Урок литературного чтения по теме "С.Есенин"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Щербакова Ирина Николаевна

В данной разработке представлен конспект урока литературного чтения по теме "С.Есенин" в 3 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_esenin.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: С.Есенин «Поёт зима – аукает»

Цели:

  1. введение учащихся в мир поэзии С.Есенина;
  2. показ значения литературных приёмов в лирике поэта;
  3. развитие у учащихся поэтического вкуса и образного мышления в процессе работы над стихотворениями;
  4. способствование эстетическому развитию учащихся.

Ход урока

  1. Орг. Момент

- Здравствуйте, друзья! Сегодня утром вы шли в школу … А вспомните, какое оно сегодняшнее утро? Постарайтесь найти самое яркое, точное слово для его описания (пасмурное, серое, хмурое, морозное, неприветливое, ветреное, сердитое).

- А благодаря чему наше лицо может отражать самые разнообразные чувства и настроения? (Мимики)

- Попробуйте показать выражением лица своё настроение.

- Отчего вам радостно? Почему улыбаетесь?

- Дорогие ребята! Мне тоже радостно от встречи с вами. Я радуюсь и волнуюсь, потому что у нас сегодня необычный урок. У нас на уроке сегодня много гостей. Поздоровайтесь с гостями и покажите им своё настроение.

- Я радуюсь и потому, что мы сегодня продолжаем работать по теме «Люблю русскую зиму», где нам опять предстоит встреча с удивительным миром поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую интересную страницу.

- Ребятки! Вы сегодня утром проснулись, встали, подошли к окну и что вы увидели за окном? (Везде лежал снег: на земле, деревьях, крышах домов)

- Как шёл снег? Расскажите. (Он шёл медленно, неторопливо. Всё что попадалось ему на пути снег красил в белый цвет).

- Кто помнит, чем пахнет снег? (Снег пахнет свежестью, холодом, сыростью, зимой).

- Иногда люди говорят: «Как снег на голову свалился». Как вы понимаете это выражение? (Это значит, что что-то произошло, причём неожиданно, внезапно).

- Расскажите, какие снежинки вы видели? (Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, лёгкие, кружевные).

- Что же делают эти снежинки? (Они летают, кружатся, падают, ложатся, сверкают, блестят…).

- А можно сказать, что они шепчутся? Или так: снежинки танцуют, грустят, плачут? Когда мы так говорим? (В сказках, когда хотим наделить снежинки свойствами живых существ).

- Итак, к нам прилетели снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа.

Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую. Как нет одинаковых лиц, так и нет одинаковых снежинок.

- А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить себе одну единственную снежинку, не похожую ни на чью, потому что она – ваша., вы создали её в своём воображении. Представили? Теперь возьмите карандаш и нарисуйте её.

Музыка.

- А сейчас закроем глаза и шёпотом произнесём: з-и-м-а. Какое чувство возникло? (Стало холодно и грустно).

- А какие ассоциации у вас связаны со словом зима?

-Зима становится полноправной хозяйкой в природе. Многое изменила она в лесу. Предлагаю вам отправиться в заочную прогулку в лес.

- Какой лес мы видим? (Неподвижный, сонный, белоснежный. Кружевной, прозрачный, загадочный, таинственный).

- А кто сделал лес таким? Кто хозяйничает в нём? (Зима).

- Как бы вы назвали зиму? Подберите красивые слова. (Волшебница, кудесница, кружевница. Снежная, морозная).

- А что мы можем услышать в зимнем лесу. (Шум ветра, стук дятла).

- Что же делает сейчас ветер в лесу? (Шумит, дует, завывает).

- Поёт, баюкает.

- Зимняя природа побуждает людей творить. На доске вы видите рисунки учеников нашего класса, их родителей, посвящённые зиме.

- Изображать зимнюю природу можно по-разному. Художник это делает с помощью красок, композиторы пишут музыку с помощью звуков, а поэт рисует картины словами.

/Проверка домашнего задания/

Физкульт. минутка.

- А сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением великого русского писателя, поэта. Попробуйте услышать в стихотворении фамилию русского поэта.

В этом имени – слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет

Что-то есть в нём

От русских песен –

Поднебесье, тихие весн,

Сень берёзы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти, юности и чистоты…

- Услышали эту фамилию?

Только скажут «Сергей Есенин»,

Всей России встают черты.

- Сегодня мы будем читать стихи замечательного русского поэта – С.Есенина.

С. Есенин родился в с. Константиново под Рязанью, на берегу Оки. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Он очень любил природу и воспевал её в своих стихах.

Музыка.

(Чтение стихотворений учителем)

- Что вам особенно понравилось? Что вызвало жалость? Какие слова непонятны? (Очень жалко воробышков, они замёрзли…)

- А знаете, что первое название этого стихотворения «Воробышки»? Написал его С.Есенин в 15 лет.

- Прочитайте о воробышках.

….

- Какие слова особенно вызывают переживания поэта? (Пташки малые, голодные, усталые).

- Такие слова, которые согласуются с данным словом для большей выраженности, называются эпитеты.

- Какой ещё приём использует автор, чтобы усилить переживания? (Воробышки, как детки сиротливые).

-Такой приём называется сравнением.

- Попробуем передать чувства автора своим чтением, передадим тревогу, волнение, переживание (шёпотом).

/Чтение стихов учащимися/

- Почему же пташки бедные, голодные? (Зима сердитая, злая).

- Прочитайте, какая зима у поэта. Какие слова-краски помогают оживить предметы, увидеть что-то новое в знакомом?

- Такой приём называется олицетворением.

- Как вы думаете, для чего Есенин рассказывает о холодной метелице, седых облаках, снежных вихрях? (Чтобы показать силу и власть зимы).

- Попытаемся голосом передать силу, власть зимы.

/Чтение стихов учащимися/

- Всё ли так страшно в стихотворении. Докажите. Прочитаем последние строки. Как мы их будем читать? (С надеждой, светло).

- В стихотворении автор использует образ зимы и образ весны. Эти образы противоположные. Этот приём называется контраст.

- Какое удивительное стихотворение! Сколько образов, настроений рисует поэт!

/Чтение стихов учащимися/

- Об авторе этого стихотворения С.Есенине, его современник А.Толстой сказал: «Его поэзия есть разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».

В своих стихотворениях поэт воспевает красоту русской природы. Восхищается и удивляется ею. Во всём мире знают и любят стихи Есенина. Любят за теплоту, лиричность. Поэзия Есенина мелодична и музыкальна. На стихи Есенина положена музыка и они стали песнями.

(Исполнение песни «Отговорила роща золотая…» - учителем).

- Многие любят стихи Есенина . Надеюсь, что полюбите их и вы.

- Какое бы домашнее задание вы хотели получить?

- Домашнее задание: выучить стихотворение С.Есенина «Поёт зима – аукает…» наизусть.

Итог урока.

Физкульт. минутка

- А теперь ребята, встали!

  Быстро руки вверх подняли,

  В стороны, вперёд, назад,

  Повернулись вправо, влево,

  Тихо сели, вновь за дело.

- Мы словно деревья в чаще лесной

  Ветвями качаем под ветер зимой

  Весною мы выше и выше растём

  И тянемся к солнышку ночью и днём

  А осенью листья стряхнём постепенно

  И кружит, и кружит их ветер осенний.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...