Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Зуева Ольга Алексеевна

Тема: М.Ю.Лермонтов "Утёс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon utyos.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

Тема: «Утес». (М.Лермонтов)

Цель урока: создать условия для ознакомления обучающихся с произведением  М.Ю. Лермонтова.

Планируемые результаты:

      - Личностные: развить мышление, воображение учащихся, воспитывать любовь к природе, прививать любовь к русской поэзии, самостоятельность в работе с текстом.

     - Предметные: сформируют умения сравнивать произведения, совершенствовать речь, технику чтения, умение высказывать свои мысли, получат  представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира.

Оборудование: презентация, мультфильм, учебник по литературному чтению.        

Этапы.Методы и приёмы.

Время

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог.

2мин.

Вот гора, она гола,

Как из темного стекла.

Не растет на ней, увы,

Ни кусточка, ни травы.

И к тому ж, она отвесна.

Назови мне это место.

(Скала)

Строить предположения о теме урока.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Мотивационный этап

Метод – словесный

Прием – побуждающий диалог.

2 мин.

Ребята, сегодня темой нашего урока будет  произведение М.Ю.Лермонтова  «Утес» какие цели мы с вами поставим?

Составить план работы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний.

Методы: творческое чтение текста.

Прием-обучение выразительному чтению учащихся.

Метод- творческое чтение текста

Прием комментированное чтение

Метод- творчекое чтение текста

Прием - беседа

15мин.

-Как вы понимаете слово «утес»?

-Каким перед вами предстает утес?

-Какой характер может быть у утеса? (Сильный, могучий, мощный, всемогущий, он богатырь.)

-Давайте обратимся к толковому словарю.

Прочитывание стихотворения(по рядам). Какое  у вас настроение после прочитывания, кто-нибудь хочет поделиться?

Ребята, в стихотворении “Утес” мне встретилось два героя. Кто хочет их назвать? (тучка и утес)

О чём это стихотворение? Только ли о природе?

Посмотрите на рисунки (грозовая туча и легкая, золотая тучка) и скажите, какое изображение тучки соответствует образу, созданному Лермонтовым? Докажите словами из стихотворения.

-Почему поэт выбрал слово тучка, а не туча? Да, вы правы, туча большая, неповоротливая. А какой вы представляете тучку. Как вы думаете, что сделало тучку «золотой»? (Луч заходящего солнца.)

-Где ночевала тучка?

-Как Лермонтов назвал утес? («великаном» )

-Для чего Лермонтов использует это слово? (Подчеркнуть мощь, величие утеса.)

-Почему тучка ночевала на груди утеса?

-Прочитайте, что произошло с восходом солнца?

-Найдите слова, которые передают действия тучки. (Умчалась, весело играя.)

-Что хотел сказать Лермонтов словом «умчалась»?

-Какими другими словами можно передать движение тучки по небу?

-Как вы думаете, изменится ли от этого картина, которую мы представляем?

-Попробуйте представить себе эту тучку. Какая она? (Дети отвечают, в тетради появляется запись: веселая, беззаботная, легкомысленная, ветреная)

–Какие краски вы бы использовали бы, рисуя картины к данному фрагменту? Докажите словами из текста.

Строить речевое высказывание.

Объяснять причины нахождения языковых средств.

Получать  представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира.

Анализировать литературное произведения с помощью учителя.

Получать  представление о том, что природа  для  Поэта – живая.

Строить речевое высказывание.

Оформлять свои мысли в устной речи с учетом жизненных речевых ситуаций.

Вести диалог с автором литературного произведения.

Использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание.

Познавательные:

умение проводить анализ литературного произведения

Коммуникативные:

Умение не просто высказать, но и аргументировать свое предположение.

Познавательные: умение с помощью вопросов  выяснить недостающую информацию.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание.

Познавательные: умение с помощью вопросов  выяснить недостающую информацию.

Физ. минутка.

3 мин.

Показывает движения.

Повторять движения.

Метод – эвристический

Прием - построение логически четкой системы вопросов по анализу текста художественного произведения.

Прием: истолкование произведений.

Метод- исследовательский

Прием- выдвижение учителем проблемы

Метод: практический (анализ)

Прием: самостоятельное выполнение задания

15мин.

- Прочитайте второе четверостишие самостоятельно и скажите, какой образ рисует в этих строчках автор.

-Какое настроение у утеса, докажите (печаль, грусть).

-Докажите, что утес старый (морщины).

-Как вы понимаете словосочетание «влажный след»? (след тучки, след от слезы утеса)

-Подчеркните глаголы, которые передают переживания утеса.

-Может ли каменная глыба плакать, думать? Какой прием использует Лермонтов? (Прием олицетворения)

-Перечитайте еще раз стихотворение. Где, в каких строчках можно увидеть олицетворение?

-Давайте подумаем над словом «пустыня». Может ли все это происходить в пустыне с песками, барханами, или имеется в виду какая-то другая пустыня?

-А теперь попробуйте сказать, зачем это стихотворение написал поэт? Чему он хотел нас научить, что хотел объяснить, от чего предостеречь? (Чтобы мы на бросали стариков. Пока любовь есть в жизни человека – он великан. Как только она уходит, человек остается один, он горюет и плачет.)

-Какова же идея стихотворения: Утес был великаном пока была тучка. Он чувствует себя нужным. Грел на своей груди, охранял. Стал старым, морщинистым, одиноким утесом – не кому стал не нужен.

Тучка нуждается в утесе ночью, в трудное для себя время. Утром, когда развеялись тревоги, она умчалась.

Человеку важно быть кому-то нужным. Нельзя бросать человека, обрекая его на одиночество. Нужно быть благодарным.

А теперь, предлагаю вам просмотреть небольшой  видеофрагмент. Ваша задача сравнить полученные ощущения от произведения и от видеофрагмента.

- какое настроение передает  аниматор через пейзаж?

- как он изображает природу?

- какие краски он использует?

-  настроение аниматора совпадает с настроением автора литературного произведения?

-какие средства создания пейзажа использует писатель, а какие – художник?

- какие чувства вызывает у вас, когда вы видите данное явление природы?

Надеюсь вы почувствовали созвучие строк Михаила Юрьевича с нашей природой?

Стихи М.Ю. Лермонтова наполнены удивительными красками, они мелодичны, и не зря многие композиторы писали на них музыку. Некоторые стихотворения стали песнями, романсами.

 (дети рисуют, закончив, вешают работы на доску.) 

Строить речевое высказывание.

Анализировать литературное произведение.

Выражать свои мысли и чувства по поводу  увиденного, прочитанного.

Строить речевое высказывание.

Проводить анализ произведений.

Отделять новое от известного, выделять главное.

Формировать  позитивное отношение к окружающему миру.

Проводить анализ произведений.

Получать  представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приёмов, как сравнение, звукопись.

Выражать свои мысли и чувства по поводу  увиденного, прочитанного и услышанного.

Формировать эмоциональный интерес к себе и окружающему миру.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание.

Познавательные:

умение проводить анализ литературного произведения.

Познавательные: проводить сравнение, классификацию.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание.

Познавательные: читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести диалог  с автором (прогнозировать будущее чтение, искать ответы на вопросы к тексту).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия

Прием: беседа

2мин.

Посмотрите на слайд, вам нужно продолжить фразу “Читая стихи Лермонтова, чувствую…...”.

Оценивать свою работу на уроке.

Регулятивные: характеризовать собственные знания по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...