Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Жижева Анна Александровна

Тема урока:  Стихотворение Сергея Есенина " С Добрым утром".

В конспекте полный анализ стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_chteniyu_-_zhizhevoy_a.docx13.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

Стихотворение Сергея Есенина « С добрым утром»

Учитель:  Жижева  А. А.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Орг. момент.

  • Актуализация знаний. Постановка темы и задач.

  • Вступительное слово учителя о биографии С. А. Есенина.

  • Работа над стихотворением С. Есенина « С добрым утром».

  • Подготовка к первичному восприятию текста.

  • Первичное восприятие текста.

Видеоролик. Чтение стихотворения С. Есенина « С добрым утром»

  • Перечитывание с детьми с анализом содержания и языка.

Анализ стихотворения.

  • Лексическая работа.

  • Чтение стихотворения по строфам.

  • Обобщающая беседа. Работа с текстом после чтения.

  • Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

  • Выразительное чтение стихотворения.

  • Итог урока.

  • Рефлексия:

Домашнее задание.

Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть.

- Сегодня мы отправляемся в мир поэзии. Что же такое поэзия?

- Давайте посмотрим, как раскрывается значение этого слова в словаре С. И. Ожегова. ( Слайд 1)

   - Поэзия – стихи, произведения, написанные стихами.

   - Поэзия – красота или прелесть чего-то.

- В словаре собрано и объяснено более 70 тысяч слов. Словарь всегда должен быть под рукой, ведь в нем мы можем посмотреть значения многих слов.

- Ребята, мы сказали, что поэзия это стихи, давайте вспомним какие стихи мы изучали в этом году наизусть.

- Кто хочет вспомнить и рассказать нам наизусть это стихотворение? (Ребенок рассказывает у доски)

- Еще с каким стихотворением мы знакомились в этом году?

- кто расскажет нам его наизусть? (Ребенок рассказывает у доски)

- Молодец. А скажите, еще какие стихи мы изучали?

 

(Дети рассказывают у доски)

- А сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением, но для начала расшифруйте фамилию великого русского поэта, который написал это стихотворение.

Н И Н Е С Е

(Слайд  2)

- Да ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Сергея Есенина.

Портрет Сергея Есенина ( Слайд 3 )

- Сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта.  Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии

С. А. Есенина и попытаться понять, что или кто вдохновил поэта писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина.

- С. А. Есенин родился 3 октября 1895 года. С двух лет он был отдан на воспитание деду матери, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье  и прошло почти все его детство.

  Когда Сережа подрос, его отдали в церковно- учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось.

Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сергей начал писать рано, с девяти лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. Он очень любил свою Родину, е поля и леса, небо над ней. Это все отражено в его поэзии. С. Есенин воспевал в своих стихах красоту природы. Его назвали певцом русской природы.

Родина поэта- село Константиново Рязанской губернии-расположено на берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село называется Есенино.

 Это красота рязанского края не могла не затронуть душу ребенка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу- он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом.

Бабушка и дедушка сумели передать любимому внуку всю прелесть устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов. Дедушка пел старые заунывные песни, а бабушка рассказывала сказки.

- Что вы узнали о детстве поэта? Как вы поняли, что послужило истоками поэзии Есенина?

- Откройте учебники на стр. 88. Прочитайте название стихотворения.

- Когда так говорят?

- Предположите, о чем будет это стихотворение?

- Видели ли вы когда-нибудь пробуждение природы утром?

- Представьте себе, что рано утром вы вышли на улицу. Какие образы возникают в памяти, что вы себе представляете?

- Послушайте как изобразил картину утра С. Есенин.

- Сейчас вы услышите образец литературного чтения  стихотворения поэтом Марселем Давлатовым. ( слайд 4)

- Понравилось ли вам это стихотворение?

- О чем это стихотворение?

- Как вы думаете, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?

- Оправдались ли ваши предположения?

- Подходит ли стихотворению название, данное поэтом?

- Ребята, все ли слова вам были понятны в стихотворении?

Затон – длинный нетронутый залив реки (Слайд 5)

Заводь – низкие берега залива (слайд 6)

Румянить- покрываться розово-красным цветом (слайд 7)

Плетень- изгородь из сплетенных прутьев и ветвей (слайд 8)

Перламутр- твердый слой раковин, обладающих радужным блеском ( Слайд 9). Перламутровый цвет- серебристо-розовый.

- Чьими глазами мы наблюдаем эту картину?

- Поговорим о композиции. Сколько строф в этом стихотворении?

- Давайте прочитаем стихотворение и посмотрим, как движется взгляд поэта: что он видит в начале и в конце стихотворения?

- Меняется ли картина, которую наблюдает герой.

- 1 строфа- Задремали звезды золотые

- Какую картину вы представили?

Задрожало зеркало затона  

- Как вы думаете, почему задрожало.

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

- Представьте себе эту картину: солнца еще нет, но уже появляется едва-едва ( брезжит) его свет, небо розовеет, румянится.

- Как нужно читать эту строфу?

- Попробуйте так прочитать. ( читает 1 ученик.)

- 2 строфа-

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

- Что вы представляете?

-А как просыпаются березки?

-Шелестят зеленые сережки.

- Мы были правы, а кого они вам напоминают?

- Действительно, березки похожи на юных улыбчивых девушек.

- И горят серебряные росы.

- Что вы представляете читая эту строфу?

- Как будем читать эту строфу?

- Попробуйте прочитать. (читает 1 ученик).

3 строфа.

- Читаем строфу целиком.

- Что вы представили, какую картину?

- Как прочитаем эту строфу?

- Попробуйте прочитать. (читает 1 ученик)

- Вы обратили внимание на то, что стихотворение наполнено удивительными красками? Вчитаемся и определим цветовую гамму.

- Какие цвета увидели?

Белый цвет –

Красный, малиновый -

Жёлтый, золотой –

Зеленый –

Серебряный-

Перламутр-

8 цветов в одном стихотворении. Но не только красками, а т.ж. звуками наполнены есенинские стихи.

- А вы заметили, какие звуки помогают услышать дуновения летнего ветерка?

- Как меняется настроение от строфы к строфе?

-  Кто заметил еще один секрет поэтического мастерства С. Есенина?

- Когда вы будете читать это стихотворение выразительно, какие чувства вы постараетесь передать?

 

- Ребята, давайте поиграем в нашу любимую игру «Представлений».

- Представьте, что у вас вот такое настроение ( Слайд  10)

Как бы вы прочитали стихотворение С. Есенина « С добрым утром»?

( читают 2 ученика)

- Настроение меняется. Теперь как? (Слайд 11)

( читает 1 человек)

- И снова у нас хорошее настроение. Прочитайте выразительно.

( читает 1 человек)(Слайд 12)

- И я желаю вам всегда находиться в хорошем настроении.

- Какие чувства у читателя пробуждают произведения Сергея Есенина?

- Да, Есенин поэт очень нежный. Секрет его стихов в том, что он открывает нам красоту русской природы, которую мы не замечаем, не умеем видеть. Мы благодарны поэту за его необычно щедрый талант – открывать и дарить эту красоту другим. Сергей Есенин любим в нашей стране. Его произведения постоянно переиздаются, ему ставят памятники. Память о Сергее Есенине жива в сердце русского человека.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке

3. Урок для меня показался

4. За урок я        

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

(Слайд 13)

-Домашнее задание выучить стихотворение С. Есенина наизусть.( Слайд 14).

Поэзия – это стихи.

- Генрих Сапгир « нарисованное солнце»

- Юлий Ким « Светлый день».

- Константин Бальмонт « Капля» и Борис Заходер «Что красивей всего?».

- Есенин.

- Истоками поэзии для С. А. Есенина послужила родная природа и родные люди- бабушка и дедушка.

- « С добрым утром»

 

- Когда утром просыпаешься, то желаешь близким тебе людям добра.

- О пробуждении природы, о красоте природы.

- Да, я был у бабушки в деревне.

- А я видел на даче.

- Прохладно

- Очень тихо.

- Когда солнце встает небо красное.

- Еще не очень светло.

- Трава мокрая.

- Да, очень понравилось

 - о природе.

Автор изобразил ее как живую

- Природа просыпается.

-Она словно наполнена ласковой дрёмой, утренней свежестью.

- У него было радостное настроение, восторженное.

- Да, это стихотворение о пробуждении природы, ее красоте.

Да, поэт восхищается красотой пробуждающейся природы. Это не только крапива, это словно вся природа говорит человеку : « С добрым утром»

- нет.

- Мы наблюдаем глазами лирического героя.

- В этом стихотворении 3 строфы.

- Раннее утро, звезды становятся все бледнее, гаснут, как бы засыпают…

- возможно, от лёгкого утреннего ветерка.

- Спокойно, негромко, ведь в природе тишина, дремлют звезды, а летняя природа только-только просыпается.

- как просыпаются березки.

- Легкий ветерок колышет их ветви, листья мягкие как шелк.

- Улыбки, шелковые косы, серёжки.

Представили, как капли росы сверкают( горят) под первыми солнечными лучами.

- Уже чуть громче: природа просыпается, шумят берёзки под утренним ветерком, с улыбкой, ласково, любуясь…

- У изгороди, сплетенной из веток разрослась крапива, она вся в блестящих капельках росы, качается под лёгким ветерком и как будто шепчет всем радостно вокруг « С добрым утром»

- Эмоционально, весело, ведь крапива похожа на игривую девчонку - шалунью.

- белые берёзы,

-румянит сетку небосклона

- Звезды золотые

- серёжки, крапива

-росы

- серебристо- розовый.

- Звуки Ж, Ш: Задрожало, шелестят, шепчет, шаловливо, заросшая.

- от спокойного, немного сонного, к доброму, радостному.

- Поэт как бы оживляет природу: у него дремлют звезды, улыбаются березки, наряжается и шаловливо шепчет крапива, и мы очень ясно себе это представляем, ведь пробуждение природы похоже на пробуждение человека.

- Радость, нежность, любование родной природой, доброту, любовь.

- С грустью, тоской.

Чуть веселее, но более безразлично.

- Чувства нежности, любви к Родине.

Активно ∕пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...