Диагностика ЗУН по литературному чтению
статья по чтению по теме

Власова Вероника Михайловна

Для повышения эффективности работы педагогов ОУ разработано методическое и программное обеспечение, которое позволяет не только диагностировать уровень ЗУН детей, но и автоматически делать научно обоснованные выводы о качестве работы педагогов и развитии каждого воспитанника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_zun_po_literaturnomu_chteniyu.doc300 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика предметных ЗУН по литературному чтению

Учитель начальных классов Власова Вероника Михайловна

     Сегодня контроль всё больше места уступает диагностике. Пересмотр традиционных методов контроля связан с гуманизацией образовательного процесса. С отношением к ученику как активному, сознательному, равноправному его участнику заинтересованным в общем успехе учителю и ученику гораздо больше нужны сведения не о самом результате, а о том, почему не достиг запланированных показателей, запланированный уровень обученности.

    Основой оценивания знаний должно быть не  столько освоение школьником программных требований, сколько изменение его собственного состояния, что оценивать нужно степень продвижения ученика в освоение предметных умений и навыков по отношению ко «вчерашним достижениям».

    Суть и содержание диагностики предметной обученности по литературному чтению является составляющей целостного педагогического мониторинга. Работа по данной технологии позволяет учителю при меньших затратах добиваться более значимых результатов, более высокого качества обученности.

     Роль литературного чтения в общем развитии школьников огромна.

Стратегической целью курса литературного чтения является:

закладывание основ воспитания образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития будет способен ориентироваться в мире культуры, различая художественные и псевдохудожественные произведения.

Текущая цель курса: осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

     Курс литературного чтения в начальной школе рассматривается как начальная ступень общего литературного образования школьников. Включение элементов поэтики, сравнительного литературоведения и типологии культуры в преподавание готовит учащихся младших школьников к последующему изучению курса литературы как исторической системы поэтических форм.

    Выстраивая систему диагностики предметных ЗУН, учитель опирается на программу по литературе, на основные требования к уровню подготовки обучающихся к концу каждого года обучения. Проанализировав существующие программы по литературному чтению в начальной школе, можно выделить те главные умения, которые подлежат обязательному отслеживанию. Это:

  • Читательские умения: темп чтения вслух и про себя, выразительность, виды пересказа, составление плана по прочитанному, виды чтения.
  • Читательский кругозор: тематическое многообразие литературы разных времён и народов, разные виды искусства, ориентирование в мире книг, знание писателей, поэтов и их произведений.
  • Читательское восприятие литературы: средства художественной выразительности, особенности художественных текстов, жанры литературы и их отличия, понимание героя и его характера, осмысление прочитанного.

      Из этих показателей складывается вывод о типе правильной читательской самостоятельности, о наличии личностных свойств, об умениях талантливого читателя, а главное учитель видит и знает, как идёт усвоение ЗУН учащихся по литературному чтению.

      Результат и успех любой диагностики во многом зависит от правильного подбора методов диагностирования. Главное, чтобы они адекватно, надёжно, точно производили исследование, определяли зоны активного развития, ставили условия перехода с одного качественного уровня на другой. Предмет литературного чтения позволяет использовать весь спектр существующих методов диагностирования: наблюдение и его виды, опрос и его виды, интервьюирование, тестирование, а также традиционные методы контроля, оценки, проверки, учёта ЗУН учащихся.

     Рассмотрим периодичность предметной диагностики. Так как это кропотливый труд педагога, требующий огромных временных и физических затрат, то целесообразнее выстроить такую схему диагностики:

  • Вводная ( предварительная.) Её цель: определить уровень ЗУН учащихся, усвоенных в прошлом учебном году или выявить готовность ребёнка к обучению в 1 классе.
  • Промежуточная (за 1 полугодие). Её цель: определить качество усвоения взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, а также систематизации и обобщения знаний.
  • Итоговая (за год). Её цель: определить качество фактической обученности в соответствии с поставленной на этом этапе целью.

Так как временные рамки велики, то  по усмотрению учителя можно использовать и так называемое текущее отслеживание. Оно применительно как к классу в целом, так и к отдельным ученикам. Его цель: оценить успешность продвижения учащихся по разным темам.

Технологическая карта, куда будут фиксироваться результаты, примерно будет выглядеть так:

п/п

Ф.И

ученика

Вводный

контроль

(сентябрь)

текущий

Промежуточный

контроль

(январь)

текущий

Итоговый

контроль

(май)

1

4 уровень

3 уровень

4 уровень

2

2 уровень

3 уровень

3 уровень

3

4 уровень

4 уровень

1 уровень

3 уровень

25

Итого:

4 уровень (чел, %)

3 уровень (чел, %)

2 уровень (чел, %)

1 уровень (чел, %)

       Особой процедурой в диагностике является измерение отдельных свойств, признаков, показателей изучаемого объекта, процесса. Сущность измерения состоит в том, что объекты измерения накладываются на определённую числовую систему.

   Оценки уровней изменений могут выражаться: балльно, бинарно, словесно, числом, знаком, цветом. Мы выбрали: уровни IV, III, II, I   для вводного, промежуточного, итогового контроля;

Знаки: +, -, /, - для текущего контроля.

     Все результаты сводятся в таблицы разной модификации. Исходными являются таблицы, отражающие индивидуальный уровень достижений каждого ученика по каждому заданию. На основе данной диагностики удаётся осуществлять дифференцированно-развивающую работу с учащимися, как коллективную, так и индивидуальную, зная характер затруднений детей; обоснованно отбирать оптимальные способы учебной деятельности по отдельным темам и всему курсу предметного обучения.

    Приведу примеры технологических карт,  которые построены с учётом основных ЗУН литературного чтения. Все они делятся на две группы: групповые, индивидуальные.

Таблица №1 «Индивидуальная карта отслеживания навыка чтения»

Технологическая карта навыка чтения учени__  МСОШ№34

Абрамова Ивана

1класс (2008-2009)

2класс (2009-2010)

3класс(2010-2011)

4класс( 2011-2012)

Количество слов

Вх

1ч  

От 161 до 170

От 151 до 160

От 141 до 150

От 131 до 140

От 121до130

От111до120

От101до110

От91до100

От81до90

От71до80

От61до70

От51до60

От41до50

53

От31до40

От21до30

29

От11до20

14

От1до10

Не читает

Условное обозначение:

Зеленый - выше нормы

Синий – норма в чтении

Желтый – чуть меньше нормы (или ухудшение)

Красный – низкий уровень чтения, норма не выполняется.

                                                                                                                                                                Учитель:  В.М.Власова

Таблица №2 «Сводная навыка чтения по классу»

Учитель: В.М.Власова

п/п

Ф.И.

ученика

Способ чтения

Правильность

чтения

Характер

ошибок

 Темп    чтения

Выразительность, осмысл-ть

чтения

По слогам

Слог+ц/слово

ц/слово+слог

Цел. словами

Без ошибок

1-2 ошибки

3-5 ошибок

Более 5 ош

Проп, зам, иск

повторы

ударение

Искаж.оконч. окончанн

Ниже нормы

норма

Выше нормы

Кол-во слов

Уровеь чтения

монотонно

Собл.пауз, лог. уд-я

Выд-е гл.мысли

Уровень поним-я

1

2

3

25

Итого

Таблица №3 «Сводная навыка чтения по годам класса»

Учитель: В.М.Власова

п/п

Фамилия,

имя ребёнка

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

входной

промежутточный

итоговый

входной

промежуточный

итоговый

входной

промежуточный

итоговый

входной

промежуточный

итоговый

1

2

3

3

25

Итого:

Ниже нормы (чел, %)

Норма            (чел, %)

Выше нормы (чел, %)

Таблица № 4 «Основные ЗУН по литературному чтению: читательское восприятие, читательские умения, читательский кругозор, творческие умения.

Учени….   МСОШ №34  ______________________________________________________

Учитель: В.М.Власова

п/п

ЗУН учащихся

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

входной

промежутточный

итоговый

входной

промежуточный

итоговый

входной

промежуточный

итоговый

входной

промежуточный

итоговый

Читательское восприятие

1

Средства худож.  выра-

зит-ти

Сравнение

Олицетворение

Эпитет

Метафора

Контраст

2

Глав-

ный герой

Узнавание

Характеристика

Сравнение

3

Пони-

мание

Ответы по сод-ю

Главная мысль

4

Литератур-

ные

жанры

Сказка

Рассказ

Стихотворение

Басня

Былина

Драма

Фольклор

5

Стили повествования

Читательские умения:

6

Деление на части

7

Озаглавливание

8

Пересказ: подробный

                  краткий

                  выборочный

9

Виды чтения: по ролям

                        выборочный

                        наизусть

10

Техника чтения

Читательский кругозор:

11

Знание классиков худ. лит-ры

12

Знание современных писателей

13

Умение польз-ся справ. лит-ой

14

Тематич-ое многообразие лит.

15

Кол - во прочитанных книг

16

Пользование библиотекой

Творческие умения:

17

Устно выражать своё

отношение к прочитанному

18

Письменно выражать своё

отношение к прочитанному

19

Рассказ о любимом  герое

20

Рассказ о любимом  писателе

21

Соч-е на своб-ю литер. тему

Таблица № 4 (индивидуальная, рассчитана на один год обучения)

«Основные ЗУН по литературному чтению: читательское восприятие, читательские умения, читательский кругозор, творческие умения.

Учени….   МСОШ №34  ______________________________________________________

Учитель: В.М.Власова

п/п

                     Этапы контроля

                                  (даты)

ЗУН учащихся

   Входной             контроль     (сентябрь)

Текущий

Промежуточный контроль

(январь)

Текущий

Итоговый контроль  ( май)

Читательское восприятие

1

Средства худож.  выра-

зит-ти

Сравнение

Олицетворение

Эпитет

Метафора

Контраст

2

Глав-

ный герой

Узнавание

Характеристика

Сравнение

3

Пони-

мание

Ответы по сод-ю

Главная мысль

4

Литератур-

ные

жанры

Сказка

Рассказ

Стихотворение

Басня

Былина

Драма

Фольклор

5

Стили повествования

Читательские умения:

6

Деление на части

7

Озаглавливание

8

Пересказ: подробный

                  краткий

                  выборочный

9

Виды чтения: по ролям

                        выборочный

                        наизусть

10

Техника чтения

Читательский кругозор:

11

Знание классиков худ. лит-ры

12

Знание современных писателей

13

Умение польз-ся справ. лит-ой

14

Тематич-ое многообразие лит.

15

Кол - во прочитанных книг

16

Пользование библиотекой

Творческие умения:

17

Устно выражать своё

отношение к прочитанному

18

Письменно выражать своё

отношение к прочитанному

19

Рассказ о любимом  герое

20

Рассказ о любимом  писателе

21

Соч-е на своб-ю литер. тему

       Технология предметной обученности литературного чтения состоит из 7 этапов, как и любого другого предмета. Каждый этап является составляющей целостной диагностики, поэтому необходимо соблюдать поочерёдность этапов, не рекомендуется пропускать, менять местами этапы, иначе результат будет искажён, или не достигнет своей цели, или будет носить формальный характер. Итак, этапы:

  1. Дифференцирование и системное структурирование ЗУН учащихся.  Это делается путём анализа минимума содержания образования и учебной программы по литературе. Все критерии, которые необходимо отслеживать, структурируются в той логической последовательности, в которой они изучаются. Такая структурированная таблица ЗУН учащихся по всем предметам была разработана коллективом учителей начальных классов нашей школы.

  1. Подбор заданий для диагностических работ, т. е. инструментарий. Это тексты, задания, различные тесты, опросники и т. д. Они могут быть составлены как учителем, так и взяты готовые разработки авторских программ.

  1. Проверка работ учащихся и заполнение диагностических карт ( технологических). После выполнения заданий работы учащихся тщательно проверяются; ошибки классифицируются в соответствии с заданными критериями и одновременно заносятся в таблицы. Заполненные таким образом таблицы представляют собой диагностические карты. (образцы карт рассматривались выше).

  1. Анализ результатов диагностики. На этом этапе подсчитывается количество учащихся, имеющих пробелы в каждом конкретном умении или навыке на этот период обучения; показатели записываются в нижней строке таблиц. Одновременно по всем показателям делаются статистические выводы, которые позволяют учителю сделать достоверный анализ полученных результатов, выявить показатели обученности и степень сформированности требуемых умений и навыков школьников в исследуемой группе, классе, школе.

  1. Планирование коррекционно-развивающей деятельности учителя. Завершает работу с диагностической картой последующая дифференцированная работа учителя по выявленным проблемам. Коррекция – это средство, а дальнейшее развитие ребёнка, его успешности, мотивация – цель. Коррекционно- развивающая работа проводится в рамках последующих уроков через различные формы. Таким образом, аналитические данные – определяющий фактор в планировании блока повторения и закрепления, как на отдельном уроке, так и в целом по теме. На этом этапе технологии очень удобно использовать дифференцированное обучение, ведь оно строится на основе образовательного мониторинга, а также результатов диагностических исследований.

  1. Подбор и комплектование коррекционно-развивающих дидактических материалов. Цель таких упражнений – в короткие сроки восполнить обнаруженные проблемы ЗУН учащихся, по возможности выровнять подготовку учащихся.

  1. Анализ результативности коррекционно-развивающей работы и качества усвоения взаимосвязей между структурными элементами учебного материала. На этом этапе диагностируются навыки и умения, которые корректировались учителем в определённый промежуток времени. Время на ликвидацию пробелов в навыках рассчитывается в зависимости от сложности темы и количества учащихся, допустивших аналогичные ошибки, а также от степени продвижения каждого. Повторно проводится анализ. Вновь обнаруженные пробелы ликвидируются в индивидуальном порядке.

 

Использование предметной диагностики в практике преподавания (восьмой год) дала мне возможность:

  • Изучать и измерять обученность и обучаемость школьников;
  • Оценивать результативность и качество обучения;
  • Прогнозировать успешность обучения на последующих этапах через выявление сильных и слабых сторон личности учащихся и воздействие на зону ближайшего развития;
  • Вовремя обнаруживать скрытую неуспеваемость;
  • Разрабатывать и осуществлять стратегию коррекционно-развивающей работы.

         Тем самым – управлять качеством успеваемости учащихся.

Диагностический инструментарий

Инструментарий №1

2 класс, 2 полугодие, тема «Сказки»

1.Укажи героев сказок:

    Василиса Премудрая                             «Хаврошечка»

    Маркиз де Карабас                                 «Царевна-лягушка»

    Триглазка                                                 «Кот в сапогах»

2.Допиши предложение:

   Я читал сказки Г.Х.Андерсена, А.С.Пушкина,_________________________________________

__________________________________________________________________________________

3.Назови числа, встречающиеся в сказках:______________________________________________

4.Соотнеси сказки с фамилиями авторов:

   «Кот в сапогах»                                       А.С.Пушкин

   «Сказка о рыбаке и рыбке»                    Русская сказка

   «Хаврошечка»                                         Ш.Перро

   «Дюймовочка»                                         Г.Х.Андерсен

5. Составь названия волшебных предметов:

     Скатерть                              самолёт

     Сапоги                                 самобранка

     Ковёр                                   скороходы

Инструментарий №2

4 класс, итоговый, проверка читательского кругозора.

1.Какие виды книжных изданий знаете?__________________________________________________

____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2.Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества:__________

___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

3. Запиши 5 классиков литературы и их произведения:_____________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

4. Запиши 5 современных писателей и их произведения:___________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

5.Назовите темы детского творчества:________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

6.Назовите фамилии:

- сказочников_______________________________________________________________________

- поэтов____________________________________________________________________________

- прозаиков_________________________________________________________________________

7. Чем отличается литература от других видов искусств?__________________________________

__________________________________________________________________________________

8. Какую книгу ты сейчас читаешь?____________________________________________________

Фамилия, Имя______________________________________Самооценка____________________

Оценка учителя_____________________________________

Диагностический инструментарий

Инструментарий №3

1 класс, конец 2 полугодия, итоговый.

( Текст работы индивидуален для каждого ребёнка)

Задание №1

1.Прочитай загадки:

    А) Дарья с Марьей видятся,                                      б) Загружайте бельё,

         Да не сходятся.                                                          Выгружайте бельё,

                                                                                              А стирать – выжимать –

                                                                                              Это дело её.

2.Какую легче отгадать: А или Б (обведи в кружок)

3.Какая загадка авторская: А или Б ?

   Какая загадка народная: А или Б?

4. В каком случае неживые предметы превратились в людей путём олицетворения: А или Б?

Задание №2

1. Прочитай текст  вслух вполголоса:

                                                                    Белка в лодке

    Рыбак ставил межи на лещей в залитых половодьем лугах. Он медленно пробирался на лодке сквозь торчащие из воды кусты. На одном из кустов он разглядел какой-то странный рыжеватый гриб. Вдруг гриб прыгнул – и прямо к рыбаку в лодку. В лодке он сейчас же обернулся мокрой взъерошенной белкой. Рыбак довёз её до берега. Белка сразу выскочила из лодки и ускакала в лес. Как она попала на куст среди воды и долго ли там просидела, - никто не знает.   (В.Бианки)

2. Раздели текст карандашом на три части.

3. Подчеркни волнистой линией предложение или фрагмент, который описывает главный момент в тексте, является его кульминацией.

4. К какому жанру относится этот текст: рассказ или сказка? (обведи ответ или подчеркни)

Задание №3

1.Прочитай текст вполголоса и про себя:

                                                                  Утка – кукушка

  Черноголовая древесная утка – единственная из семейства утиных, которая подражает повадкам кукушки, откладывая яйца в гнёзда других птиц. В отличие от кукушат, новорожденные утята не выбрасывают своих приёмных братьев из гнезда, а лишь питаются их пищей, да и то всего несколько дней, пока не окрепнут и не покинут гнездо. Эта утка обычно откладывает яйца в гнёзда других водоплавающих птиц, но есть сведения, что она подкидывает яйца даже в гнёзда ястребов.

2. Этот текст: научный, художественный? (нужное подчеркни)

3. Подчеркни одной чертой слова, которые могут встретится только в научном тексте, если ты считаешь, что этот текст научный.

4. Подчеркни двумя чертами слова, которые могут встретится только в художественном тексте, если ты считаешь, что этот текст художественный.

5. Куда лучше поместить этот текст: в сборник рассказов, в энциклопедию? (обведи ответ)

Задание №4

1 Прочитай стихотворение вполголоса и про себя:          2. О каком времени года пишет поэт:

Сегодня на пустой поляне,                                                       зима, лето, осень, весна? (обведи ответ)

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани                                                   3.Подчеркни в стих-ии двумя чертами те строчки,

Блестят, как сеть из серебра.                                                   которые подтверждают твой ответ.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк                                                 4. Как лучше читать стих-е: тихо, задумчиво,

И, точно белый лепесток,                                                         громко, весело? (обведи ответ)

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;                                             5.Подчеркни в стих-ии одной чертой те слова,

Сегодня так светло кругом,                                                      которые подтверждают твой ответ.

Такое мёртвое молчание

В лесу и в синей вышине,                                                      6. Подчеркни волнистой линией строчки, в

Что можно в этой тишине                                                        которых автор использует приём сравнения.

Расслышать листика шуршанье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика познавательных УУД на уроках русского языка и литературного чтения.

Диагностика познавательных УУД на уроках русского языка и литературного чтения....

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Диагностика уровней сформированности предметных умений и УУД по литературному чтению

Предложены контрольные работы по литературному чтению во 2 классе в 5 вариантах. Составлены на основе с ФГОС НОО. Работы представленв в виде тестов с разноуровневыми заданиями.Рассчитана на 40 м...

Стартовая диагностика по литературному чтению 4 класс "Начальная школа 21 века"

Стартовая диагностика позволит учителю определить уровень знаний обучающихся на начальном этапе прохождения программы в 4 классе....