Главные вкладки

    Рабочая программа по литературе .Р.Н.Бунеев.2 класс.
    рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

    Кучменёва Любовь Андреевна

    Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы, содержание, тематическое планирование, поурочное планирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literatura_2.rar359.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа
    «Чтение и начальное литературное образование»

    «Школа 2100»

    Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

    Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (заключения РАО (от 28.06.2005) и МПГУ (от 20.07.2005).

    Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

    Пояснительная записка

                        Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
                       Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

     Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:


    1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
    2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
    3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
    4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

    1. Общая характеристика учебного предмета


                 В курсе литературного чтения реализуются следующие
    сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
    Линии, общие с курсом русского языка:
    • овладение функциональной грамотностью;
    • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
    • овладение умениями, навыками различных видов устной и пись-менной речи.
    Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
    • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
    • приобщение к литературе как искусству слова;
    • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
                Для достижения целей обучения и решения поставленных задач подготовлена серия учебников по литературному чтению: (1-й класс – «Капельки солнца*»; 2-й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и рабочие тетради для учащихся.

              Тематический принцип группировки материала. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть ее заключается в следующем.
                        Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
                       Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.
                       В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя интереснейшими источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, маленькую поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включенные в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всем его многообразии: здесь и классика русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; со-временная детская литература.
                     В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бернс). Иными словами, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Черного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.
                Такова
    внутренняя логика системы чтения.
                Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать

    принцип идейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? С нашей точки зрения, это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебников, а значит, и системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
                В 1-м классе героем учебника стал заяц Пус, который превращается в мальчика Петю Зайцева и идет учиться в первый класс. Петя почти ничего не знает и не умеет, и первоклассники помогают ему учиться: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся не только читать, но и понятно объяснять, аргументированно рассуждать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежливости, включенные в учебник, и последовательность разделов, и порядок расположения текстов внутри них: герой и его друзья познают себя и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объяснили?», «Помогите малышу и расскажите...» и т.п.
                   Во 2-м классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный персонаж – младший домовой Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задает Афанасию вопросы, а младший домовой отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает веселые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе – это игра-путешествие в сказки.
                  В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью в семье третьеклассницы Насти. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задает вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.
    При составлении учебника для 3-го класса авторы в большей мере, чем во всех остальных, учитывали
    принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарем. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, совершенно естественно.
                В учебнике
    4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы в далекое и не очень далекое прошлое, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.
                 Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного
    домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
    Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объем стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

               На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

    Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

    I этап. Работа с текстом до чтения.

    1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
      Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
    2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

    II этап. Работа с текстом во время чтения.

    1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
      Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
      Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
    2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
      Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
    3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
      Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

    III этап. Работа с текстом после чтения.

    1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
    2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
    3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
    4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

    2. Описание места учебного предмета в учебном плане

    В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре класса в неделю (136 ч. в год) или по три часа в неделю (102 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения) или 306 часов (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса).

    3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

    Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

    Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

    Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

    Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

    Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

    Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

    Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

    Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

    Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

    Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

    4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

    Взаимосвязь результатов освоения предмета можно системно представить в виде схемы.

    Содержание программы

    2-й класс

    Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

    1. оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
    2. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
    3. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
    4. высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

    Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

    Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
    2. проговаривать последовательность действий на уроке;
    3. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
    4. учиться работать по предложенному учителем плану

    Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

    Познавательные УУД:

    1. ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
    2. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
    3. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
    4. преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

    Коммуникативные УУД:

    1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
    2. слушать и понимать речь других;
    3. выразительно читать и пересказывать текст;
    4. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
    5. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

    Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

    Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

    1. воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
    2. осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
    3. понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
    4. делить текст на части, озаглавливать части;
    5. выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
    6. подробно и выборочно пересказывать текст;
    7. составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
    8. размышлять о характере и поступках героя;
    9. относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
    10. находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
    11. относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
    12. соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

    5 Содержание учебного предмета

    2-й класс – 136 ч (4 ч в неделю)

    1. Тематика чтения

     «Там, на неведомых дорожках...». (24 ч). Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.
    Сказочные человечки. (27 ч). Сказочные повести Т. Янссон, Дж.-Р.-Р. Толкиена, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.
    Сказочные богатыри. (13 ч). Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.
    «Сказка мудростью богата...». (20 ч). Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.
    «Сказка – ложь, да в ней намек...». (21 ч). Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.
    «Самое обыкновенное чудо». (31 ч). Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.

    2. Техника чтения

    В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
    1) способ чтения – чтение целыми словами;
    2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
    3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
    4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.
    О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
    В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.

    2-й класс

             Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.
          Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

    3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании,

    виды читательской деятельности

    2-й класс

             Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью.

            Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.

           Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.

           Развитие умения находить ключевые слова в тексте.

           Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.

           Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

           Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.

           Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

    4.Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа

    2-й класс

             Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чём захотелось подумать).

            Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.

           Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.

           Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

           Высказывание своего отношения к прочитанному.

    5.Литературоведческая пропедевтика

    На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

    2-й класс

             Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.

            Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.

            Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).

           Тема и основная мысль произведения.

           Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создаёт (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, муми-тролли и др.).

          Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).

    6.Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

    развитие устной и письменной речи

    2-й класс

    Обучение:

    1. подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;
    2. выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
    3. устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;

    составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.

           Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.

           Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3-7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.

           Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование.



            

            

            

    ОО АМР и МП «Княжпогостский»

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Емвы

                                                                     Утверждаю.

    Директор МОУ «СОШ №2» г. Емвы

                                                                                                          ________________ /________________/

                                                                                      «___» сентября 2011 г.

    Рабочая учебная программа

    по литературному чтению.

    на 2011-2012 уч.год

    Составлена на основе примерной авторской программы

    по литературному чтению Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой.

    для 2 класса по ОС «Школа 2100».

    учителем начальных классов

    ______________________________________

    г. Емва, 2011 год

    Таблица требований
    к умениям учащихся по чтению (программный минимум)
    (1–4 классы)

    Линии развития учащихся средствами предмета «Чтение и начальное литературное образование»:

    – овладение функциональной грамотностью;
    – овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;
    – овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

    – определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

    – приобщение к литературе как к искусству слова;
    – приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

    1-й класс

    • осмысленное, правильное чтение целыми словами;
    • ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
    • подробный пересказ текста;
    • составление устного рассказа по картинке;
    • заучивание наизусть небольших стихотворений

    • высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений

    • соотношение авторов, названий и героев прочитанных произведений;
    • умение различать рассказы и стихотворения

    2-й класс

    • осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами;
    • понимание смысла заглавия произведения; выбор наиболее подходящего заглавия из данных; самостоятельное озаглавливание текста;
    • умение делить текст на части, озаглавливать части;
    • умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
    • подробный и выборочный пересказ текста;
    • составление устного рассказа о герое прочитанного произведения по плану

    • размышления о характере и поступках героя;
    • высказывание своего отношения к прочитанному (что почувствовал, о чем захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чем думал, что чувствовал автор)

    • умение относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
    • умение находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и др. сказочные приметы;
    • умение относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
    • соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений

    3-й класс

    • осознанное, правильное, выразительное чтение;
    • умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
    • умение самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
    • деление текста на части, составление простого плана;
    • самостоятельное формулирование главной мысли текста;
    • нахождение в тексте материала для характеристики героя;
    • подробный и выборочный пересказ текста;
    • составление рассказа-характеристики героя;
    • составление устных и письменных описаний

    • умение по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
    • высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)

    • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определенным признакам;
    • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
    • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
    • соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений

    4-й класс

    • осознанное, правильное, выразительное чтение;
    • самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения;
    • самостоятельное нахождение ключевых слов;
    • самостоятельное освоение незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
    • вычитывание разных уровней текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;
    • формулирование основной мысли текста;
    • составление простого и сложного плана текста;
    • написание сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой

    • умение аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
    • понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
    • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

    • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
    • относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
    • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам
    • видеть языковые средства, использованные автором


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Примерная рабочая программа по Литературному чтению для 4 класс (Е.В.Бунеева,Р.Н.Бунеев)

    В программе представлено примерное тематическое планирование из расчёта 3 часа в неделю, цели,задачи курса....

    Рабочая программа по предмету ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (Бунеев Р. 4 класс)

    Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование на год....

    Рабочая программа по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК (Бунеев Р. 4 класс)

    Рабочая программа содержит календарно- тематическое планирование уроков на год....

    Рабочая программа по литературе родного края. 2 класс

    Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Литература родного края" 2 класс. Авторы Л.Н. Зинченко, О.И. Плешакова, И.В. Фёдорова, Барнаул, БГПУ - 2008 ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 4 класс Бунеев

    1.Пояснительная записка2. Общая характеристика учебного предмета3. Описание места учебного предмета в учебном плане4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета5. Личностные, метапред...

    Рабочая программа по литературе (индивидуальное обучение) 6 класс

    Рабочая программа по литературе (индивидуальное обучение) 6 класс...

    Рабочая программа по литературе (татарской) для 3 класса(ПНШ)

    Рабочая программа для 3 класса по тат. литературе (ПНШ)...