"Сказка в дверь стучится..."
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Манушарова Ольга Владимировна

Открытый урок по литературному чтению. Содержит в себе региональный компонент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_v_dver_stuchitsya.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение. Урок рефлексии.

Тема: «Сказка в дверь стучится…»

Цели урока:

Обучающая: расширять знания учащихся о видах сказок;

 Развивающая: пробуждать интерес к поэзии и музыке;

 Воспитывающая: помогать вызывать зрительные образы, понимать настроение и чувства  автора.

Деятельностная цель: формирование  у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Цель: осознать вхождение себя в пространство учебной деятельности.

Звучит мелодия «В гостях у сказки».

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? Назовите тему урока. Какой вид урока у вас будет?

- Чему вы будете сегодня учиться?

- Какую цель вы можете себе поставить?

- Друзья!

В сказке может всё случиться

Что-то ждёт нас впереди?

Слышишь?

Сказка в дверь стучится,

Скажем сказке, заходи!

  1. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать изученные способы действий, их обобщение.

Приём РКМ «Корзина идей», «Кластер».

- Сказки сопровождают нас с детства.

Скажите всё, что знаете и помните о сказках, при этом старайтесь не повторять раннее сказанного. Соберём в «Корзине идей» знания по данной теме.

- В каком разделе изучают сказки?

Фольклор. Объясните значение слова.

- Назовите жанры произведений фольклора.

- Дайте определение сказки.

- Какие виды сказок вы знаете?

- Что отличает народную сказку от литературной?

- На какие виды подразделяются  сказки?

- Кто является героем бытовых сказок?

- Кто является героем волшебных сказок?

- Кто является героем сказок о животных?

- Вспомните, из каких частей состоят сказки?

     3. Праздник миниатюр.

              Инсценирование. Отгадайте сказку и её вид.

  1. Русская народная сказка «Царевна – Лягушка»

Во дворце царь Еремей

Дорогих встречал гостей.

Вот пожаловали братья,

С ними жены в пышных платьях –

Друг пред другом разрядились,

На поклон к отцу явились.

Тут Ивана увидали

Да посмеиваться стали:

«Что невесты не видать?

Стыдно людям показать?»

А царевич им в ответ,

Мол, невеста едет вслед.

Царь решил недолго ждать,

Сел с гостями пировать

За столы дубовые,

Скатерти шелковые.

Вдруг раздался стук да гром,

Стало все темно кругом.

Гости с места повскакали,

Испугались, задрожали.

А Иван-царевич встал,

Улыбнулся и сказал:

«Да ведь это лягушонка

Моя едет в коробчонке!»

В это время ко дворцу,

Прямо к царскому крыльцу

Подлетела, как комета,

Золоченая карета

С белогривыми конями.

И предстала пред гостями

Дивной красоты девица,

Разве что во сне приснится:

Месяц в волосах сияет,

Платье звездами сверкает.

Затмевает солнца свет -

Краше девы в мире нет!

Ее звали не напрасно

Василисою Прекрасной!

С нее глаз Иван не сводит,

А она к нему подходит,

За руку его берет,

Во дворец его ведет.

Царь детей благословил

И велел продолжить пир.

- Как называется сказка? Какой это вид сказки?

  1. Нартское сказание «Как Сырдон обманул уаигов»

Вышел однажды Сырдон на улицу и видит: никого из нартов не видно. Только дети играют. Тогда спросил Сырдон у детей:

- Куда девались все нарты? Подошел к нему один маленький мальчик и сказал:

- Ты только не выдай меня. Нарты тайком от тебя отправились в поход.

Вернулся тогда Сырдон к себе домой, собрался в дальний путь и пошел по следу нартов. Три дня шел он по дремучему лесу и только собрался отдохнуть, как увидел, что на поляне дерутся три уаига. Сделал Сырдон вид, что хочет пройти дальше, и мимоходом сказал им:

- Доброго вам здоровья, молодцы уаиги! Чем это вы заняты? За что избиваете вы друг друга? Нехорошо ссориться, позорно.

И ответили ему уаиги:

- Мы бы и рады не драться, да никак не можем поделиться.

- А что же это вы делите такое? Может, я бы вас помирил? - говорит Сырдон, останавливаясь.

- Владеем мы тремя ценными вещами, - ответили ему уаиги. - Кожей, фынгом и веревкой. Не простая это кожа. Сядь на нее, и домчит она тебя, куда захочешь. И фынг у нас не простой. Ударишь его войлочной плетью, и весь уставляется он кушаньями и напитками. А веревка эта такова: сколько бы сокровищ ни связал ты ею, всю тяжесть они теряют.

И сказал им тогда Сырдон:

- Вы послушайте-ка меня, и я помирю вас. Дайте мне каждый по стреле, и я пущу их в разные стороны. Кто из вас первый прибежит со своей стрелой обратно, тому первое право выбора. Кто второй прибежит, тот второй выбирает. Ну, а последнему достанется то, что останется.

Сразу согласились уаиги. Выстрелил Сырдон в три стороны и крикнул:

- Скорей бегите!

Со всех ног кинулись уаиги за стрелами, толкая друг друга, хотя стрелы полетели в разные стороны.

А Сырдон взял в руки веревку, поставил на кожу фынг, сам сел на кожу и сказал ей:

- Отнеси-ка меня на крышу моего дома.

Только сказал он это, как очутился у себя на крыше.

Устроил Сырдон пир. Поставил он чудесный фынг, ударил по нему войлочной плетью и целую неделю угощал он нартов. Увидели нарты, как удачлив Сырдон, и с тех пор всегда брали его с собой в поход.

- Что вы сейчас увидели? Определите вид сказа.

  1. Литературная сказка «Синяя Звезда».

Так как обоим было слишком тесно на площадке, то Эрне пришлось, сидя, положить голову незнакомца к себе на грудь, а руками обвить его ослабевшее тело.

- Кто ты, о волшебное существо?- прошептал юноша побелевшими устами. – Ангел ли, посланный мне с неба? Или добрая фея этих гор?

Принцесса не понимала его слов. Она сидела, поневоле не шевелясь и тайно размышляла:

«Он так же некрасив, этот несчастный путник, как я, как и мой славный предок Эрн Великий. По-видимому, все мы трое люди одной и той же особой породы, физическое уродство которой так резко и невыгодно отличается от классической красоты жителей Эрнотерры…»

Мораль этой милой, доброй и очень трогательной сказки очень проста – «общего для всех понятия «красота» быть не может. Бесспорно лишь то, что красота человеческой души важнее, чем внешняя красота».

- Ребята, из какой сказки наши герои? Определите её вид. Назовите автора.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: поработать с заданием, которое тренирует использование изученного раннее материала.

- Ещё не раз вы будете встречаться со сказками и народными, и литературными.

- Сегодня вы познакомитесь  с удивительно красивым  стихотворением «Город».

- Как вы думаете, о чём  будет идти речь в стихотворении?

Самостоятельное чтение. Отметить слова и выражения, которые непонятны.

- Совпали ли ваши мнения?

- Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

- Как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины?

- Что вам было непонятно. Словарная работа.

Приём ТРКМ «Чтение с остановками».

1 строфа – прочитать.

- Каким вы представляете город?

- Имеет ли он границы?

- Что самое интересное в городе?

- Что значит невиданной красы?

2 строфа – прочитать.

- Каких животных напоминают обитатели городского сада?

- На что обращает  автор внимание читателей?

- Кто такой вол?

Объясните строчку «… Другое – вол, исполненный очей»

3 строфа – прочитать.

- Что это за звезда? Чем она напоминает сказочный клубочек?

- Над какой строчкой автор предлагает нам задуматься?

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Почему над городом горит одна звезда? (Легенда)

- Чему нас учит стихотворение?

4 строфа.

- Что вы заметили?

- Что напоминает такое построение?

              Просмотр видеофайла.

- Ребята, вам понравилась эта песня?

- Раньше вы её слышали?

- Согласны ли вы, что это стихотворение о чудесной и прекрасной мечте в человеческой жизни является сказкой?

- Это волшебная сказка.

- В этом стихотворении присутствуют все части сказки?

- Нет концовки. Автор предлагает вам самим сделать вывод, прийти к какому- то решению. Это будет домашним заданием.

- Можно ли это музыкальное произведение считать иллюстрацией к нашему стихотворению.

Работа над выразительным чтением.

- Постарайтесь найти в каждой стихотворной строке слова и словосочетания, которые вы будете выделять голосом.

  1.  Рефлексия.

Цель: организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Работа в группе. Приём ТРКМ «Карусель». Работа по кругу, капитан группы проверяет.

- Каким был «Золотой город»? Выбрать подходящее значение.

(прекрасный, великолепный, живописный, прелестный, неотразимый, эффектный, загляденье, глаз не оторвать, симпатичный, чудный, пленительный, разукрашенный, обворожительный).

- Какую цель вы ставили себе в начале урока?

- Вы достигли цели?

           

            - Приём РКМ «Письмо учителю»: заполнить памятку (работа в группе)

1. Я прочитал стихотворение …

2. Больше всего мне запомнилось…

3. Понравилось…

4. Это стихотворение учит меня…

  1. Домашнее задание.

Придумать конец сказочного стихотворения. Нарисовать к нему иллюстрацию.

Литературное чтение. Урок рефлексии.

Тема: «Сказка в дверь стучится…»

Учитель: Манушарова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В дверь стучится Новый год.

Праздник проводился в 1 классе с использованием интерактивной доски (Workspace). Кому понадобится презентация - обращайтесь. На сайте не могу разместить из-за большого обьема....

В дверь стучится Новый год, разработали педагоги Щетинникова Л.Д. и Шмидт Т.И.

Цель:  расширять и углублять знания детей о зимнем празднике Новый год, познакомить с традициями празднования Нового года, создание благоприятной атмосферы, праздничного настроения у детей....

Классный час "В дверь стучится Новый год"

Классный час в начальной школе...

Классный час "В дверь стучится Новый Год!"

Знакомство учащихся с традициями празднования Нового Года в других странах...

Конспект открытого классного часа во 2 классе на тему «Новый год к нам в дверь стучится»

Конспект открытого классного часа во 2  классе на тему «Новый год к нам в дверь стучится»...

Новогоднее представление в актовом зале школы. Музыкально-театральный праздник "Новый год к нам в дверь стучится!", 24.12.2019, 1-а класс

Все дети очень рады приходу зимы и с нетерпением ждут новогодних праздников. Наша школа преобразилась: стала еще краше, еще наряднее. Праздник, веселье, утренник, подарки...Что может быть ...

Методическая разработка для 2 класса. Новый год к нам в дверь стучится.

Расширить знания учащихся в области истории новогоднего праздника, познакомить с новогодними традициями на Руси и в других странах, учить различать Деда Мороза и Санта Клауса, показать значимость и ун...