Творчество С.Я.Маршака
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Технологическая карта урока литературного чтения 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творчество С.Я. Маршака

Слайд 2

Из биографии С.Я. Маршака Самуил Яковлевич Маршак родился3 ноября 1887 года в Воронеже. Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске Воронежской губернии. Его семья жила небогато, но дружно.

Слайд 3

Из биографии С.Я. Маршака Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первые стихотворные книжки писателя появились в 1923 году.

Слайд 5

Писатель С.Я. Маршак среди детей в Доме художественного воспитания

Слайд 7

Робин-Бобин Робин-Бобин Кое-как Подкрепился Натощак: Съел теленка Утром рано, Двух овечек И барана, Съел корову Целиком. И прилавок С мясником, Сотню жаворонков в тесте, И коня с телегой вместе, Пять церквей и колоколен - Да еще и недоволен!

Слайд 8

Шалтай-болтай Шалтай-Болтай Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне. Вся королевская конница, Вся королевская рать Не может Шалтая, Не может Болтая, Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая, Шалтая-Болтая собрать!

Слайд 9

Загадки от Маршака

Слайд 10

Самуил Маршак Пожелания друзьям Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути - Главнейшее условье. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Дается нам недешево!

Слайд 11

Спасибо Самуилу Яковлевичу Маршаку за чудесный подарок детям!



Предварительный просмотр:

Предмет:  литературное чтение

Класс 3А

Тема урока: творчество С.Я.Маршака

Тип урока: структурирования и систематизации знаний

Цель урока: пробудить у детей интерес к творчеству С.Я Маршака;   прививать любовь к чтению книг.

Технология: деятельностного метода

Этапы урока

Сценарий урока

УУД

Деятельность учеников

Деятельность учителя

I. Постановка цели урока.


II. Маршак – детский поэт.

III. Маршак – драматург.

IV. Минута отдыха.

V. Маршак – переводчик.

VI. Викторина.

VII.Работа в тетради.

VIII. От благодарных читателей

IX.  Подведение итогов

X. Релаксация. 

Слайд 2,3.1.Самуил Яковлевич Маршак родился в 1887 году в Воронеже, а детство провел в маленьком городке Острогожск в большой и дружной семье. Отец работал мастером на заводе. Родителям приходилось очень много работать, чтобы содержать семью и дать образование детям. Уже с четырех лет будущий поэт пытался сочинять стихотворные строчки, (поэт)

Чтение стихов, инсценирование

Угомон

Кот и лодыри

Урок родного языка

Ландыш

Разгадать ребусы.

Багаж

Вывод:  он писал обо всем на свете: и о животных, и о детях, о людях, которые живут и трудятся рядом с нами, писал стихи серьезные и смешные, Каждую букву, каждую цифру мог превратить в звонкий стих, мог раскрасить страницы в разные цвета.

Слайд 5,6. 2. Во время первой мировой войны и после  Маршак жил на юге России, в Воронеже, а затем в Краснодаре. Там в те годы было очень много детей беженцев и беспризорных детей. Маршак оказывал большую помощь этим детям. В городе Краснодаре он организовал целый «Детский городок», в котором были классы для учебы, мастерские, кружки и детский театр, для которого он сам писал пьесы-сказки.    ( Драматург)

3. Маршак – один из лучших переводчиков зарубежной поэзии того времени. Еще будучи молодым человеком, он смог поехать учиться в Англию. Его глубоко тронули народные песни, баллады и стихи английских поэтов и он стал переводить их на русский язык. С.Я.Маршак переводил также с латышского, польского, еврейского, чешского, казахского, венгерского, итальянского, украинского и армянского языков.     (Переводчик)

Робин-бобин

Шалтай- Балтай  

Дети на льду

Загадки

Заполнить таблицу «Произведения Маршака»

4. Самуил Яковлевич Маршак прожил большую и славную трудовую жизнь. Он умер 4 июля 1964 года, работая до самого последнего дня своей жизни. Его труд высоко оценён нашей Родиной. Его много раз награждали орденами и медалями, ему была присуждена самая высокая награда Советского Союза – Ленинская премия и четыре раза – Государственная премия.

Слайд 8. 5. Мы провели исследование, брали интервью у учеников нашей школы.

1. Кто такой Маршак?

2. Знаете ли вы его стихи?

Большинство опрошенных  учеников знают Самуила Яковлевича Маршака, а произведения назвать затруднились . Очень жаль!

Слайд 9. Желаю вам цвести, расти,Копить, крепить здоровье –Оно для дальнего пути Главнейшее условие. Пусть каждый день И каждый час Вам новое добудет. Пусть будет добрым ум у вас А сердце умным будет. Я от души желаю вам, друзья, Всего хорошего! А все хорошее, друзья,Дается нам недешево!

Слайд1.Сегодня мы поговорим с вами о творчестве С.Я.Маршака. И несмотря на то, что эту фамилию дети знают с самого раннего возраста, читают и знают его произведения, этот урок откроет для вас что-то новое в его творчестве.

Он со мной идет по свету        
От зимы — к весне и лету,
Рядом он не просто так… Кто?
Учитель мой, Маршак.
Он стихами день встречает,
Головой седой качает
Если что-то вдруг не так…
Строгий, Бережный Маршак.

Предоставим слово нашим ребятам из творческой группы «Журналисты»

Слайд 4. Послушаем его стихи и обратим  внимание, о чем писал детский поэт    Слово ребятам второй  творческой группы «Артисты и чтецы».

Какие слова мы часто повторяем?

Знаете ли вы историю о даме, которая сдавала багаж?

Аудиозапись Послушаем голос самого Маршака. Он читает стихотворение «Старуха, дверь закрой»

О чем писал Маршак, какие темы затрагивал в своих стихах?

А какие сказки вы читали?  

Какие пьесы Маршака вы знаете? Викторина картинная. Из какой пьесы?

А сейчас мы немного отдохнем, послушаем песенку  на стихи Маршака, ведь он писал и тексты песен для своих спектаклей и потанцуем

Какие стихи в переводе Маршака вы читали?

Слайд 7. Маршак сочинял не только стихи

Проверим, какие внимательные вы читатели. Человек рассеянный перепутал название произведений.

Проверка. Какие жанры присутствуют в творчестве Маршака?

Крылатые выражения

-Некоторые фразы из произведений Маршака стали крылатыми выражениями. Это тоже говорит о том, что стихи Маршака любят и помнят его читатели.

Например, про тех, кто часто что-то забывает или путает, говорят: «Вот человек рассеянный с улицы Бассейной!»

Ребята, а как вы думаете, что является главной наградой этому человеку за его творчество?  

Талант Маршака многогранен. Трудно найти тему, которую бы не затронул в Маршак в своих произведениях. Эти темы важны и в наши дни: тема добра, трудолюбия, уважения к старшим, любви к Родине, к природе и человеку,. Он хотел, чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми. Я предлагаю закончить наш урок этими добрыми и мудрыми стихами.

Оценим нашу работу на уроке.

Оценки    Встаньте журналисты.

                 Встаньте артисты.

                 Чтецы. .   Всем «5»  

Наполним корзину нашим настроением.

 Белый цветок – очень хорошо, все понравилось

           Голубой -  чего-то не понял

           Синий – мне было скучно

Слайд 10.  Эта корзина с подснежниками – Маршаку от благодарных читателей.

Познавательные: поиск и выделение информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - образовательный проект "Мастер слова" ( по творчеству С.Я. Маршака)

Задачи данного проекта:   Создание условий для развития детской любознательности, познавательной активности и инициативности Формирование навыков осознанного чтения Формирование навыков при...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Жизнь и творчество С.Я Маршака"

Конспект урока предназначен для проведения урока литературного чтения во 2 классе...

Разработка урока литературного чтения по теме: "Весна в творчестве С. Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш». "

В методической разработке дан подробный план проведения урока литературного чтения с указанием целей урока и его этапов. На уроке использованы современные приемы  - синквейн, рефлексия эмоциональ...

Урок литературного чтения "Творчество С.Я. Маршака. Литературная гостиная."

Расширение знаний детей о творчестве Самуила Яковлевича Маршака.Упражнения в выразительном чтении стихотворений. Развитие  речевых  умений и творческих способностей. Урок способствует развит...

Кроссворд на тему "Творчество С.Я.Маршака"

В основу кроссворда вошли названия стихов и имена персонажей стихов С.Я.Маршака...

Литературный праздник, посвященный творчеству Самуила Яковлевича Маршака

Цели:1.Углубление представлений о жизни и творческой деятельности известного писателя и переводчика     С.Я. Маршака.2.Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака3.При...

Разработка бинарного урока. Литературная игра "Крестики-нолики" по творчеству С.Я.Маршака для 4 класса.

Литературная игра "Крестики-нолики" по творчеству С.Я.Маршака. Бинарный урок литературного чтения предназначен для учащихся 4 классов....