Урок литературного чтения С.В.Михалков "Котята"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Минеева Светлана Павловна

Учащиеся познакомились с жизнью и творчеством С.В.Михалкова. На уроке проводилась дыхательная гимнастика и речевая разминка в виде различных заданий с использованием упражнений для скорочтения.  Учащиеся работают в парах и группах, сами формируют тему и цель урока. Строят предложения, доказывают свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_s.v.mihalkov_kotyata_.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

С.В. Михалков "Котята"

Цели:

– познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.В. Михалкова;

– развивать речь, память, логическое мышление, интерес к чтению, расширяя опыт самостоятельного чтения;

– совершенствовать навыки выразительного чтения;

– воспитывать стремление к доброте, дружбе, взаимопомощи.

Тип урока: изучение новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы,

Личностные:

проявлять положительное отношение и интерес к братьям нашим меньшим.

УУД.

Регулятивные:

планировать свои  действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, уметь сравнивать свой ответ с ответами одноклассников,  самостоятельно оценивать свои знания.

Познавательные:

уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные:

Использовать  речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологические высказывания, выслушивать мнение партнёра, работая в паре или в группе, владеть диалогической формой речи.

Образовательные ресурсы:

Портреты: С. В. Михалкова, К.И.Чуковского, М.М.Пришвина, С.Я.Маршака, А.Л.Барто, С.В.Михалкова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, выставка книг, материал к разминке, изображения кошек ,энциклопедия о животных, раздаточный материал.

   1. Организация начала урока

         Все зашли ребята в класс?

Мы начинаем урок сейчас.

А сейчас садитесь,

Больше не крутитесь.

Будем все мы отвечать

Ну, конечно же, на «пять».

2.Актуализация знаний

- Сегодня нам предстоит проделать большую работу, я попрошу вас быть внимательными и активными. И как всегда наш урок мы начинаем с традиционной дыхательной гимнастики и речевой разминки. 

Дыхательная гимнастика «33Егорки». (Как на горке, на пригорке, стоят  33 Егорки. Раз-Егорка, два – Егорка, три – Егорка )

Речевая разминка

- Для каждого ряда свое задание, оно на ваших столах  (работаем в парах)

1 ряд

  1. Найди  лишнюю букву:

                                 а, о, м, у, и.

2. Найти лишний слог:

                              по, ро,  но, лы, ко, со.

   3.Раздели слова на две группы   «овощи»     и   «животные»

(лиса, помидор, огурец, медведь, заяц,  капуста, репа, собака)

    4.Прочти в паре диалог.    

- Галки – вороны, все ли здоровы?

- Одна галка нездорова, себе ножку исколола.

                                                           

                                                     

                                                             2 ряд

1.Найди лишнюю букву        а,      у,   и ,  н ,    е

           2.Определи лишний слог      на,   зо,   ка,   ма,   ра,    ла

            3.Раздели слова на две группы     «овощи»  и   «фрукты»

(персик,  помидор,  огурец,  свёкла, яблоко,  груша)

4.Прочти диалог в паре

- Выходите,  гуси, на берег, здесь хорошо.

                     - Нет, лиса, ты сама иди к нам, здесь – то лучше.

                                                   3 ряд

1.Найди лишнюю букву        б,   к,      и,   з ,    т

           2.Определи лишний слог      ну,   зу,   ки,   му,   ру,    лу

          3. Раздели слова на две группы  «животные»   и   «птицы»

(лось,  курица,  синица,  медведь,  рысь,  дятел, снегирь)

4. Чтение диалога в паре

- Дядя, а дядя! Я медведя поймал!

- Ну, веди его сюда!

- Да он не идет, упирается!

- Ну, иди сам!

- Да он меня не пускает!

Молодцы! Потрудились, отдохнем…. (Физкультминутка)

-С произведениями, каких авторов мы с вами познакомились на предыдущих уроках? (ответы детей)

(У учащихся карточки, на которых напечатаны отрывки из произведений)

1.У меня зазвонил телефон.

-Кто говорит?

-Слон.

-Откуда?

-От верблюда.

-Что вам надо?

-Шоколада.

-Для кого?

-Для сына моего.

2.У Танюши дел немало,

У Танюши много дел-

Утром брату помогала,

Он с утра конфету ел.

3.Таблица

Умножения

Достойна

Уважения.

Она во всем всегда права:

Что б ни случилось в мире,-

А все же будет дважды два

По- прежнему четыре.

4.Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»

5.Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле ее носа, она отвертывалась. Позвали меня.

-Лада,- сказал я,- надо поесть.

6.Скажи погромче слово «гром»-

Грохочет слово,

Словно гром.

7.Что случилось нынче в школе?

Нет учительницы, что ли?

Расшумелся первый класс

И бушует целый час.

8.Лес не одет, пахнет корой и березовым соком. Чуть дымится первая зелень на ивах, оживают зеленя, обозначаются дорожки лесные…

1группа-

- Найти отрывки из произведений К.И. Чуковского

2группа - С.Я.Маршака

3 группа - М.М.Пришвина,

4 группа - Л.Н.Толстого

5 группа - К.Д.Ушинского

6 группа -  Найти отрывки из произведений А.Л.Барто.

-Назвать произведения. Выразительно прочитать. На доске найти

и показать портрет автора.

(На доске портреты К.И.Чуковского, М.М.Пришвина, С.Я.Маршака, А.Л.Барто, С.В.Михалкова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского)

3. Постановка учебной задачи

-Посмотрите на портреты. Один портрет остался.

-Почему?

-Как  вы думаете, почему я поместила его на доске вместе с остальными?

-Сформулируйте тему урока и цель урока.

-Сегодня мы познакомимся с русским поэтом и писателем, сказочником и баснописцем, переводчиком – Сергеем Владимировичем Михалковым.

 4. Изучение нового материала

    1) . Жизнь и творчество С.В.Михалкова

        Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году, 13марта, в Москве. Число 13считал счастливым. Мой рассказ о жизни и творчестве С.В.Михалкова продолжит Крюков Амир.                            

          В десять лет он написал свою первую басню. Когда ему исполнилось 14 лет, семья Михалковых переехала в город Пятигорск. Там Сергей Михалков  окончил среднюю школу и вернулся в Москву. Он  стал рабочим на одной Московской фабрике. Он очень любил животных. В его доме всегда жили кошки, собаки . Однажды Михалков написал стихи для детей. Их напечатали в журнале «Пионер». Они сразу понравились и читателям, и поэтам. Михалков написал ещё 2-3 детских стихотворения, затем появился «Дядя Стёпа», стихотворение  «Мы с приятелем». С. Михалков познакомился, а  потом и подружился с такими детскими писателями, как С.Я. Маршак и К. И. Чуковский. Так Михалков стал одним из любимых детских писателей. Сергей Владимирович известен не только в нашей стране,но и в других странах. Ведь именно он написал слова Гимна Российской Федерации.

-Спасибо, Амир.

2). Беседа о С.В.Михалкове

-Что запомнили о С. В. Михалкове?

 – Какие его произведения знакомы вам? 

  3).Знакомство с выставкой книг

5.Продолжение  изучения нового материала

–  Ребята, у кого из вас есть дома домашние животные? Вы любите их?

– За что вы их любите? Как за ними ухаживаете?

- Как вы думаете, почему именно эту тему я затронула? Предположите, чем мы будем заниматься на уроке, чему учиться?

- О ком будет это произведение?  

- Наверное,  каждый из вас хотел бы иметь в доме маленькое живое существо. Но не все  понимают, какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом кошку.  Ведь они  требует ежедневной заботы и ухода, особенно маленькие котята – они многого  не умеет, их надо всему учить.

-Откройте учебник на стр. 106 и прочитайте название стихотворение   С. В. Михалкова.

 - Рассмотрим иллюстрацию к стихотворению. Что вы можете сказать о девочке на рисунке?

- Как вы думаете, почему девочка такая веселая?

- Познакомившись с произведением, мы узнаем, были ли вы правы в своем предположении.

- Сядьте удобно и послушайте стихотворение «Котята»

1).Чтение стихотворения подготовленным учеником

- Понравилось вам произведение С.В. Михалкова?

-Какие чувства у вас  вызвало это стихотворение?

- Почему же девочка улыбалась?

 2).Анализ произведения

– О чём автор хочет рассказать ребятам?

- Сколько было котят? Как их звали? 

– Какими они были? Прочитайте описание каждого. А какого котенка вы выбрали бы себе?

Назовите пары слов, которые можно считать рифмой.

3.Словарная работа:

- Прежде чем вы начнёте читать стихотворение,  давайте поупражняемся в чтении труднопроизносимых слов (чтение по слогам и целыми словами)

4.Чтение стихотворения

– Какими были котята? Прочитайте описание каждого.

5.Работа с текстом

-О каком котенке идет речь?

 1.Он ничего не боится.

2.Он всегда все знает.

3.У него нет темных пятен.

4.От него нет покоя никому.

          5.Он и смелый и умный. .

- А какого котенка вы выбрали бы себе?

6. Закрепление знаний и способов действий

-Кошки- загадочные животные, то нежные, то злые. Давно живут в доме человека. Психологи утверждают: у кого есть кошка, тот может не бояться одиночества. Люди, у которых есть кошки, это добрые люди, живут дольше и счастливее других.

-Подумайте и вспомните, что умеет делать кошка?

-ловит мышей;

-предсказывают погоду;

-выступает в цирке;

-защищает своего хозяина.

-На доске прикреплены карточки со словами:

Шустрый, неугомонный, отважный, светлый, бесстрашный, мужественный, смышленый, сообразительный, непоседа, шаловливый, неглупый.

Дети читают слова. Подбирают слова-характеристики к каждому котенку.

7. Рефлексия

-Сегодня мы много говорили о кошках, поэтому сейчас мы сделаем украшение к закладке в форме головы котёнка.

8. Итог урока

 – Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось, понравилось?

– Какие сведения, полученные на уроке, пригодятся вам?

– Кто доволен своей работой?

– Жду ваших рисунков с изображением ваших питомцев.

-И в заключении я хочу сказать: когда берёшь на воспитание кошку, надо помнить, что ты до конца жизни своего питомца за него в ответе. Несмотря ни на что, кошки маленькие и беззащитные, по отношению к людям. Любите и берегите их!  Спасибо за  работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...