УЧИМСЯ ТВОРЧЕСТВУ
статья по чтению на тему

Сергеева Татьяна Никаноровна

Высокая миссия учителя — нести в мир детства все нравственные ценности, помогать ребенку от­крывать этот мир во всем его богатстве и многообразии. А значит, любой урок, встреча, творческое дело, беседа, экскурсия подчинены единственной цели — всесторонне развивать лич­ность ребенка, ведь дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и твор­чества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_tvorchestvu.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИМСЯ ТВОРЧЕСТВУ.

Высокая миссия учителя — нести в мир детства все нравственные ценности, помогать ребенку открывать этот мир во всем его богатстве и многообразии. А значит, любой урок, встреча, творческое дело, беседа, экскурсия подчинены единственной цели — всесторонне развивать личность ребенка, ведь дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Мало стать мастером своего дела, надо самому быть интересным человеком, творческой личностью, чтобы быть принятым юными и развивать эти качества у них.

Кто-то считает, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе и может считаться призванным к нему. Возможно. Но од,нако спорно. В каждом ребенке в большей или меньшей степени живет творчество. Творческие процессы мы находим у детей уже в самом раннем их возрасте. Лучше всего  наблюдаем творческие ростки в играх детей.

Мои ученики очень любят сочинять. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают себя, развивая свои творческие эмоциональные способности.  Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда - порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать.

Из поэтической тетради моих учеников «Зимняя страница»

Вот декабрь год кончает

Он и зиму начинает.

В январе и феврале

 все метели на дворе.

Детворе не будет скучно,

Если снега во дворе выпадет большая куча

Вот уж дети рады, рады

И зиме, и снегопадам.

(Юля Егорина)

Вот красавица зима

в белой шубке она.

За окошком метель

Припорошила ель.

(Захарова Софа)

Сказка

«А кому зимой хорошо»

Встретила как-то лиса в лесу барсука. Идет он ей навстречу и зевает.

- Барсук, ты к зиме приготовился?- спрашивает она.

- А чего мне готовиться, - зевает барсук - спать лягу и до весны.

-Ленивый ты, барсук. Ни тебе снежком умыться, ни шкурку новую заиметь, ни побегать по первому снегу. Скучно спать-то?

-Что ты, лисонька, это тебе плохо: зайца не поймала- голодать будешь, а то и еще хуже- охотники в лес придут- страшно- то…А я отосплюсь, к весне проснусь, тепло, птицы поют, жизнь в лесу шумит. А зимой тихо, холодно. Пошел я, мне давно пора в норку.- и медленно заковылял к своей норе под елью.

(Токарева Ксения и Усачева Ангелина)

В свое время я начала работу по развивающей системе Л.В. Занкова,  которая помогла мне понять,  что творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Организуя учение, труд, игру детей, я получаю возможность влиять на их развитие, давать им эмоциональную направленность.

На уроках литературного творчества по словам Ш.А.Амонашвили, чтобы «воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества», учитель должен создать «…такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дать им возможность почувствовать се6я в нем властелином».

Деятельность человека, и в частности ребенка, является фактором развития  его личности. Производя какие- либо усилия физического, интеллектуального, духовного плана, человек упражняется в том или ином виде деятельности, развивает свои способности, приобретает опыт и навыки. Однако, фактором развития личности становится не столько совершение трудовых операций, сколько получаемый результат, переживаемый как индивидуальное достижение, успех. Именно осознание личных индивидуальных достижений, оцениваемое как удача, как маленькая победа над самим собой, является стимулом его дальнейшего движения в этом направлении.

На мой взгляд, такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова, а также служит хорошим средством развития эмоциональных способностей.

Творческое умение ребенка- это в сущности, способность сделать какое-то новое для себя открытие, пусть и незначительное, и для кого-то не новое.

Из поэтической тетради «Осенняя страница».

Осенний парашютист.

Между ветвями старых берез повисла паутинка. Паучок долго и тщательно ее плёл. Каждое утро на ней собирались холодные капли росы. На солнце они искрились, словно стеклянные шарики. Паутинка была крепка, видно мастер её плёл, одним словом  Паучок. И кто бы мог подумать, что однажды в один из дней, Паучок станет парашютистом. Ветер озорник срывал листья с деревьев, закружил их, подхватил Паучка с паутинкой. Где- то он теперь будет?

(Лейтан Валерия, Найдин Артем)

Я в парке брожу

С собакой Антошкой.

Я в парке брожу

Мне грустно немножко.

С берез облетают

Желтые листья.

Листочки летят и  с осины,

С рябины

Кленовый листок

В зубах у Антошки.

Осень пришла

Вот и грустно немножко.                        (Токарева Ксюша)

Воробьиная осень.

Жил - был маленький воробей - воробышек. Он любил путешествовать, очень уж любил смотреть на радугу после дождя. Его приятелями были голуби. Где голуби крошки собирали, там и воробей. Захотелось ему водички, капли с листьев соберет и друзьям оставит. Слетятся все под крышу и любуются вечерним закатом. Хорошо! Однажды воробей увидел, как листья падают, то винтиком, то мотыльком. И давай за ними гоняться, весело ему. Только, почему голуби взгрустнули, так и не понял.

(Коклюгин Захар)

Я стремлюсь имеющийся познавательный материал рассматривать в неразрывном, органичном единстве с развитием творческих способностей ребенка, формировать целостное представление о мире и месте в нем человека.

Обучение детей играть и играя считать, решать, строить, конструировать обеспечивает воспитание тех необходимых качеств, которые нужны школьнику для его обучения.  Занимательные, развивающие игры развивают и память, мышление, и воображение. Результатом такой работы является творчество и раскрепощение детей, умение самостоятельно работать, анализировать, рассуждать, хорошо развиты коммуникативные способности, формируются умения применять полученные знания в новых нестандартных условиях, и как следствие высокий уровень обученности учащихся.        

В теории и практике обучения вопросу развития творческих способностей уч-ся пока не уделено должного внимания, но понятно одно, что развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Разумеется, увидеть что-то по новому, не так, как все, и не так, ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся системой познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям и к самому процессу поиска.  А я  буду стремиться помочь в этом ребенку, используя все свои знания, опыт, душевные силы и, конечно, любовь, чтобы из маленького человека выросла творческая личность. Главное помнить, что наши дети обладают уникальным творческим потенциалом и чем раньше учитель начнет оказывать действенную помощь по реализации его, тем с большей уверенностью сможет сказать, что растит талантливых людей. Но важно не только разбудить в детях желание свободно высказываться, но и обогатить их красотой слов, которые как у Паустовского, «…то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются как птицы, то позванивают, как первый лед». Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира - это характерный признак духовной жизни детской личности. если бы ребенок не воспринимал гармонического единства окружающих вещей и явлений- цвета, звуков, запахов, состояний, движений как красоты, являющейся неисчерпаемым источником радости, полноты жизни, мир его был бы хмурым и неприветливым. Процесс усвоения знаний в школьные годы нередко отрывается от духовной жизни учеников.

Из поэтической тетради «Мы сочиняем сказки».

Два брата и Морозец.    (Найдин Артем, Токарева Ксюша)

 В самом обыкновенном городе жили два брата. Были они ужасные забияки, что ни день, то ссоры у них, то драки. Совсем не умели дружить. А ведь скоро Новый год, разве можно встречать Новый год драками. Очень Морозец сердился на этих братьев. То вьюгу пошлет, закружит, наметет снега, и на улицу не выйдешь, то метелью разгуляется непогода, то и слышно завывание в трубе. А братья знай себе ссорятся. Но однажды надоело им сидеть дома, и как только стихло, решили они погулять. А на улице зима красавица! Все бело. Искрится, сверкает снег, словно Морозец серебро рассыпал. Захотелось братьям слепить снеговика, такого задорного, веселого. Да только снег в руках у братьев не лепился, а превращался в маленькие льдинки, такие холодные и колючие. Задумались братья, льдинки им напоминают самих себя, таких ершистых, холодных и колючих. А в ту пору Морозец владения свои проверял, да заметил, что у братьев- то ничего не получается, видит огорченные очень, растерянные.

- Скажи нам дедушка Морозец, что делать, чтобы мы никогда не ссорились, а жили в мире и согласии? – обратились к Морозцу  братья.

-Низко друг другу поклонитесь, глазами друг на друга посмотрите, добрым словом молвите друг дружке, сердца ваши-то и растают. Любить друг друга будете, про обиды забудете.- посоветовал Морозец братьям.

 Детская память как раз потому так остра, что в нее вливается чистый ручеек ярких образов, картин, восприятий, представлений. Как важно не допустить, чтобы школьная дверь закрыла от сознания ребенка окружающий мир. Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка.

Субботина Саша

Чудные края, как вы мне родны -

Красивые луга, зеленые ковры.

Как вы мне милы, как вы мне близки -

Цветочные поляны, душистые сады.

Это весь мой город, мой родимый край.

Да здравствует, да здравствует,

Мой рай…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у младших школьников словесного творчества «Учимся писать стихи»

Не секрет, что многие современные ребятишки не любят читать стихи. Но зато они любят их сочинять! Так давайте воспользуемся этим, чтобы воспитать из маленького писателя большого читателя! В р...

Урок "Устное народное творчество. Учимся сочинять волшебную сказку"

Конспект урока литературного чтения (4 класс) с презентацией "Устное народное творчество. Учимся сочинять волшебную сказку"...

Обобщение опыта работы "Дорога в будущее. Творчеству надо учить" (выступление с презентацией)

Данная работа  я представляет обобщение моего опыта работы, как учителя ИЗО и технологии...

Доклад на тему: "Учить творчеству"

    В последнее время мы слышим очень много разговоров о том, что большинство детей приходит в школу с низким уровнем творческих способностей и нежеланием учиться. Учителям приходится...

Видеоурок.. Литературное слушание по творчеству Саши Чёрного в 3-х частях. УМК "ПНШ", 1 класс. учимся работать с хрестоматией

https://yadi.sk/d/aZV1qvT-Sb0piA  ссылка на видео в 3-х частях по работе с хрестоматией ЭФУ УМК "ПНШ", 1 класс Учимся слушать, пользоваться содержанием в детских книгах и  понимать...