бабочек на юбочке.
  5. Петр Петрович Петров везёт в метро ведро осетров.
  6. Трубачи в трубы трубят в клубе.
  7. Шёл Егорка по пригорку

              И учил скороговорку.

             Он учил скороговорку

              Про Егорку и про горку.

  1. За жужелицей уж бежал,

             А жук от ужаса дрожал.

  1. Оля болтала об Алле, а Алла – о бале.
  2. Марфа – артистка, Марта – арфистка.
  3. Зерно кукурузы на грузовики грузим
  4. Села оса на ось колеса.
  5. У тетёрки потеря – тетерев тетеревят потерял! Тараторит тетёрка тетереву про потерю: - Ты, тетерев, растяпа! Ты, тетерев, тетеря!
  6. Мимо гуся пробегусь, я того гуся боюсь!
  7. Дождик рощу полощет,

             А роща на дождик ропщет

    107) Едет Римма мимо Рима.

               Видит Римма  в Риме мима.

    108)Казак верёвку связал,

    К вязу козла привязал.

    109) Петух – пастух пасёт пеструх!

    110) Деревня за бором, как за забором!

10. Четкое чтение абзаца, строфы.

11. Чтение в темпе скороговорки

 Предложение читается  сначала медленно, затем темп убыстряется. Слова необходимо произносить четко и понятно.

12. Упражнение в литературном произношении слов.

ЩА-ЩЕ  ручища-тараканище

ОГО-ЕГО синего-каждого

2. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.

1. Читай плавно.

Наиболее трудные слова из произведения до начала чтения текста прочитываются в медленном темпе, а потом в темпе разговорной речи.

2. Кто самый внимательный.

Этот вид упражнения развивает зоркость, внимание к слову и вызывает большую активность детей. Материалы для этих предложений служат слова, подбираемые учителем из текста. Для молчаливого показа используются слова, предъявляемые детям как попарно, так и последовательно, в зависимости от степени овладения навыком. Особенность этих слов такова, что они различны и по значению, и по буквенному составу не всего слова, а только его части. Дети,  быстро прочитывая слова, должны отметить эту разницу в видимых словах. В упражнение включаются следующие пары слов.

а) слова, написание которых отличается одной-двумя буквами: косы-козы, друг-враг, ветер-вечер, следы-следи;

б) чтение слов, написание которых включает несколько одинаковых букв: вслух-глух, слух; город-голод, горох, грохот; вьют-вьюн, вьюга, бьют;

в) слова с твердым и мягким согласным: ест-есть; галка-галька; полка-полька.

г) чтение разных слов с одинаковой приставкой: развел-развесил, прогибать-пробегают, (для слабочитающих)

д) чтение слов с одинаковыми окончаниями:  салазках-сказках, колючий-случай, соседи-медведи, чистота-частота, снежинка-смешинка, папка-палка

Лучше слова выбирать из читаемых произведений и печатать (а не писать) на доске.

е) чтение слов с общим корнем, но по-разному оканчивающихся.

Вода, водный,                            

Белье, белый,                          

Родина, родной.

Чистила зубы – чистое платье

Крутого берега – морского дна

3. Восстанови слова (возможен подбор слов, соответствующие теме урока)

ЦВ_Т_К            Л_НД_Ш                Б_Р_З_                 К_Р_Г_Ч

4. Лесенки слов 

ЕЛ                            Б_

МЕЛ                         Б_ _

ОБЕД                       Б_ _ _

ВЕСЕЛ                     Б_ _ _ _

5. Слова в слове

Сколько слов можно составить их букв любого слова, например,

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

6. Превращение слов    

М

З                

Л                 АЙКА

Ш

7. Анаграммы

АЧТПО  (почта)

АИДРО  (радио)

ФАГРЕЛТЕ  (телеграф) и т. д.

8. Чтение трудных слов

 ра – тра – стра -  страна

 во – тво – ство – детство

 ра – тра – стра – страница

9. «Бегущая строка»

Карточки с хорошо читаемым текстом из 1 – 2 слога. Сначала – 3-5 слов, а потом их количество увеличивается. Этот прием – как одна из форм словарной работы. Сначала карточки показываются на счет 1-2-3, потом 1-2, и, наконец, на счет «раз». При выполнении следует учитывать особенности слоабочитающих детей и быстро.

10. Закончить предложение, фразу, пословицу, поговорку или фразеологизм.

11. Восстановление всевозможных слов

12. Угадай

По первому слогу угадать слово, предложение с пропуском слогов, слов.

13. Занимательные упражнения.

Эти упражнения развивают внимание к звуковой и смысловой стороне слова. Например: Почему появились ошибки?

Жучка будку не доела. Неохота. Надоело.

14. Чтение с заданиями.

 - посчитать сколько раз встречается заданная орфограмма;

- определенная буква (Ц, О, М)

- определенное слово;

- подчеркнуть букву, слог ( на, ан и т.д.)

- посчитать сколько встречается односложных слов, двусложных (2 слога)слов;

- найти самое длинное, короткое слово.

3. Упражнения, формирующие и развивающие осознанность чтения.

1. Чтение текста  с пропущенными словами.

Листочками закрывается по одному слову в предложении. Дети должны догадаться при чтении и назвать его.

2. Игра в прятки.

Учитель начинает читать начало или окончание предложения, а дети должны найти данное предложение.

3. Мнимое слово.

В ходе чтения неправильно произносится слово, дети прерывают чтение, произносят и читают слово правильно.

4. Фотоглаз

Считывание слов с доски по одному. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли представлено такое-то слово. При этом названное слово могло и отсутствовать.

5. Финиш

Ставится задача читать текст до нахождения ответа на определенный вопрос, описание, мысли (сформулируйте теми же словами, что и в тексте или другими.

4. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

Развитие поля и способа чтения. Его необходимо выполнять в оптимальном темпе  с тем, чтобы «поле» чтения постоянно увеличивалось.

1. Упражнения начинаются с предъявления очень простых слов: ус, крот, друг, вдруг, хруст;

а) чтение односложных слов: уж, глаз, брат, съезд, взять;

б) чтение двусложных и трехсложных слов: зима, доктор, валенки, поле, спинка, деревья;

в) чтение однокоренных слов.

Эти группы слов можно включать в урок только лишь после того, как поле чтения детей будет не менее 5-7 букв: бег-бегать-бегство; море-моряк-морской.

г) чтение слов синонимов с ограничением времени восприятия: ключ-родник; воин-солдат-боец; зябнуть-стынуть-мерзнуть.

д) чтение употребительных словосочетаний с предлогом и без предлога, с тем, чтобы в текстах они узнавались сразу: дед да баба, весна-красна, заяц беляк, жили-были.

2. Пирамидка

Чтение: столбца из 2-3 слов, 2-3 слова в строчке и строчки, 3 слова в столбике и в строчке.

Установка: читаешь слово, сразу смотри на следующее за ним,

Постарайся понять прочитанное слово.

Используй разный темп чтения: медленно, в нормальном темпе, быстро.

5. Упражнения для увеличения скорости чтения

1. Многократное чтение

За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз с начала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения.

2. Выразительное чтение знакомой части текста с переходом на незнакомую.

3. Буксир

Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учащихся (от 80-160 слов), дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановке на каком-либо слове. Дети должны одновременно остановиться и указать последнее слово, которое может быть прочитано неправильно, близким по значению или грамматической форме.

4. Чтение под стук.

5. Чтение с отрывом взгляда (по сигналу посмотреть на точку или какой-лидо предмет, а затем читать далее)

6. «Горочка». Чтение каждой строки медленно – быстро – медленно.

7. Чтение по диагонали. Чтение отдельных слов, словосочетаний по диагонали.

8. «Серединка. Чтение текста, закрытого линейкой посередине.

9. Громко – тихо.

10. «Дежурная буква» – психологический настрой на начало урока и составление словосочетаний с предложенными прилагательными.

11. Работа по таблицам скорочтения.

6. Виды работы над выразительностью чтения

1. Какие звуки помогают представить, о чём говорится?

2. Как автор передаёт в стихах различные звуки природы?

3. Прочитайте стихотворение с разной интонацией: весело, тихо, плаксиво, грустно, зовя, вопросительно, удивляясь, восхищаясь, ехидно, грозно, крича, смеясь, гордясь, как скороговорку, быстро  и т.д.

4. Прочтите стихотворение так, как сделал бы это: уж, кошка, мышка, лягушка, собака, медведь, ёж, лиса, конь, белка, корова, поросёнок и т.д. Изменится ли ваше восприятие этого стихотворения?

5. Прочитайте стихотворение так, словно вы: поднимаетесь по лестнице, прыгаете на скакалке, засыпаете, подсказываете кому-то, укачиваете малыша, поёте песню, копаете картошку на даче, моете пол, бежите, смеётесь, плачете  и т.д. Какое чтение подходит лучше всего? Почему?

6. Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл стихотворения?

7. Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.

8. Читайте стихотворение, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.

9. Читаем стихотворение с посылом воздуха в определённую точку

10. Что хотел выразить автор? Зачем он написал это стихотворение? Какое у него было настроение? Почему вы так решили? Найдите слова-подтверждения.

11. Понаблюдайте, как внутри стихотворения «играет» слово, как при помощи  звукописи поэт передаёт образы, создаёт ощущения

12. Распределим роли и проинсценируем это стихотворение.

13. Задание

- Прочитай стихотворение.

- Подумай, какие чувства автора в нем выражены? Чем можно объяснить эти чувства?

- Какими образными словами автору удалось выразить чувства? Какие из них тебе особенно нравятся?

- Подумай, какие картины можно нарисовать этому стихотворению.

- Приготовься к выразительному чтению.

14. Задание

- Прочитай внимательно текст. Определи главную мысль.

- Попытайся представить прочитанное.

- Дай свою оценку героям рассказа и событиям.

- Приготовься безошибочно выразительно читать, соблюдая паузы и ударение.

Тексты стихотворений для развития выразительности речи.

Точки зрения

Людмила Фадеева

С точки зрения Кота

Сын Котёнок – красота!

Шубка расписная!

Мордочка смешная!

Прямо на макушке

Мяконькие ушки!

С точки зрения Лягушки

Для чего ребёнку ушки?

Шубка расписная?

Мордочка смешная?

То ли дело лягушонок!

Большеротый Квакушонок!

На спине пупырки!

Глазки на затылке!

Улыбаются, глядят

На своих они ребят!

Все чужие точки зрения

Вызывают в них презрение.

Щенок

Вадим Левин

Гулял по улице щенок –

Не то Пушок, не то Дружок.

Гулял в метель, и в солнцепёк,

И под дождём гулял и мок,

И, если даже шёл снежок,

гулял по улице щенок.

Гулял в жару, в мороз и сырость,

Гулял, гулял, гулял

И – вырос.

                     ***

Вор прокрался утром рано!

Грош украл он из кармана!

Кар-рандаш! Картину! Пробку!

И картонную коробку!»

Чемпион

Владимир Степанов

Мне крутой не страшен склон –

Я по лыжам чемпион.

Я спортсмен отважный.

Это знает каждый.

Что ты смотришь так, ворона?

Не догонишь чемпиона!

Хочешь, вместе до реки

Полетим вперегонки.

Качели

Лев Квитко

Ой-да,  ой-да,  ой-да,  ух!

Я лечу, лечу, как пух!

А навстречу мне лесок,

И неба тёплого кусок,

И в речке синяя вода!

Ой-да,  ой-да,  ой-да,  да!

Речки светлая струя

Изогнулась, как змея.

Вьётся так и вьётся сяк,

И вползает в березняк.

Ой-да,  ой-да,  ой-да,  ух!

Аж захватывает дух!

Вот сбежалась детвора:

- Ты качался – нам пора!

Вверх, вниз! Вверх, вниз!

Прямо к облаку несись!

Город сдвинулся вдали,

Оторвался от земли…

Ой-да! Ой-да!  Ой-да!..

Ой! Стой!

Мыльные пузыри

Э.Фарджен

Осторожно – пузыри…

 Ой, какие!

 Ой, смотри!

 Раздуваются!

 Блестят!

 Отрываются!

 Летят!

 Мой – со сливу!

 Мой – с орех!

 Мой не лопнул дольше всех!

Чайник

Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд.                                      

Я всем напоказ выставляю живот,

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

- Эй, люди, я с вами  почайпить хочу!

Дракон

В дверь диетической столовой

Вошёл дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте!» сказал

И, улыбаясь, заказал:

- Для этой головы, пожалуйста, халвы.

Для этой пасти – прочие сласти.

Для этой головки – перловки.

Для этой глотки – селёдки.

Для этой башки – пирожки.

Для этой рожи – то  же.

Для этого личика –

 два сдобных куличика.

Что ещё? Лимонада бутылку,

Семь салфеток, ножик и вилку.

* * *

А.Шибаев

Была тишина, тишина, тишина…

Вдруг грохотом грома сменилась она!

И вот уже дождик тихонько ты слышишь? –

Закрапал, закрапал,

закрапал по крыше…

Наверно, сейчас барабанить он станет..

Уже барабанит!

Уже барабанит!

* * *

В.Суслов

Ливень льёт! Ливень льёт!

Пляшут капли в лужице.

Плот плывёт! Плот плывёт!

Плот по луже кружится.

Лягушонок влез на плот

И кричит: «Ура! Вперёд!»

Плещут волны! Хлещут волны!

Заливают с головой!

 Что мне волны! Самый полный! –

Не сдаётся рулевой.

 Я на Волгу поплыву!

По каналу – и в Москву!

Только ливень всё сильнее.

Только капли всё крупнее.

Хвастунишку не жалея,

Бьют сильнее и сильнее!..

Лягушонок в лужу – плюх!

И на землю, под лопух.

* * *

В.Суслов

В тишине лесной глуши

Шёпот к Шороху спешит.

Шёпот к Шороху спешит,

Шёпот  Шороху шуршит:

 Ты куда?

 К тебе лечу.

Дай на ушко пошечу:

 Шу-шу-шу да ши-ши-ши,

 Тише, Шорох, не шурши,

Навостри-ка уши –

Тишину послушай!..

* * *

-Зайка, заинька – дружок!

Посиди со мной часок.

- Ни минуты не могу

В гости к ежику бегу.

Он вчера меня встречал,

Есть морошки приглашал.

Ф. Бобышеа

* * *

Вот свернул в лесочек зайка,

Поднял ушки: догоняй-ка!

- Эй, не зевайте,

Зайку догоняйте!

*  *  *

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает

-Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?

Телевизор тигр купил,

Самый лучший попросил.

- Я люблю, -

Сказал он строго, -

Чтоб полосок было много!

Г.Виеру

* * *

Подарил мне папа льва!

Ох, и  струсил я сперва!

Я два дня его боялся,

А на третий он сломался!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ,  реализованного учителем начальных классов  Убоговой  Галиной Николаевной. в МБУ сош №24 г.о.Тольятти   Пояс...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "

Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...

Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению Современных образовательных технологий и ИКТ в учебный процесс.

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания.Сосредотачивая уси...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе

Тема проекта:  «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной  школе »...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий "Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения".

1.Особенности формирования читательской компетентности у учащихся младших классов.2.Современные образовательные технологии, способствующие формированию читательской компетентности младших школьников.3...

Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ «Эффективность использования технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе»

Изучено использование технологии развивающего обучения в современном образовании на уроках русского языка в начальной школе. Выявлена эффективность использования технологии развивающего обучения как с...