Главные вкладки

    Урок литературного чтения в 3 классе по теме " Творчество Л.Н.Толстого. "Лев и собачка""
    методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

    Гридина Валентина Алексеевна

    Урок литературного чтения сопровождается презентацией.

    Тип:  закрепление изученного, знакомство с новым материалом.

     Цели урока:

    -учить определять жанровые особенности рассказа;

    -учить характеризовать героев произведения;

    -работать над структурно-содержательным делением текста;

    -развивать навыки правильного осознанного чтения, устной речи;

    -расширять словарный запас учащихся;

    -формировать умения решать творческие задачи, коммуникативные компетенции

    в сотрудничестве;

    -пробуждать чувства любви, доброты, сострадания к братьям нашим меньшим;

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_3.doc50.5 КБ
    Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_2.ppt1.33 МБ

    Предварительный просмотр:

                 Урок  литературного  чтения в  3  классе

                             

    Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

    Тип: закрепление изученного, знакомство с новым материалом.

    Цели урока:

    -учить определять жанровые особенности рассказа;

    -учить характеризовать героев произведения;

    -работать над структурно-содержательным делением текста;

    -развивать навыки правильного осознанного чтения, устной речи;

    -расширять словарный запас учащихся;

    -формировать умения решать творческие задачи, коммуникативные компетенции

    в сотрудничестве;

    -пробуждать чувства любви, доброты, сострадания к братьям нашим меньшим;

                                          Планируемые результаты:

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    Знать жанровые особенности рассказа

    Принимать и определять учебную задачу, планировать ее выполнение

    Высказывать свое отношение к прочитанному

    Характеризовать героев произведения

    Участвовать в работе группы

    Проявлять интерес к чтению великих русских писателей и поэтов.

    Делить текст на части, пересказывать

    Находить необходимую информацию для выполнения проектной работы

    Пробуждать в себе чувства сострадания, доброты к братьям нашим меньшим.

    Уметь читать произведение вслух с постепенным переходом про себя.

     

    Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

    Ресурсы урока: учебник, карточки, иллюстрации к произведения,

                               подборка слайдов по теме урока.

                                                     Ход урока:

    1.Мотивация познавательной деятельности.

    -Здравствуйте ребята! Я думаю вы знаете, что человека украшает улыбка, а облагораживает труд. Давайте улыбнемся друг другу, возьмемся за руки, передадим тепло наших сердец. Теперь мы готовы к взаимовыручке, взаимопомощи, к решению различных учебных задач.  

    -А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

    - Всегда ли можете заметить боль, радость, печаль других людей?

    Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами, умением сопереживать ,сострадать, помогать нуждающимся.

    -Вы  работали над проектом: Книга о добре и дерево ДОБРА.

    Первая и вторая группы собирали пословицы и поговорки о добре.

    2.Актуализация знаний учащихся.

    Учитель:

       Крестьянским детишкам входить в усадьбу  было заказано.  За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу пели птицы. А где-то там, в глубине парка,

    в большом доме жил богатый и знатный граф. И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе усадьбу!

    -Зачем граф зовет? Говорит, что хочет учить их грамоте. В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше.

     -Кто этот граф? (Слайд 1,2)

       (слайд 3,4)- расскажите об этой школе.

    -Какими чертами характера обладал Л.Н.Толстой?

    -Как он относился к людям? (слайд 5) «Чтоб поверить в добро, надо начать делать его»

    Третья группа учащихся искали стихотворения о доброте.

    -Добрые чувства уже рождаются в детстве.: в труде, заботе о людях, о животных,…

       Фотографии, сочинения о своих четвероногих друзьях подготовили ребята.

    3.Постановка темы и целей урока.

    -Как вы думаете, кому мы сегодня говорим : «Здравствуй, замечательный русский   …»

    -Какие благородные чувства пробуждают в нас произведения Л.Н.Толстого?

    -Вспомните, в каких жанрах писал Л.Н.Толстой? (Слайд 6) (называем произведения)

    4.Речевая разминка

    -Правильно, осознанно читать- это целое искусство. Мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

       Упражнение «Роза», «Свеча», «Лифт»

    -Для правильного красивого чтения нужно правильное произношение звуков.

     (карточка)

    ТА-ТА-ТА, всем нужна доброта,

    ТЫ-ТЫ-ТЫ, не жалейте доброты,

    ТУ-ТУ-ТУ, всем подарим доброту.

                                                                                                                                                                 

    Стихотворение : чтение про себя, прочитайте способом «Птичий базар»,    (Слайд 6)                                 

    -Каким тоном будем читать стихотворение? (чтение вслух)

    - В последнее время на улицах городов и сел бродят бездомные собаки. Это брошенный друг. (слайд 7) 

    -А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живет рядом с человеком. Это первое прирученное им животное.

    (Сочинения о своем друге: Коноваленко Арина)

    5.Знакомство с новым произведением.

    1)   С царственной гривой, с гордой походкой             2.Кто к хозяину идет ,

          Осмотрит свои он владения зорко.                             Она знать дает.

          Даже не думай стать на пути.

          С царской особой ты не шути. (Слайд 9)

    (Пономарев А.)

    2)Организация художественного восприятия.

    -Приходилось ли вам читать грустные произведения?

    Нашим эпиграфом будут слова: « Чуткому сердцу откроются тайны»(слайд 10)

    -Как называется рассказ, с которым мы познакомимся?

    -О чем нам может рассказать заголовок?

    (Это рассказ – быль)

    -История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой – нибудь моряк, который там бывал. Но дело в том, что эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в авторе до конца жизни.

    - А видел кто – нибудь, как кормят зверей в зоопарке?

    -Раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.

    3)Чтение рассказа учителем.

    4) Беседа после первичного прослушивания.

    -Какие чувства у вас возникли при чтении этого рассказа?

    Посмотрим на сюжет этого произведения.

    -Что такое сюжет –это связь и последовательность событий.

    Начало действий

    -Как собачка попала ко льву? Что она чувствовала? (Страх)

    Подтвердите словами из текста.

    -Почему лев не тронул ее?

    -Чем же закончилась их встреча? Подтвердите словами из текста.

    -Что чувствует лев по отношению к собаке? ( Заботу)

     Развитие действий

    - В чем проявлялась забота льва по отношению к собачке?

    -Какие чувства испытывала собачка?(Доверие)

    Кульминация

    Как вел себя лев после смерти собачки?

    -Какие чувства испытывает лев? (Тоска)

    -Найдите в тексте слова, с помощью которых автор передает эту тоску.

    Развязка

    Как вы думаете, отчего лев умер?

    - Для чего писатель рассказал эту историю?

    Л.Н. Толстой чувствовал и понимал боль животных.

    Мне бы хотелось, чтобы мы тоже этому научились.

     

    -Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они по- разному. Лев –хищник. Он в ярости разрывает другую собачку.

    -Что вы можете сказать о человеке, который отдал собачонку на съедение хищнику?

    -Прочитайте два последних предложения.

    -Что вы почувствовали, читая эти строки?

    -Мне приятно, что у нас в классе ребята с чуткими сердцами. (эмблема вручается)

    6.Работа с пословицами.(Слайд11)

    7.Организация художественного творчества.

    -Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

    (разыграть в ролях)

    -Писатели пишут произведения с печальным концом, художники создают печальные картины, композиторы- печальную музыку. Зачем?  (Всколыхнуть наши чувства)

    Может они не нужны, потому что вызывают слезы?

    8 Рефлексия

    -Оцени свою работу на уроке и в подготовке к открытому уроку.

    -Что произвело на вас большое впечатление?

    9.Итог урока.

    -С каким рассказом мы сегодня познакомились?

    -Чтобы вы хотели сказать автору этого произведения?

    -А у нас в классе есть такие ребята, которые умеют жалеть наших младших бессловесных

    друзей, проявляют чуткость к обиженному, могли бы защитить их в трудный момент?

    -Значит, у вас ребята большое и доброе сердце.

    -На память вам сердечки с надписью «Самому доброму и чуткому»

    10 Домашнее задание.(Слайд 12)

           Нарисовать плакат «Защита животных»

           Изменить и записать свою концовку к рассказу, чтобы она была   радостной.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Цели урока: 1. Углубить знания о творчестве Л.Н.Толстого; расширить представления о жизни животных. 2. Развивать речь и логическое мышление учащихся; продолжить работу над выразительным чтением. 3. Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль. Урок литературного чтения 3 класс Тема: Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

    Слайд 2

    Л.Н.Толстой 1828-1910г. Л.Н.Толстой – граф, русский писатель, почетный академик Петербургской АН.

    Слайд 3

    Портрет Льва Николаевича Толстого . 1907.

    Слайд 4

    Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей.

    Слайд 5

    Ясная Поляна

    Слайд 6

    «Чтоб поверить в добро, надо начать делать его» Л.Н.Толстой

    Слайд 7

    Бедная собака – бросили её Старая собака – где её жильё? Злой хозяин, вредный, Выгнал за порог! Перед нею, бедной, Нет уже дорог.

    Слайд 9

    K были сказки рассказы басни Л.Н.Толстой

    Слайд 11

    "Чуткому сердцу откроются тайны"

    Слайд 12

    Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Храброму смерть не страшна. Один за всех и все за одного. Сила сломит всё, а ум силу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

    Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

    Презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

    Материал содержит краткие биографические данные о писателе, вопросы и задания  по тексту....

    конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс по теме "Прыжок " Л.Н.Толстой

    конспект урока литературного чтения по УМК "21 век "  по теме "Прыжок" Л.Н.Тостого и презентация...

    конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс по теме "Прыжок " Л.Н.Толстой

    конспект урока литературного чтения по УМК "21 век "  по теме "Прыжок" Л.Н.Тостого и презентация...

    технологическая карта урока литературного чтения 4 класс по теме Л.Н.Толстой Акула

    урок литературного чтения в 4 классе Л.Н.толстой Акула...

    Технологическая карта к уроку литературного чтения 4 класс по теме "Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень"

    УМК "Школа России". Литературное чтение в 4 классе по теме Л.Н.Толстой басня "Как мужик убрал камень", технологическая карта....

    Урок литературного чтения 1 класс по теме "Творчество К.Чуковского" Букварь Репкина

    Урок литературного чтения в 1 класс по теме "Творчество К.Чуковского" Букварь Репкина...