урок литературного чтения А.П. Платонов Разноцветная бабочка 2-й урок
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Якименко Тамара Дмитриевна

Тема: А.П. Платонов «Разноцветная бабочка»

Цель: Задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для размышления над  отношениями между матерью и ребёнком.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать навыки чтения.
  • Формировать правильное, осознанное чтение.
  • Активно формировать речевые умения учащихся.
  • Научить детей не только читать, но и думать.

Развивающие:

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное.
  • Развивать умения прогнозировать, анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства.
  • Развивать навык работы с информацией.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение и любовь к матери
  • Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим
  • Воспитывать коммуникативные умения уч-ся (работа в парах)
  • Создать эмоционально – благоприятные условия на уроке.

 

Тип урока: обобщение материала

Оборудование: портрет А.П.Платонова, презентация, текст, картинки «Бабочки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.p._platonov_raznotsvetnaya_babochka_2-y_urok.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 3-Б классе

УМК «Гармония»

Тема: 

А.П. Платонов

«Разноцветная бабочка»

                                                            Урок разработан

учителем начальных классов

ГБОУ СОШ №29

Якименко Т.Д.

(учитель высшей категории)

Используемые технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Формы работы:

  • индивидуальные;
  • групповые.

г. Севастополь

2014 – 2015 уч. г.

Тема: А.П. Платонов «Разноцветная бабочка»

Цель: Задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для размышления над  отношениями между матерью и ребёнком.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать навыки чтения.
  • Формировать правильное, осознанное чтение.
  • Активно формировать речевые умения учащихся.
  • Научить детей не только читать, но и думать.

Развивающие:

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное.
  • Развивать умения прогнозировать, анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства.
  • Развивать навык работы с информацией.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение и любовь к матери
  • Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим
  • Воспитывать коммуникативные умения уч-ся (работа в парах)
  • Создать эмоционально – благоприятные условия на уроке.

Тип урока: обобщение материала

Оборудование: портрет А.П.Платонова, презентация, текст, картинки «Бабочки».

 Ход урока

I.Организационный момент.

                           Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.

                                                                                               Дени Дидро

- Как вы понимаете это высказывание?

- Чтобы урок наш прошёл с пользой  для вас,  нам нужно вспомнить «золотые правила урока»  

1. Быть активным!

2. Высказывать своё мнение!

3. Слушать мнение других!

4. Читать громко и выразительно!

5. Быть внимательным!

II.Мотивация учебной деятельности.

- Чему мы учимся на уроках чтения?

На уроках чтения мы учимся красиво говорить, читать, пересказывать.

- Поэтому на первое место ставятся умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика.

Речевая разминка

  1. Упражнения для языка: «Покатай шарик во рту», «Воспроизвести цокот копыт».
  2. Дыхательная гимнастика: «Как мячик выпускает воздух».
  3. Работа над выразительным чтением (про себя, вслух).

Было утром тихо в доме,

Я писала на ладони имя мамино.

Не в тетрадке, на листке,

Не на стенке каменной,

Я писала на руке имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня.

«Что ты спрятала в ладони?» -

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала, счастье я держала. 

(Агния Барто)

- Прочитать с интонацией (Нежно, тихо; громко, радостно)

III.Актуализация знаний.

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- Кто автор этого произведения?

- Каков жанр этого произведения? (Легенда)

- Вспомните значение слова легенда.

Легенда - фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-либо событии или лице.

- В какой раздел вошло произведение А.П.Платонова? (Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.)

- А зачем нужно почитать родителей? (Потому что они нас любят, о нас заботятся.)

- О чём рассказывается в легенде? Назовите тему этого произведения.

- Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель? Какая основная мысль (идея) этого произведения? (Высказывания детей)

- Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос? (Нет)

- А что для этого нужно сделать? (Проанализировать легенду)

IV.Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы с вами продолжим работу над легендой А.П.Платонова «Разноцветная бабочка».

 - Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке? (Проанализировать произведение А.П.Платонова «Разноцветная бабочка» и сформулировать идею).

- Дома вы дочитали легенду до конца. Какие мысли и чувства возникли у вас при чтении?

- Назовите главных героев легенды? (Мать, Тимоша, бабочка)

V.Решение проблемной задачи. Работа с кластером (характеристика героев)

- Чтобы решить поставленную задачу, я предлагаю дать характеристику героям и заполнить кластер.

1.Характеристика Тимоши.

- Где жили Тимоша с мамой? (На берегу Черного моря в каменной хижине) 
- Что произошло с мальчиком? (Убежал из дома и не вернулся) 
- Почему Тимоша убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек) 

- Как это характеризует его?(Он был любознательный
- Как он вел себя после прогулок? (Горевал от того, что бабочка не летает). 

- О каких качествах это свидетельствует? (Жалость, сострадание)
- Что советовала ему мама? Прочитайте.  (-Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!) 
- Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.( Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,- ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;).

Это предупреждение для Тимоши, но ни он, ни его мать не поняли этого

- Что увидел Тимоша, возвращаясь однажды вечером  домой? (Упала капля росы на былинку).

- Какой вывод сделал Тимоша? (Это добрая капля!) Почему она добрая? 

-Какая черта характеризует Тимошу в этой ситуации? (Наблюдательный)
- С кем состоялась следующая встреча? (С бабочкой). 
- Что необычного было в ней? Прочитайте.(Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.) 
- Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая? (Не говорила, не смотрела на него.) 
- Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю) 
- Как это характеризует героя? (
Упрямый, непослушный, целеустремленный
- Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда) 

- Где оказался Тимоша? (На дне пропасти) 

- Прочитайте описание пропасти, в которой оказался мальчик.
- Отчего он заплакал? (От разлуки с матерью)

- О чём это говорит? (О раскаянии, о любви к матери)
- Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери? (Царапал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь) 
- Как это характеризует его? (
Трудолюбивый)

Физминутка.

Утром бабочка проснулась

Улыбнулась, потянулась.

Раз-росой она умылась,

Два-изящно покружилась,

Три-тихонечко присела,

На четыре улетела.

2.Характеристика матери.

- Как жила всё это время мать? ( В ожидании сына, считала время, смотрела в звёздное небо, ей чудилось, что видит своего сына, бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть всё будет, тогда и ты будешь»)

- Как можно её охарактеризовать? (Любящая, верит, что сын жив, ждёт встречи)

- Как произошла встреча? (Тимоша услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал). 

- Я предлагаю ещё раз перечитать заключительную часть рассказа. Читать будем по ролям. Сколько действующих лиц?

- Почему мать не узнала голос сына? (Прошло много времени) 
- Узнал ли сын голос матери? (да, голос матери забыть нельзя)

-Что сказал Тимоша? Прочитайте. (Мама, я забыл, кто я) 
- Почему Тимоша не увидел мать? (Ослеп) 
- Что сделала мать, увидев сына? Прочитайте. (Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью) 
- Какие слова говорят о
материнской вечной любви? Прочитайте. (Жизнь ее любовью перешла к сыну) 
- Как охарактеризовать поступок, когда жертвуют своей жизнью во имя дорогого человека?  (
Самопожертвование )

3.Характеристика бабочки.

- Какую роль в легенде сыграл образ бабочки? (Это символ)

- Что символизирует бабочка в этом произведении? (Мечту)

-Какая была бабочка? (Большая, красивая, разноцветная, трепещущая). Похожа ли она на мечту?

-Достиг ли Тимоша этой большой мечты? Почему?

-Так можем мы утверждать, что бабочка символизирует мечту?

VI.Обобщение изученного.

1.Составление синквейна. (Работа в группах)

- А теперь я предлагаю вам поработать в группах и составить синквей. Что такое синквейн?

Синквейн – это необычное стихотворение, состоящее из 5 строк.

У каждой группы свое задание. Внимательно его прочитайте и выполните.

А мы потом проверим.

  1. группа - синквейн на тему МАМА
  2. группа - синквейн на тему ТИМОША
  3. группа - синквейн на тему БАБОЧКА

Например:                            

1. МАМА

2. Добрая, ласковая.

3. Любит, надеется, стареет.

4. Всегда простит своих детей.

5. Любовь.

1.ТИМОША

2. Упорный, любознательный.

3.Убегает, ловит, долбит.

4. Увлечён своей мечтой.

5. Судьба.

1. БАБОЧКА

2. Красивая, разноцветная.

3. Летает, порхает, светится.

4. Одно из самых красивых существ.

5. Мечта.

2.Вывод.

- Можем мы теперь ответить на вопрос, поставленный перед нами в начале урока?

-Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель?

  • О разлуке матери с сыном?
  • О призрачной мечте, которая уводит сына от матери?
  • О материнской вечной любви?
  • О прозрении сына, оценившего силу любви матери?

- А. Платанов пытался найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чём состоит основа жизни, её смысл. Главная мысль легенды: любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь, жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но дорога для любого живого существа.

VII. Итог урока.

- В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу. Какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь. Никто не может любить так преданно и всепрощающе, как мать.

Р. Гамзатов.

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюблённости и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

Этими прекрасными словами я хотела бы закончить урок. Всем большое спасибо за работу и активность.

VШ. Рефлексия.                                                                       

- Мальчик не поймал свою бабочку, а я вам предлагаю нарисовать бабочку – мечу, разноцветную и необычную. Она будет вашей и обязательно принесёт вам удачу.

Дети рисуют бабочек, вырезают их и прикрепляют их на доску (для тех, кто затрудняется нарисовать, следует приготовить шаблоны бабочек, раскраски)

Работу детей сопровождает спокойная мелодия.

IX. Домашнее задание .

 На выбор:

  • написать сказку или рассказ о силе материнской любви;
  • нарисовать иллюстрацию к произведению;
  • подобрать пословицы о матери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения "А.П. Платонов «Цветок на земле» 3 класс

Разработка урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" с использованием слайд-презентации....

презентация к уроку литературного чтения А.П. Платонов Разноцветная бабочка

презентация к уроку литературного чтения А.П. Платонов Разноцветная бабочка...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.П. Платонов «Еще мама» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «А.П. Платонов «Еще мама» Цели урока: Создание условий для организации работы над текстом.Предметные:учить детей понимать глубину произведения, с...

Конспект урока литературного чтения "А.П. Платонов. Цветок на земле"

Ознакомительный урок по теме "А.П. Платонов. Цветок на земле". Соответствует требования ФГОС. Программа "Школа России"....

Конспект урока литературного чтения «А. П. Платонов “Неизвестный цветок”.

Предмет: литературное чтениеКласс: четвертыйТема урока: «А. П. Платонов “Неизвестный цветок”.»Учебник: Л.А. Ефросинина литературное чтение: система учебников «Начальная ш...

Конспект урока литературного чтения «А.П. Платонов Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результаты:·...

Конспект урока литературного чтения «А.П. Платонов Ещё мама» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением А.П. Платонов «Ещё мама»; совершенствование навыков чтения; навыков работы с текстом.Планируемые результаты:·...