Программа по литературе и КТП 4 класс Перспектива
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

начального общего образования) отвечает требованиям стандарта общего образования второго поколения, создана на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. Руководители проекта:

вице-президент РАН акад. В. В. Козлов;

президент РАО акад. Н. Д. Никандров;

генеральный директор издательства «Просвещение»,

чл.- корр. РАО А. М. Кондаков

Научные редакторы серии:

акад. - секретарь РАО,

д-р пед. наук А. А. Кузнецов;

акад. РАО, д-р пед. наук М. В. Рыжаков;

д-р экон. наук С. В. Сидоренко

Руководитель линии УМК

канд. пед. наук Л. Ф. Климанова

Статус программы:

учебная рабочая программа

Назначение программы:

  • для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  • для администрации  программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.

Категория обучающихся: учащиеся 4 класса

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 136 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 4 часа в неделю

Формы контроля: текущий контроль, проверка техники чтения, работа в творческой тетради

Итоговый документ:

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_po_lit._4_klass.doc364 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт рабочей программы

предмета

«Литературное чтение»

Тип программы: программа «Перспектива» (начального общего образования) отвечает требованиям стандарта общего образования второго поколения, создана на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. Руководители проекта:

вице-президент РАН акад. В. В. Козлов;

президент РАО акад. Н. Д. Никандров;

генеральный директор издательства «Просвещение»,

чл.- корр. РАО А. М. Кондаков

Научные редакторы серии:

акад. - секретарь РАО,

д-р пед. наук А. А. Кузнецов;

акад. РАО, д-р пед. наук М. В. Рыжаков;

д-р экон. наук С. В. Сидоренко

Руководитель линии УМК

канд. пед. наук Л. Ф. Климанова

Статус программы:

учебная рабочая программа

Назначение программы:

  • для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  • для администрации  программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.

Категория обучающихся: учащиеся 4 класса

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 136 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 4 часа в неделю

Формы контроля: текущий контроль, проверка техники чтения, работа в творческой тетради

Итоговый документ:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

4 класс (136 ч)

Автор: Л. Ф. Климанова

Пояснительная записка

   Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Приказ Министерства и науки  «О формировании учебных планов образовательных учреждений  на 2009-2010 учебный год» от 06.05.2009г. №01-269.
  • Приказ Министерства и науки  «О разработке и утверждении учебных рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 №103/3404.
  •  Методическое письмо Министерства и науки «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010 – 2011 учебном году» от 28.06.2010 №103/3073.
  • Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение. 2008. 
  • Сборник рабочих программ «Перспектива». Просвещение. 2011.
  • Комплект «Перспектива». Программа для начальных классов. Просвещение. 2008.

         Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.

        Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

        Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.

Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:

  • целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
  • свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
  • приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
  • формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
  • обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
  • научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
  • развивать интерес к литературному творчеству;
  • духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.

Общие принципы, реализующие указанные цели:

  • принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
  • принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
  • принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
  • принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
  • принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
  • культурно-исторический принцип;
  • принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.        

Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

          В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Круг детского чтения. Тематика

1. Вводный раздел. «Любите книгу всей душой!» (М. Шолохов); «Путешествие по стране Литературия».

 2. Жанровый блок. Устное народное творчество: былины; волшебные сказки; мифы в русском фольклоре.

«Страницы поэзии» (стихи современных поэтов, классиков русской и зарубежной литературы); мифы Древней Греции и древнего Рима; героические песни, библейские предания.

Литература-искусство слова. «Тропа» к А. Пушкину, М. Лермонтову, А. Блоку, С. Есенину, Н. Рубцову, М. Пришвину, Г. Паустовскому. Круг художественных произведений писателей, краткие сведения о жизни и творчестве.

3. Тематический блок. Произведения, посвященные Родине, ее истории, природе родной земли, взаимоотношениям человека с другими людьми и окружающим миром.  Произведения патриотической и нравственно-мировоззренческой тематики.

Произведения о путешествиях и приключениях, юмористические рассказы и стихи. Научно- познавательная литература.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения.

— Способ чтения: беглое чтение целыми словами, сочетаниями слов.

— Увеличение «поля» чтения путём овладения приёмами целостного чтения: интонационное объединение слов в составе словосочетаний, предложений и фраз.

— Осознанное чтение про себя произведений различных жанров с последующим воспроизведением их содержания.

— Качества навыка чтения: сознательное, правильное и выразительное чтение с темпом чтения  80-90 слов в минуту, умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению, передать через интонацию своё отношение к прочитанному.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

— Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий.

— Умение выделить основной смысл прочитанного текста и сформулировать его главную мысль своими словами.

— воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки и др.) и рассуждения; с заменой диалога повествованием.

- Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанными, включение в рассказ элементов описания, рассуждения.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

-Культура общения с собеседником; точность выражения мысли; содержательность речи; умение слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником.

-Формирование выразительной стороны речи чтения: работа над  интонацией (темпом, ритмом,  умением произносить текст с различными смысловыми оттенками (подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д.

-Ориентировка в учебной книге по её оглавлению. Самостоятельное использование методического, ориентировочного и справочного материала книги, вопросов  и заданий к текстам, сносок. Ориентировка в таких понятиях, как: красная строка, абзац, подзаголовок.

-формирование умения самостоятельно выбрать и прочитать книгу (художественную и научно-познавательную), ориентируясь   на собственный интерес,  рекомендованный список литературы.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусств и наблюдений за окружающим миром.

1. Опыт эстетического восприятия мира на основе наблюдений.

— Формирование умения видеть и открывать красоту окружающего мира, многообразие его форм. Сопоставление своих впечатлений с эстетическим восприятием мира художником слова, изобразительного искусства.

-Умение эмоционально откликаться на различное состояние природы  и выражать своё настроение в слове, красках, музыке; выбирать произведения искусства, созвучные своему настроению.—

— Развитие наблюдательности, умения находить необычное в обычном, сравнивать, сопоставлять предметы (приметы окружающего мира, явления), давать им эстетическую оценку.

-Наблюдение за настроением людей в различных ситуациях.

2. Слушание художественных произведений.

— Развитие интереса к слушанию рассказов, стихов басен, стимулирование при их воспроизведении активности детей.

-Умение сопоставлять эмоциональное состояние при слушании литературных произведений и восприятии музыки, картин, объединённых общей темой, общим настроением.

-Заучивание стихотворений наизусть. Развитие поэтического слуха, наблюдение за мелодикой поэтической речи; воспитание эстетической отзывчивости на прочитанное.

-Слушание литературных произведений ( по выбору учащихся).

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

—Размышление над прочитанным произведением, выявление вопросов и проблем, интересных для обсуждения.

- Нахождение при самостоятельном чтении точных слов и выражений для описания героя, места действия, конфликтных ситуаций и т.д.

-Сравнение стихотворений различных авторов на одну и ту же тему и выявление художественных особенностей текста, настроения героев и авторского видения.

-Формирование своего отношения к прочитанному; определение главной мысли произведения; отношения автора к героям.

-Развитие наблюдательности при чтении поэтического текста, умение находить в нём с помощью учителя сравнения, метафоры (без терминов), умение оценить выбор автором средств художественной выразительности.

-Устное рисование портрета героя с опорой на художественный текст.

-Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев.

-Умение воссоздавать различные эмоциональные состояния героя на основе слов, характеризующих его настроение.

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

— Драматизация прочитанных произведений ( по выбору).

-Сравнение произведений с описанием одного и того же предмета (лилии, ромашки, щенка и т. д.). Самостоятельное описание предмета по аналогии с прочитанным, использование сравнений, олицетворений, эпитетов.

- Придумывание сказочных историй об окружающих предметах по аналогии со сказками Г.-Х.Андерсена.

-Развитие умения переделывать рассказанную смешную историю в грустную и. т. д.

Формирование умения описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции.

-Развитие умения самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого-либо предмета

-Различение жанров художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины; выделение их характерных признаков.

Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

Былина - героико-патриотическая песня, сказание об исторических событиях и богатырях Древней Руси. Былина-жанр,  имеющийся только в русском фольклоре.

Рассказ - небольшое прозаическое художественное повествование о каком-либо случае, эпизоде из жизни героя.

Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное стихами. Оно ритмически организовано, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью. Передаёт чувства, настроение и мысли человека (лирического героя).

-Умение сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой.

-Развитие умения составлять загадки с использованием метафор; развитие творческого воображения учащихся.

-формирование умения составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения.

-Умение сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно-этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображённых событий; составление обобщённого представления об авторе произведения.

Рабочая программа рассчитана на 136часа в год, 4 часа в неделю. Учебный материал распределён по разделам:

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Книги в мировой культуре.

1 час

2.

Истоки литературного творчества.

20 часов

3.

О Родине, о подвигах, о славе.

15часов

4.

Жить по совести, любя друг друга.

16часов

5.

Литературная сказка.

26 часов

6.

Великие русские писатели.

36 часов

7.

Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения.

9 часов

Практическая часть программы:

Вид работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Контрольная работа

1

1

1

1

4

НРК

3

2

4

5

14

Дидактическое обеспечение национально-регионального компонента

Учебный предмет

Методическое и дидактическое обеспечение содержания национально-регионального компонента

Литературное чтение

Горская А.Б. и др. Хрестоматия по литературе родного края [Текст] / А. Б. Горская, Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалева, Л. Н. Чипышева. – Челябинск: ИЦ «Взгляд», 2005–2009.

Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Л.Ф. Климанова и др.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2010.

2. Литературное чтение. 4 класс. Тетрадь творческих заданий. /Т.Ю. Коти; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: просвещение, 2010.

3. Хрестоматия по литературе родного края. 1-4 кл./Сост. Горская А.Б., Капитонова Н.А. и др.- Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002.

Уроки чтения. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.В. Бойкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2010.

DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор, проектор, компьютер

Тематическое планирование учебного материала

по предмету «Литературное чтение» 4 класс.

№ п./п.

Раздел, тема урока,

произведения для чтения

Количество часов

Сроки

НРК

Формы контроля

1 четверть

(36 ч.)

Раздел: «Книга в мировой культуре».

1

Вводный урок по курсу литературного чтения. Содержание учебника.

1

сентябрь

пересказ

2

Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни»

1

сентябрь

сочинение

3

Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор.

1

4

Внеклассное чтение

М.Горький. «О книгах». Рассказ о своей домашней библиотеке.

1

сентябрь

НРК

«Книга-источник знаний»

5

История книги. Подготовка сообщения на тему.

1

сентябрь

творческое задание

6

«Удивительная находка». Пересказ текста.

1

сентябрь

пересказ

7

Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах

1

сентябрь

НРК

«Книга

про наш город»

подготовка сообщения

8

Входная контрольная работа (проверка техники чтения)

1

сентябрь

контрольная работа (проверка техники чтения)

Раздел: «Истоки литературного творчества»

9

Вводный урок по содержанию раздела.

1

сентябрь

10

Пословицы разных народов. Сочинение на тему

1

сентябрь

сочинение

11

Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).

1

сентябрь

НРК

«Наш храм»

проза наизусть

12

Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи.

1

сентябрь

наизусть

13

Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи.

1

сентябрь

14

Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. «Гусляры».

1

сентябрь

устное сочинение

15-16

«Исцеление  Ильи Муромца». Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.

2

сентябрь

пересказ

17-18

«Ильины три поездочки».  Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.

2

октябрь

рассказывание былины

по иллюстрациям

19-20

Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок» Славянский миф. Особенности мифа.

2

октябрь

устное сочинение

21-22

Мифы Древней Греции. «Деревянный конь». Мифологический словарь Е. Мелетинского.

2

октябрь

пересказ (полный и краткий)

23

Внеклассное чтение

«Мы идём в библиотеку». Произведения устного народного творчества.

1

октябрь

НРК

24

Самостоятельное чтение. Сказки о животных.

1

октябрь

пересказ сказки

25

Тайская народная сказка. «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии.

1

октябрь

создание сказки по аналогии.

26-27

Немецкая народная сказка. «Три бабочки». Подготовка к спектаклю.

2

октябрь

творческое задание

28

Семейное чтение. «Царь и кузнец». Притча.

1

октябрь

пересказ

29

Семейное чтение. «Шрамы на сердце». Притча.

1

октябрь

пересказ

30-31

Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе.

2

октябрь

творческое задание

32

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу.

1

октябрь

пересказ

33

Контрольная работа.

1

октябрь

контрольная работа

Раздел: «О Родине, о подвигах, о славе»

34

Вводный урок по содержанию раздела.

1

октябрь

35

К.Ушинский. «Отечество». В.Песков. «Отечество». Сравнение текстов о Родине.

1

октябрь

самозамер

36

Н.Языков. «Мой друг! Что может быть милей…»

А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. «Русь». «Святая Русь» Святитель Филарет Московский

Сравнение произведений художественной литературы и живописи.

1

октябрь

проверка техники чтения

2 четверть

(28 ч.)

1-3

Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом.

3

ноябрь

4-5

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском.

2

ноябрь

творческое задание

6

Историческая песня. Ф. Глинка. «Солдатская песнь».

1

ноябрь

7

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. «Реквием».

1

ноябрь

НРК

заучивание наизусть

8

А. Приставкин. «Портрет отца». В. Костецкий. «Возвращение».

1

ноябрь

9

Е. Благинина. «Папе на фронт». В. Лактионов. «Письмо с фронта». Сравнение произведения живописи и литературы.

1

ноябрь

НРК

«О чем рассказало солдатское письмо»

устное сочинение

10

Внеклассное чтение

«Мы идём в библиотеку». Историческая литература для детей.

1

ноябрь

НРК

«История нашего города»

творческое задание

11

Самостоятельное чтение. С. Фурин. «Чтобы солнышко светило». В. Орлов. «Разноцветная планета».

1

ноябрь

пересказ

12

Семейное чтение

Ф. Семяновский. «Фронтовое детство». Фотография-источник получения информации.

1

ноябрь

пересказ

13

«Маленькие и большие секреты страны Литературии».

1

ноябрь

14

Творческий проект на тему «Нам не нужна война»

1

ноябрь

создание творческого проекта

Раздел: «Жить по совести, любя  друг друга»

15

Вводный урок по содержанию раздела.

1

ноябрь

16

А. Толстой. «Детство Никиты». Смысл рассказа. Герои рассказа.

1

ноябрь

пересказ

17

И. Суриков. «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему.

1

декабрь

18

А.Гайдар. «Тимур и его команда». Смысл рассказа.

1

декабрь

пересказ

19

А.Гайдар. «Тимур и его команда». Создание текста по аналогии.

1

декабрь

создание текста по аналогии

20

М. Зощенко. «Самое главное». Смысл рассказа.

1

декабрь

21

И. Пивоварова. «Смеялись мы-хи-хи…» Соотнесение содержания текста с пословицей.

1

декабрь

пересказ

22

Н. Носов. «Дневник Коли Синицына».

1

декабрь

23

Внеклассное чтение

Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели-детям»

1

декабрь

НРК

«Писатели нашего города»

творческое задание

24

Самостоятельное чтение.

Н.Носов. «Метро».  Особенности юмористического текста.

1

декабрь

25

Семейное чтение.

В. Драгунский. «…бы». Смысл рассказа.

1

декабрь

26

Наш театр. Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома». Инсценирование.

1

декабрь

инсценирование

27

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу.

1

декабрь

составление плана рассказа

28

Контрольная работа.

1

декабрь

контрольная работа

3 четверть

(40 ч.)

Раздел: «Литературная сказка»

1-2

Вводный урок по содержанию раздела. Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой.

1

январь

НРК

«Собиратели сказок в нашем городе»

3

Вильгельм и Якоб Гримм - собиратели немецких народных сказок.

1

январь

краткий пересказ текста

4-5

Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.

2

январь

пересказ зарубежной сказки

6-8

Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов». Герои литературной сказки.

3

январь

9

Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки.

1

январь

чтение сказки по ролям, разыгрывание спектакля

10-11

Шарль Перро. «Мальчик - с – пальчик». Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки.

2

январь

12

Внеклассное чтение

Шарль Перро. «Спящая красавица». Представление книги.

1

январь

НРК

«Мы идем в библиотеку»

представление книги

13

Сказки Г.-Х. Андерсена.

1

февраль

пересказ сказки близко к тексту

14-15

Г.-Х.Андерсен. «Дикие лебеди». Сравнение с русской литературной сказкой.

2

февраль

пересказ сказки

по составлен

ному плану

16

Г.-Х.Андерсен. «Дикие лебеди». Герои сказки.

1

февраль

пересказ сказки от лица Элизы

17-18

Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»

2

февраль

пересказ сказки близко к тексту

19-20

Г.-Х.Андерсен. «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки.

2

февраль

иллюстрирование сказки

21-22

Г.-Х.Андерсен. «Пятеро из одного стручка». Судьба героев сказки.

2

февраль

23

Г.-Х.Андерсен. «Чайник». Смысл сказки.

1

февраль

24-25

Создание сказки по аналогии.

2

февраль

создание сказки по аналогии

26

Внеклассное чтение

Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.

1

март

27-28

Самостоятельное чтение.

И.Токмакова. «Сказочка о счастье».

2

март

НРК

«Счастье-это…»

пересказ сказки

29-31

Семейное чтение. С. Аксаков. «Аленький цветочек».

3

март

пересказ сказки

32-33

С. Аксаков. «Аленький цветочек». Ш.Перро. «Красавица и Чудовище». Сравнение сказок.

2

март

34-35

 Наш театр.

Э. Хогарт. «Мафин печёт пирог». Инсценирование.

2

март

НРК

«Наш театр»

разыгрывание спектакля

36-37

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу. Составление каталога на тему.

2

март

составление каталога на тему

38-39

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Составление аннотации.

2

март

составление аннотации

40

Контрольная работа.

1

март

контрольная работа

4 четверть

32ч.

Раздел: «Великие русские писатели»

май

1

Вводный урок по содержанию раздела.

А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. «Сказки А.С. Пушкина». Подготовка сообщения на основе статьи.

1

апрель

подготовка сообщения на основе статьи

2

Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенность литературной сказки. Сравнение с народной сказкой.

1

апрель

устное сочинение на тему

3

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои сказки. Волшебные предметы в сказке. Сравнение литературных сказок.

1

апрель

заучивание стихотворения наизусть

4

А.С. Пушкин. «Осень». Е. Волков. «Октябрь». Сравнение произведения живописи и литературы. А. С. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…» Средства художественной выразительности для создания образа весны.

1

апрель

НРК

«Осень в лесу»

выразительное чтение стихотворения

5

Ф. И. Тютчев. «Ещё земли печален вид…» А. Куиджи. «Ранняя весна». Сравнение произведений  живописи и литературы.  И.Козлов. «Вечерний звон». И. Левитан. «Вечерний звон». Сравнение произведений живописи и литературы.

1

апрель

заучивание стихотворения наизусть

составление рассказа по репродукции

6

Сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон.

1

апрель

сочинение по картине

7

М. Лермонтов. «Рождение стихов». Подготовка сообщения о М. Лермонтове. М. Лермонтов. «Горные вершины». Гёте. Перевод  В.Брюсова. Сравнение текстов.

1

апрель

подготовка сообщения

 о М. Лермонтове

8-9

М. Лермонтов. «Тифлис». «Дары Терека». «Крестовая гора». «Утёс». Сравнение произведений живописи и литературы.  М. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности исторической песни. М. Лермонтов. «Бородино». Особенности художественного и исторического текстов.

2

апрель

выразительное чтение стихотворения

10-11

Л. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом. Л.Толстой. «Маman» (Из повести «Детство»). Герои рассказа.  Л. Толстой. «Ивины».

2

апрель

подготовка сообщения

12-13

И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. И. Никитин. «Когда закат прощальными лучами…» И. Левитан. «Тишина». Сравнение произведения живописи и литературы. И. Никитин. «Гаснет вечер, даль синеет…» Подготовка вопросов к стихотворению.

2

апрель

работа в «Творческой тетради» подготовка вопросов к стихотворению

14-15

И. Бунин. «Гаснет вечер…», «Ещё холодно и сыро».

Н. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом.

2

май

выразительное чтение стихотворения

16-17

Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии.

2

май

создание проекта

18

Самостоятельное чтение. Л. Толстой. «Был русский князь Олег».

1

май

НРК

«О чем рассказала история»?

19

Басни Л.Толстого.

1

май

заучивание прозы наизусть

20-21

Семейное чтение. Л. Толстой. «Петя Ростов».

2

май

22-23

Л. Толстой. «Петя Ростов». Пересказ.

2

май

пересказ

24-25

Наш театр. И. Крылов. «Ворона и Лисица». Инсценирование.

2

май

НРК

«Мораль той басни такова…»

инсценирование

26

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу.

1

май

самозамер

27

Контрольная работа.

1

май

контрольная работа.

Раздел: «Литература как искусство слова». Обобщение по курсу литературного чтения

28

Обобщение. Ритм. Рифма.

1

май

29

Обобщение. Стихотворение и стихотворение в прозе.

1

май

30

Обобщение. Понятие «Художественная литература»

1

май

31

Самостоятельная работа по рассказу И.Тургенева «Воробей»

1

май

НРК

самостоятельная работа

32

Обобщение по теме. Рекомендации на лето.

1

май

проверка техники чтения

Основные требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся

по литературному чтению.

Учащиеся должны знать:

- отличительные особенности произведений различных жанров: сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни;

 - наизусть 10-12 стихотворений;

-5-6 книг по темам детского чтения.

Учащиеся должны уметь:

- читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 80 слов в минуту;

- читать про себя произведения различных жанров;

- читать текст выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;

-выражать своё отношение к прочитанному как к произведению словесного искусства;

-находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;

- находить метафоры и сравнения на примере загадки;

-различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;

-пересказывать  тексты    произведений  подробно, выборочно и  кратко;

- соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

-составлять план, озаглавливать текст;

-различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;

- пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя. Обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;

-выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;

-находить слова и выражения, указывающие на отношение автора  к героям и событиям;

-соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;

-находить в произведениях слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;

-пользоваться ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);

-выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг;

-определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

- в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе    чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений;

- во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

-        в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя"); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

-        в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту ("про себя"); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки 

Ошибки:

-  искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

-  неправильная постановка ударений (более 2);

-  чтение всею текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

-        непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

-        неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

-        неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

-        нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

-        нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

-        монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

-        не более двух неправильных ударений;        

- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

- неточности при формулировке основной мысли произведения;

- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Особенности организации контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

ИТОГОВЫЙ контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Схема учета навыка чтения во 2 – 4-х классах

Фамилия

ученика

Темп чтения,

при котором осознает основную мысль текста

Чтение без ошибок

Ответы по содержанию текста

Выразительное чтение (подготовка заранее)

Общая оценка

 

Учебно-методический комплект "Перспектива"

   Учебно-методический комплект (УМК) "Перспектива" создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. Комплект учебников создавался коллективом ученых и педагогов Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования в тесном сотрудничестве с издательством "Просвещение". Новый УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

                

Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.
Литературное чтение. Учебник.
4 класс. В 2 ч.
 (Ч. 1 – 144 с., ч. 2 – 144 с.)

Коти Т.Ю.
Литературное чтение. Рабочая тетрадь.
4 класс. 1 ч.
 (80 с.)

Климанова Л.Ф., Коти  Т.Ю. Волшебная сила слов.

Рабочая тетрадь по развитию речи. 4 класс (80 с.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова)

рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова) с ОУД...

Рабочая программа по литературе 2 класс.

Рабочая программа составлена к УМК "Школа России" Климанова, Горецкий (4 часа в неделю)...

Рабочая программа по литературе 1 класс "Школа России" 2012 год.

Материал включает пояснительную записку и тематическое планирование. Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"....

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс по программе В. Я Коровиной...

Рабочая программа по литературе 4 класс ПНШ с учётом ФГОС, пояснительная записка, планируемые результаты(предметные и метапредметные)

Рабочая программа по русскому языку и литературе 4класс ПНШ с учётом ФГОС, пояснительная записка, планируемые результаты(предметные и метапредметные)...

Календарно-тематическое планирование литература 2 класс ПЕРСПЕКТИВА

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникатив...