Рабочая программа по литературе 1 класс "Школа России" 2012 год.
рабочая программа (1 класс) по теме

Кузьмина Наталия Геннадьевна

Материал включает пояснительную записку и тематическое планирование. Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_liter._1_klass.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Пояснительная записка.  

    Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» («Школа России» 2011, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 года № 379 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год).

 Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.    

Курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

 2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

 Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

             

В авторскую программу изменения не внесены.

 Для реализации программного материала используется следующий учебно-методический комплект.

1. Литературное чтение. Климанова Л.Ф. и др. Учебник для 1 класса.- М.: Просвещение, 2011.

2. Литературное чтение. М.В.Бойкина, Л.А. Виноградская. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2012

Курс «Литературное чтение рассчитан на 448 ч.

В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 часов (4 часа в неделю, 10 учебных недель после завершения обучения грамоте).

          Основной формой организации обучения литературному чтению является урок. Используются следующие его виды: формирования знаний, закрепления и совершенствования знаний, применения знаний на практике, повторения и систематизации знаний, проверки знаний, комбинированный урок, урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка.

           Психологические особенности детей шести-семилетнего возраста подтверждают также возможность использования таких организационных форм работы, как парные и групповые методики.

Работа в паре. Работа в паре постоянного состава — это такая форма работы учащихся, при которой два ученика в течение заданного времени осуществляют совместную работу над учебным материалом. Роли учеников при выполнении задания могут быть разными, поэтому должна иметь место смена ролей. В первом классе задания, выполняемые в паре, являются простыми по структуре и небольшими по объему.

Дифференцированные задания. Среди заданий для формирования различных учебных навыков присутствуют блоки заданий,  дифференцированных по уровню сложности. Предполагается, что каждый ученик сможет выбрать из данного набора заданий то, которое соответствует его силам. 

Интеллектуальный марафон. Под этой рубрикой в учебнике находятся задания повышенной сложности, а также задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях. Эти задания располагаются в вариативной части учебника. Главная цель «интеллектуального марафона» — развитие мыслительной деятельности учащихся.

Творческие работы. Эти задания вариативной части учебника направлены на развитие творческого мышления учащихся.

Информационный поиск. Успешное обучение ребенка в современной школе во многом определяется его информационной грамотностью, то есть способностью находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную, использовать информацию и обмениваться ею с другими, а также создавать новую. Для учащихся первых классов (в силу небольшого объема их знаний и умений) поиск необходимой информации во многом затруднен. Поэтому источниками информации для них становятся, прежде всего, взрослые (учителя, члены семьи, старшие товарищи).

Проверочные и тренинговые работы. Проверочные работы проводятся после прохождения той или иной темы или подтемы.

Проектная деятельность. Проектная деятельность проводится после прохождения всех тем учебника по русскому языку, то есть в конце учебного года.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В конце первого года обучения обучающиеся должны уметь:

  1. Осознанно читать вслух небольшие тексты целыми словами(темп чтения – ориентировочно 30-40 слов в минуту) с допущением плавного слогового чтения отдельных слов со сложной слогобуквенной структурой;
  2. Ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
  3. Понимать фактическое содержание текста;
  4. Отвечать на вопросы по содержанию, находить в тексте предложения, подтверждающие устные высказывания;
  5. Выделять события, видеть их последовательность в произведении;
  6. Подробно пересказывать небольшие по объёму тексты;
  7. Раскрывать содержание иллюстраций к произведению, соотносить их с отрывками рассказа;
  8. Выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.

Учащиеся научатся:

  1. Осзнанно читать произведения доступного объёма, постепенно переходя от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух(темп чтения до 40 слов в минуту к концу учебного года);
  2. Соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  3. Понимать вопросы к тексту и правильно отвечать на них;
  4. Называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения;
  5. Заучивать небольшие произведения (с помощью учителя);
  6. Отгадывать загадки с опорой на отгадки, помещённые в учебнике;
  7. Отвечать на вопросы:»Почему автор дал своему произведению такое название?», «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»

  Тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Виды деятельности

Примечание.

Лабораторные и практические

Контро

льные и диагност

ические

Экскурсии и проектные

1.

Вводный урок.

1

Жили-были буквы.

7ч.

2.

В. Данько «Загадочные буквы»

1

3.

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

1

4.

С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»

1

5.

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»

1

6.

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

1

7.

Из старинных книг.

1

8.

Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы»

1

1

Сказки, загадки, небылицы.

7

9

Е. Чарушин «Теремок».

1

10.

Русская народная сказка «Рукавичка»

1

11

Загадки, песенки.

1

12.

Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы матушки Гусыни»

1

13.

Александр Сергеевич Пушкин.

1

14

Русская народная сказка «Петух и собака»

1

15.

Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы». Оценка планируемых результатов.

1

1

Апрель, апрель, Звенит капель!

5ч.

16.

А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна».

А. Плещеев «Сельская песенка»

1

17.

Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель».

1

18.

Стихи-загадки писателей И. Токмаковаой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, е. Трутневой.

1

19

Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг.

1

20.

Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель!». Проект: «Составляем сборник загадок»

1

1

И в шутку и всерьёз.

7ч.

21

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ!»

1

22

Н. Артюхова «Саша – дразнилка»

1

23.

К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук».

1

24.

И. Токмакова «Разговор Лютика и жучка», И Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковский «Телефон».

1

25.

 М. Пляцковский «Помощник»

1

26.

Из старинных книг.

1

27.

Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз». Оценка достижений.

1

1

Я и мои друзья.

7

28

Ю. Ермолов «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок».

1

29.

В. Орлов «Кто превый?», С. Михалков «Бараны»

1

30.

Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня»

1

31.

С. Маршак «Хороший день»

1

32.

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль»,  Ю. Энтин «Про дружбу»

1

33

Из старинных книг Д. Тихомирова «Мальчики и лягушки», «Находка».

1

34.

Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья» Проект: «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.

1

1

О братьях наших меньших»

6

35

С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…»

1

36.

В Осеева « Собака яростно лаяла», И Токмакова «Купите собаку»

1

37.

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка»

1

38.

В. Берестов «Лягушата, В. Лунин « Никого не обижай, С. Михалков « Важный совет».

1

39.

Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и ёж», С. Аксаков «Гнездо».

1

40.

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших». Оценка достижений.

1

1

Учебно-методическое обеспечение.

1.Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.

2. Поурочные разработки по литературному чтению. С.В. Кутявина. 1 класс. – М.: ВАКО, 2012

3. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. /сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.) – М.: Просвещение, 2011

4. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение, 2012

5. Печатные пособия: словари русского языка, репродукции картин, детские книги разных типов из круга детского чтения, портреты писателей.

6. Аудиозаписи художественных произведений.

 Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия 131» Ленинского района города Барнаула

Рассмотрено

МС школы

Протокол  № __   от  ______.2012  

УТВЕРЖДАЮ

ИО Директора МБОУ «Гимназия 131»

____________

«___  »______   2012 г приказ №____

Рабочая программа

                                            по литературному чтению

Ступень обучения – начальное общее образование

Уровень обучения – базовый

Срок реализации – 2012-2013 учебный год

Данная программа составлена на основе примерной программы начального общего образования по  литературному чтению  

                                     

 Базовый уровень авторской программы Климановой Л.Ф, Бойкиной М.В. Литературное чтение.1-4 классы.

                                                                                     

 Составитель:   Кузьмина Н.Г.

                                                                                           

                                                  Барнаул 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе .Р.Н.Бунеев.2 класс.

Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы,...

Рабочая программа по литературе

"Литературное чтение" 1 класс по программе "Школа 2100" с учетом ФГОС...

Рабочая программа по литературе

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного ра...

рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова)

рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова) с ОУД...

Рабочая программа по литературе 2 класс.

Рабочая программа составлена к УМК "Школа России" Климанова, Горецкий (4 часа в неделю)...

Рабочая программа по литературе Республики Коми в 3 классе

Рабочая программа содержит пояснительную записку, КТП....

Рабочая программа по литературе 1-4 классы по программе ПЕрспектива

Рабочая программа разработана на курс начальной школы по программе Перспектива...