Урок чтения в 1 классе «Н. Носов «Ступеньки»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Петрова Ольга Николаевна

Урок чтения в 1 классе. Тема:«Николай Николаевич  Носов «Ступеньки». УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_1_klass.docx355.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. П.Н. Бережнова села Нижняя Покровка Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Открытый урок чтения в 1 классе на тему:C:\Users\Пользователь\Pictures\носов.tif

«Н. Носов «Ступеньки»

C:\Users\Пользователь\Pictures\ступеньки.tif

Подготовила и провела учитель начальных классов Петрова О.Н.

2010 – 2011 учебный год

Тема:«Николай Николаевич  Носов «Ступеньки».

  Цели и задачи:

  • познакомить с творчеством Н.Н. Носова;
  • познакомить с произведением Н.Н. Носова «Ступеньки»;
  •  развивать умение давать оценку поступкам героев;
  •  упражнять в выборочном чтении;
  • развивать навык правильного чтения;
  • развивать устную монологическую речь;
  • воспитывать интерес к детской литературе;
  • использовать технологии здоровьесберегающей деятельности.

Оборудование:портрет Н. Н. Носова, выставка его книг; иллюстрации, предметные картинки; слоговая таблица, плакат «солнышки», таблица для игры «Кузнечик».

Ход урока:

I.Организационный момент.

Психологический настрой.

- Посмотрите внимательно на изображение солнца (на доске):

- Какое солнце вам больше всего нравится? Почему?

- Вчера был первый день весны. Вы заметили, как ярко светило солнце в этот день? Действительно такое солнце приносит радость и хорошее настроение.

- Мне нравится ваш настрой на работу. И я оставлю это весёлое солнце светить на нашем уроке.

II. Подготовительныеупражнения.

1) Дыхательная гимнастика.

- А сейчас, ребята, мы с вами сделаем гимнастику, которая поможет нам подготовиться к работе.

Вдох носом, выдох ртом.

Вдох носом, выдох носом.

Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.

  На  одном вдохе произнесите несколько звуков [ф], делая короткие промежутки между звуками: ф! – ф! – ф!...

2) Артикуляционная гимнастика.

НУ – НЮ    НА – НЯ

БУ – БЮ     БА – БЯ

ЗУ – ЗЮ      ЗА – ЗЯ

ЛУ – ЛЮ     ЛА – ЛЯ

- Читаем слоги на таблицах, чётко произнося все звуки, сначала вместе со мной.

  • читаем хором
  • читаем по цепочке
  • читают мальчики, потом девочки
  • читают шёпотом, радостно, грустно

3) Игра «Составь слово».

- Найдите в нашей классной комнате слоги, составьте из них всевозможные слова.

СТУ – ПЕНЬ – КИ

- Кто у нас самый догадливый, почему именно слово  ступеньки?

[Так называется рассказ.]

III. Объявление темы урока.

- Так называется рассказ Николая Николаевича Носова «Ступеньки» с которым мы сегодня с вами познакомимся.

Н а  д о с к е : портрет Н.Н. Носова, выставка его книг.

- Возможно, вам знакомы книги на этой выставке. Их автор Н. Н. Носов. О чём он пишет?

[О детях, их поступках. ]

Николай Николаевич Носов родился в 1908 г. в городе Киеве в семье актёра. В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку. Увлекался многим, но в итоге окончил институт кинематографии.

Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссёром. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.

Как же он стал писателем? А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В 1938 году был напечатан первый рассказ «Затейники».  Затем появились другие рассказы.

- Мы прочитаем рассказ «Ступеньки».

IV. Работа по теме урока.

1) Чтение рассказа Н. Носова «Ступеньки».

- О ком этот рассказ?

- Что произошло на лестнице?

- Кто нашёл выход из трудной ситуации?

2)  Повторное самостоятельное чтение текста.

3)Физминутка для глаз.

-  Посмотрите вокруг. Отыщите глазами все картинки в классе.  Вам они что-нибудь говорят?

[Герои сказки «Репка»]

4) Игра «Дрессированный кузнечик».

Цель: коррекция зрения учащихся.

- Наш волшебный кузнечик может выполнять команды.

  • Глазками двигаем кузнечика по таблице из одного окошка в другое: вверх, вправо, влево, вниз.
  • Закрыли глаза и мысленно двигаемся с кузнечиком.
  • Управляем кузнечиком молча. (Направление учитель показывает указкой. Ученик соотносит жест учителя с местоположением кузнечика).

5) Упражнение «Совушка-сова»

Цель: развитие движений рук , шеи; улучшение функций дыхания.

- Присели. По сигналу «день» вы «совы»  медленно  поворачиваете  голову влево, вправо.

«Ночь» : смотрим вперёд, взмахиваем руками. Опускаем их вниз, произносим протяжно, без напряжения: у-у-ф-ф-ф!

5) Беседа по вопросам учебника.

- До какого числа Петя научился хорошо считать?

- А какое число он забыл?

- Как  вы думаете, нужно ли доводить начатое дело до конца, или лучше бросить, если не получается?

- С кем бы из двух героев рассказа вы хотели бы дружить? Почему?

6) Работа в группах с деформированным планом текста.

-  Восстановите правильную последовательность событий. Поставьте цифры.

 Встали все. Подошли к первой парте.

  • Ну, чего ты остановился?
  • А я уже считать умею!
  • Ну-ка, лучше снова начнём сначала.
  • Может быть двадцать пять?
  • Хорошо, что лестница кончилась…
  • - А дальше шесть, - сказала мама.

7) Чтение рассказа по ролям.

V.Итог урока.

1. Блицопрос.

- Как звали сестрёнку Пети?

- На какой ступеньке застрял Петя?

- Кто был старше Петя или Валя?

- Сколько всего было ступенек?

- Что вам понравилось в характере Пети?

- Можно ли научиться новому делу без настойчивости?

2. Выбор заглавия  рассказа?

- Выберите половицу, которую можно сделать названием рассказа Н. Носова «Ступеньки»:

  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • Глаза страшат, а руки делают.
  • Умел начать, умей и окончить.

Тема урока:«Николай Николаевич  Носов «Ступеньки».

  Цели и задачи:

  • познакомить с творчеством Н.Н. Носова;
  • познакомить с произведением Н.Н. Носова «Ступеньки»;
  •  развивать умение давать оценку поступкам героев;
  •  упражнять в выборочном чтении;
  • развивать навык правильного чтения;
  • развивать устную монологическую речь;
  • воспитывать интерес к детской литературе;
  • использовать технологии здоровьесберегающей деятельности.

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках через проведение физминуток» моя тема самообразования. Над которой я работаю с сентября  этого года.

На данный урок чтения я подобрала упражнения  на снятие напряжения со зрительного аппарата и мышц шеи, которые особо напрягаются при длительном сидении и чтении, на расслабление голосовых связок – дыхательная и артикуляционная гимнастика. Это упражнения «Совушка-сова», «Дрессированный кузнечик».  Также использовалось упражнение со зрительными метками. В различных местах класса устанавливаю зрительные метки: красочные картинки, можно геометрические фигуры или игрушки. Подобранные картинки составляют единый зрительно-игровой сюжет.

На  этапах урока были задания, способствующие развитию памяти,

 мышления.  В структуре урока прослеживается чередование разных видов деятельности. Задания выполнялись сидя за партами,  дети двигались по классу, чередовались позы учащихся в соответствии с видом работы, проведена гимнастика

для глаз, физминутка, дыхательная гимнастика перед уроком, соблюдался  температурный режим в помещении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по чтению. 2 класс. Н.Носов "На горке"

Урок с использованием технологий проблемно – диалогического метода обучения и формирования типа правильной читательской деятельности....

Открытый урок чтения 3 класс Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон»

                          Открытый урок чтения 3 класс...

Урок чтения 3 класс. Семейное чтение. Н.Носов Карасик. Смысл поступка.

Конспект урока по литературному чтению 3 класс к авторской программе Л.Ф.Климановой, Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий ...

Урок чтения 2 класс Н.Носов "Заплатка"

Технологическая карта урока чтения во 2 классе. Разработан в соответствии ФГОС...

Конспект урока литературного чтения 1 класс Н. Носов. Ступеньки. (НШ 21 век)

Конспект урока разработан с учетом требований ФГОС, с использованием критериального оценивания  деятельности учащихся на уроке....

технологическая карта урока Литературное чтение 2 класс Н.Носов "Затейники"

разработка урока по литературному чтению с использованием технологии РКМ...

Технологическая карта урока чтения, 3 класс, Н. Носов "Огурцы"

Тип урока:открытие нового знания Цель урока:- познакомить учащихся с произведением Н. Носова «Огурцы», учить рассуждать логически, самостоятельно предполагать дальнейшее развитие собы...