Конспект урока по литературному чтению М.Цветаева "Рябина".
план-конспект урока по чтению по теме

Назарова Ирина Владимировна

Конспект урока носит познавательный характер. Учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством великой поэтессы М.Цветаевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvetaeva.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: М.Цветаева «Рябина».        

1. Организационный  момент.

- Здравствуйте! Внимательно посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу, и пусть, только хорошее и доброе настроение останется с вами на уроке.

        2. Повторение пройденного материала.

- Сегодняшний урок литературы начнём с работы в группах.

- Давайте вспомним основные правила работы в группах.

1. Объединиться в группы.

2. Получить задание.

3. Разгадать кроссворд.

4. Назвать ключевое слово.

5. Время и результат.

6. Работать дружно.

- Объединяемся в группы. Первый ряд – это первая группа, второй – вторая, третий – третья. Задание, которое будет предложено группам, направлено на то, чтобы проверить домашнюю работу, а также, выполнив задание, вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока. Каждая команда получает кроссворд.  Вам нужно ответить на все вопросы, а также, выписать ключевое слово.

        Кроссворд.

  1. Продукт, острая приправа, которой не ел герой рассказа В. Голявкина. (Горчица).
  2. Кто автор фантастической повести «Миллион и один день каникул»? (Велтистов).
  3. Имя мальчика, от имени которого ведётся повествование в рассказах В.Драгунского. ениска).
  4. В каком из своих стихотворений Гумилёв Н.С. описывал луга, пахнущие мёдом, осенний ветер, придорожную траву? (Детство).
  5. На каком виде транспорта катался от скуки герой из рассказа В. Голявкина? (Трамвай).
  6. Назовите фамилию директора зоопарка, который был превращён в козлика в рассказе К. Булычёва «Консилиум». (Царевич).
  7. Назовите фамилию автора, который написал стихотворение «Две кузницы». вардовский). 
  8. Как называются люди – свет в произведении Е. Велтистого «Миллион и один день каникул"? (Тахионы).

- Какое ключевое слово получилось у  команд? (Цветаева).

- Давайте проверим правильность ваших ответов. (Учитель задаёт вопрос, команды в порядке очереди дают ответы).

        Сообщение темы урока.

- Вы правильно назвали ключевое слово. Сегодня мы будем говорить о жизни и творчестве Марины Цветаевой.

        3. Биография М.Цветаевой

(С биографией М. Цветаевой знакомит учитель, опираясь на фотографии).

             Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года с субботы на воскресенье, в полночь, накануне церковного праздника – Иоанна Богослова.

Её отец – основатель Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, мать – пианистка. В 1914 году Марина Цветаева вместе со своим мужем Сергеем Эфроном поселились в уютном большом доме в городе Москве в Борисоглебском переулке. Давайте посмотрим, что же это за дом, и чем он так понравился  М. Цветаевой. (Видеоролик «Дом Марины»).

         Через 30 лет в 1922 году  семья Цветаевых уехала заграницу – эмигрировала. Жизнь Марины Цветаевой не была радостной, т.к. она тосковала по Родине. Давайте прослушаем её стихотворение, которое так и называется «Тоска по Родине». (Видеофрагмент).

     В начале войны в 1941 году Цветаева оказалась вместе со своим сыном в городе Елабуге в эвакуации. Она осталась без денег, без работы, без жилья. 31 августа 1941 года она покончила жизнь самоубийством. (Фотография могилы М.Цветаевой).

- Давайте послушаем, что писала М.Цветаева в начале своей жизни. (Видеоролик).

Моим стихам. Написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт…

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой …

-Вы прослушали стихотворение, рассказанное устами М.Цветаевой. Как вы думаете, какое слово она  не договорила. (Слово – черёд).

- Да, черёд стихотворений М.Цветаевой настал. Теперь она – классик русской поэзии, одна из её вершин. Стихи М. Цветаевой пользуются огромной популярностью. (Учитель знакомит ребят со сборниками стихотворений М.Цветаевой).

        Физминутка.

Руки за спинку, головки назад.

Глазки пускай в потолок поглядят.

Головки опустим -  на парту гляди.

И снова наверх – где там муха летит?

Глазами повертим, поищем её.

И снова читаем. Немного ещё.

        4. Работа с учебником.

- А сейчас откройте учебники и найдите стихотворение, которое начинается словами «Красною кистью рябина зажглась…» (Выразительное чтение данного стихотворения учителем).

             После прочтения учитель задаёт вопрос:

- Что испытывает поэтесса от того, в какой день она родилась? (Гордость, ведь в этот день люди праздновали церковный праздник, в этот день родилась она – будущая поэтесса).

- Какие строки в этом стихотворении указывают на время года, в которое родилась М. Цветаева?

- Прочитайте стихотворение самостоятельно, найдите не совсем понятные выражения, слова и  мы вместе попробуем их объяснить.

- Лексическое значение, каких слов вам не совсем понятно? (Ответы детей).

- Как вы понимаете смысл выражения «рябина зажглась»? «Спорили сотни колоколов?» В этом стихотворении упоминается  имя святого Иоанна Богослова. Вы что-нибудь знаете об этом святом?

        Дополнительные сведения.

     Иоанн Богослов является одним из учеников Иисуса Христа, самым любимым его учеником. Иоанн Богослов написал Апокалипсис, т.е. откровение. В своём труде он описал события, которые произойдут с человечеством, в будущем, т.е. как бы говорил словами Бога. Когда к Иоанну Богослову пришла смерть, его ученики закопали его тело на одном из греческих островов. На утро, когда народ собрался у могилы Святого, тела его не нашли, т.к. Бог забрал тело и душу Иоанна на небеса. Конечно, такое бывает очень редко, ведь если душа улетает на небеса, то тело остаётся в земле.

- Как понимаете смысл последних строк «Мне и доныне хочется грызть жаркой рябины горькую кисть»? (Жизнь М.Цветаевой сравнивается с яркими красными ягодами рябины и горькими, опять же, как ягоды рябины, поворотами в её судьбе).

- Сейчас вы самостоятельно прочитаете данное стихотворение и подготовитесь к конкурсу чтецов.

        Конкурс чтецов.

С каждого ряда выходит по одному ученику, которого выберут дети. После чтения стихотворения тремя участниками, выбирается самый лучший чтец. Оценки за чтение выставляют обучающиеся.

        Чтение стихотворения «Бежит тропинка с бугорка».

- Предлагаю прочитать вам данное стихотворение самостоятельно и придумать название. (После прочтения обучающиеся предлагают названия к данному стихотворению).  

- Каким настроением наполнено стихотворение?

- В каких строчках можно проследить, что детство у Цветаевой было замечательным?

- О каких играх вспоминает поэтесса?

- Кто готов выразительно прочитать данное стихотворение?  (Можно прослушать чтение 2-3 учеников).

- Поэт рисует картину словами, а художник красками. Какими красками вы бы нарисовали картину к этому стихотворению?  Я предлагаю вам попробовать нарисовать такую картину в своём воображении. (Учитель включает музыку, и дети пытаются представить какие-то  картины.  Затем они делятся своими впечатлениями).

        5. Итог урока.

- Стихотворения, какой поэтессы мы с вами читали на уроке? Что вы запомнили из жизни М. Цветаевой? Какое стихотворение вам показалось наиболее красивым? Почему?

        6. Домашнее задание.

- Самостоятельно прочитать стихотворение М. Цветаевой «За книгами», проиллюстрировать стихотворение, сделать к рисунку подпись словами из текста. Подготовить выразительное чтение. (На данном этапе учитель может предложить послушать выразительное чтение заранее подготовленного ученика, чтобы у детей  было представление о том, как правильно прочитать данное стихотворение). Оценки за урок.

        Урок закончен. Спасибо!

  1. Продукт, острая приправа, которой не ел герой рассказа В. Голявкина.
  2. Кто автор фантастической повести «Миллион и один день каникул»?
  3. Имя мальчика, от имени которого ведётся повествование в рассказах В.Драгунского.
  4. В каком из своих стихотворений Гумилёв Н.С. описывал луга, пахнущие мёдом, осенний ветер, придорожную траву?
  5. На каком виде транспорта катался от скуки герой из рассказа В. Голявкина?
  6. Назовите фамилию директора зоопарка, который был превращён в козлика в рассказе К. Булычёва «Консилиум».
  7. Назовите фамилию автора, который написал стихотворение «Две кузницы».
  8. Как называются  люди – свет в произведении Е. Велтистова  «Миллион и один день каникул?

  1. Продукт, острая приправа, которой не ел герой рассказа В. Голявкина.
  2. Кто автор фантастической повести «Миллион и один день каникул»?
  3. Имя мальчика, от имени которого ведётся повествование в рассказах В.Драгунского.
  4. В каком из своих стихотворений Гумилёв Н.С. описывал луга, пахнущие мёдом, осенний ветер, придорожную траву?
  5. На каком виде транспорта катался от скуки герой из рассказа В. Голявкина?
  6. Назовите фамилию директора зоопарка, который был превращён в козлика в рассказе К. Булычёва «Консилиум».
  7. Назовите фамилию автора, который написал стихотворение «Две кузницы».
  8. Как называются  люди – свет в произведении Е. Велтистова  «Миллион и один день каникул?

  1. Продукт, острая приправа, которой не ел герой рассказа В. Голявкина.
  2. Кто автор фантастической повести «Миллион и один день каникул»?
  3. Имя мальчика, от имени которого ведётся повествование в рассказах В.Драгунского.
  4. В каком из своих стихотворений Гумилёв Н.С. описывал луга, пахнущие мёдом, осенний ветер, придорожную траву?
  5. На каком виде транспорта катался от скуки герой из рассказа В. Голявкина?
  6. Назовите фамилию директора зоопарка, который был превращён в козлика в рассказе К. Булычёва «Консилиум».
  7. Назовите фамилию автора, который написал стихотворение «Две кузницы».
  8. Как называются  люди – свет в произведении Е. Велтистова  «Миллион и один день каникул?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...