Внеклассное занятие на нравственную тему Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 4класс Гармония
классный час (4 класс) на тему

Решетова Ольга Юрьевна

Внеклассное занятие

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

                                                           

Внеклассное занятие на нравственную тему:

 Зорко одно лишь сердце. 

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

4 класс

Цели:

  • способствовать организации деятельности учащихся по анализу текста;
  • развивать творческие способности и мыслительные процессы;
  • содействовать развитию умения ценить красоту человеческих отношений;
  • учить навыкам рассуждения над философскими понятиями: счастье, любовь, дружба.

Оборудование: книга А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; карточки с заданиями; толковый словарь; компьютерное сопровождение.  

Эпиграф: Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем  они станут взрослыми. … У детства свои, ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать; нет ничего нелепее, заменять их  нашими.         (Жан Жак Руссо)

Ход занятия:

  1. Организационный момент. (Слайд 1)

- Влада: Здравствуйте ребята! Мы пришли сегодня к вам не случайно 13 июня 2014 года президент России Путин подписал указ о проведении в России в 2015 году года литературы и в рамках этого указа в школе проходит фестиваль «БиблиОбраз». И урок сегодня проводим мы, ученики 9а класса.

- Лида: Если у вас хорошее настроение, то, как вы можете подарить его другим людям при встрече? Как вы без слов сообщаете им о своём прекрасном настроении? Правильно, улыбкой! Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение.

 - Артем: Подарите нам свои улыбки  и давайте улыбнемся друг другу.

 Итак, от улыбки станет всем теплей! Наша лучистая и тёплая улыбка может улучшить всем настроение и поможет нам сегодня работать.      

II. Вступительная беседа.

- Влада: Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живёт разумом, а ребёнок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает. (Слайд 2) 

(Эпиграф  урока, ответы детей: как они понимают слова Руссо).

- Лида: Наверное, каждому взрослому в трудные минуты жизни хотелось мысленно вернуться в детство и не один раз. (Звучит песня «Детские сны»)

Сегодня мы с вами снова встретимся с Маленьким Принцем. Вы на уроках чтения провели большую работу. Читали сказку, рисовали рисунки, выписывали мудрые мысли, чтобы получить ответы на многие интересующие вас вопросы. 
Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают своих детей, да и дети зачастую не понимают взрослых. Почему так происходит? 
Давайте вместе попробуем найти ответ на это вопрос. 
Живет на свете уже много- много лет удивительная сказка « Маленький принц». Удивительна эта книга тем, что ставит пред нами трудные и очень важные вопросы. 
- Давайте прочитаем первые строки. Прочитайте (дети читают посвящение). 
- Какая фраза заставила вас задуматься? («Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит») 

III. Постановка целей урока.  

(Слайд 3) – Артем: Сегодня мы будем анализировать сказку «Маленький принц», попытаемся осознать и понять ценность красоты человеческих отношений. Автор не писал специально для детей, но в его произведениях  много ценных строк, которые должны знать и дети. Сам писатель был удивительнейшим человеком.

IV. Анализ произведения. Работа по развитию речи.  

-Что вам известно об авторе? (Слайд 4)
(Антуан де Сент-Экзюпери, выдающийся французский писатель родился в 1900г. в детстве он много мечтал, сочинял, рисовал. В дальнейшем он выбрал профессии летчика. И во время войны, не смотря на запреты врачей, не смог остаться в стороне и снова садится за штурвал самолета. Совершает разведывательные полеты, в 1944г он погиб во время боевого вылета. Незадолго до своей гибели. Находясь на лечении после аварии в Нью-Йорке, он пишет своё произведение “Маленький принц”  и все иллюстрации к этому произведению сделал сам. Ни одно законченное произведение не вынашивалось им так долго, как “Маленький принц”.

По-настоящему мотивы “Маленького принца начали складываться у Сент-Экзюпери с началом войны. В этот период он не редко рисовал один и тот же рисунок: мальчик с крылышками смотрит из-за облачка на землю, на её дома, на овец. Этот удивлённый мальчик всё сильнее не давал покоя писателю, лётчику, бойцу, проповеднику духовных ценностей, зовущему людей на борьбу.

Сент-Экзюпери как писатель ставил перед собой всегда одну и ту же задачу: выразить себя, раскрыть в себе человека - того, кто нуждается в любви и кто способен любить).

Музыкальная пауза: “Спэйс” - “Волшебный полёт”, на фоне музыки звучит чтение посвящения.

                                  Влада: Пусть сказка - вымысел и ложь,

                                   Но здесь прочтёте между строк,

                                   Что в жизнь уверенно войдёшь

                                   Лишь через школьный ты порог.

                                   Прозрачным солнечным лучом

                                   Проложится твой путь на свете,

                                   И жизнь основана на чём,

                               Поймёшь, проснувшись на рассвете.

- Лида: Давайте вспомним, кому посвящена эта сказка. (Чтение вслух).

Посвящена  другу автора, – “Леону Верту, когда он был маленьким” – эта фраза символична. “Маленький принц” был как бы ответом Сент-Экзюпери своему другу на все споры, которые они вели, и этот ответ должен был показать все прекрасное, что есть в каждом человеке, как бы глубоко это прекрасное не было запрятано.

- (Слайд 5) Давайте вернемся к словам :«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребёнка, то быстрее нашли бы общий язык со своими детьми.

 - Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).

- Как вы считаете, почему взрослые не понимали автора, когда он был маленьким, показывал свои рисунки? (Слайд 6)

Итак, автору было одиноко в своей жизни. А почему одиноко?

- Понимали ли его взрослые? Почему? Найдите доказательства из текста («Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать»).

 - Что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив  рисунок, объяснил его суть? («Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием»).

- К чему привёл совет взрослых? (Ребёнок утратил веру в себя).

- Расскажите, как автор познакомился с Маленьким  принцем. (Слайд 7) (Краткий пересказ II главы).

- Артем: Какое важное открытие сделал автор, познакомившись с маленьким принцем? (Его родная планета вся-то величиной с дом!)

- Что ещё вы знаете о Маленьком принце? (Слайд 8) (Маленький принц очень одинок. Он живёт на маленькой  планете астероид Б-612. Там росла прекрасная Роза, за которой Маленький принц стал ухаживать. Он полюбил этот капризный цветок. Однажды малыш поссорился с ней, и тогда он решил отправиться в путешествие по другим планетам).

- Над чем смеётся автор? ( Странный народ эти взрослые.)

- Почему дети и взрослые смотрят на мир по-разному?

- А как вы думаете, зачем Маленький принц отправился в путешествие? (Он отправляется искать другой  такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг.)

 - Влада: Есть ли у вас настоящий друг?

 - Дорожите ли вы его дружбой?

- Что вы представляете, когда слышите слово «дружба»?

На доске в центре записано слово дружба. Ответы детей учитель записывает в виде кластера

 - Мы с Артемом и Лидой очень дружные, а что значит для вас  дорожить дружбой?

V. Упражнения на релаксацию.

Игра «Дотянись до звёзд».

 - Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…

 Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звёздами.     Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать…(пауза).  

 Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними её с неба и бережно держи перед собой в ладонях…. Молодцы!

VI.   Работа с текстом. Словарная работа.

- Лида: Откройте 6 главу, давайте ее прочтем:

- Почему маленький принц любил закат? (Мечты, думы, воспоминания.)

- Как вы думаете, любил ли маленький принц розу?

- В чём проявляется это чувство?

- Что такое любовь?

- Почему из всех людей, которых видел маленький принц, больше всех понравился фонарщик? (Зажигает огни, выполняет нужную работу, дарит людям свет)

- После встречи с розами у Маленького принца появляются такие мысли: “Вы красивы, но пустые, ради вас не хочется умереть…Она – моя”. (О единственном друге, возлюбленной). “Ведь он теперь знает, что твоим становится только то, чему ты отдал свою душу”.

- Влада: Подумайте и скажите, какие пороки олицетворяют люди, встретившиеся Маленькому принцу во время путешествия? (Властолюбие, честолюбие, пьянство, жадность, невежество). (Слайд 9)

- Как вы понимаете слово «порок»?

- Можно ли побороть порок?

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы побороть в себе порок? (Работа со словарём, запись определения в тетрадь)    

- Лида: Итак, прежде чем оказаться на планете Земля, Маленький принц облетел много звёзд и планет. Почти отчаявшись найти свою мечту, он прилетел на Землю. Опишите настроение Маленького принца. Почему ему было грустным? (Ответы детей)

- Кого встретил Маленький принц? (Змею, Цветок, Лиса).

- Что принесла ему каждая встреча? (Мудрые советы: (Слайд 10)

Змея: «Среди людей тоже может быть одиноко»;

Цветок: «У людей нет корней…»;

-  Какой же секрет открыл Маленькому принцу Лис?

(“Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. “Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Ты в ответе за свою розу”).

-  Что значит приручить? (Полюбить, подружиться) (Слайд 11)

- Кого можно приручить?

 - Лис говорит, что для того, чтобы приручить кого-то, нужно запастись терпением? Конечно, «слова только мешают понимать друг друга». Понять другого нужно не только умом, но и душой, и сердцем. Нужно научиться сопереживать.     

 - А человека можно приручить?

 - Ваши друзья и все те люди, к которым вы хорошо относитесь, доверяете свои тайны, и есть те, которых вы приручили. И если вы когда - то их предадите, неизвестно какая их ожидает судьба. Возможно, вы могли бы помочь им добрым советом или поступком, а вас не будет рядом. Поэтому так и говорят, что мы в ответе за тех, кого приручили.

-  Как вы понимаете высказывание: “На твоей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз…и не находят того, что ищут. А ведь то, что они ишут, можно найти в одной – единственной розе, в глотке воды. Но глаза слепы. Искать надо сердцем. 

Вывод: Для счастья  нужно так мало. И если ты человек любящий, добрый, умеющий разглядеть в малом большое, то ты обязательно будешь счастлив. Мы вам желаем счастья. (Слайд 12)

Артем: А сейчас мы проведем викторину по сказке (презентация викторины)

VII. Подведение итогов урока.

- Влада: Да, ребята, Маленький принц научился видеть главное: по-настоящему ценным является одна-единственная роза, один самый желанный глоток воды. Учитесь радоваться золотым колосьям пшеницы, безграничному звёздному небу, свежему глотку родниковой воды, цветку, подаренному от чистого сердца!  

- Лида: Маленький принц ушёл, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом. (Звучит песня «Маленький принц», муз. М.Н. Таривердиева). Тогда для них в ночном небе расцветают звёзды, и среди них та, где живёт Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и зажигает в них огонёк любви, огонёк милосердия. (Слайд 15) И миллионы огоньков сливаются в один ярко горящий костёр любви! А по земле царственно ступает доброта. Ведь что может быть красивее доброго сердца, где живут самые милосердные законы! Откройте свои сердца навстречу друг другу.

                 Влада: Я верю: в каждом навсегда

                 Добро поселится и радость.

                 Взойдёт любовь, отступит старость,

                 Найдутся новые друзья.      

   И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять её, украсить и подарить своим детям! Ведь человек «без корней» обречён.

 (Звучит песня «Маленький принц»). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Чего не могут взрослые? (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывки) 1 часть.) 2 класс программа школа 2100.

Тема урока: «Чего не могут взрослые? (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывки) 1 часть.) 2 класс программа школа 2100.Тип урока: открытие новых знаний.ПрезентацияЦель урока:Систематиз...

Антуан де Сент - Экзюпери "Маленький принц"

Презентация содержит материал об авторе, краткий сюжет сказки. "Маленький принц будит нашу душу, взывает к совести, надеется на наше завтрашнее выздоровление"....

Авторская разработка урока литературного чтения во 2-м классе по теме: "Чего не могут взрослые? Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», 1-я часть" (УМК "Школа 2100")

Технологическая карта урока отражает все виды деятельности учителя и учеников на уроке: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. Организация урока соответствует требованиям ФГОС НОО....

Урок литературного чтения во 2 классе, проведенный в рамках районного методического объединения. Тема: « Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц».

Цель:  осознать и осмыслить идейное содержание сказки; содействовать развитию творческих способностей и представлений, философских представлений (что имеет ценность в жизни);   совершен...

урок литературного чтения 4 класс УМК "Гармония" " Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Представлена технологическая карта одного  урока  по произведению "Маленький принц"...

Презентация на тему: "Антуан де Сент-Экзюпери. Страницы жизни"

Антуан де Сент-Экзюпери – писатель, имя которого знает каждый, кто знаком с книгой «Маленький принц». Биография автора незабвенного произведения полна невероятных событий и совпадени...

Методическая разработка по чтению на тему: Антуан-де-Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Данная методическая разработка позволит учителю познакомит учащихся с биографией писателя, его замечателной сказкой, научить писать синквейны, эссе и создать электронную книгу....