Урок обучения грамоте "Звук "о", буква "о" (предметно-тематическая карта).
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Косарева Ирина Георгиевна

Предметно-тематическая карта    

1-б класс    МБОУ «СОШ № 176»    Учитель: Косарева И.Г.

Предмет

Обучение грамоте (литературное чтение)

Тема

Звук «о», буква «о».

Цель изучения темы

1. Познакомить с буквами, обозначающими гласный звук «о».

2. Продолжить формирование умения определять место звука в слове.

3.Продолжить учить различать гласные/согласные звуки.

4.Формировать навык звуко-слогового анализа и синтеза.

5. Способствовать развитию логического мышления.

6. Развивать фонематический слух.

7. Развивать внимание.

8. Воспитывать любознательность.

9. Воспитывать умение общаться.

10. Воспитывать стремление сознательно соблюдать дисциплину.

Коррекционное развитие:

1.Формирование кинестетической основы артикуляторных движений.

2.Развитие мимической мускулатуры.

3.Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени.)

4.Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.

5.Формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки…)

Количество учебных часов                   71 час   (1-ый урок по теме)

 

Планируемые результаты

Метапредметные

Предметные

Личностные

Познавательные:

1.Уметь классифицировать предметы.

2.Уметь сравнивать предметы.

3.Уметь выделять общий признак в группе.

4.Уметь строить правильно простые предложения.

5.Строить простейшие рассуждения.

6.Уметь искать и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий.

7.Развивать умение слушания и говорения.

8.Оформлять свою мысль в устной речи.

9.Понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании.

10.Рассширять активный, пассивный и потенциальный словарь.

11.Обучать умению пользоваться учебными пособиями.

Регулятивные:

1.Принимать учебную задачу.

2.Учить определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

3.Высказывать свое предположение (версию).

4.Отличать верно выполненное задание от неверного.

5.Оценивать правильность результата действия.

6.Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

7.Адекватно принимать предложения и оценку учителя, товарищей.

Коммуникативные:

1.Эмоционально позитивно относится к процессу сотрудничества в учебной деятельности.

2.Ориентироваться на партнера по общению в выполнении учебных заданий.

3.Принимать цель учебного сотрудничества.

4.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

5.Планировать последовательность действий при решении учебных задач.

6.Учиться работать цепочкой, в паре, в группе-четверке и в группе - ряд.

Уметь:

1.Узнавать буквы по тактильным ощущениям, образам.

2.Артикуляционно правильно произносить изучаемые звуки.

3.Характеризовать гласные и согласные звуки, сопоставлять их.

4.Познакомиться с новыми звуком, буквой, с печатным образом буквы, различать звук/букву, обозначать букву соответствующей схемой.

5.Находить слова с заданным звуком.

6.Делить слова на слоги.

7.Выделять звуки в слове.

8.Соотносить звук /букву.

9.Различать заглавную и строчную буквы.

10.Читать слоги с изучаемыми буквами.

11.Составлять слова с изучаемыми буквами, находить среди них слова с новой буквой.

 

 

1.Уметь устанавливать соответствие результатов требованиям конкретной задачи.

2.Эмоционально «проживать» учебные, игровые  ситуации по теме урока.

3.Высказывать (устно, с помощью раздаточного материала) свое отношение к действиям товарищей.

4.Строить простейшие рассуждения.

5.Быть готовым к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.

6.Оценивать правильность результата деятельности.

7.Начинать формировать самооценку.

8.В предложенных ситуациях делать выбор.

Основной тезаурус урока                Звук; звук гласный/согласный; звук/буква «о»; слоги с изучаемыми звуком/буквой; логические упражнения с новыми                      звуком/буквой.

Организация пространства

Метапредметные связи

Ресурсы, оборудование

Формы работы

Русский язык     (ударение, слоги, звук гласный/согласный звук/буква, место звука/буквы в слове, начертание букв).

Окружающий мир    (животный/растительный мир, охрана фауны/флоры, остров/страна/континент).

Математика    (классификация/выделение, счет звуков/букв, слогов, работа с геометрическими фигурами, упражнения в счете).

1.Р. Бунеев, Е. Бунеева, О. Пронина. Букварь - М. БАЛАСС, 2012

2.«Черный» ящик с набором букв.

3.Предметные картинки.

4.Карточки-схемы.

5.Магниты-гласные/согласные.

6.Сигналы «светофор».

7.Индивидуальные ленты букв (кассы).

8.«Остров» букв.

9.Карточки слияний.

10.Ребусы.

11.Дневники.

1.Фронтальная.

2.Групповая:

            а) пары

            б) четверки

            в) по рядам

Последовательность изучения темы

Задачи этапов

Обучающие и развивающие задания

Результаты деятельности обучающихся

1        этап. Мотивация к деятельности

1.Организационный.

     (цель: собранность, воспитание навыков правильной организации своих действий на уроке, обеспечение быстрого включения в урок, и предпосылки к продуктивной работе, введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, коррекция психофизических функций)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Пропедевтика. Переход к теме урока.

      (цель: (предварительно изучаю)- введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, предшествующий более глубокому изучению предмета)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Психогимнастика.

       (цель: релаксация, раскрепощение детей, проявление своего «я», развитие воображения, преодоление двигательной неловкости, мимические и имитирующие упражнения – улучшение работы лицевых мышц, способствование развитию подвижности артикуляционного аппарата)

 

 

4.Сообщение темы урока.

       (цель: переход к теме занятия)

 

1. Проверка готовности к уроку.

- Хлопните, если на партах у вас есть: дневник, Букварь, пенал, папка по обучению грамоте.

 

2. Правила посадки.

- Сели - ножка стула к ножке стола. Помним о положении спины, рук.

 

3. Сообщение вида занятия.

- Урок Обучения грамоте.

 

4. Девиз урока.

                   Хочу

                   Буду

                   Верю

                   Могу

                   Умею

- Вывод: я верю, что все у нас получится!

 

 

1.Рассказ «Находка».

-«Два человека на улице нашли книгу и стали спорить, кому ее взять. Третий шел мимо и спросил:

 «Кто из вас умеет читать?»

«Никто» - ответили оба.

«Так зачем вам книга?» - удивился третий»

 

Вопросы по тексту:

- Смогли бы двое воспользоваться находкой?

- Почему?

- Покажите, как вы хорошо знаете буквы.

 

2. «Черный ящик» - игра «Узнай букву».

С закрытыми глазами достать из ящика пластмассовую букву, узнать ее по тактильным ощущениям.

 

 

1. «Остров Букв» - введение в тему урока.

- Поднялся сильный ветер и нас, и наши буквы унесло на необитаемый остров.

- Представьте, как мы удивились: - О!

 Потом огорчились: - О – о – о…!

 Потом увидели корабль и радостно воскликнули: - О – о – о!!!

 

 

- Откуда мы только что вернулись?

- Прислушайтесь к слову « остров » - какой первый звук услышали?

- Сегодня на уроке мы будем слушать и произносить слова со звуком «о», познакомимся с буквой «о».

Обучающиеся проверяют готовность к уроку.

 

 

 

Ученики вспоминают правила посадки.

 

 

 

Прогнозирование содержания вида деятельности.

 

 

Чтение хором вслух с доски.

Положительный настрой на учение.

 

 

 

 

 

 

 

Восприятие текста на слух.

Анализ содержания.

Заинтересованность в получении новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узнавание букв по тактильным ощущениям.

 

 

 

 

 

Развитие воображения.

Раскрепощение.

Введение в тему урока.

 

 

 

 

 

 

Знакомство с темой урока.

Конкретизация целей.

2 этап. Учебно-познавательная деятельность

5.Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

       (цель: уточнение артикуляции, уточнение акустических признаков звуков, нахождение образного сравнения, обозначение звуков цветовыми символами, определение места звука в Звуко - буквенном городе)

1.Характеристика звука по артикуляционным признакам.

·         Работа в паре – произнесите звук, посмотрите, что происходит с губами (вытягиваются в трубочку, округляются)

 

·         Показ предметной картинки «Дупло» - в нашем дереве дупло, ну совсем, как буква «о»!

 

2.Характеристика звука по акустическим признакам.

- Споем звук «о» - намотайте ниточку на клубок (имитирование наматывания пряжи на клубок)

- Сделайте вывод – гласный этот звук или согласный, покажите это карточкой (показ детьми карточки «Открытые губки»)

- Почему так решили?

- Так как отличить согласный от гласного?

 

3.Отработка, проверка умения отличать гласные/согласные звуки.

Вызванный к доске ученик, показывает (крепит к доске) магнитом – сигналом названный звук (красный – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный).

Остальные дети сигнализируют о правильности ответа индивидуальными сигналами – светофорами.

 

 

Работа в паре (развитие коммуникативных навыков).

Уточнение артикуляции при произношении изучаемого звука.

 

Рассматривание иллюстрации.

Закрепление артикуляционной характеристики звука.

 

Рассмотрение акустических признаков звука (поется/не поется звук – т.е. гласный или согласный).

Выявление отличительных признаков гласных/согласных звуков.

 

 

 

 

 

 

Закрепление предыдущего этапа – работа отдельных учеников у доски, контроль со стороны класса с помощью карточек – сигналов.

6.Физминутка.

       (цель: создание установки на отдых для последующего восприятия и  осознанного усвоения учебной задачи)

1.Физминутка с учетом темы урока.

- Выйдут к доске те, в чьем имени есть звук «о».

- Покажите хлопком, верно ли вышел данный ученик.

-Вышедшие к доске учащиеся показывают по одному упражнению.

 

Развитие умения находить звук в словах.

Контроль за выполнением задания с помощью хлопка.

Выполнение физических упражнений.

7.Произношение изучаемого звука в словах, определение места звука в слове.                   (цель: развитие слухо - речевой памяти и фонематического восприятия)

1.Работа по звуковым линейкам в группах  –четверках.

- Остров, на котором мы с вами побывали, необычный – на него попали семена растений со всех континентов, собрались  животные со всех стран.

В названии растений и животных есть изучаемый нами звук. Подумайте, какие это могут быть растения и животные.

 (Дети называют растения, животных – показывают по звуковой линейке место звука в слове. Контроль задания по звуковой линейке учителя)

 

2.Воспитание бережного отношения к флоре и фауне.

- Дети, помните о том, что все растения и животные нужно беречь, иначе исчезнет жизнь на нашей планете.

Работа в группах – четверках (развитие коммуникативных и регулятивных навыков).

 

 

 

 

Выявление накопленного жизненного опыта.

Выделение звука, определение его места  в словах (работа по звуковой линейке).

 

 

 

Напоминание о бережном отношении к природе.

 

8.Обучение элементам грамоты.

       (цель: знакомство с буквой)

1.Знакомство с  образом буквы.

·         - Что же я вижу, что некоторые буквы мы забыли на необитаемом острове! Есть ли среди них та, которой мы обозначим звук «о» (ученик показывает данную букву на Острове букв).

·         - На что похожа буква «о»? (наблюдения детей).

·         - Предметная картинка с изображением буквы – игрушки.

·         Чтение стихотворения: Наша буква так кругла, покатиться бы смогла …

·         Лента букв (касса) – найдите в кассе и покажите букву «о».

 

2.Знакомство/повторение с первыми правилами синтаксиса (пропедевтика курса «Русский язык»).

Показ карточки с изображением  двух букв – строчной и заглавной «о» - почему на карточке две буквы?

- Приведите свои примеры написания слов с маленькой, заглавной буквой «о».  

 

Выделение изучаемой буквы среди других.

 

 

 

 

Выявление жизненного опыта, развитие наблюдательности.

 

Рассматривание иллюстрации.

 

Прослушивание стихотворения, его анализ.

 

Развитие умения ориентироваться в ленте букв, в нахождении требуемой буквы, в узнавании буквы по начертаниям.

 

Знакомство с правилами русского языка.

 

Выявление и анализ жизненного опыта детей.

9.Произношение звука и чтение буквы в слоговых сочетаниях.

       (цель: развитие фонематического восприятия и фонематических представлений, уточнение и расширение лексического запаса, овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, развитие слухового внимания и зрительной памяти, овладение звуко - слоговым анализом и синтезом)

1.Работа с дидактическим материалом.

·         Кораблики, на парусах которых согласные буквы – подплывают кораблики к острову – хотят увезти букву «о» - чтение слогов цепочкой.

·         Чтение карточек – слияний с изучаемой буквой – учимся читать быстро (быстрый показ карточки – чтение хором).

 

Отработка умения работы по цепочке, чтение слогов по образовавшимся карточкам.

 

 

Увеличение темпа чтения слогов.

Отработка быстрой реакции.

10.Зрительная гимнастика.

        (цель: зарядка для глаз, развитие зрительной памяти)

Движение глаз в том направлении, которое укажет учитель (по образам геометрических фигур, прикрепленных на доске, стенах, балках, лампах класса).

Развитие мышц глаза.

Отработка знания геометрических фигур.

 Различение цветовой гаммы фигур.

11.Отработка изучаемого материала. Развитие логики.

        (цель: выявление уровня овладения учащимися знаниями познавательной деятельности по разделу, развитие интеллектуальных функций)

1.Работа в группе – ряд (кроссворд, интеллектуальная загадка).

·         - Составить слова, используя гласные в тарелочках (на карточках односложные слова с пропущенными гласными).

             - Назвать получившиеся слова с буквой «о».

             - Класс хлопнет, если группа справилась с           заданием.

·         Отгадать слово по первым звукам (в загадке и ответе есть слова с буквой «о»)

(собака, обруч, козлик – сок;

ромашка, остров, зонт, ананас – роза;

мышь, ослик, лев – моль.)

2.Задание на внимание.

- В каких из перечисленных слов встретился звук «о»?

- Сколько было таких слов в первой строчке, второй … .   Сколько всего было таких слов?

 

Развитие умения работать в группе – ряд (увеличенное число членов группы).

Развитие интеллектуальных функций (мышления, внимания,  …).

 

Отработка умения контролировать действия товарищей.

 

Развитие интеллектуальных функций.

Закрепление умения выделять звуки в слове, группировать получившиеся звуки для образования новых слов.

 

Отработка внимания.

Упражнения в счете.

 

3 этап. Рефлексия. Оценка результатов деятельности

12.Рефлексия.

        (цель: самоосознавание своего эмоционального состояния в связи с проделанной работой, обмен мнениями, впечатлениями по уроку)

1.Вопросы.

-ПОЧЕМУ? мы сегодня изучали букву «о»?

-ЗАЧЕМ? мы изучаем буквы?

-КАК? мы это делали?

2.Дневники.

Таблица настроений (выбор одного из трех изображений лиц) – определите с каким настроением заканчиваете урок.

3.Мое отношение к уроку. - Я рада какие у меня ученики, рада, что у вас все получилось.

 

Научение анализировать свою деятельность.

 

 

Определение своего эмоционального состояния по истечению работы.

Оценка своей деятельности.

 

Создание положительного настроя на учение.

  Более 50-ти результатов деятельности учащихся !

    

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" с дидактической структурой урока

Цель урока:- знакомство детей с согласными звуками [ с],  [ с‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем. Задачи: -обучающие: познакомить учащи...

Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.

Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...

Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´].

Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте соответствует ФГОС. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´]....

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с

Технологическая карта урока обучения грамоте.Тема урока.  Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Технологическая карта урока «Обучение грамоте». 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа» ,самоанализ и критериальная самооценка разработанного конспекта урока

Размещаю технологическую карту урока "Обучение грамоте" 1 класс по прогамме УМК "Преспективная начальная школа" с УУД...