Н. Артюхова "Саша - дразнилка"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Байкова Вера Андреевна

УМК «Школа России»

Технологическая карта. Литературное чтение. 1 класс.  Н.Артюхова «Саша - дразнилка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Литературное чтение

УМК «Школа России»

Н.Артюхова «Саша - дразнилка»

Учитель МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» им. Шелаева А.С. г. Кирова Калужской области

 Байкова Вера Андреевна

Класс 1

Цели деятельности учителя

Обеспечить условия для развития умения выявлять авторскую точку зрения; формировать основы читательской самостоятельности.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: умение делить текст на части и подбирать заголовки к частям рассказа, определять опорные слова для пересказа текста произведения.

 Личностные: умение ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков в процессе обсуждения поступков героев произведения.

Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные – умение прогнозировать содержание произведения по его ключевым словам и фразам, определять жанр и тему, анализировать средства выразительности.

Коммуникативные -  умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и пересказа содержания произведения.

Регулятивные – умение вносить коррективы в действие после его завершения на основе самостоятельной оценки или оценки учителя с учетом характера сделанных ошибок.

Методы и формы обучения

  Индивидуальная, фронтальная; объяснительно - иллюстративный

Образовательные ресурсы

Слоговые таблицы; карточки с играми; выставка книг Н.Артюховой; пословицы.

Сценарий урока

Этап  урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Форма контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

  1. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала.

 Готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья.
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей

Воспринимать на слух речь педагога; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Наблюдение учителя

  1. Актуализация знаний, постановка и решение учебной задачи

Проверка домашнего задания

Постановка цели урока:

Проверяет выполнение домашнего задания

Работа в паре.

-Ребята на столе у вас лежат карточки со словами. Давайте их прочитаем. Трудолюбие, лень, зависть, доброта, упрямство, честность.

-По какому признаку  можно разделить слова на 2 группы?

-Возьмите красный и зелёный карандаш  и раскрасьте карточки- если хорошее качество- зеленым; если плохое – красным.

- Назовите положительные качества;  отрицательные качества. 

-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (о качествах человека)

-Сегодня на уроке мы узнаем ещё об одном качестве, подумаем, хорошее оно или плохое? 

-А поможет нам в этом разобраться детская писательница Нина Михайловна Артюхова.

На доске вывешивается портрет Н.М. Артюховой.  

Выразительное чтение произведений

Чтение слов по слогам

Раскрашивают карточки

Делят карточки на две группы

Отвечают на вопрос учителя. Высказывают свои предположения.

Адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.

Осознанно строят речевые высказывания, делят слова на группы.

Осознанно выбирают цвет

Формировать общее мнение в совместной деятельности.

 Осознанно строят речевые высказывания

Наблюдение учителя

Устные ответы

  1. Изучение нового материала

Знакомство с писателем.

Словарная работа 

Подготовительная работа к восприятию литературного произведения. 

Подготовка к восприятию рассказа

Знакомство с рассказом Н.Артюховой «Саша - дразнилка»

Первичное восприятие. Чтение текста (учитель-ученик)

Анализ произведения

Физкультминутка

Нина Михайловна Артюхова  прожила долгую жизнь - 89 лет.. Она работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей. Все её произведения учат детей быть добрыми и справедливыми, смелыми и честными, верными своему слову. Известные её произведения  «Большая береза», «Трудный вечер», «Саша – дразнилка»  

-Как вы думаете, какое из данных произведений, нам поможет узнать о человеческом качестве? («Саша-дразнилка»)

- Как вы понимаете слово дразнилка?

- В толковом словаре это объясняется так:

ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.

ДРАЗНИЛКА - человек, который дразнит другого.

- Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили?

- Какие чувства вы испытывали в тот момент? (ответы детей)

- Рассмотрите иллюстрации и назовите героев рассказа «Саша - дразнилка»

- Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

Драз – нить – ся -   дразниться

По – про – бо – ва- ла – попробовала

Зав – тра – ка-  ли – завтракали

За – сме – я – лась – засмеялась

Дро – жа – щим – дрожащим

Про – го – во – рил – проговорил

По – прав – ляй – ся – поправляйся

Всхли – пы – ва – я – всхлипывая

О – би – жа – лась - обижалась

Чтение рассказа вслух по цепочке

Читает диалог « за столом».

Задает вопросы по прочитанному тексту.

- Почему Ляля обижалась и плакала?

- К кому обратилась за помощью девочка?

- Стал ли папа ругать Сашу?

- Воспользовалась ли Ляля советом папы?

- Как Саша отреагировал на изменение поведения сестры?

- Почему Саша заплакал?

-Прочтите, что посоветовал Ляле папа?

- Прочтите тот отрывок из рассказа, в котором описывается перемена отношения девочки к обидам брата.

- Прочтите отрывок, в котором описывается, как Саша обиделся и заплакал.

- Помог ли Ляле папин совет?
Вывод: Ляля не стала обращать внимания.

-Почему изменилось настроение Саши? Ляли? (Ляля плакала, обижалась на брата, но потом поняла, что брату можно помочь избавиться от плохих слов. Надо только не обращать внимания. Саша получал удовольствие, когда дразнил сестру, но потом сам ощутил на себе, как бывает обидно, до слёз, когда тебя дразнят.)
- Хорошее или плохое качество - ДРАЗНИТЬСЯ?

- Будет ли Саша в следующий раз дразнить сестру? А вы будете дразнить кого-то? 

 Проводит физкультминутку

- А сейчас встаньте, выйдете из-за парт.

- Я буду читать отрывок из текста, а вы попробуйте мимикой и движениями показать, как дразнился Саша…

-Вот, сейчас я поем и твою куклу к люстре за ноги подвешу…

-У тебя насморк, тебя завтра в кино не возьмут…

-У меня апельсин больше, чем у тебя… (дети показывают мимику, движения…)

- Молодцы, получилось хорошо, присаживайтесь.

Слушают, запоминают.

Отвечают на вопрос

Учащиеся отвечают на вопросы

Учащиеся отвечают на вопросы

Учащиеся читают слова по слогам затем целыми словами

Читают текст вслух по цепочке по одному предложению

Отвечают на вопросы учителя

Выборочное чтение

Выполняют упражнения

 Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий

Осознанно строят речевые высказывания

Осознанно строят речевые высказывания.

Осознанно строят речевые высказывания.

Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий

Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий

Осознанно строить речевое высказывание. Формулировать своё мнение и позицию по заданной теме. Осуществлять выборочное чтение

Использовать мимику, движения для регуляции своих действий

Наблюдение учителя

Устные ответы

Наблюдение учителя

Наблюдение учителя

  1. Закрепление знаний и способов действий

Вторичный синтез. Работа с текстом.

Анализ произведения

- Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (две части)

Задает вопросы по 1 части рассказа.

- Что любил делать Саша?

- Как относилась к этому Ляля?

- Какой совет дал папа Ляле? (а ты не дразнись)

-Ребята, у меня есть три заголовка, какой из них больше подойдет к 1 части. ( «Не дразнись»  «Саша заплакал»        «За столом» )

Задает вопросы по 2 части

-Вторую часть мы попробуем прочитать по ролям.(Читают заранее подготовленные ученики.)

-Какой заголовок подойдет к данной части?

-Ребята у нас остался ещё один заголовок «Саша заплакал»

-Найдите и прочитайте ту часть текста, которую можно озаглавить словами «Саша заплакал».

-Почему заплакал Саша? (было обидно)

-Почему ему было обидно? (Ляля перестала обращать внимание) 

Запись на доске (план)

  1. Не дразнись
  2. За столом.
  3. Саша заплакал

-О каком качестве говорилось в рассказе? (Обидчивость.)

-Обидчивость – это хорошее или плохое качество?

Работа с пословицами

  • В каждой шутке есть доля правды.
  • Умей шутить, умей и отшучиваться.
  • Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.
  • Не смейся чужой беде, своя на гряде.
  • И рад бы заплакать, да смех одолел.

-Какие пословицы подходят к рассказу?

- Объясните их смысл.

- Какие качества характера детей описаны в рассказе? (Обидчивость, ж

- Какой совет вы бы дали плачущему Саше?

- Как вы думаете, отучится ли теперь Саша дразнить сестренку?

Отвечают на вопросы учителя.

Читают 1 часть по цепочке, 2 –по ролям, 3 – выборочное чтение.

Отвечают на вопросы.

Используя опорные слова, озаглавливают части рассказа.

Отвечают на вопросы учителя.

Осознанно строить речевое высказывание. Формулировать своё мнение и позицию по заданной теме.

Принимать и сохранять учебную задачу

Устные ответы

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Обобщение полученных на уроке сведений.

Организует беседу по вопросам:

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто автор этого произведения?

- Кто его главные герои?

- Бывает ли такое, что вы становитесь похожи на Лялю или Сашу?

- Ребята, перед вами правила общения с друзьями. Выберете те правила, которые вы регулярно выполняете.

  • Убери из речи плохие слова. 
  • Клички используй только для животных. 
  • Перестань обижаться. 
  • Не дразнись сам. 
  • Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Продолжи: 
Я хочу поделиться своими мыслями: - на уроке я узнал (а)…                           - на уроке я учился (лась)…                 - на уроке мне понравилось…

Размышляют и отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Осознанно строить речевое высказывание. Формулировать своё мнение и позицию по заданной теме

Оценивание учащихся

  1. Внеурочная деятельность
  1. Пересказ рассказа Н.Артюховой «Саша - дразнилка» по плану.
  2. Подобрать и записать 2 – 3 пословицы о шутке и веселье.

Объясняет домашнее задание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Колыбельные, пестушки, дразнилки, прибаутки".

С чего начинается Родина? С маминой колыбельной песни, пестушки, прибаутки. Толковый словарь Даля и представленный репертуар обогатят музыкальные представления и понятийный словарь ученика коррекционн...

УРОК ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ сАША - ДРАЗНИЛКА

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ...

Н.А. Артюхова "Саша - дразнилка"

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе по учебнику Горецкого В.Г. ...

Урок литературного чтения в 1 классе. Н.Артюхова. Саша-дразнилка.

Урок литературного чтения в 1 классе. УМК "Школа России"....

презентация к уроку литературного чтения в 1 классе Н.М.Артюхова "Саша-дразнилка"

Данная презентация поможет в проведении урока литературного чтения с использованием современных образовательных технологий.Её также можно использовать при проведении классных часов и внеклассных мероп...

Конспект урока литературного чтения по теме:"Дразнить - нехорошо!" Н. Артюхова "Саша - дразнилка"

Разработка урока литературного чтения  в 1 классе (УМК "Школа России") по теме: "Дразнить - нехорошо!" Н. Артюхова "Саша - дразнилка"....