Урок литературного чтения во 2 классе, проведенный в рамках районного методического объединения. Тема: « Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц».
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Голондарева Ирина Владимировна

Цель:  осознать и осмыслить идейное содержание сказки; содействовать развитию творческих способностей и представлений, философских представлений (что имеет ценность в жизни);   совершенствовать навыки выразительного и сознательного чтения, умения выражать свои мысли, самостоятельно работать с книгой; развивать речь детей, пополнять словарный запас; воспитывать любовь к чтению книг, доброжелательность, внимательность, чуткость, взаимопонимание, чувство ответственности за тех, кто рядом; развивать организационные и коммуникативные общеучебные умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antuan_de_sent-ekzyuperi.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №2 г. Калининска

Саратовской области»

Урок литературного чтения

во 2 классе,

проведенный в рамках районного методического объединения.

Тема: « Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц».

                                                                 Разработал и провел

                                                                 учитель высшей

                                                                 квалификационной категории:

                                                                 Голондарева И. В.

                                                                   Дата проведения:

                                                                   20 апреля 2010года.

                                   

Калининск  2010


Тема: «Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

                Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель:  осознать и осмыслить идейное содержание сказки; содействовать развитию творческих способностей и представлений, философских представлений (что имеет ценность в жизни);   совершенствовать навыки выразительного и сознательного чтения, умения выражать свои мысли, самостоятельно работать с книгой; развивать речь детей, пополнять словарный запас; воспитывать любовь к чтению книг, доброжелательность, внимательность, чуткость, взаимопонимание, чувство ответственности за тех, кто рядом; развивать организационные и коммуникативные общеучебные умения.

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, портрет писателя, иллюстрации к сказке, выставка произведений Антуана де Сент-Экзюпери, карточки с заданиями.

 Предварительное домашнее задание: разделить класс на 5 групп; собрать краткую информацию о биографии Антуана де Сент-Экзюпери;  подготовиться к инсценированию 6 главы, девочки заучивают слова Маленького принца, мальчики – Лиса; выписать в тетрадь  по чтению цитаты, особенно запомнившиеся во время прочтения книги; написать творческую работу  «Словесный портрет Маленького принца».

Примечание: данный урок проведен в рамках районного методического объединения по теме «Новые технологии в обучении младших школьников. Обучение в сотрудничестве», сопровождался презентацией Microsoft PowerPoiht; для работы в малых группах парты были поставлены в парах; иллюстрации к сказке учащиеся выполняли на уроке изобразительного искусства в группах, на уроке технологии моделировали фигурки барашка.

                                              Ход урока.

1.Организационный момент. Нацеливание на продуктивную работу.

(Перед началом урока, для создания особого эмоционального настроя, звучит песня «Маленький принц», музыка М. Таривердиева, Н. Добронравова.)

 - Начинаем наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению.

2. Вступление. Разговор о жанре произведения, о теме и идее.

- Ребята, кому принадлежат эти строки «Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит»? (См. презентацию, слайд 1.)

- Верно. Вот мы и прочитали «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, эту удивительную книгу. «Маленький принц» никого из нас не оставил равнодушным. Сегодня мы с вами поговорим о том, чему научила нас эта книга.

- Определите жанр этого произведения. (Сказка.)

- Каков характер сказки? (Философский, грустный, с элементами юмора.) Верно, часто слово «философия» используют как синоним слову «мудрость». В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах жизни.

- Назовите главную мысль, идею этого произведения. (Книга заставляет задуматься над жизнью, в ней много размышлений о дружбе, преданности, об отношениях людей.)

- Когда при чтении было грустно? Печально? Тревожно? Где вы улыбнулись юмору автора?

- Для дальнейшей работы на уроке нам нужно немного подготовки. Поэтому сейчас поработаем в группах.

3. Работа в группах. ( См. презентацию, слайд 2,  звучит музыка Картера Беруэлла из кинофильма «Сумерки 2».)

- У каждой группы на столе лежит задание. Ознакомьтесь с ним.

1 группа – выступление об авторе.

2 группа – расположить на магнитной доске кадры диафильмов, т. е. иллюстрации и «озвучить» их.

3 группа – подготовить инсценировку фрагмента сказки «Секрет Лиса».

4 группа – составление характеристики героя «Мой Маленький принц».

5 группа – выписать мудрые выражения.

 (Учащиеся готовятся, звучит музыка, проводится беседа с  приглашенными, т. е. участниками методического объединения.)

- Как часто в жизни бывает, что мы -  взрослые – не всегда понимаем своих детей. Да и дети зачастую не понимают нас. Почему так происходит? Наверное, каждому из нас в трудные моменты жизни хочется вернуться в свое детство, хотя бы во сне. Закройте глаза, попробуйте мысленно вернуться в детство. Попытались? Спасибо.

- Если взрослый человек живет разумом, то ребенок – душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает. Стоит прислушаться к детскому объяснению и пониманию многих вещей, обратиться к детскому мировосприятию, и многие вещи предстанут перед нами в ином свете.

 - Живет на свете уже много-много лет удивительная сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Удивительна тем, что ставит перед нами очень важные и трудные вопросы. Сегодня ребята попытаются разобраться в этих вопросах.

4. Выступление 1 группы об авторе.

- Итак, группы готовы. Давайте вспомним, кому посвятил Экзюпери эту сказку. Прочитайте. (Дети читают посвящение.)

- Почему?

- Кем мечтал стать маленький Антуан? Что вы знаете о жизни Антуана де Сент-Экзюпери? (См. презентацию, слайд 3.)

 (Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в Лионе. Детство его прошло в старинном родовом замке Сен-Морис. Род Экзюпери происходил от рыцарей Грааля.

   Романтичность и чувство единения с природой с детства отличали будущего писателя. По вечерам дети забирались на чердак и, тесно прижавшись, друг к другу, усаживались на старый сундук, слушали сказки матери, любуясь звездным небом.

   Экзюпери вырос удивительно одаренным человеком: он рисовал, играл на скрипке, сочинял, увлекался техникой и архитектурой. У него было много друзей, так как он умел дружить. В школе прозвище “Достань-ка луну”, которое указывало не только на вздернутый нос, но и на веселый характер.

   Все замечательные свойства души писателя проявлялись по отношению к детям. Однажды Экзюпери увидел плачущую девочку, которая мечтала о детском зонтике. Писатель обошел, все магазины и подарил малышке разноцветный зонтик.

   Экзюпери стал летчиком, которого отличали бесстрашие, готовность всегда прийти на помощь товарищу и удивительное жизнелюбие. Его самолет 15 раз терпел крушение, врачи не допускали его к полетам, но он не мог жить без неба, не мог не помогать людям. В тяжелые годы войны писатель создает светлую сказку “Маленький принц”, которая стала рождественским подарком всем людям, подарив надежду на счастье. Он долго вынашивал замысел такого произведения, где выразил бы свои мечты.

   В 1944 году он погиб, производя разведывательную аэрофотосъёмку в труднейших фронтовых условиях.

   Он поднимался в небо, чтобы ещё сильнее полюбить Землю. Поэтому и герои его также летают с одной планеты на другую.)

-  Да! Верно! Антуан де Сент-Экзюпери прожил короткую, но удивительную жизнь. Незадолго до своей гибели он написал чудесную сказку «Маленький принц». Мы – дети всей планеты Земля  - благодарны ему за то, что подружил нас с Маленьким принцем, хозяином далекой крохотной планеты – астероида Б-612.  (См. презентацию, слайд 4.)

«Маленький принц, мальчишка из сказки,

В космос бескрайний глядишь без опаски.

Знаешь, что звезды далекие греют

Тех, кто в их свет без сомнения верит,

Тех, кто доверил свои им мечты…

И им особенно дорог стал Ты…»

5. Работа над кадрами сказки, озвучивание их – 2 группа. Коллективная работа над содержанием сказки (выборочное чтение).

- Итак, Маленький принц отправился странствовать и попал на планету Земля. Что же было дальше, нам поведает следующая группа, а также поможет книга по литературному чтению «Маленькая дверь в большой мир». (Учащиеся 2 группы на магнитной доске располагают кадры, т.е. иллюстрации к сказке и озвучивают их. Затем проводится работа с текстом – выборочное чтение.)

- Как летчик оказался в Сахаре?  (стр.108)

- Где находится Сахара?

- Итак, автор потерпел аварию в пустыне, здесь он и повстречался с Маленьким принцом. Что необычного было в его внешнем виде? (стр.110)

- Расскажите о необыкновенной просьбе принца. Была ли она выполнена?

- Какой по характеру оказался Маленький принц? (Настойчивый, внимательный, доверчивый, бесстрашный, отважный.)

- Почему ему понравился последний рисунок: ящик с барашком? (стр.112)

- Вскоре Маленький принц встретил Лиса.  Почему Лис отказался поиграть с мальчиком? (стр.113)

- Почему у Лиса скучная жизнь?

- Согласны ли вы с Лисом, что все люди одинаковые?

- Какие чувства возникли у вас при чтении слов Лиса? (Жалость, сочувствие, желание стать     ему другом.) Как вы понимаете слова «Если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озариться»?

- Как  советует Лис приручать его? (стр.115)

- Как вы понимаете: «Слова только мешают понимать друг друга»? (Понять можно только   душой, сердцем, научиться сопереживать.)

- Что такое обряды? (Традиции.) Есть ли в нашем классе традиции? Какие?

- Каким был час прощания для Лиса и Маленького принца?

- Почему ко всем розам, кроме одной, Принц был равнодушным? (стр.119)

6.Физминутка «Жизнь на планете». (См. презентацию – видеоролик 5 .)

 - Ласково встретила малыша наша планета. И, увидев ее, он подумал, что здесь он мог бы найти себе друга, открыть для себя много интересного и необычного. Что мог увидеть принц на нашей планете?  Раскрываются и тянутся к солнцу цветы. От легкого ветерка колышутся деревья и травы…

«Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется».  (Дети показывают, как просыпается Земля.)

7.Центр драматургии. Инсценировка «Секрет Лиса». Выступление 3 группы. (См. презентацию, слайд 6.)

- Ребята, не хватает еще одного кадра. Какого?

- Какой секрет открыл Маленькому принцу Лис? А поможет ответить на этот вопрос следующая группа. (Дети инсценируют 6 главу «Секрет Лиса», выступление завершается аплодисментами.)

8.Презентация работы 4 группы.

 

- Какой он, наш герой Маленький принц?

- Что вам нравится в нем больше всего?

-Как автор относится к своему герою? (Учащиеся  зачитывают  свои сочинения «Мой Маленький принц».)

9. Создание коллективного панно «Нарисуй мне барашка!» (См. презентацию, слайд 7.)

-Хотели бы иметь такого друга? Вы в подарок Маленькому принцу на уроке технологии  приготовили подарок, своего барашка. ( На доске лист ватмана с заголовком «Нарисуй мне барашка», звучит музыка Картера Беруэлла из кинофильма «Сумерки 2» ». Дети  создают коллективное панно «Нарисуй мне  барашка»,  по окончании работы ученик читает наизусть стихотворение  «Нарисуй мне барашка!»)

 

«Нарисуй мне барашка

Легким взмахом руки,

В светло-серых кудряшках

Пусть играют лучи.

Пусть живет не в коробке –

На зеленом лугу,

И чтоб домиком бровки!

Я его полюблю.

Буду с нашим барашком

Я рассветы встречать,

И медовую кашку

Помогать собирать.

Буду петь ему тихо,

Если вдруг он уснет,

Милый, что тебе стоит?

Нарисуй, пусть живет!»

10. Презентация 5 группы -  «Мудрые мысли».

- В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей. Давайте мы с вами озвучим мудрые выражения, которые вы отметили по ходу чтения. (Учащиеся 5 группы зачитывают выбранные выражения, на экране появляются цитаты. См. презентацию, слайд 8.)

«Слова только мешают понимать друг друга».

«… если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится».

«Узнать можно только те вещи, которые приручишь…»

« Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

- А есть ли у вас кто-нибудь, кого вы приручили и теперь в ответе за него?

- Чем вам понравилась эта сказка?

- Почему она включена в раздел «Самое обыкновенное чудо»? (Мы не замечаем чуда в том, что нас окружает. Маленький принц и Лис помогли нам взглянуть на многие вещи по-новому. Чудо – это детство, это друзья, это умение понимать сердцем, а не умом.)

- Пусть эти выражения станут росточками красивых и добрых растений в саду вашей души. Чтобы  создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.

11. Творческая  работа.

  - Эта книга заставила меня иначе взглянуть на каждого из вас. Маленький принц остался каким-то таинственным, загадочным мальчиком для самого Антуана де Сент-Экзюпери. Я тоже имею дело с такими же загадочными, таинственными существами. Мне представляется, что каждый из вас и есть Маленький принц, вы все явились на мою планету Земля со своих крохотных планет. Явились для того, чтобы видеть сердцем. А я, ваша учительница, обязана помочь вам в этом деле. У всех вас свои заботы, каждый из вас в ответе за кого-то, за что-то. Вы осознайте это глубоко, как осознал и почувствовал Маленький принц свой долг перед своей единственной розой.

(Стихотворение читается учителем наизусть.)

«На планете маленького принца

Жил цветок капризный и прекрасный.

Требовал подать росы напиться,

Укрывать от сквозняков «ужасных».

Было все всегда цветку не мило.

И напрасно бедный Принц старался.

А когда его иссякли силы,

Он однажды в дальний путь собрался.

Их слова в минуту расставания

Мне пересказать мешают слезы.

Краткий миг взаимопонимания

Снял неразрешимые вопросы

Принц ушел. И проходя судьбою

Видел он сады цветов. Таких же.

Только не делившихся с ним болью.

Только лишь его не приручивших.

Со своим земным расставшим телом,

Принц вернулся на свою планету

Свой беречь цветок. Ведь дела,

 Как он понял сам – важнее нету».

- Маленький принц возвращается к своей розе, с какими словами он мог бы обратиться к ней?  (Звучит музыка из песни М.Таривердиева, стих. Н.Добронравого «Маленький принц». В это время  каждая группа работает над продолжением сказки, затем идет презентация продолжения произведения. Ее проводит ученик, назначенным группой самостоятельно.)

12. Рефлексия.

– Эта книга – завещание. Что же завещал нам Экзюпери? Какие мысли? (Надо уметь быть верными в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться  к злу, каждый человек в ответе не только за свою судьбу.) Я открою вам один секрет. Читать эту книгу можно в любом возрасте. Совсем маленький ребенок воспринимает ее как сказку. Мы с вами сейчас увидели, что она заставляет нас задуматься над очень серьезными жизненными вопросами, мимо которых не пройдет ни один человек. Если вы прочитаете ее через некоторое время, когда станете старше, эта книга откроется вам по-другому.  Маленький принц говорил: «…у каждого человека – свои звезды. Одним, - тем, кто странствует, они указывают путь, для других – это просто маленькие огоньки». Позже вы отправитесь осуществлять свои мечты, с честью служить своему долгу.  И я хочу, чтобы на вашем жизненном  пути  нужны были чистая вода глубоких колодцев и звезды, которые указывают  путь.

13. Домашнее  задание. ( См. презентацию, слайд 9.)

   - Но ведь это сказка, а любая сказка должна хорошо заканчиваться. Итак, домашнее задание – сочинение-миниатюра «Моя встреча с Маленьким принцем».

Список использованных источников.

                                   

1.Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение (2 класс). «Маленькая дверь в большой мир» (Часть 2). Издательство – М.: «Баласс», 2008.

2.Бунеева Е. В., Яковлева М. А. Уроки чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир» (2 класс). Методические рекомендации для учителя. Издательство 2-е дополненное – М.: «Баласс», 2001. – 208 с.

3.Кульценевич С. В., Лакоценина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. (Выпуск 2: русский язык, чтение, внеклассное чтение, ИЗО, музыка). Практическое пособие для учителей начальных классов. Издательство – Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. – 176 с.

     

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - путешествие "Путешествие по планете прилагательное" в рамках школьного методического объединения учителей начальных классов.

Данный урок представляет собой подробную разработку открытого урока в форме путешествия, который конкретно раскрыаает и описыаает реализацию системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС. Специфика...

Урок литературного чтения, проведенный в рамках школьного методического объединения Тема: А. Барков «Шустрик».

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...

Презентация на тему: "Антуан де Сент-Экзюпери. Страницы жизни"

Антуан де Сент-Экзюпери – писатель, имя которого знает каждый, кто знаком с книгой «Маленький принц». Биография автора незабвенного произведения полна невероятных событий и совпадени...

Методическая разработка по чтению на тему: Антуан-де-Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Данная методическая разработка позволит учителю познакомит учащихся с биографией писателя, его замечателной сказкой, научить писать синквейны, эссе и создать электронную книгу....

Открытый урок литературного чтения в 1 классе в рамках школьной методической недели по теме «Эффективные практики реализации технологии оценивания образовательных достижений, обучающихся при системно-деятельностном подходе»

Тема урока. «Что? Где? Когда? Почему?» Цель урока. На основе произведений Б.Заходера и Н.Сладкова обучать детей плавному выразительному чтению целыми словами, чтению по ролям....

Технологическая карта открытого урока литературного чтения в 4 классе Разгадка тайны «особого зрения» по сказке Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц».

Технологическая карта - подробное описание действий учителя и обучающихся. Здесь показана работа с использованием технологии критического мышления....