Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме "Звуки [т], [т'], буквы Т, т"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме "Звуки [т], [т'], буквы Т, т" по программе "Начальная школа ХХI века".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №5»г.Курчатова

2014-2015 учебный год

Технологическая карта урока

литературного чтения

http://img-fotki.yandex.ru/get/5004/valenta-mog.ba/0_675c7_a2df39a3_orig.jpg                                                  Разработала

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Маленкина Валентина Григорьевна

Урок  литературного чтения по программе «Начальная школа 21 века» (Н.Ф.Виноградовой)

 МБОУ «СОШ № 5» г. Курчатова; 1 В класс, учитель Маленкина В.Г.

Тема урока: Звуки [т],[т’].  Буквы Т, т.

Цели:  - учить различать звуки [т], [т’] в  словах;

           - по алгоритму давать характеристику звукам;

            - записывать звуки [т], [т’] буквой «Т»;

            - моделировать звуковой состав слов;

           - формировать навык правильного  слогового чтения слов,

             предложений с изученными буквами;

            - обогащать словарный запас, развивать выразительность и

              сознательность чтения;

            - развивать фонематический слух и артикуляционный аппарат.

Тип урока: урок усвоения новых знаний (УУНЗ)

Планируемый результат обучения и формирование УУД:

Познавательные УУД: формировать умение различать гласные и согласные звуки, умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пользоваться моделями; обогащать словарный запас учащихся; развивать фонематический слух, внимание, умение анализировать, выделять признаки сходства и различия, строить логическую цепочку рассуждений; развивать познавательные интересы.

Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель урока и отдельного задания; составлять план и последовательность действий; отличать верно выполненное задание от ошибочного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к окружающему миру; формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; учить связывать свой личный жизненный опыт с содержанием прочитанного произведения.

Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать речь других людей, с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение работать самостоятельно, в парах, осуществлять взаимный контроль.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Элементы современных образовательных технологий: здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности), проблемное обучение (частично-поисковое), личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная технология.

Программные средства: комплект методических пособий УМК «Начальная школа XXI века».

Оборудование: компьютер, мультимедийная приставка, презентация «Буквы Т, т, звуки [т], [т’]», звуковые фишки, модели слов, предметные картинки, учебник «Букварь», карточки с частями предложения.


                                                                                   Карта урока

Деятельность учителя

       Деятельность  обучающихся

УУД

Примечание

1.Организационный этап

К нам на урок чтения пришли гости. А ещё у нас в гостях солнышко (на доске рисунок большого улыбающегося солнышка).

- Ребята, оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу, подарите тепло своих сердец и пожелайте друг другу удачи.

Я тоже желаю вам удачи!

Дети поворачиваются друг к другу, улыбаются. Через ладони передают своё тепло со словами: Я ЖЕЛАЮ ТЕБЕ УДАЧИ!

Личностные УУД: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Рисунок солнышка

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, вы теперь не просто дети, вы теперь – ученики!

А когда ученика ждет на уроке успех?

У вас есть 3 варианта определить тему урока:

  1. Спросить у меня

2)Посмотреть в учебнике

3)Сформулировать самостоятельно

- Какой путь выберем?

- Молодцы! Вы пошли по трудному пути, но добывать знания самим всегда интересно и полезно.

Когда мы слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Выбор варианта  на пальцах.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; выражать свою мысль.

3. Постановка цели и задач урока. «Открытие» детьми нового знания.

- Проведем небольшое исследование.

Отгадайте загадки:

1) Он огромен и усат,
Мех роскошный полосат.
Все движенья очень ловки,
Поддаётся дрессировке.
С ним на воле не до игр.
Что за хищник это?

2) Музыкальный инструмент, на котором играл Незнайка.  

-Составьте звуковую схему слова-отгадки.

- Проверьте работу. Кто выполнил обе схемы правильно? У кого были ошибки? Вывод.

- Сравните первые звуки в словах, дайте их характеристику.

-Кто догадался, какова тема урока? Уберите фишки.

- Какой буквой обозначаются на письме звуки [т], [т’]?

- Давайте пофантазируем, на что похожа буква Т?

Молоток стучит тук-тук,

Букве «Тэ» я старый друг.

Буква «Тэ» сТоиТ как сТолик,
Или с полочкою сТолбик
.


- Возьмите красную фишку, положите её перед собой. Справа положите синюю фишку, слева - зелёную, ниже красной – еще 2 красных. Что у вас получилось? Буква Т.

- Уберите фишки.

 тигр

труба

Выкладывают звуковые схемы с помощью фишек на месте и 2 человека (мальчик и девочка) у доски

По схеме-опоре дают характеристику звукам [т]? [т’]

Звуки [т], [т’]. Буквы Т,т

Буквой «Тэ».

На молоток.

2 человека печатают у доски (по желанию).

Дети выкладывают  букву «Т» из фишек

Познавательные: знаково-символические действия (моделирование), анализ, сравнение, контроль и оценка результатов деятельности

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

  Слайд

Слайд

Фишки

Слайд

Фишки

4. Первичное усвоение новых знаний

Речевая разминка

-Любое дело надо начинать с разминки.

«Аукцион» (2 минуты  с песочными часами).

- Называете слово на букву «Т», выделяете первый звук, даете ему характеристику, работаем 2 минуты.

1) Геометрическая фигура с тремя углами

2) Мама тигрёнка

3) Толстый человек

4) Стадо лошадей

5) Человек, совершающий  путешествие

6) Отсутствие шума, тихая обстановка

7) Детёныш коровы

8) Водитель трактора

9) Здание, где показывают спектакль

10) Цифра

11) Аппарат для разговора на расстоянии

12) Женское имя, в котором две буквы Т

13) Боязливый человек

14) Посуда круглой формы, из которой едят первое ивторое блюда

15) Кондитерское изделие, в котором две буквы Т

16) Царское кресло

17) Прибор для измерениятемпературы

18) Приспособление для остановки машины

19) Красивый цветок

20) Спортивное сооружение для прыжков на лыжах

21) Крупная лесная птица, похожая на курицу

Оцените свою работу.

- Кого хотите похвалить.

Физкультминутка (зрительная)

Называют слово, выделяют первый звук, дают ему характеристику:

треугольник

тигрица

толстяк

табун

турист

тишина

телёнок

тракторист

театр

три

телефон

Татьяна

трус

тарелка

торт

трон

термометр

тормоз

тюльпан

трамплин

тетерев

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, контроль и оценка результатов деятельности.

Регулятивные: контроль, коррекция и оценка

5. Первичная проверка понимания

-Кто догадался, что мы будем делать дальше?

Чтение слогов

- Откройте учебники на с. 102

- Хором читаем первую строку, мальчики – с твердым [т], девочки – с мягким [т'],

2 строка – по рядам – весело, грустно.

5. Чистоговорки:

Тё – тё – тё – отложили мы шитьё.

6. Чтение слов в Букваре

1 столбик

- Чем похожи слова?  Непонятные слова?

- Что такое корт?

Анаграмма –переставьте буквы в том порядке, в котором указывают цифры.

- Что получилось?  

-Поработаем со вторым словом

Салат- атлас (записать 2 слова с разным ударением) Сравните слова. Что заметили?

- Прочитайте получившееся слово.  - - Что такое атлас?

- Разделите на слоги. Поставьте в слове ударение.

- Можно ли прочитать по- другому? Как?

(Помощь в случае затруднения: передвинем ударение. -Какое слово получилось?)

- Что такое атлас?

- Что изменило значение слова?

2 столбик

-Какое слово лишнее? Почему?

7. Игра «Домик друзей»

- Назовите  имена на букву Т.

3 столбик

- Прочитайте 1 и 2 слова. Что заметили?

Прочитайте 1 и 3 слова.

Крикун- это новое слово.

-Кто такой крикун?

Эхо-загадки

  1. Атом  (частица вещества)
  2. Батон (высота звука)
  3. Гимнастёрка
  4. Винтик
  5. Восторг (базар, рынок, торговое учреждение)
  6. Картуз (игральная карта) головной убор
  7. Каток (электрический)
  8. Контакт (ритм, равномерно следующие движения, удары,

чувство меры в поведении)

10) Патрон

11) Перстень

12) Петля (мелкое насекомое, питающееся соком растений)

13) Полутьма

14) Пунктир (сооружение для стрельбы по мишеням)

15) Растопка (устройство для сжигания топлива)

16) Скарлатина (волокнистое водяное растение, женское имя) болезнь

17) Утрата

18)Гарнитур (движение туда и обратно, отдельная часть, вымерший дикий бык с огромными рогами, горный кавказский козел) мебель

4 столбик

- Работать будем  в паре.

Вспомним правила работы в паре. 

- Разделите слова на слоги, поставьте ударение, подберите слова к схемам (схемы на доске)

- Прочитайте слова к первой схеме, ко второй схеме, к третьей схеме.– Назовите различные виды транспортных средств  с буквой «т» 

 Читать слоги.

Читают слоги по заданию.

Дополняют чистоговорку последним словом.

1 гласный, 1 слог, рот есть в каждом слове,  все согл. – твердые.

Корт – прямоугольная площадка для Площадка для игры в теннис.

Крот

Сборник карт (показать).

Шелковая гладкая блестящая ткань

Тарас

Имя собственное, пишется с заглавной буквы, ударение на втором слоге.

Трасса (удвоенная согл., букв больше)

Астра (начинается с гласной, остальные слова – с согласного)

Таня, Тоня Тамара, Тимофей, Трифон,

Тимур, Том

Меняется форма слова, а слово не меняется

Тот, кто много кричит (1,2).
Небольшая 
птица семейства ястребиных; подорлик

Повторяют часть слова, которая начинается с буквы Т.

Говорю своё мнение, слушаю товарища, принимаем решение совместно.

троллейбус, трамвай, такси, теплоход, катер, ракета, автомобиль, мотоцикл, трактор, автобус, вертолет, катамаран и т.д.

Регулятивные: планирование последовательности промежуточных действий.

Коммуникативные УУД

Формировать умение слушать и понимать других;

формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. ние необходимо  достаточной точностью выражать свои мысли.

 

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Познавательные: анализ с целью выделения признаков, построение логической цепочки рассуждений.

Учебник

На доске

Букварь

На доске и слайд

Слайд и

показать атлас и атлас

Слайд

Игра

Схемы

Слайд

6.Первичное  закрепление

Составление предложений.

- Кто догадался, что нужно сделать?

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Можно назвать предложением то, что вы видите на доске? Почему? Внесите изменения. Прочитайте получившееся предложение.

- Составьте схему первого предложения.

-Прочитайте второе предложение.

-Попробуем переместить ударение с одного слова на другое.

- Что изменилось?

-Прочитайте третье предложение. Какой знак препинания вы поставили?

- Давайте изменим знак препинания на вопросительный. Прочитайте новое предложение.

- Прочитайте последнее предложение.

Отгадайте загадку.

О ком она?

Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка. 
Где кладовка?

 За щекой! 
Вот я хитренький какой!

- Как вы догадались, что это хомяк?

Физкультминутка «Хомка, хомка…»

- Чем питается хомяк? Как?

Работа с текстом: с. 104 учебника.

-Как называется текст?

- К слову догадливый подберите близкие по смыслу слова или выберите подходящие.

Задание перед чтением:

Будем читать текст, а вы подумайте, почему он так называется.

Чтение текста вслух хорошо читающими детьми.

- Почему текст так назван?

-Какими еще словами можно назвать хомяка? Какой он? Выберите подходящие слова.

- Где ему пришлось проявить и трудолюбие, и терпение, и настойчивость?

- Когда говорят «дело не по зубам»?

 - А у вас было такое, что дело оказалось вам не по зубам?

- Может быть, сегодня на уроке кому –то  что – то оказалось не по зубам?

- Как понимаете: головой поработать надо?

Составить предложения.

Составляют предложение

Изменить первую букву в предложении, знак препинания.

Составляют схему  предложения у доски с помощью карточек.

В каком слове из этого предложения звуков больше, чем букв?

Хомяк

По «кладовке» за щекой

    Подготовленный ученик:

   Больше всего любят хомяки картофель, виноград и птичьи яйца. Охотно поедают насекомых, луковицы и клубни разных растений, семена, зерно, арбузы, дыни и тыквы. Добычу сразу на месте никогда не ест – несет в нору. А как несет? За щеками. А щеки у него – как мешки. И набивает их хомяк так, что порой даже в нору пролезть не может – раздувшиеся щеки мешают. В таких случаях хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть собранного, уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.

   «Догадливый хомяк»

  умный, сообразительный, смекалистый

Читают текст, слушают прочитанное.

Хомяк догадался, как доставить яйцо к себе в норку.

трудолюбивый, терпеливый, настойчивый

Справиться не может.

догадаться, сообразить, подумать

Познавательные: анализ с целью выделения признаков, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные:  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Познавательные: анализ с целью выделения признаков.

Регулятивные

Регулятивные: прогнозирование (предвосхищение результата)

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание, владение монологической и диалогической речью.

Познавательные: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации,

осознанное построение речевого высказывания.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания исходя из личностных ценностей.

Слова на карточках на доске

Слайд

Букварь

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- А вам сегодня на уроке пришлось поработать головой?

Давайте подведем итог:

- Какова была тема урока?

Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов – магнитов.

Буква «Т» довольна вашей работой, а кому вам хочется сказать «Спасибо» за работу на уроке?

Смайлики – магниты ставят на букву Т

(вырезана из ватмана)

Регулятивные:оценка результатов работы, нравственно-этическая ориентация.

На обратной стороне доски буква «Т» и магниты – смайлики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Согласные звуки [с], [с’], буква с."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Согласные звуки [c], [c\'], буква с"....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме  "Мягкий согласный звук   [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "«Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б, б»

Материал предназначен для учителей 1 класса УМК "Школа России" при изучении темы "Соглагные звуки   [б], [б'], буквы Б,б....

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...