Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по русскому языку по теме

Шерстобитова Наталья Николаевна

Рабочая программа по литературе 7 класс по программе В. Я Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7klass.docx88.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШАТУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                             «УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по УВР                                                                                                 Директор _________ Тарасова Л.А.

_____ Василькова Т.С.                                                                                                     Приказ № _____ от «___»______2012 г.

«___»___________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: Литература

Класс: 7.

Профиль: базовый

Всего часов на изучение программы: 68

Количество часов в неделю: 2

на 2012 – 2013 учебный год

                                                                                                                   Составитель: Шерстобитова Н. Н.

Шатуново – 2012

Пояснительная записка

       Рабочая учебная программа по литературе составлена на:

  1. основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение»);
  2. учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2006г.);
  3. учебно-методического комплекта «Анализ произведений русской литературы» Н.А.  Мироновой, 2011г.;
  4. развернутого тематического планирования по программе под редакцией В.Я. Коровиной, 2010г.

На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

        Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - изложение с элементами сочинения;

     - устные и письменные сочинения-характеристики героев;

     - анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

     - развитие художественной фантазии у детей;  

     - прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

     - придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

       Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

     Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

-  воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

     Задача курса литературы 7 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.

                            Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.
  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  3. Особенности композиции изученного произведения.
  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

                      Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  5. Различать эпические и лирические произведения.
  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.    

Календарно-тематическое  планирование

ПО  ЛИТЕРАТУРЕ  7 КЛАСС

п/п

Тема урока.

 Основное содержание

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства, формы

Вид деятельности учащихся. Творческие и индивидуальные задания

Планируемый результат и уровень освоения. Компетенции

ИКТ

Дата

Учебно-познавательная

Информационная 

Базовая программа 

Продвинутый уровень

1 - четверть

1.

Литература как искусство слова.

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литератур. Выявление уровня литературного развития учащихся

Цели: показать влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; раскрыть понимание литературы как искусства слова

Объяснительно-иллюстративная Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная.

Групповая. Тестирование

Знать: образную природу словесного искусства. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа Знать: образную природу словесного искусства.

Уметь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.

Владение монологической и диалогической речью

2.

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях

Цели: познакомить с понятием «предания»

зования этого жанра фольклора в произведениях писателей

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, работа с книгой

Коллективная.

Групповая

Знать: понятие «предание», иметь представление о месте этого жанра в произведениях писателей

Уметь: сопоставлять исторические факты и события, описанные в предании

Свободная работа с фольклорным текстом

3

Былины как героические песни эпического характера. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

Цели: показать своеобразие ритмико-мелодической организации былины; сравнить былину со сказкой: сюжет, система образов, герои; подчеркнуть выражение в былинах исторического сознания русского народа.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, тест.

Коллективная.

Групповая.

Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин.

Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

4

Киевский цикл былин. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин . «Садко» Своеобразие былины. Поэтичность языка.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Внеклассное чтение

Коллективная.

Групповая.

Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин.

Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

5.

Пословицы и поговорки.

Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, работа с книгой,

Коллективная.

Групповая

Знать: своеобразие пословиц

Уметь: раскрывать  их  смысл

Уметь: самостоятельно делать выводы

6.

Древнерусская литература.

 «Поучении» Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы древней Руси.

Русские летописи . «Повесть временных лет»( отрывок « О пользе книг»).

Цели: раскрыть нравственную

основу «Поучения» Владимира Мономаха: утверждение необходимости духовной преемственности поколений, высоких идеалов

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа 

проблемные задания

задания

Групповая.

Коллективная.

Индивидуальная

Знать: основы 

христианской морали.

Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст. 

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на

нравственно-

этические темы.

Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью

7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».Нравственные идеалы  и заветы Древней Руси

Цели: познакомить с повестью, показать как раскрывается тема любви

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания, творческое задание

Групповая.

Коллективная.

Индивидуальная

Знать: содержание повести

Уметь: анализировать текст повести, понимать проблематику

Уметь: самостоятельно проводить исследование

художественного

своеобразия текстов

Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью

8

 Р/Р Подготовка к письменной работе на одну из тем:

  1. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.
  2. Худ. Особенности русских былин или малых жанров фольклора.
  3. Что воспевает народ в героическом эпосе?
  4. Нравственные идеалы и заветы  древней Руси

Развитие речи

Коллективная.

9

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Обучение устному рассказу. « К статуе Петра Великого», Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах.  Цели: познакомить с жизнью и творчеством  поэта.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, проблемные задания, работа с текстом

Групповая. Индивидуальная

Знать:  теорию   «Трех  штилей», основные  факты  биографии  поэта.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

Выразительное чтение наизусть.

10

Г.Р. Державин. « Река времён в своём стремлении…», «На птичку», « Признание». Философские размышления о смысле жизни и свобода творчества

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя. Беседа

Групповая. Индивидуальная

Знать:   основные  факты  биографии  поэта

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

Выразительное чтение.

11

А. С. Пушкин.  Слово о поэте. Интерес  Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Обучение выразительному чтению

Рассказ учителя. Беседа

Выразительное чтение.

12

А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. Образ автора в отрывке из поэме

Цель: раскрыть нравственную проблематику стихотворения: тема судьбы и пророчества

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Аналитическая беседа, проблемные вопросы , тест

Групповая. Индивидуальная 

Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: воспринимать и анализировать   поэтический текст.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью, чтение  наизусть

презентация

13

А. С.  Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Своеобразие языка

Рассказ учителя. Беседа

Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: воспринимать и анализировать   поэтический текст.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью, чтение  наизусть

14.

Р/Р А. С. Пушкин. «Борис Годунов»; сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка  к домашнему сочинению  «История России в произведениях А. С. Пушкина» Цель: учить анализировать стихотворение, познакомить с особенностями драматического произведения

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы 

Групповая. Индивидуальная 

Коллективная.

Знать: особенности драматического произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст 

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

 

 Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью.

15.

А. С. Пушкин «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина» Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести

Цель: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

Исследовательская, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы 

Коллективная.

Групповая.

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

16.

Дуня и Минский. Анализ эпизода. «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести

Цель: раскрыть содержание образа повествователя

Исследовательская, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы 

Коллективная.

Групповая.

Знать: содержание понятия «образ». Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

фонохрестоматия

17.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы

Цель: учить анализировать

произведения

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Рассказ учителябеседа, проблемные задания

Коллективная.

Групповая. Индивидуальная 

Знать: о роли романтического пейзажа как средства воздействия на читателя

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

Владение монологической и диалогической речью

18

Нравственный поединок Калашникова с  Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.  

 Фольклорные начала в «Песне  про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».  Особенности сюжета худ. формы поэмы. Образы гусляров и образ

Цели: познакомить с содержанием поэмы, с нравственной проблематикой поэмы.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Беседа, практикум

Коллективная. Групповая

Знать: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Знать: особенности сюжета поэмы, его историческую основу. Уметь: анализировать язык поэмы, её связь с устным народным творчеством.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

презентация

2- я четверть

19

М. Ю. Лермонтов. « Когда волнуется желтеющая нива…» Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения.

«Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительного чтения

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Практикум

Коллективная.

Групповая. Индивидуальная 

Знать: о роли романтического пейзажа как средства воздействия на читателя

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

Владение монологической и диалогической речью

20

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова ( ответы на контрольные вопросы, тестирование)

Урок контролья

21

Н. В. Гоголь. Слово о писателе.  «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей – запорожцев: героизм                               , самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли

Цели: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Н. В. Гоголя

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Уметь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.

Владение монологической и диалогической речью

презентация

22

Смысл противопоставления Остапа и Андрея. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.

Цели: раскрыть художественное своеобразие повести, особенности языка Н. В. Гоголя

Исследовательская, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, тест.

Коллективная. Групповая

Знать: содержание понятия «деталь» произведения. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести. Продуктивный уровень: К., ЦО.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Фрагменты  фильма.

23

Р/Р Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя  «Тарас Бульба»

Развитие речи

24

С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника»  и их гуманистический пафос.

«Бирюк« как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания, тест.

Коллективная. Групповая

Знать: содержание цикла; нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Знать: особенности сюжета, его историческую основу.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

25

Р/Р И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. « Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе

Объяснительно-иллюстративная

беседа

Коллективная. Групповая

Знать: содержание цикла; нравственную проблематику.

Знать:  об   образной  яркости  и  философской  глубине  произведений.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

фонохрестоматия

26

Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа.

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения, характеризовать  героев.

Уметь: выявлять авторские размышления о характерах  героинь

Выразительное чтение наизусть.

27

Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезд». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Цель: учить анализировать стихотворения

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Н. А. Некрасова

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

3 н а т ь: об образной яркости и повествовательном начале Некрасова. Уметь: выявлять авторские размышления о народных судьбах и характе-эах

Владение монологической и диалогической речью. Выразительное чтение наизусть

28

А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические Баллады «Василий Шибаев» и «Михаил Репнин»

Цели: познакомить с содержанием романа; с нравственной проблематикой произведения

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: сообщение о А. К. Толстом

Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа.

Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения.

Владение монологической и диалогической речью

29

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе «Сказки для детей изрядного возраста», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

 Цели: познакомить с содержанием сказок; раскрыть особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста»

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания, тест.

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина

Знать: содержание сказок. Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера.

Знать: определение понятий «аллегория», «фантастика».

Владение монологической и диалогической речью

презентация

30

Р/Р М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина»

Развитие речи

31

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И.С. Тургенева, М. Е. Салтыкова - Щедрина

Контроль знаний

32

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Повесть «Детство». Тема детской открытости миру.

Цель: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Л. Н. Толстого

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь: самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера.

Владение монологической и диалогической речью

3 – я четверть

33

Главные герои повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

Беседа. Обучение устному рассказу

34

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.
Авторское решение этой проблемы.

Цели: раскрыть на примере рассказа художественное мастерство Бунина-прозаика.

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная. Групповая

Знать: содержание понятия «деталь произведения». Уметь: выделять смысловые части художественного текста.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

35

Р/Р И.А. Бунин. Рассказ «Лапти». Нравственный смысл произведения. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства»в произведениях Л. Н. Толстого и И. А. Бунина»

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная. Групповая

Знать: содержание понятия «деталь произведения». Уметь: выделять смысловые части художественного текста.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

36

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов.

Цели:   раскрыть   особенности авторской позиции в рассказе.

Частично-поисковый

проблемные задания, индивидуальные задания

Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества А. П, Чехова

1

Знать: сюжет и образную систему рассказа. Уметь: давать оценку действиям героев

Знать: сюжетное своеобразие рассказов А. П. Чехова Уметь: самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа

Свободная работа с текстом, владение монологической и диалогической речью

фонохрестоматия

37

Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

Развитие понятий о юморе и сатире

Практикум

38

Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник»

Беседа

39

Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова « Тоска», «Размазня»

Внеклассное чтение

40

Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе. В. А. Жуковский «Приход весны». А. К Толстой « Край ты мой,  родимый край…»»Благовест», И. А. Бунин «Родина»

Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века

Объяснительно-иллюстративная.

беседа, работа с книгой

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

3 н а т ь: об образной яркости.

Уметь: находить  средства  речевой  выразительности.

Выразительное чтение наизусть.

презентация

41

М. Горький. Слово о писателе.   «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «Свинцовых мерзостей жизни»

    Цели: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести.

Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы, иллюстрации

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М. Горького. Сообщение «Традиции Л. Н. Толстого, их переосмысление Горьким»

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции

Владение монологической и диалогической речью

42

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа

Беседа

43

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» Портрет как средство характеристики героя

Практикум

44

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького  «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды

внеклассное чтение

45

В. В, Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора  

Цели: раскрыть особенности поэтического языка Маяковского, представления поэта о сущности творчества

Исследовательская, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: сообщение «Мещанство как социальная опасность»

Знать: содержание понятия сатира. Уметь: выделять смысловые части художественного текста

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения о реальном и фантастическом в сюжете произведения. роли жфмы в творчестве Маяковского.

Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть.

фонохрестоматия

46

В. В, Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям» Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое.

Внеклассное чтение

47

Леонид Николаевич Андреев.Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая.

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Владение монологической и диалогической речью

48

Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Владение монологической и диалогической речью

49

Андрей Платонович Платонов. «В прекрасном и ярком мире» Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы                   А. П. Платонова

Внеклассное чтение

50

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» ( по произведениям писателей XXвека)

Развитие речи

51

Б. Л Пастернак Слово о поэте. «Июль», «Никто не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

Рассказ учителя. Практикум

52

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

Контроль

4 – я четверть

53

Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К Симонова, А. Суркова. А. Твардовского, Н. Тихонова

Внеклассное чтение

54.

Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа.

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая.

Знать: содержание произведения, владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения.

Владение монологической и диалогической речью

56.

Евгений Иванович Носов. Слово о писателе. «Кукла».  Нравственные проблемы рассказа. « Живое племя» Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению.

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая.

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному.

Владение монологической и диалогической речью.

57.

Юрий Павлович Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности.

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая.

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения.

Владение монологической и диалогической речью

58.

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира ( В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий)

Единство человека и природы.

Объяснительно-иллюстративная.

внеклассное чтение

Коллективная. Групповая.

Уметь: воспринимать и анализировать   поэтический текст

 3 н а т ь: об образной яркости.

Уметь: находить  средства  речевой  выразительности

Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть

59.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета…», « На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

3 н а т ь: об образной яркости.

Уметь: находить  средства  речевой  выразительности.

Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть

60.

Дмитрий Сергеевич Лихачев. Слово о писателе, учёном гражданине. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.

Объяснительно-иллюстративная.

Частично-поисковая.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Коллективная. Групповая.

Знать: содержание произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному.

61

М.М. Зощенко. Слово о писателе, «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

Рассказ учителя. Беседа

62

Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И.Гофф «Русское поле»; Б. Ш. Окуджава «По смоленской дороге…»

Лирические размышления о жизни, времени и вечности

Внеклассное чтение

63

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Слово о поэте. « Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине» Размышление поэта об истоках и основах жизни

Рассказ учителя. Беседа

64

Роберт Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и др. Представление народа о справедливости и честности.

.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.

 

Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.

65

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций.
Джеймс Олдридж. «отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей.

Рассказ учителя. практикум

66

 Японские хокку. Особенности жанра.

практикум

67

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Сила любви и преданности

 семинар

68

Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение

Итоговый  тест.  Рекомендация  книг  на  лето.

О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности

О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности

Контроль знаний

 

Контрольные работы на 2012 /2013 уч. год

1 - четверть

2 – я четверть

3 – я четверть

4 – я четверть

всего

Контрольные работы

2

1

3

тесты

1

1

2

Развитие речи

2

3

1

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе .Р.Н.Бунеев.2 класс.

Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы,...

рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова)

рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова) с ОУД...

рабочая программа для 3 класса по татарской литературе

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного федерального стандарта....

Рабочая программа по литературе 2 класс.

Рабочая программа составлена к УМК "Школа России" Климанова, Горецкий (4 часа в неделю)...

Рабочая программа по литературе Республики Коми в 3 классе

Рабочая программа содержит пояснительную записку, КТП....

Рабочая программа по литературе 1 класс "Школа России" 2012 год.

Материал включает пояснительную записку и тематическое планирование. Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"....

Рабочая программа по литературе 1-4 классы по программе ПЕрспектива

Рабочая программа разработана на курс начальной школы по программе Перспектива...