Преступление и наказание
классный час по чтению (4 класс) на тему

Ооржак Алдын-Кыс Адыйааевна

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bibliotechnyy_urok_prestuplenie_i_nakazanie.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

                Библиотечный урок «Преступление и наказание в жизни и в литературе»

                        (Нравственно-правовой тренинг для учащихся 7-9 классов)

Цель: Через тренинг влиять на становление коммуникативных навыков растущей личности, формирование уровня её общей культуры.

        Добрый день, ребята! Сегодня я предлагаю вам поразмышлять о понятии «Ответственность».

Сначала я вам расскажу два случая из реальной жизни. Ваша задача - выслушав рассказ, постараться понять, каким может быть наказание в первом случае и во втором.

  1. Первый случай произошёл в школе. Ученики одного класса долго готовили  спектакль, чтобы выступить перед всей школой. Наконец он был готов. И вдруг, в день спектакля, Костя, который играл одну из главных ролей, не явился в школу. Спектакль сыграли, но некоторые сцены пришлось выкинуть. Ребята чувствовали, что все могло бы пройти намного лучше. Костя же объяснил, что в день спектакля его  маме стало плохо, пришлось вызывать «скорую», и он не мог её оставить. Одноклассники Косте поверили, посочувствовали, но через 2 дня в школу пришла мама, и обнаружилось, что он солгал…
  2. Второй случай произошёл с двумя 16-летними ребятами (назовём их Сергей и Дима). Выпив, они решили прогуляться. У них кончились сигареты, и они попросили прохожего прикурить. Тот ответил очень грубо, Сергею с Дмитрием это не понравилось. Прохожий был жестоко ими избит и две недели пролежал в больнице. О произошедшем  сообщили в милицию…

Итак, в чем может заключаться наказание для Кости, а в чем для Сергея с Дмитрием?

(Рассуждение ребят.)

В  обоих случаях были совершены поступки, недостойные гражданина. Оба поступка будут обсуждаться окружающими. И Косте, и Сергею с Дмитрием пришлось нести наказание, но с точки зрения закона есть существенное различие. Косте пришлось отвечать перед одноклассниками, мамой и своей совестью, это ответственность  моральная.

Сергей с Дмитрием нарушили одну из статей УК. Суд дал им по 1,5 года лишения свободы. Наступила  ответственность юридическая.

В жизни вы сталкиваетесь  с ответственностью моральной, верно? Почему же не за все проступки, осуждаемые людьми, установлена юридическая ответственность?

                     (обсуждение.)

                Вывод: закон наказывает за проступки, наносящие значительный ущерб обществу или отдельным людям.

        Насколько вы хорошо ориентируетесь в степени серьёзности проступка, мы попробуем выяснить в ходе блицопроса. Я буду называть проступок, ваша задача- определить уровень ответственности, моральный (М) или юридический (Ю).

        Блицопрос:

  1. Антон пожадничал (М).
  2. Коля разорил муравейник (М).
  3. Террорист пытался угнать самолёт (Ю).
  4. Девятиклассник ударил ученика 5 класса (М, если нет тяжелых увечий).
  5. Тонул человек, а прохожий не принял мер к его спасению (М).
  6. Иван Иванович развёл в лесу костёр (М,  в некоторых случаях- Ю).
  7. Школьники бросали камни в проходящий мимо поезд (Ю).
  8. Восьмиклассник позвонил в школу и сообщил, что там, якобы, заложена мина (Ю).
  9. Ученик выставил в дневник оценки, не соответствующие настоящим (М).
  10. Гражданин, спешащий к автобусу, перебежал дорогу на красный цвет (Ю).
  11. Продавец предлагал покупателям некачественный товар (Ю)

Итак, какие же меры ответственности предусмотрены законом? Это:

       1. Гражданско-правовая ответственность.

       2. Административная.

       3. Дисциплинарная.

       4. Уголовная.

        Давайте подробнее остановимся на уголовной ответственности.

        Ответственность за уголовные преступления наступает с 16 лет. За особо тяжкие – с 14 лет. Вот перечень этих преступлений: убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, кража, разбой, грабеж, вымогательство, угон транспорта, умышленное уничтожение имущества, заведомо ложное  сообщение об акте терроризма, захват заложников, хищения оружия, взрывчатых веществ, наркотиков, приведение в негодность  транспорта , действия, которые могут привести к нарушению поездов.

        Ребёнок, которому  не исполнилось 14  лет, в случае нарушения закона тоже не остаётся безнаказанным. Его могут поставит на учет в детскую комнату милиции, а это – постоянный надзор и контроль. При троекратном нарушении закона ребёнка направляют в спецшколу.

        Кроме того, за правонарушения детей родители несут материальную ответственность.

        Почему  некоторые люди совершают преступления? ( Обсуждение.)

        Многое зависит от характера, от отношения к происходящим событиям. Со стороны легче оценивать ситуацию, а вот разобраться в своих собственных чувствах и переживаниях намного сложнее. Есть такая пословица: «От  сумы  и от тюрьмы не зарекайся». Как  вы её понимаете? (Обсуждение.)

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа по теме "Как не стать жертвой преступления"

Подборка материала для классного часа или беседы с родителями  по теме "Как не стать жертвой преступления" , клубный час в группе продленного дня....

Классный час. Проступок. Правонарушение. Преступление.

Классный час по теме " Проступок. Правонарушение. Преступление" предназначен для учащихся 3 - 4 классов ,по профилактике правонарушений среди детей и подростков....

Преступление и наказание. Советы психолога

Дитя грубит. Знает, что грубит, но остановиться не может или не хочет. Вариантов действий два. Порем наглое дитя и тем прекращаем недопустимое поведение. Такую препону дурному поведению, которая связа...

"Преступление" и наказание.

Рекомендации школьного психолога....

Классный час "Нет преступления без наказания"

Классный час предпологает формирование у учащихся представления о нравственных законах в жизни человека: профилактика правонарушений среди несовершеннолетних....

Презентация "Преступление и наказание"

Презентация "Преступление и наказание"...

Конспект урока по музыке Рок-опера "Преступление и наказание"

Конспект урока по музыке  Рок-опера "Преступление и наказание"...