"Сказка в дверь стучится..."
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Открытый урок по литературному чтению. Содержит в себе региональный компонент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_v_dver_stuchitsya.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение. Урок рефлексии.
Тема: «Сказка в дверь стучится…»
Цели урока:
Обучающая: расширять знания учащихся о видах сказок;
Развивающая: пробуждать интерес к поэзии и музыке;
Воспитывающая: помогать вызывать зрительные образы, понимать настроение и чувства автора.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Ход урока.
- Мотивация учебной деятельности.
Цель: осознать вхождение себя в пространство учебной деятельности.
Звучит мелодия «В гостях у сказки».
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? Назовите тему урока. Какой вид урока у вас будет?
- Чему вы будете сегодня учиться?
- Какую цель вы можете себе поставить?
- Друзья!
В сказке может всё случиться
Что-то ждёт нас впереди?
Слышишь?
Сказка в дверь стучится,
Скажем сказке, заходи!
- Актуализация знаний.
Цель: актуализировать изученные способы действий, их обобщение.
Приём РКМ «Корзина идей», «Кластер».
- Сказки сопровождают нас с детства.
Скажите всё, что знаете и помните о сказках, при этом старайтесь не повторять раннее сказанного. Соберём в «Корзине идей» знания по данной теме.
- В каком разделе изучают сказки?
Фольклор. Объясните значение слова.
- Назовите жанры произведений фольклора.
- Дайте определение сказки.
- Какие виды сказок вы знаете?
- Что отличает народную сказку от литературной?
- На какие виды подразделяются сказки?
- Кто является героем бытовых сказок?
- Кто является героем волшебных сказок?
- Кто является героем сказок о животных?
- Вспомните, из каких частей состоят сказки?
3. Праздник миниатюр.
Инсценирование. Отгадайте сказку и её вид.
- Русская народная сказка «Царевна – Лягушка»
Во дворце царь Еремей
Дорогих встречал гостей.
Вот пожаловали братья,
С ними жены в пышных платьях –
Друг пред другом разрядились,
На поклон к отцу явились.
Тут Ивана увидали
Да посмеиваться стали:
«Что невесты не видать?
Стыдно людям показать?»
А царевич им в ответ,
Мол, невеста едет вслед.
Царь решил недолго ждать,
Сел с гостями пировать
За столы дубовые,
Скатерти шелковые.
Вдруг раздался стук да гром,
Стало все темно кругом.
Гости с места повскакали,
Испугались, задрожали.
А Иван-царевич встал,
Улыбнулся и сказал:
«Да ведь это лягушонка
Моя едет в коробчонке!»
В это время ко дворцу,
Прямо к царскому крыльцу
Подлетела, как комета,
Золоченая карета
С белогривыми конями.
И предстала пред гостями
Дивной красоты девица,
Разве что во сне приснится:
Месяц в волосах сияет,
Платье звездами сверкает.
Затмевает солнца свет -
Краше девы в мире нет!
Ее звали не напрасно
Василисою Прекрасной!
С нее глаз Иван не сводит,
А она к нему подходит,
За руку его берет,
Во дворец его ведет.
Царь детей благословил
И велел продолжить пир.
- Как называется сказка? Какой это вид сказки?
- Нартское сказание «Как Сырдон обманул уаигов»
Вышел однажды Сырдон на улицу и видит: никого из нартов не видно. Только дети играют. Тогда спросил Сырдон у детей:
- Куда девались все нарты? Подошел к нему один маленький мальчик и сказал:
- Ты только не выдай меня. Нарты тайком от тебя отправились в поход.
Вернулся тогда Сырдон к себе домой, собрался в дальний путь и пошел по следу нартов. Три дня шел он по дремучему лесу и только собрался отдохнуть, как увидел, что на поляне дерутся три уаига. Сделал Сырдон вид, что хочет пройти дальше, и мимоходом сказал им:
- Доброго вам здоровья, молодцы уаиги! Чем это вы заняты? За что избиваете вы друг друга? Нехорошо ссориться, позорно.
И ответили ему уаиги:
- Мы бы и рады не драться, да никак не можем поделиться.
- А что же это вы делите такое? Может, я бы вас помирил? - говорит Сырдон, останавливаясь.
- Владеем мы тремя ценными вещами, - ответили ему уаиги. - Кожей, фынгом и веревкой. Не простая это кожа. Сядь на нее, и домчит она тебя, куда захочешь. И фынг у нас не простой. Ударишь его войлочной плетью, и весь уставляется он кушаньями и напитками. А веревка эта такова: сколько бы сокровищ ни связал ты ею, всю тяжесть они теряют.
И сказал им тогда Сырдон:
- Вы послушайте-ка меня, и я помирю вас. Дайте мне каждый по стреле, и я пущу их в разные стороны. Кто из вас первый прибежит со своей стрелой обратно, тому первое право выбора. Кто второй прибежит, тот второй выбирает. Ну, а последнему достанется то, что останется.
Сразу согласились уаиги. Выстрелил Сырдон в три стороны и крикнул:
- Скорей бегите!
Со всех ног кинулись уаиги за стрелами, толкая друг друга, хотя стрелы полетели в разные стороны.
А Сырдон взял в руки веревку, поставил на кожу фынг, сам сел на кожу и сказал ей:
- Отнеси-ка меня на крышу моего дома.
Только сказал он это, как очутился у себя на крыше.
Устроил Сырдон пир. Поставил он чудесный фынг, ударил по нему войлочной плетью и целую неделю угощал он нартов. Увидели нарты, как удачлив Сырдон, и с тех пор всегда брали его с собой в поход.
- Что вы сейчас увидели? Определите вид сказа.
- Литературная сказка «Синяя Звезда».
Так как обоим было слишком тесно на площадке, то Эрне пришлось, сидя, положить голову незнакомца к себе на грудь, а руками обвить его ослабевшее тело.
- Кто ты, о волшебное существо?- прошептал юноша побелевшими устами. – Ангел ли, посланный мне с неба? Или добрая фея этих гор?
Принцесса не понимала его слов. Она сидела, поневоле не шевелясь и тайно размышляла:
«Он так же некрасив, этот несчастный путник, как я, как и мой славный предок Эрн Великий. По-видимому, все мы трое люди одной и той же особой породы, физическое уродство которой так резко и невыгодно отличается от классической красоты жителей Эрнотерры…»
Мораль этой милой, доброй и очень трогательной сказки очень проста – «общего для всех понятия «красота» быть не может. Бесспорно лишь то, что красота человеческой души важнее, чем внешняя красота».
- Ребята, из какой сказки наши герои? Определите её вид. Назовите автора.
- Включение в систему знаний и повторение.
Цель: поработать с заданием, которое тренирует использование изученного раннее материала.
- Ещё не раз вы будете встречаться со сказками и народными, и литературными.
- Сегодня вы познакомитесь с удивительно красивым стихотворением «Город».
- Как вы думаете, о чём будет идти речь в стихотворении?
Самостоятельное чтение. Отметить слова и выражения, которые непонятны.
- Совпали ли ваши мнения?
- Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
- Как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины?
- Что вам было непонятно. Словарная работа.
Приём ТРКМ «Чтение с остановками».
1 строфа – прочитать.
- Каким вы представляете город?
- Имеет ли он границы?
- Что самое интересное в городе?
- Что значит невиданной красы?
2 строфа – прочитать.
- Каких животных напоминают обитатели городского сада?
- На что обращает автор внимание читателей?
- Кто такой вол?
Объясните строчку «… Другое – вол, исполненный очей»
3 строфа – прочитать.
- Что это за звезда? Чем она напоминает сказочный клубочек?
- Над какой строчкой автор предлагает нам задуматься?
- Как вы понимаете смысл этих слов?
- Почему над городом горит одна звезда? (Легенда)
- Чему нас учит стихотворение?
4 строфа.
- Что вы заметили?
- Что напоминает такое построение?
Просмотр видеофайла.
- Ребята, вам понравилась эта песня?
- Раньше вы её слышали?
- Согласны ли вы, что это стихотворение о чудесной и прекрасной мечте в человеческой жизни является сказкой?
- Это волшебная сказка.
- В этом стихотворении присутствуют все части сказки?
- Нет концовки. Автор предлагает вам самим сделать вывод, прийти к какому- то решению. Это будет домашним заданием.
- Можно ли это музыкальное произведение считать иллюстрацией к нашему стихотворению.
Работа над выразительным чтением.
- Постарайтесь найти в каждой стихотворной строке слова и словосочетания, которые вы будете выделять голосом.
- Рефлексия.
Цель: организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Работа в группе. Приём ТРКМ «Карусель». Работа по кругу, капитан группы проверяет.
- Каким был «Золотой город»? Выбрать подходящее значение.
(прекрасный, великолепный, живописный, прелестный, неотразимый, эффектный, загляденье, глаз не оторвать, симпатичный, чудный, пленительный, разукрашенный, обворожительный).
- Какую цель вы ставили себе в начале урока?
- Вы достигли цели?
- Приём РКМ «Письмо учителю»: заполнить памятку (работа в группе)
1. Я прочитал стихотворение …
2. Больше всего мне запомнилось…
3. Понравилось…
4. Это стихотворение учит меня…
- Домашнее задание.
Придумать конец сказочного стихотворения. Нарисовать к нему иллюстрацию.
Литературное чтение. Урок рефлексии.
Тема: «Сказка в дверь стучится…»
Учитель: Манушарова О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В дверь стучится Новый год.
Праздник проводился в 1 классе с использованием интерактивной доски (Workspace). Кому понадобится презентация - обращайтесь. На сайте не могу разместить из-за большого обьема....
В дверь стучится Новый год, разработали педагоги Щетинникова Л.Д. и Шмидт Т.И.
Цель: расширять и углублять знания детей о зимнем празднике Новый год, познакомить с традициями празднования Нового года, создание благоприятной атмосферы, праздничного настроения у детей....
Классный час "В дверь стучится Новый год"
Классный час в начальной школе...
Классный час "В дверь стучится Новый Год!"
Знакомство учащихся с традициями празднования Нового Года в других странах...
Конспект открытого классного часа во 2 классе на тему «Новый год к нам в дверь стучится»
Конспект открытого классного часа во 2 классе на тему «Новый год к нам в дверь стучится»...
Новогоднее представление в актовом зале школы. Музыкально-театральный праздник "Новый год к нам в дверь стучится!", 24.12.2019, 1-а класс
Все дети очень рады приходу зимы и с нетерпением ждут новогодних праздников. Наша школа преобразилась: стала еще краше, еще наряднее. Праздник, веселье, утренник, подарки...Что может быть ...
Методическая разработка для 2 класса. Новый год к нам в дверь стучится.
Расширить знания учащихся в области истории новогоднего праздника, познакомить с новогодними традициями на Руси и в других странах, учить различать Деда Мороза и Санта Клауса, показать значимость и ун...