Борис Заходер "История гусеницы"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Воскобойник Ольга Николаевна

Открытый урок по литературному чтению С видами УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Что  характерно для сказочного героя

                       Б.Заходер «История Гусеницы».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации обучения: работа в группах, работа в парах, фронтальная работа, работа с книгой.

Цель: уточнить понятие « сказочный герой», что герои многих сказок ведут себя сходным образом; учить определять, кто является сказочным героем; совершенствовать умение анализировать сказки русские народные и современные авторские; развивать воображение, критическое мышление, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь и интерес к чтению.

Задачи: Продолжить учить детей представлять себе черты характера героя, его интересы, опираясь на высказывания и поступки героя. С помощью системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст. Обсудить возможность использования научных сведений в сказке и в стихотворении. Обнаружить, что герой авторской сказки обладает теми же чертами и поступает так же, как герой народной сказки. Учить обосновывать свою точку зрения. Развивать умение ориентироваться в тексте, определять тему и мысль текста. Воспитание чувства прекрасного через чтение  произведения.

Планируемые результаты: учащиеся должны прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова - определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.

Основные понятия: Настоящий герой

Межпредметные связи: Окружающий мир, русский язык

Ресурсы :Основные: Учебник     литературное чтение       (авт.    Чуракова Н.А  ),

Дополнительные:   карточки , мультимедийная установка для воссоздания презентации к уроку.

 Формируемые УУД:

         

Личностные:  

  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать способность к самооценке;
  • отстаивать при необходимости свою точку зрения;
  • выражать свое собственное мнение;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные:                                                                                                                                                                                                                              

  • планировать свои действия;
  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

           Познавательные:    

  • эмоционально и осознанно воспринимать произведение;
  • самостоятельно находить в тексе необходимые сведения;
  • осуществлять поиск нужной информации,  высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
  • анализировать поступки, выделять главное;
  • проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные:                                                                                                                                                                                                          

  • учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу,  использовать речь для регуляции своего действия;
  • формировать умения работать в паре, группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
  • допускать существование различных точек зрения.

                                         Ход урока

I.Организационный момент

Цель: 1) мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

- Ребята, сегодня на уроке мы работаем под девизом « С малой удачи начинается успех»

- Какое ключевое слово в этом высказывание?(Успех)

 - Что необходимо для успешной работы на уроке?

(Быть внимательным, заинтересованным и.т.д.)

- Я желаю вам успешно поработать на уроке. Пожмите друг другу руки и пожелайте успеха.

 - Сегодня мы занимаемся в группах и парах. А что нам  для этого необходимо? (Прислушиваться к мнению соседа, работать дружно, помогать друг другу)

II.Проверка Д/з.

Цель: 1) Оценить творческую часть домашнего задания, через рефлексию.

- Сегодня мы с вами все вместе  проверяем  творческую часть домашнего задания. И первыми будут показывать своё творчество ребята, которые подготовили  изменённую концовку сказки «Колобок». Остальные  оцениваем творческую часть (рефлексия: «Плюс», «Интересно».)

- Вторыми показывают творческую часть группа ребят подготовившие «Синквейны» сказки «Колобок»,А сейчас «Синквейны» к сказке «Гуси – лебеди»  продолжаем оценивать.

III. этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке.

- Скажите, ребята, кто – нибудь из вас был знаком до нашего урока с творчеством Б. Заходера? (ответы детей)

- Прочитайте эпиграф урока на слайде:

Ты-

Вдохновенный,

Ты, мой читатель,

Душой одарённый,-

Ты мне нужнее, чем

Сердце в груди.

Жду. Приходи.

                               Борис Заходер

- Сегодня члены клуба «Ключ и заря» приготовили нам небольшую информацию о писателе.

1 ребёнок

Годы жизни Бориса Владимировича Заходера  9 сентября 1918 года – 7 ноября 2000года. Он очень сильно любил читать и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки.

2 ребёнок. Борис Заходер не только поэт, но ещё и сказочник. Героями его сказок становятся «братья наши меньшие» - птицы, звери, рыбы.

По мотивам сказок писателя «Русачок», «Кот и Кит», Сняты мультипликационные фильмы.

3 ребёнок. Борис Заходер ещё и переводчик. С его помощью переведены на русский язык известные произведения, такие как «Винни – Пух и Все –Все- Все». , «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», « Алиса в стране чудес», « Мэри Поппинс».

4 ребёнок За перевод книги «Алиса в Стране Чудес» Борис Заходер награждён почётным дипломом Андерсена. Это лучшая награда для любого писателя.

5 ребенок. Многие композиторы писали песни на стихи Б. Заходера. Самые известные из них – это песенки Винни – Пуха, Мэри Поппинс, Алисы в стране Чудес.(прослушивание отрывок из песен).

- Ребята, мы с вами начинаем изучать новый раздел вместе с нашими верными помощниками Машей и Мишей. А вот какой раздел вам нужно расшифровать. Зашифровала его наша гостья догадайтесь кто такая. ( Звучит аудиозапись Баба Яга Догадались? (Баба Яга)

- Расшифруй название главы.

Й О Р Е Г Я С Т Е А Д Ж О Р К А К ( Как рождается герой).

- Откройте содержание учебника. Найдите название глав, и определите, на какой странице начинается эта глава.

- Тема нашего урока « Как рождается герой»

- Подумайте, о чем пойдет речь на уроке?

- Кто такой герой?

- Проверим наши предположения, обратившись к учебнику.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о героях, но только сказочных. Что же характерно для сказочного героя?

- Цель нашего урока: Узнать, кто же будет являться главным сказочным героем?

-  Постарайтесь своими словами рассказать, что характерно для сказочного героя. Учитывайте все три вывода, которые есть на плакате Летучей Мыши.

3. Первичное восприятие нового материала.

 Цель:1) формировать знания и умения по изучаемой теме

Предлагаю вам провести такое исследование ( работа в группах). Вспомнить сказки «Колобок», «Гуси -лебеди», для этого вы должны образовать 4 группы.

- Первые две группы должны  расставить препятствия в   определенной последовательности.

- А следующие две группы должны будут доказать являются ли  главные персонажи сказок настоящими героями

Колобок уходит из дома?

По дороге ему  встречаются опасности и препятствия?

Какие именно?

Все ли препятствия ей удалось преодолеть?

Возвращается ли он домой?

Можем ли мы назвать Колобка настоящим героем?

Вывод:

Уходит ли  Алёнушка из дома?

По дороге ей встречаются опасности и препятствия?

Какие именно?

Все ли препятствия ей удалось преодолеть?

Возвращается ли она домой?

Можем ли мы назвать Алёнушку  настоящим героем?

Вывод:

Отчет представителей групп.

4.Первичная проверка понимания

Цель: проверить степень усвоения нового материала

- Как вы думаете, а в современных сказках у которых есть авторы герои ведут себя подобным образом?

- Зачитайте вывод  Анишит  Йокоповны. (Если сказка написана по всем сказочным законам, то её герой обязательно ведёт себя по всем правилам.)

- Попробуем это проследить в сказке Б. Заходера « История гусеницы».

- Члены научного клуба «Путешествие в мир экологии» подготовили нам сообщение о гусеницах.

 Разновидностей гусениц очень много.

У гусениц обычно пять пар брюшных ног, но число их может сокращаться до двух-четырех пар, а у личинок некоторых видов, живущих на растениях, они и вовсе отсутствуют.

3 ребёнок. Кроме растительной пищи, гусеницы бабочек могут питаться и пищей животного происхождения. Гусеницам десятка семейств бабочек свойственно хищничество.

Откройте страницу 92. и выскажите свое мнение по плану задания.(Перечитать первые три части этого отрывка.   Есть ли у каждой из них – своя тема? Найти, что об этом думает Миша. Просмотреть эти три части, определить какова же главная Мысль каждой части?)

- Прочитайте Машино высказывание. Вы тоже так думаете? (работа по учебнику на странице 92-93)

Миша

Маша

тема

главная мысль

О Гусенице

«Гусеница была очень прожорливая и радовалась, что еды вокруг много»

Наступила весна

«Наступила весна и везде сделалось очень красиво, но Гусеница……..»

О Лесном Клопе и Тлях

Нельзя  же из –за еды – забывать обо всём на свете!

Физминутка для глаз.

- Прочитайте  конец первой части и начало второй. Найдите выделенные цветом слова. Можно ли сказать, что слово «хорошо» в обоих случаях наполнено одним и тем же смыслом, означает одно и то же?

( Слово «хорошо» в конце первой части произносится от лица Гусеницы и выражает её взгляд на жизнь. Для гусеницы «хорошо» - это когда вокруг много крапивы, то есть еды. Слово «хорошо» в начале второй части наполнено совсем другим смыслом. Оно произносится от лица автора и означает, что с наступлением весны вокруг стало красиво.)

 - В какой части текста говорится о Кузнечике? ( в 5 части). А о птицах (в  4 части).

-  Найдите как Гусеница называет и Кузнечика, и птиц? Почему? ( Гусеница называет и Кузнечика, и птиц «пустозвонами». Она считает, что пение и музыка – это пустое занятие «Песнями сыт не будешь!  Для Гусеницы главное и единственное занятие, наполненное смыслом,- это еда.)

- Вы догадываетесь, что случилось с Гусеницей в конце последней части отрывка? ( Гусеницу унесла в клюве птица).

- Продолжаем читать диалог наших героев. ( с.93-94).

- Почему поэтесса придумала мальчику именно такую фамилию? ( Мальчик, словно кошка, утащил из гнезда воронёнка.)

- Сравните между собой строчки, выделенные одинаково. (  Сначала  ворон пострадал от Жоры, а потом жора испытал то же самое от ворона).

-Можете сказать, что в этом стихотворении смешного?(Смешно в этом стихотворении то, как ворон и Жора меняются местами).

- Почему это стихотворение поместили после отрывка из текста Бориса Заходера?( Ответ уже прозвучал в словах Тани Перовой. Гусеница, так же как и Жора Кошкин, пренебрежительно относится к птицам и считает, что она права и оказываются в клюве у птицы.)

- Вернемся к плакату Летучей Мыши. Можем ли мы назвать гусеницу сказочным героем?

- Чтобы узнать, будет ли она являться настоящим сказочным героем, нам нужно прочитать всю сказку до конца.                                                                  

-  Какую цель ставили на урок?

Добились ли мы ее?

- Кто же такой настоящий сказочный  герой?     

       

- Где пригодятся полученные знания?

 

Рефлексия.

Продолжите высказывания:

Я узнал …

Мне было интересно…

Я научился …

Я испытал трудности…

Д/з

1 уровень. Сделать проект. « Настоящие герои русских народных сказок»

2 уровень. Составить свою сказку, где гусеница вернется домой настоящим героем.

3 уровень. У.с. 88 -92 выразительное чтение .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения Борис Заходер "История Гусеницы"

Данная презентация используется в 3 классе на заключительном уроке литературного чтения по данному произведению ( УМК "Перспективная начальная школа")....

Методическая разработка урока литературного чтения Борис Заходер "История Гусеницы"

Данная разработка предназначена для 3 класса по УМК "Перспективная начальная школа".Её содержание соответствует ФГОС....

Технологическая карта ПНШ для проведения литературного чтения в 3 классе Борис Заходер «История Гусеницы» Л. Яхнин «Лесные жуки»

Технологическая карта урокаБорис Заходер «История  Гусеницы»Л. Яхнин «Лесные жуки» Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: Борис Заходер «История  Гусеницы», Л. Яхнин «Лесные ...

Технологическая карта для проведения урока литературное чтение в 3 классе Борис Заходер «История Гусеницы» Михаил Яснов «Гусеница - бабочке»

Технологическая карта урокаБорис Заходер «История  Гусеницы»Михаил Яснов «Гусеница - бабочке»Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: Борис Заходер «История  Гусеницы», Михаил Яснов...

Технологическая карта ПНШ для проведения литературного чтения в 3 классе Борис Заходер «История Гусеницы»

Технологическая карта урокаБорис Заходер  «История гусеницы»Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: Борис Заходер  «История гусеницы»Цели урока: формирование представления о сказоч...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Борис Заходер «История гусеницы» 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: Борис Заходер «История гусеницы» 3 класс. ПНШ...

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. ПНШ. Борис Заходер «История гусеницы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. ПНШ. Борис Заходер «История гусеницы»; Л. Яхнин «Лесные жуки»....