Конспект урока "Басни С. В. Михалкова"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Пичугина Наталья Александровна

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basni_mihalkova.doc97 КБ
Office presentation icon 4_marta.ppt1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Этапы

Хронометраж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент
 Словесный метод.

Видео метод

10:30

10:33

 - Итак, ребята, внимание.

        Прозвенел звонок

         Садитесь по - удобнее

        Начнём скорей урок

А начнём мы урок вот с такой весёлой песни. Если вы её  знаете, можете подпевать. Я вижу, что вам  знакома эта песенка. Почему же  наш урок чтения начался с этой песенки?

Нам предстоит увлекательное   путешествие в мир стихов одного известного детского писателя и поэта

- А как вы думаете, кто написал стихи этой песенки?  ( С.В. Михалков)

Приветствовать, слушать учителя.

Положительное отношение к урокам  литературного чтения, формирование ценностных ориентаций.

2.   Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Наглядный: демонстриция

Словесный: рассказ

10:33

10: 36

10: 36

10: 40

 - Почти 80  лет назад  эти  стихи «Песенка друзей»  сочинил  С.Михалков, а композитор Старокадомский написал к ним музыку. Написана эта песенка  очень давно, но она популярна и в наши дни.

- Кто из вас догадался,  о каком писателе мы будем говорить.

- Сформулируйте цели нашего урока.

 Сегодня наш урок посвящён жизни и творчеству  С.В. Михалкова

- Что вы знаете о С.В. Михалкове?

- Послушайте меня внимательно, сейчас я вам расскажу биографию этого чудесного писателя.

С.В.Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве.

13 марта  1913 – 27 августа 2009 г.

-  Обратите внимание на годы жизни поэта. Сколько лет прожил С.В. Михалков? (96 лет)

- Какие произведения вы читали С.В. Михалкова?

Способности к поэзии у Сергея Михалкова обнаружились в 9 лет. Учась в школе, он начал печатать свои первые стихи.

После окончания школы он работал на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. Но Сергей продолжал  писать стихи и печатался в детских журналах «Огонёк», «Пионер»

В 1935 году он написал «Дядю Стёпу». Михалков становится известным детским  писателем. Наконец, решает поступить в литературный институт.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. С.В. был военным корреспондентом. Он прошёл нелёгкими дорогами войны. Во фронтовых газетах печатались его стихи, очерки. По его сценариям были сняты фильмы «Фронтовые подруги», « Бой под Соколом». С.В. был награждён боевыми  орденами и медалями.

За сценарий фильма «Фронтовые подруги» он был награждён Сталинской премией. На эти деньги был построен танк для фронта под именем «Беспощадный»

После войны С.В. продолжил свою литературную деятельность. Он пишет стихи, пьесы для детских спектаклей, сценарии для мультфильмов, для худож. Фильмов «Отроки во Вселенной» и « Москва – Кассиопея».

- Ребята, скажите кто автор гимна России?

С.В.Михалков – автор текста гимнов Советского Союза и гимна России.

Именем Михалкова названа одна из планет солнечной

системы.

Поздравить поэта с 95 летием пришёл В.В. Путин.

Вот такую долгую и интересную жизнь прожил С.В.Михалков, и успел сделать очень много.

Отвечают на вопросы

Формулируют тему и цели урока

Слушают учителя, отвечют на вопросы.

Отвечают на вопрос

Слушают учителя

Р: принимают и сохраняют уч задачу

Л: Положительное отношение к урокам литературного чтения, учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Р:  принимают и сохраняют учебную задачу.

П: воспринимают информацию.

3. Решение частных задач

 

Словесный метод : беседа

Наглядный: аудиозапись

Словесный метод:беседа

Физминутка

Словесный: беседа

Словесный: беседа

10:41

10: 50

10:50

10: 54

10:55

10:56

10:56

11: 02

11:02

11:07

11:07

11:13

 - Давайте познакомимся с творчеством Сергея Михалкова.

- Прослушайте аудиозапись стихотворения «Бараны».                              – Понравилось стихотворение?                                                                     – О ком стихотворение?                                                                                  – Почему они оказались в воде?

- Прочтите стихотворение про себя.    

– Какая главная мысль текста?                                                                      – Чему учит стихотворение?                                                                           – Кого подразумевает С.В.Михалков?                                                          - Какие качества человека высмеивает С.В.Михалков в своем стихотворении?                              

- Читаем выразительно.                                                                                       - С.В.Михалков ещё, оказывается писал басни.

Писать басни ему посоветовал автор сказки «Золотой ключик».

- Кто атор сказки «Золотой ключик»? (Алексей Николаевич Толстой)

 Михалков написал более 200 басен.

Мы уже знакомы с баснями известных баснописцев. Кто из вас может назвать его имя? (Иван Андреевич Крылов и Эзоп)

Что такое басня?

(Это небольшое произведение, написанное в стихах или в прозе. В баснях высмеивается ложь, глупость, зависть, жадность. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей.

Басни заканчиваются или начинаются моралью, выводом, где объясняется смысл басни.

- Давайте прочтем басни Сергея Михалкова)

НЕВРУЧЕННАЯ НАГРАДА

За честный труд и поощренья ради
Один из Муравьев представлен был
к награде —
К миниатюрным именным часам.
Но Муравей не получил награды:
Вышесидящий Жук чинил ему преграды,
Поскольку не имел такой награды сам!
________

Ах, если бы прискорбный этот случай
Был ограничен муравьиной кучей!

- Как вы поняли мораль этой басни?

- В чём мораль этой басни?

- Как вы поняли мораль этой басни?

- Какие качества человека высмеивает С.В.Михалков в своей басни?

ЗАЯЦ И ЧЕРЕПАХА

                       Однажды где-то под кустом

                       Свалила Зайца лихорадка.

                       Болеть, известно, как не сладко:

                    То бьет озноб его, то пот с него ручьем,

                    Он бредит в забытьи, зовет кого-то в страхе...

                    Случилось на него наткнуться Черепахе.

                       Вот Заяц к ней: "Голубушка... воды...

                    Кружится голова... Нет сил моих подняться,

                          А тут рукой подать - пруды!"

                    Как Черепахе было отказаться?..

                    Вот минул час, за ним пошел другой,

                       За третьим начало смеркаться, -

                       Все Черепаху ждет Косой.

                    Все нет и нет ее. И стал больной ругаться:

                    "Вот чертов гребешок! Вот костяная дочь!

                       Попутал бес просить тебя помочь!

                          Куда же ты запропастилась?

                       Глоток воды, поди, уж сутки жду..." -

                    "Ты что ругаешься?" - Трава зашевелилась.

                    "Ну, наконец, пришла, - вздохнул больной. -

                                                        Явилась!" -

                       "Да нет, Косой, еще туда-а иду..."

____________________________________

                    Я многих черепах имею здесь в виду.

                    Нам помощь скорая подчас нужна в делах,

                       Но горе, коль она в руках

                               У черепах!

- В чем смысл морали?

- Какие качества человека высмеивает С.В.Михалков в своей басни?

СЛОН-ЖИВОПИСЕЦ

                    Слон-живописец написал пейзаж,

                    Но раньше, чем послать его на вернисаж,

                    Он пригласил друзей взглянуть на полотно:

                       Что, если вдруг не удалось оно?

                    Вниманием гостей художник наш польщен!

                    Какую критику сейчас услышит он?

                       Не будет ли жесток звериный суд?

                          Низвергнут? Или вознесут?

                    Ценители пришли. Картину Слон открыл.

                    Кто дальше встал, кто подошел поближе.

                          "Ну, что же, - начал Крокодил, -

                    Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу..." -

                    "Что Нила нет, в том нет большой беды! -

                    Сказал Тюлень. - Но где снега? Где льды?" -

                          "Позвольте! - удивился Крот. -

                          Есть кое-что важней, чем лед!

                          Забыл художник огород". -

                          "Хрю-хрю, - прохрюкала Свинья, -

                          Картина удалась, друзья!

                          Но с точки зренья нас, свиней,

                          Должны быть желуди на ней".

                          Все пожеланья принял Слон.

                          Опять за краски взялся он

                          И всем друзьям по мере сил

                          Слоновьей кистью угодил,

                          Изобразив снега, и лед,

                          И Нил, и дуб, и огород,

                          И даже - мед!

                          (На случай, если вдруг Медведь

                          Придет картину посмотреть...)

                          Картина у Слона готова,

                          Друзей созвал художник снова.

                          Взглянули гости на пейзаж

                          И прошептали: "Ералаш!"

                             ____________________

                       Мой друг! Не будь таким Слоном:

                          Советам следуй, но с умом!

                       На всех друзей не угодишь,

                          Себе же только навредишь.

- Объясните мне смысл басни.

 - Какие качества человека высмеивает С.В.Михалков в своей басни?

- Подготовьтесь к выразительному прочтению понравившиеся басни.

Воспринимают информацию.

Слушают аудиозапись

Читают стихотворение

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Слушют и воспринимают информацию

Читают басню

Отвечают на вопросы

Читают басню

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Выразительно читают басню

К: Развивать умение слушать и понимать речь других.

К: Строить речевые высказывания; формулировать собственное мнение и позицию.

П: Воспринимать информацию.

П: строить объяснение в устной форме..

К: формулировать собственное мнение и позицию.

П: строить объяснение в устной форме..

К: формулировать собственное мнение и позицию.

П: строить объяснение в устной форме..

К: формулировать собственное мнение и позицию.

4. Итог урока.

Рефлексия

10:13-10:15

- Вспомните тему нашего урока.

-  Что нового вы узнали на уроке?

- Кто такой С.В. Михалков? Что нового вы о нем узнали?

- Какие басни вам понравились.

Д/з: Выучить басню С.В. Михалкова

Подводить итоги, делать нравственный выбор, оценивать свои достижения.

 Отслеживать цель учебной деятельности, строить речевые высказывания и рассуждения, осуществлять итоговый контроль.


МБОУ СОШ №22                                                                                                                                       Студентки:  Кулешова Н.,              

Учитель: Валькеева Н. А.        Группа: 45

Класс: 3 «а»        Методист: Зубарева Н.С.

Кабинет: 311

Дата: 05.03.2015        

        

Тема: С.В. Михалков «Бараны».

Басни Михалкова.

Тип  урока: изучение нового материала.
Цели: Познакомиться с творчеством С. В. Михалкова; познакомиться  с  произведением С.В. Михалкова «Бараны» и баснями.
Планируемые результаты:

Предметные: читать правильно и выразительно вслух, учиться навыкам выразительного и выборочного чтения; учитывать индивидуальный темп чтения; анализировать содержание басни; анализировать смысл названия басни. развивать творческие способности уч-ся; обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом; воспитывать высокие моральные качества.

Личностные: создание условий для положительной мотивации к учению; оценки собственной деятельности; знакомиться с культурно-историческими  и  общечеловеческими ценностями.
Оборудование: Литературное чтение : 3 кл.: В 2ч./ В. Ю. Свиридова; презентация, карточки для работы в группах;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ. СТИХОТВОРЕНИЕ «БАРАНЫ».

Слайд 3

13 марта 1913 – 27 августа 2009 г.

Слайд 9

За честный труд и поощренья ради Один из Муравьев представлен был к награде — К миниатюрным именным часам. Но Муравей не получил награды: Вышесидящий Жук чинил ему преграды, Поскольку не имел такой награды сам! Ах, если бы прискорбный этот случай Был ограничен муравьиной кучей!

Слайд 10

ЗАЯЦ И ЧЕРЕПАХА Однажды где-то под кустом Свалила Зайца лихорадка. Болеть, известно, как не сладко: То бьет озноб его, то пот с него ручьем, Он бредит в забытьи, зовет кого-то в страхе... Случилось на него наткнуться Черепахе. Вот Заяц к ней: "Голубушка... воды... Кружится голова... Нет сил моих подняться, А тут рукой подать - пруды!" Как Черепахе было отказаться?.. Вот минул час, за ним пошел другой, За третьим начало смеркаться, - Все Черепаху ждет Косой. Все нет и нет ее И стал больной ругаться: "Вот чертов гребешок! Вот костяная дочь! Попутал бес просить тебя помочь! Куда же ты запропастилась? Глоток воды, поди, уж сутки жду..." - "Ты что ругаешься?" - Трава зашевелилась. "Ну, наконец, пришла, - вздохнул больной. - Явилась!" - "Да нет, Косой, еще туда-а иду..." Я многих черепах имею здесь в виду. Нам помощь скорая подчас нужна в делах, Но горе, коль она в руках У черепах!

Слайд 11

СЛОН-ЖИВОПИСЕЦ Слон-живописец написал пейзаж, Но раньше, чем послать его на вернисаж, Он пригласил друзей взглянуть на полотно: Что, если вдруг не удалось оно? Вниманием гостей художник наш польщен! Какую критику сейчас услышит он? Не будет ли жесток звериный суд? Низвергнут? Или вознесут? Ценители пришли. Картину Слон открыл. Кто дальше встал, кто подошел поближе. "Ну, что же, - начал Крокодил, - Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу..." - "Что Нила нет, в том нет большой беды! - Сказал Тюлень. - Но где снега? Где льды?" "Позвольте! - удивился Крот. - Есть кое-что важней, чем лед! Забыл художник огород". - Хрю-хрю, - прохрюкала Свинья, - Картина удалась, друзья! Но с точки зренья нас, свиней, Должны быть желуди на ней". Все пожеланья принял Слон. Опять за краски взялся он И всем друзьям по мере сил Слоновьей кистью угодил, Изобразив снега, и лед, И Нил, и дуб, и огород, И даже - мед! (На случай, если вдруг Медведь Придет картину посмотреть...) Картина у Слона готова, Друзей созвал художник снова. Взглянули гости на пейзаж И прошептали: "Ералаш!" Мой друг! Не будь таким Слоном: Советам следуй, но с умом! На всех друзей не угодишь, Себе же только навредишь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный день посвящен 100-летию С.В. Михалкова "Весёлый день с Сергеем Михалковым

Урок был проведен с учащимися  начальной школы к 100-летию со дня рождения С.В. Михалкова....

план-конспект урока С. Михалкова "Мой щенок"

план-конспект урока С. Михалкова "Мой щенок" 2 класс чтение фГОС...

Конспект "Повторим стихи С.Михалкова"

краткосрочный проект к юбилею С.Михалкова...

Конспект урока по чтению в 3 классе (8 вид) по теме:" Знакомство со стихотворением С. Михалкова "Зяблик"".

Материал предназначен для проведения урока чтения в 3 классе по программе 8 вида....

Сценарий литературного праздника, посвящённого творчеству С.Михалкова "Весёлый день с Сергеем Михалковым"

Цель: Познакомить учащихся с биографией писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания.Участники: Ведущий, учащиеся 1-4 классов, классные руководите...