Конспект урока литературного чтения по теме "Ю. Яковлев. Белые журавлики"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Пешкова Марина Валентиновна

Конспект урока литературного чтения по теме "Ю. Яковлев. Белые журавлики" + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon belye_zhuravliki.zip1.83 МБ

Предварительный просмотр:

БЕЛЫЕ ЖУРАВЛИКИ

(конспект урока литературного чтения по одноименному рассказу Юрия Яковлева)

подготовила Пешкова Марина Валентиновна,

             учитель начальных классов

МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: 

познакомить учащихся с рассказом Ю.Яковлева «Белые журавлики»;

показать связь художественного произведения с историческим событием;

расширить кругозор и обогатить лексический запас учащихся;

развивать основные виды речевой деятельности: осознанное, правильное и

выразительное чтение, слушание, говорение;

учить выражать свое отношение к прочитанному, подбирать антонимы;

развивать эмоциональную сферу;

развивать мышление, творческие способности;

содействовать физическому воспитанию;

воспитывать любовь к жизни, человечность, трудолюбие, доброту, милосердие, умение сопереживать и сочувствовать

ОБОРУДОВАНИЕ:

глобус, ноутбук, проектор, презентация, бумажные журавлики, хризантемы, флаг Японии, плакат «Люди, берегите мир!»;

фрагменты музыкальных произведений для зарядки, презентации, самостоятельного чтения и итога урока;

опорные карточки для словарной работы, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, карточки для групповой работы

ХОД УРОКА:

                                                               Тому, кто не постиг науки добра,

                                                               всякая наука приносит вред.

                                                            1. Подготовительный этап.

Речевая разминка:

                        Доброе утро солнцу и птицам!

                        Доброе утро приветливым лицам!

                        И каждый становится добрым, доверчивым,

                        И доброе утро длится до вечера!

Учитель:

- Давайте вспомним стихотворение П.Воронько «Жура-Жура-Журавель!» и

прочитаем его хором по ролям:

                        девочки - слова автора

                        мальчики - слова журавля

- Кто согласен с журавлем?

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Родина?

- Возьмите желтую карточку, прочитайте слова, записанные рядом со словом

Родина, и зачеркните те, которые вам не нравятся.

- Какие слова зачеркнули? (Зависть, жадность, война, горе, болезнь, смерть.)

- Прочитайте хором слова, которые вам понравились. (Мама, любовь, дружба,

мир, солнце, счастье, жизнь.)

(Самостоятельное чтение с экрана)

(Слайд1)

- Эти слова дороги не только нам. Они бесценны для миллиардов людей на нашей планете. Нет ничего дороже жизни! А жизнь – это мама, мир, любовь,

дружба, солнце, счастливый труд. Но, к сожалению, есть безумцы, для которых нет ничего святого, которые в погоне за наживой перестают быть людьми. Они могут развязать войну. Они могут отравить жизнь.

2. Сообщение темы урока:

(Слайд 2)

- Сегодня мы познакомимся с рассказом Ю.Яковлева «Белые журавлики»,

узнаем о том, к чему может привести война, будем учиться беречь мир,

совершим путешествие в одну удивительную страну.

3. Музыкальная зарядка

- Жители этой страны занимают первое место в мире по продолжительности жизни. А еще весь мир удивляется их трудолюбию и работоспособности. Творчество, стремление к красоте и гармонии – их национальная черта. Гармония духа невозможна для них без гармонии тела. В их школах каждое утро начинается с зарядки. Давайте и мы сделаем зарядку.

4. Путешествие в современную Японию.

  (Звучит музыка. Рассказ учителя  сопровождается показом слайдов.)

- Окна нашего класса выходят на восток. Именно туда, за тысячи километров

лежит наш путь. Мы отправляемся в Японию, Страну восходящего солнца.

     (На доске выставляется карточка со словом Япония.)

(Слайд 3)

- Солнце на флаге этой страны.

     (Дети рассматривают флаг Японии.)

- Герб Японии – золотая хризантема – тоже символ солнца. Солнце ласкает эту землю и дарит ей жизнь. А разве есть что-нибудь прекраснее и удивительнее, чем жизнь?

- Это гора Фудзияма – самая высокая гора Страны восходящего солнца. Она является священным символом японцев. В Японии 60 действующих вулканов. Все они похожи на вулкан Фудзияму.

     (На доске выставляется карточка со словом Фудзияма.)

(Слайд 4)

- Сады и плантации тщательно обработаны искусными руками трудолюбивых японцев.

(Слайд 5)

- Японцы всегда стремились учиться. Это помогло им стать одной из самых экономически развитых стран мира. Чего только не выпускают в Японии! Телевизоры размером с человеческий глаз! Автомобили, компьютеры, роботы новейших моделей и высочайшего качества. Япония восхищает и поражает туристов: дворцы и храмы соседствуют с 40-60-этажными зданиями. Огромные эстакады, скоростные экспрессы, потоки машин. Целый электронный город в столице!

 (Слайд 6)

- Японцы очень любят и ценят красоту нетронутой природы.

- Много интересного можно увидеть в Стране восходящего солнца, где причудливо сочетаются современность и бережно сохраняемые традиции прошлого. Едят японцы палочками. Их национальная одежда – кимоно.

 (На доске выставляется карточка со словом кимоно.)

  (Слайд 7)

- А это река Ота. На ее берегу - город Хиросима.

  (Слайд 8)

  (На доске выставляется карточка со словом Хиросима.)

- Это слово черной меткой врезалось в человеческую память.

5. Страницы прошлого. Человеческая трагедия.

- 6 августа 1945 года – страшная страница в истории нашей планеты. В этот день на Хиросиму была сброшена атомная бомба. В 8 часов 14 минут 15 секунд раскрылись створки люка американского самолета- бомбардировщика, и бомба под названием «Малыш» устремилась вниз. Еще 47 секунд над Хиросимой светило солнце. Мгновение…и все померкло! Огненный бомбовый шар ярче солнечного света в одну секунду сжег 36 тысяч человек, ранил 72 тысячи. Облако-гриб на 18 км поднялось вверх над Хиросимой.

  (Слайд 9)

- В одну секунду более 15 тысяч домов и зданий превратились в горячий пепел и раскаленные развалины.

  (Слайд 10)

- Температура взрывной волны была 3000-4000 тыс. градусов. Испарились люди.  Расплавились даже бутылки. Сейчас они хранятся в музее.

  (Слайд 11)

- Там же хранятся и вот эти наручные часы с прикипевшими к циферблату

стрелками. Они показывают 8 часов 15 секунд.

   (Слайд 12)

- В одну секунду смертоносные частицы поразили все живое. Они заразили людей неизлечимой лучевой болезнью. Слезы, горе, смерть… Прошло много лет, но и по сей день люди помнят страшное событие в японском городе Хиросима.

6. Показательное чтение рассказа.

- Сейчас мы прочитаем рассказ «Белые журавлики» и узнаем, какое несчастье принес атомный взрыв даже тем детям, которые родились много лет спустя. Мы познакомимся вот с этой девочкой.

  (Слайд 13)

- Прочитайте, как ее зовут.

   (На доске выставляется карточка с именем Сасаки Садако.)

   (Учитель и заранее подготовленные ученики читают рассказ вслух.)

- Какие мысли и чувства вызвал у вас рассказ?

   (Дети обмениваются впечатлениями.)

- Какая страшная история… Как бы хотелось, чтобы ядерного взрыва не было, чтобы жизнь этой девочки сложилась иначе, чтобы рассказать о ней можно было совсем другими словами, противоположными.

7. Групповая работа. Подбор антонимов к некоторым словам текста.

- Возьмите розовые карточки, прочитайте слова, выписанные из текста, под-

берите к ним антонимы и запишите.

  Проверка работы:

  (слайд 14)

     рушились (дома) - …

     почернели (цветы) - …

     мертвый (город) - …

     болезнь - …

     страдание - …

     опечалилась - …

     беда - …

     смерть - …

     война - …

     Ответы: строились, побелели, живой, здоровье, радость, повеселела, счастье, жизнь, мир.

- Кто из вас понял, почему рассказ так называется?

(Журавлики – это символ выздоровления, вера в жизнь.)

- Какое несчастье принес атомный взрыв? (Смерть.)

- Как Сасаки преодолевала свою болезнь? (Верой и надеждой на выздоровление, делая журавликов.)

 (Слайд 15)

- Кто помогал девочке бороться с болезнью? (Врачи, японские дети,

московские школьники.)

- Как они помогали? Кто из вас хотел бы помочь? Кто хотел бы научиться делать таких журавликов?

(Слайд 16)

  Учитель показывает оригами «Журавлики счастья».

8. Зарядка для глаз.

9. Самостоятельное перечитывание текста.

- Внимательно и вдумчиво прочитайте рассказ еще раз. Подготовьтесь к выборочному чтению.

(Тихо звучит японская мелодия.)

10. Выборочное чтение.

- Где жила Сасаки Садако?

- Как изображен взрыв атомной бомбы? С чем сравнивает его автор?

- Какое несчастье он принес всем, в том числе Сасаки Садако?

- Почему девочке было тяжело бороться с болезнью?

- Какой сон приснился ей?

- Прочитайте, как Сасаки делала журавликов.

- Почему девочка опечалилась?

- Чем помог доктор?

- Кто еще и как помогал Сасаки преодолевать страдания и болезнь?

- Удалось ли девочке выжить?

- Что сделали маленькие японцы, узнав о смерти Сасаки Садако?

- Как ведут себя люди у памятника погибшим от атомной бомбы в Хиросиме?

11. «Мы эту память сохраним…»

- Давно отстроился заново город Хиросима в устье реки Ота. Рекламные огни умело прикрыли шрамы войны. Но есть день, когда эта река начинает пламенеть, словно превращаясь в поток раскаленных углей. В сумерках тысячи людей спускаются к воде. На крестовину из двух щепок каждый ставит зажженную свечу, прикрытую бумажным колпаком, и пускает ее по течению. Так японцы отмечают день памяти. Им стало 6 августа.

   Сколько мыслей рождает эта огненная река, эти мириады фонариков, каждый из которых олицетворяет оборванную человеческую жизнь.

   Вся большая семья, имя которой человечество, повторяет в этот день клятву, высеченную на памятнике в хиросимском Парке мира:

   «Спите спокойно, это не повторится!»

- Бой городских часов Хиросимы похож на тревожный набат. Он звучит не в полдень, а в 8 часов 15 минут каждый день, из года в год, напоминая о том мгновении, когда навеки прикипели к циферблату стрелки других, случайно

уцелевших наручных часов. Навечно, как эти спекшиеся стрелки, отпечатался роковой миг и в человеческих сердцах.

   В Хиросиме погибло более 240 тысяч человек. Здесь одна из самых больших могил нашей планеты. Каждый год 6 августа к Парку мира движутся вереницы людей. В руках поминальные свечи. У памятника каждый оставляет белую хризантему, цветок-символ Страны восходящего

солнца. Растут груды цветов, похожие на снежные сугробы. Тишина. 8 часов 15 минут. Молчат тысячи людей. Вдруг глухо ударяет бронзовый колокол, ему вторят сирены. И разом взлетают в небо сотни белых голубей, словно разнося на своих крыльях призыв:

ЛЮДИ, БЕРЕГИТЕ МИР!

(Слайд 17)

12. Итог урока. Рефлексия

- Вчера мы выучили стихотворение, которое поможет нам сейчас подвести итог урока. Давайте прочитаем его хором, стоя.

                        Давайте, ребята, назло непогодам

                        Обнимем планету своим хороводом!

                        Развеем над нею и тучи, и дым,

                        В обиду ее никому не дадим!

- Земля – наша общая Родина, Родина всего человечества. Она хрупка как стекло. Мы должны беречь ее, должны учиться для того, чтобы сделать жизнь еще прекрасней. А сейчас у нас есть возможность сказать самые сокровенные слова, рожденные сегодняшним уроком и обращенные к нашей планете, ее жителям. Подумайте, что вы скажете. Может быть, это будут пожелания. А может, даже обещания!

(Звучит музыка. Дети по очереди берут в руки маленький глобус и говорят.)

   Учитель тоже берет в руки глобус и обобщает ответы детей:

(Слайд 18)

                       Пусть над Землей моей не рвется в клочья небо!

                       Пусть тишина полей прольется теплым хлебом!

                       И солнце по утрам свет дарит всей планете!

                       Не быть войне, смертям!

                       Быть Миру, Счастью, Детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения на тему: В.Осеева "Хорошее"

Данный урок проводится в 3 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Литературоное чтение"....

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...

Конспект урока литературного чтения на тему: "В.И. Белов «Малька провинилась»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование знаний о жизни и творчестве В.И. Белова;развитие умения работать с текстом, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.Планируемые результатыПредметные:у...