Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку по теме:
    Рабочая программа по литературе 7 класс

    Шерстобитова Наталья Николаевна

    Рабочая программа по литературе 7 класс по программе В. Я Коровиной

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 7klass.docx88.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ШАТУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

    «СОГЛАСОВАНО»                                                                                             «УТВЕРЖДАЮ»

    Зам. директора по УВР                                                                                                 Директор _________ Тарасова Л.А.

    _____ Василькова Т.С.                                                                                                     Приказ № _____ от «___»______2012 г.

    «___»___________2012 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Предмет: Литература

    Класс: 7.

    Профиль: базовый

    Всего часов на изучение программы: 68

    Количество часов в неделю: 2

    на 2012 – 2013 учебный год

                                                                                                                       Составитель: Шерстобитова Н. Н.

    Шатуново – 2012

    Пояснительная записка

           Рабочая учебная программа по литературе составлена на:

    1. основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение»);
    2. учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2006г.);
    3. учебно-методического комплекта «Анализ произведений русской литературы» Н.А.  Мироновой, 2011г.;
    4. развернутого тематического планирования по программе под редакцией В.Я. Коровиной, 2010г.

    На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

            Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

         - составление планов;

         - краткие и подробные пересказы текста;

         - изложение с элементами сочинения;

         - устные и письменные сочинения-характеристики героев;

         - анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

         - развитие художественной фантазии у детей;  

         - прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

         - придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

           Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

         Программа призвана обеспечить:

    - приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

    - развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

    -  воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

    - формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

    - воспитание речевой культуры учащихся.

         Задача курса литературы 7 класса:

    - развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

    - совершенствовать навыки выразительного чтения;

    - сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

    - использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

    - расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

    Требования к знаниям,

    умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.

                                Учащиеся должны знать:

    1. Текст художественного произведения.
    2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
    3. Особенности композиции изученного произведения.
    4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

                          Учащиеся должны уметь:

    1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
    2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
    3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
    4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
    5. Различать эпические и лирические произведения.
    6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
    7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
    8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
    9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
    10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

    Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.    

    Календарно-тематическое  планирование

    ПО  ЛИТЕРАТУРЕ  7 КЛАСС

    п/п

    Тема урока.

     Основное содержание

    Дидактическая модель обучения

    Педагогические средства, формы

    Вид деятельности учащихся. Творческие и индивидуальные задания

    Планируемый результат и уровень освоения. Компетенции

    ИКТ

    Дата

    Учебно-познавательная

    Информационная 

    Базовая программа 

    Продвинутый уровень

    1 - четверть

    1.

    Литература как искусство слова.

    Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литератур. Выявление уровня литературного развития учащихся

    Цели: показать влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; раскрыть понимание литературы как искусства слова

    Объяснительно-иллюстративная Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции

    Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

    Коллективная.

    Групповая. Тестирование

    Знать: образную природу словесного искусства. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа Знать: образную природу словесного искусства.

    Уметь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.

    Владение монологической и диалогической речью

    2.

    Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях

    Цели: познакомить с понятием «предания»

    зования этого жанра фольклора в произведениях писателей

    Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

    Лекция, беседа, работа с книгой

    Коллективная.

    Групповая

    Знать: понятие «предание», иметь представление о месте этого жанра в произведениях писателей

    Уметь: сопоставлять исторические факты и события, описанные в предании

    Свободная работа с фольклорным текстом

    3

    Былины как героические песни эпического характера. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

    Цели: показать своеобразие ритмико-мелодической организации былины; сравнить былину со сказкой: сюжет, система образов, герои; подчеркнуть выражение в былинах исторического сознания русского народа.

    Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

    Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, тест.

    Коллективная.

    Групповая.

    Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин.

    Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин

    Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

    4

    Киевский цикл былин. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин . «Садко» Своеобразие былины. Поэтичность языка.

    Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

    Внеклассное чтение

    Коллективная.

    Групповая.

    Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин.

    Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин

    Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

    5.

    Пословицы и поговорки.

    Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

    Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

    Лекция, беседа, работа с книгой,

    Коллективная.

    Групповая

    Знать: своеобразие пословиц

    Уметь: раскрывать  их  смысл

    Уметь: самостоятельно делать выводы

    6.

    Древнерусская литература.

     «Поучении» Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы древней Руси.

    Русские летописи . «Повесть временных лет»( отрывок « О пользе книг»).

    Цели: раскрыть нравственную

    основу «Поучения» Владимира Мономаха: утверждение необходимости духовной преемственности поколений, высоких идеалов

    Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

    Лекция, беседа 

    проблемные задания

    задания

    Групповая.

    Коллективная.

    Индивидуальная

    Знать: основы 

    христианской морали.

    Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст. 

    Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на

    нравственно-

    этические темы.

    Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью

    7

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских».Нравственные идеалы  и заветы Древней Руси

    Цели: познакомить с повестью, показать как раскрывается тема любви

    Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

    Лекция, беседа, проблемные задания, творческое задание

    Групповая.

    Коллективная.

    Индивидуальная

    Знать: содержание повести

    Уметь: анализировать текст повести, понимать проблематику

    Уметь: самостоятельно проводить исследование

    художественного

    своеобразия текстов

    Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью

    8

     Р/Р Подготовка к письменной работе на одну из тем:

    1. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.
    2. Худ. Особенности русских былин или малых жанров фольклора.
    3. Что воспевает народ в героическом эпосе?
    4. Нравственные идеалы и заветы  древней Руси

    Развитие речи

    Коллективная.

    9

    М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Обучение устному рассказу. « К статуе Петра Великого», Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах.  Цели: познакомить с жизнью и творчеством  поэта.

    Объяснительно-иллюстративная

    Слово учителя, проблемные задания, работа с текстом

    Групповая. Индивидуальная

    Знать:  теорию   «Трех  штилей», основные  факты  биографии  поэта.

    Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

    Выразительное чтение наизусть.

    10

    Г.Р. Державин. « Река времён в своём стремлении…», «На птичку», « Признание». Философские размышления о смысле жизни и свобода творчества

    Объяснительно-иллюстративная

    Слово учителя. Беседа

    Групповая. Индивидуальная

    Знать:   основные  факты  биографии  поэта

    Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

    Выразительное чтение.

    11

    А. С. Пушкин.  Слово о поэте. Интерес  Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Обучение выразительному чтению

    Рассказ учителя. Беседа

    Выразительное чтение.

    12

    А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. Образ автора в отрывке из поэме

    Цель: раскрыть нравственную проблематику стихотворения: тема судьбы и пророчества

    Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

    Аналитическая беседа, проблемные вопросы , тест

    Групповая. Индивидуальная 

    Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: воспринимать и анализировать   поэтический текст.

    Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

    Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью, чтение  наизусть

    презентация

    13

    А. С.  Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Своеобразие языка

    Рассказ учителя. Беседа

    Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: воспринимать и анализировать   поэтический текст.

    Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

    Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью, чтение  наизусть

    14.

    Р/Р А. С. Пушкин. «Борис Годунов»; сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка  к домашнему сочинению  «История России в произведениях А. С. Пушкина» Цель: учить анализировать стихотворение, познакомить с особенностями драматического произведения

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    Аналитическая беседа, проблемные вопросы 

    Групповая. Индивидуальная 

    Коллективная.

    Знать: особенности драматического произведения.

    Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст 

    Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

     

     Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью.

    15.

    А. С. Пушкин «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина» Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести

    Цель: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

    Исследовательская, частично-поисковая

    Аналитическая беседа, проблемные вопросы 

    Коллективная.

    Групповая.

    Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

    Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

    Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

    16.

    Дуня и Минский. Анализ эпизода. «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести

    Цель: раскрыть содержание образа повествователя

    Исследовательская, частично-поисковая

    Аналитическая беседа, проблемные вопросы 

    Коллективная.

    Групповая.

    Знать: содержание понятия «образ». Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

    Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию.

    Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

    фонохрестоматия

    17.

    М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы

    Цель: учить анализировать

    произведения

    Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

    Рассказ учителябеседа, проблемные задания

    Коллективная.

    Групповая. Индивидуальная 

    Знать: о роли романтического пейзажа как средства воздействия на читателя

    Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

    Владение монологической и диалогической речью

    18

    Нравственный поединок Калашникова с  Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.  

     Фольклорные начала в «Песне  про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».  Особенности сюжета худ. формы поэмы. Образы гусляров и образ

    Цели: познакомить с содержанием поэмы, с нравственной проблематикой поэмы.

    Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

    Беседа, практикум

    Коллективная. Групповая

    Знать: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

    Знать: особенности сюжета поэмы, его историческую основу. Уметь: анализировать язык поэмы, её связь с устным народным творчеством.

    У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

    презентация

    2- я четверть

    19

    М. Ю. Лермонтов. « Когда волнуется желтеющая нива…» Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения.

    «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительного чтения

    Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

    Практикум

    Коллективная.

    Групповая. Индивидуальная 

    Знать: о роли романтического пейзажа как средства воздействия на читателя

    Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

    Владение монологической и диалогической речью

    20

    Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова ( ответы на контрольные вопросы, тестирование)

    Урок контролья

    21

    Н. В. Гоголь. Слово о писателе.  «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей – запорожцев: героизм                               , самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли

    Цели: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

    Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации

    Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

    Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Н. В. Гоголя

    Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

    Уметь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.

    Владение монологической и диалогической речью

    презентация

    22

    Смысл противопоставления Остапа и Андрея. Патриотический пафос повести.

    Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.

    Цели: раскрыть художественное своеобразие повести, особенности языка Н. В. Гоголя

    Исследовательская, частично-поисковая

    Аналитическая беседа, проблемные вопросы, тест.

    Коллективная. Групповая

    Знать: содержание понятия «деталь» произведения. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

    Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести. Продуктивный уровень: К., ЦО.

    У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

    Фрагменты  фильма.

    23

    Р/Р Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя  «Тарас Бульба»

    Развитие речи

    24

    С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника»  и их гуманистический пафос.

    «Бирюк« как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

    Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

    Лекция, беседа, проблемные задания, тест.

    Коллективная. Групповая

    Знать: содержание цикла; нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

    Знать: особенности сюжета, его историческую основу.

    У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

    25

    Р/Р И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. « Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

    Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе

    Объяснительно-иллюстративная

    беседа

    Коллективная. Групповая

    Знать: содержание цикла; нравственную проблематику.

    Знать:  об   образной  яркости  и  философской  глубине  произведений.

    У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

    фонохрестоматия

    26

    Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин.

    Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

    Лекция, беседа.

    Коллективная. Групповая. Индивидуальная

    Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения, характеризовать  героев.

    Уметь: выявлять авторские размышления о характерах  героинь

    Выразительное чтение наизусть.

    27

    Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезд». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Цель: учить анализировать стихотворения

    Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

    Лекция, беседа, проблемные задания

    Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Н. А. Некрасова

    Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

    3 н а т ь: об образной яркости и повествовательном начале Некрасова. Уметь: выявлять авторские размышления о народных судьбах и характе-эах

    Владение монологической и диалогической речью. Выразительное чтение наизусть

    28

    А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические Баллады «Василий Шибаев» и «Михаил Репнин»

    Цели: познакомить с содержанием романа; с нравственной проблематикой произведения

    Объяснительно-иллюстративная

    Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

    Коллективная. Групповая. Индивидуальная: сообщение о А. К. Толстом

    Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа.

    Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения.

    Владение монологической и диалогической речью

    29

    М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе «Сказки для детей изрядного возраста», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

     Цели: познакомить с содержанием сказок; раскрыть особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста»

    Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

    Лекция, беседа, проблемные задания, тест.

    Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина

    Знать: содержание сказок. Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера.

    Знать: определение понятий «аллегория», «фантастика».

    Владение монологической и диалогической речью

    презентация

    30

    Р/Р М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

    Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина»

    Развитие речи

    31

    Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И.С. Тургенева, М. Е. Салтыкова - Щедрина

    Контроль знаний

    32

    Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Повесть «Детство». Тема детской открытости миру.

    Цель: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

    Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации

    Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

    Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Л. Н. Толстого

    Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

    Уметь: самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера.

    Владение монологической и диалогической речью

    3 – я четверть

    33

    Главные герои повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

    Беседа. Обучение устному рассказу

    34

    И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.
    Авторское решение этой проблемы.

    Цели: раскрыть на примере рассказа художественное мастерство Бунина-прозаика.

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    Аналитическая беседа, проблемные вопросы

    Коллективная. Групповая

    Знать: содержание понятия «деталь произведения». Уметь: выделять смысловые части художественного текста.

    Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

    35

    Р/Р И.А. Бунин. Рассказ «Лапти». Нравственный смысл произведения. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства»в произведениях Л. Н. Толстого и И. А. Бунина»

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    Аналитическая беседа, проблемные вопросы

    Коллективная. Групповая

    Знать: содержание понятия «деталь произведения». Уметь: выделять смысловые части художественного текста.

    Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

    36

    А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов.

    Цели:   раскрыть   особенности авторской позиции в рассказе.

    Частично-поисковый

    проблемные задания, индивидуальные задания

    Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества А. П, Чехова

    1

    Знать: сюжет и образную систему рассказа. Уметь: давать оценку действиям героев

    Знать: сюжетное своеобразие рассказов А. П. Чехова Уметь: самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа

    Свободная работа с текстом, владение монологической и диалогической речью

    фонохрестоматия

    37

    Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

    Развитие понятий о юморе и сатире

    Практикум

    38

    Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник»

    Беседа

    39

    Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова « Тоска», «Размазня»

    Внеклассное чтение

    40

    Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе. В. А. Жуковский «Приход весны». А. К Толстой « Край ты мой,  родимый край…»»Благовест», И. А. Бунин «Родина»

    Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века

    Объяснительно-иллюстративная.

    беседа, работа с книгой

    Коллективная. Групповая. Индивидуальная

    Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

    3 н а т ь: об образной яркости.

    Уметь: находить  средства  речевой  выразительности.

    Выразительное чтение наизусть.

    презентация

    41

    М. Горький. Слово о писателе.   «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «Свинцовых мерзостей жизни»

        Цели: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести.

    Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы, иллюстрации

    Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

    Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М. Горького. Сообщение «Традиции Л. Н. Толстого, их переосмысление Горьким»

    Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

    Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции

    Владение монологической и диалогической речью

    42

    «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа

    Беседа

    43

    Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» Портрет как средство характеристики героя

    Практикум

    44

    «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького  «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды

    внеклассное чтение

    45

    В. В, Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора  

    Цели: раскрыть особенности поэтического языка Маяковского, представления поэта о сущности творчества

    Исследовательская, частично-поисковая

    Аналитическая беседа, проблемные вопросы

    Коллективная. Групповая. Индивидуальная: сообщение «Мещанство как социальная опасность»

    Знать: содержание понятия сатира. Уметь: выделять смысловые части художественного текста

    Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения о реальном и фантастическом в сюжете произведения. роли жфмы в творчестве Маяковского.

    Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть.

    фонохрестоматия

    46

    В. В, Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям» Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое.

    Внеклассное чтение

    47

    Леонид Николаевич Андреев.Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения

    Объяснительно-иллюстративная.

    Лекция, беседа, работа с книгой.

    Коллективная. Групповая.

    Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге.

    Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

    Владение монологической и диалогической речью

    48

    Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека

    Объяснительно-иллюстративная.

    Лекция, беседа, работа с книгой.

    Коллективная. Групповая. Индивидуальная

    Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге.

    Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

    Владение монологической и диалогической речью

    49

    Андрей Платонович Платонов. «В прекрасном и ярком мире» Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы                   А. П. Платонова

    Внеклассное чтение

    50

    Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» ( по произведениям писателей XXвека)

    Развитие речи

    51

    Б. Л Пастернак Слово о поэте. «Июль», «Никто не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

    Рассказ учителя. Практикум

    52

    Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

    Контроль

    4 – я четверть

    53

    Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К Симонова, А. Суркова. А. Твардовского, Н. Тихонова

    Внеклассное чтение

    54.

    Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа.

    Объяснительно-иллюстративная.

    Лекция, беседа, работа с книгой.

    Коллективная. Групповая.

    Знать: содержание произведения, владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге.

    Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения.

    Владение монологической и диалогической речью

    56.

    Евгений Иванович Носов. Слово о писателе. «Кукла».  Нравственные проблемы рассказа. « Живое племя» Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению.

    Объяснительно-иллюстративная.

    Лекция, беседа, работа с книгой.

    Коллективная. Групповая.

    Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа

    Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному.

    Владение монологической и диалогической речью.

    57.

    Юрий Павлович Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности.

    Объяснительно-иллюстративная.

    Лекция, беседа, работа с книгой.

    Коллективная. Групповая.

    Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа

    Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения.

    Владение монологической и диалогической речью

    58.

    Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира ( В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий)

    Единство человека и природы.

    Объяснительно-иллюстративная.

    внеклассное чтение

    Коллективная. Групповая.

    Уметь: воспринимать и анализировать   поэтический текст

     3 н а т ь: об образной яркости.

    Уметь: находить  средства  речевой  выразительности

    Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть

    59.

    А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета…», « На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского

    Объяснительно-иллюстративная.

    Лекция, беседа, работа с книгой.

    Коллективная. Групповая.

    Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

    3 н а т ь: об образной яркости.

    Уметь: находить  средства  речевой  выразительности.

    Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть

    60.

    Дмитрий Сергеевич Лихачев. Слово о писателе, учёном гражданине. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.

    Объяснительно-иллюстративная.

    Частично-поисковая.

    Лекция, беседа, работа с книгой.

    Коллективная. Групповая.

    Знать: содержание произведения.

    Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному.

    61

    М.М. Зощенко. Слово о писателе, «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

    Рассказ учителя. Беседа

    62

    Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И.Гофф «Русское поле»; Б. Ш. Окуджава «По смоленской дороге…»

    Лирические размышления о жизни, времени и вечности

    Внеклассное чтение

    63

    Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Слово о поэте. « Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине» Размышление поэта об истоках и основах жизни

    Рассказ учителя. Беседа

    64

    Роберт Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и др. Представление народа о справедливости и честности.

    .

    Объяснительно-иллюстративная

    Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

    Коллективная. Групповая. Индивидуальная

    Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.

     

    Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.

    65

    Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций.
    Джеймс Олдридж. «отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей.

    Рассказ учителя. практикум

    66

     Японские хокку. Особенности жанра.

    практикум

    67

    Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Сила любви и преданности

     семинар

    68

    Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение

    Итоговый  тест.  Рекомендация  книг  на  лето.

    О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности

    О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности

    Контроль знаний

     

    Контрольные работы на 2012 /2013 уч. год

    1 - четверть

    2 – я четверть

    3 – я четверть

    4 – я четверть

    всего

    Контрольные работы

    2

    1

    3

    тесты

    1

    1

    2

    Развитие речи

    2

    3

    1

    6


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике. 7 класс. Школа VIII вида.

    В рабочей программе по математике для школы VIII вида есть пояснительная записка, основное содержание, требования к учащимся, календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа по музыке 7 класс

    Рабочая программа по музыке 7 класс...

    Рабочая программа по математике 7 класс специальной коррекционной школы VIII вида

       Рабочая программа по математике для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида разработана на основе Примерной программы коррекционных общеобразовател...

    Рабочая программа по истории 7 класс

    Рабочая программа по истории 7 класс...

    Рабочая программа по математике (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)

    Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа по истории (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)

    Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа по географии (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)

    Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....