Урок литературного чтения в 3 классе по теме " Творчество Л.Н.Толстого. "Лев и собачка""
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Гридина Валентина Алексеевна

Урок литературного чтения сопровождается презентацией.

Тип:  закрепление изученного, знакомство с новым материалом.

 Цели урока:

-учить определять жанровые особенности рассказа;

-учить характеризовать героев произведения;

-работать над структурно-содержательным делением текста;

-развивать навыки правильного осознанного чтения, устной речи;

-расширять словарный запас учащихся;

-формировать умения решать творческие задачи, коммуникативные компетенции

в сотрудничестве;

-пробуждать чувства любви, доброты, сострадания к братьям нашим меньшим;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_3.doc50.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_2.ppt1.33 МБ

Предварительный просмотр:

             Урок  литературного  чтения в  3  классе

                         

Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

Тип: закрепление изученного, знакомство с новым материалом.

Цели урока:

-учить определять жанровые особенности рассказа;

-учить характеризовать героев произведения;

-работать над структурно-содержательным делением текста;

-развивать навыки правильного осознанного чтения, устной речи;

-расширять словарный запас учащихся;

-формировать умения решать творческие задачи, коммуникативные компетенции

в сотрудничестве;

-пробуждать чувства любви, доброты, сострадания к братьям нашим меньшим;

                                      Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать жанровые особенности рассказа

Принимать и определять учебную задачу, планировать ее выполнение

Высказывать свое отношение к прочитанному

Характеризовать героев произведения

Участвовать в работе группы

Проявлять интерес к чтению великих русских писателей и поэтов.

Делить текст на части, пересказывать

Находить необходимую информацию для выполнения проектной работы

Пробуждать в себе чувства сострадания, доброты к братьям нашим меньшим.

Уметь читать произведение вслух с постепенным переходом про себя.

 

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Ресурсы урока: учебник, карточки, иллюстрации к произведения,

                           подборка слайдов по теме урока.

                                                 Ход урока:

1.Мотивация познавательной деятельности.

-Здравствуйте ребята! Я думаю вы знаете, что человека украшает улыбка, а облагораживает труд. Давайте улыбнемся друг другу, возьмемся за руки, передадим тепло наших сердец. Теперь мы готовы к взаимовыручке, взаимопомощи, к решению различных учебных задач.  

-А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

- Всегда ли можете заметить боль, радость, печаль других людей?

Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами, умением сопереживать ,сострадать, помогать нуждающимся.

-Вы  работали над проектом: Книга о добре и дерево ДОБРА.

Первая и вторая группы собирали пословицы и поговорки о добре.

2.Актуализация знаний учащихся.

Учитель:

   Крестьянским детишкам входить в усадьбу  было заказано.  За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу пели птицы. А где-то там, в глубине парка,

в большом доме жил богатый и знатный граф. И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе усадьбу!

-Зачем граф зовет? Говорит, что хочет учить их грамоте. В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше.

 -Кто этот граф? (Слайд 1,2)

   (слайд 3,4)- расскажите об этой школе.

-Какими чертами характера обладал Л.Н.Толстой?

-Как он относился к людям? (слайд 5) «Чтоб поверить в добро, надо начать делать его»

Третья группа учащихся искали стихотворения о доброте.

-Добрые чувства уже рождаются в детстве.: в труде, заботе о людях, о животных,…

   Фотографии, сочинения о своих четвероногих друзьях подготовили ребята.

3.Постановка темы и целей урока.

-Как вы думаете, кому мы сегодня говорим : «Здравствуй, замечательный русский   …»

-Какие благородные чувства пробуждают в нас произведения Л.Н.Толстого?

-Вспомните, в каких жанрах писал Л.Н.Толстой? (Слайд 6) (называем произведения)

4.Речевая разминка

-Правильно, осознанно читать- это целое искусство. Мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

   Упражнение «Роза», «Свеча», «Лифт»

-Для правильного красивого чтения нужно правильное произношение звуков.

 (карточка)

ТА-ТА-ТА, всем нужна доброта,

ТЫ-ТЫ-ТЫ, не жалейте доброты,

ТУ-ТУ-ТУ, всем подарим доброту.

                                                                                                                                                             

Стихотворение : чтение про себя, прочитайте способом «Птичий базар»,    (Слайд 6)                                 

-Каким тоном будем читать стихотворение? (чтение вслух)

- В последнее время на улицах городов и сел бродят бездомные собаки. Это брошенный друг. (слайд 7) 

-А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живет рядом с человеком. Это первое прирученное им животное.

(Сочинения о своем друге: Коноваленко Арина)

5.Знакомство с новым произведением.

1)   С царственной гривой, с гордой походкой             2.Кто к хозяину идет ,

      Осмотрит свои он владения зорко.                             Она знать дает.

      Даже не думай стать на пути.

      С царской особой ты не шути. (Слайд 9)

(Пономарев А.)

2)Организация художественного восприятия.

-Приходилось ли вам читать грустные произведения?

Нашим эпиграфом будут слова: « Чуткому сердцу откроются тайны»(слайд 10)

-Как называется рассказ, с которым мы познакомимся?

-О чем нам может рассказать заголовок?

(Это рассказ – быль)

-История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой – нибудь моряк, который там бывал. Но дело в том, что эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в авторе до конца жизни.

- А видел кто – нибудь, как кормят зверей в зоопарке?

-Раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.

3)Чтение рассказа учителем.

4) Беседа после первичного прослушивания.

-Какие чувства у вас возникли при чтении этого рассказа?

Посмотрим на сюжет этого произведения.

-Что такое сюжет –это связь и последовательность событий.

Начало действий

-Как собачка попала ко льву? Что она чувствовала? (Страх)

Подтвердите словами из текста.

-Почему лев не тронул ее?

-Чем же закончилась их встреча? Подтвердите словами из текста.

-Что чувствует лев по отношению к собаке? ( Заботу)

 Развитие действий

- В чем проявлялась забота льва по отношению к собачке?

-Какие чувства испытывала собачка?(Доверие)

Кульминация

Как вел себя лев после смерти собачки?

-Какие чувства испытывает лев? (Тоска)

-Найдите в тексте слова, с помощью которых автор передает эту тоску.

Развязка

Как вы думаете, отчего лев умер?

- Для чего писатель рассказал эту историю?

Л.Н. Толстой чувствовал и понимал боль животных.

Мне бы хотелось, чтобы мы тоже этому научились.

 

-Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они по- разному. Лев –хищник. Он в ярости разрывает другую собачку.

-Что вы можете сказать о человеке, который отдал собачонку на съедение хищнику?

-Прочитайте два последних предложения.

-Что вы почувствовали, читая эти строки?

-Мне приятно, что у нас в классе ребята с чуткими сердцами. (эмблема вручается)

6.Работа с пословицами.(Слайд11)

7.Организация художественного творчества.

-Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

(разыграть в ролях)

-Писатели пишут произведения с печальным концом, художники создают печальные картины, композиторы- печальную музыку. Зачем?  (Всколыхнуть наши чувства)

Может они не нужны, потому что вызывают слезы?

8 Рефлексия

-Оцени свою работу на уроке и в подготовке к открытому уроку.

-Что произвело на вас большое впечатление?

9.Итог урока.

-С каким рассказом мы сегодня познакомились?

-Чтобы вы хотели сказать автору этого произведения?

-А у нас в классе есть такие ребята, которые умеют жалеть наших младших бессловесных

друзей, проявляют чуткость к обиженному, могли бы защитить их в трудный момент?

-Значит, у вас ребята большое и доброе сердце.

-На память вам сердечки с надписью «Самому доброму и чуткому»

10 Домашнее задание.(Слайд 12)

       Нарисовать плакат «Защита животных»

       Изменить и записать свою концовку к рассказу, чтобы она была   радостной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цели урока: 1. Углубить знания о творчестве Л.Н.Толстого; расширить представления о жизни животных. 2. Развивать речь и логическое мышление учащихся; продолжить работу над выразительным чтением. 3. Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль. Урок литературного чтения 3 класс Тема: Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

Слайд 2

Л.Н.Толстой 1828-1910г. Л.Н.Толстой – граф, русский писатель, почетный академик Петербургской АН.

Слайд 3

Портрет Льва Николаевича Толстого . 1907.

Слайд 4

Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей.

Слайд 5

Ясная Поляна

Слайд 6

«Чтоб поверить в добро, надо начать делать его» Л.Н.Толстой

Слайд 7

Бедная собака – бросили её Старая собака – где её жильё? Злой хозяин, вредный, Выгнал за порог! Перед нею, бедной, Нет уже дорог.

Слайд 9

K были сказки рассказы басни Л.Н.Толстой

Слайд 11

"Чуткому сердцу откроются тайны"

Слайд 12

Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Храброму смерть не страшна. Один за всех и все за одного. Сила сломит всё, а ум силу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Материал содержит краткие биографические данные о писателе, вопросы и задания  по тексту....

конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс по теме "Прыжок " Л.Н.Толстой

конспект урока литературного чтения по УМК "21 век "  по теме "Прыжок" Л.Н.Тостого и презентация...

конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс по теме "Прыжок " Л.Н.Толстой

конспект урока литературного чтения по УМК "21 век "  по теме "Прыжок" Л.Н.Тостого и презентация...

технологическая карта урока литературного чтения 4 класс по теме Л.Н.Толстой Акула

урок литературного чтения в 4 классе Л.Н.толстой Акула...

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Творчество К.Чуковского" Букварь Репкина

Урок литературного чтения в 1 класс по теме "Творчество К.Чуковского" Букварь Репкина...

Конспект урока литературного чтения "Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого" 4 кл. УМК "Школа России"

Конспект урока литературного чтения "Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого" 4 кл. УМК "Школа России"...