Фактор № 1 в успешности обучения школьника.
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Филатова Ольга Викторовна

"Чтение - это не только тот предмет,которым надо успешно овладеть ребенку, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам". Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют свои особенности. В 1 классе - чтение - объект усвоения (способы чтения, понимание прочитанного). Во 2, 3,4 классах - чтение - общеучебное умение. Важный критерий при овладении чтением как общеучебным умением является беглость чтения.

В начальной школе проверяются умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:  навык осознанного чтения в определенном темпе;   умения выразительно читать и пересказывать текст,  учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.  При выставлении отметки по чтению необходимо учитывать : понимание прочитанного,   способ,   правильность,  беглость,  выразительность чтения,  владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_faktor_no_1_v_uspeshnosti_obucheniya.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА      «ФАКТОР № 1 В УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ».

                    Одна из главных задач начального обучения – научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению. Задача актуальна всегда. Чтение – окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой  и умственной деятельности, но и как сложный комплекс  умений и навыков, имеющий общеучебный характер,  используемый учениками  при изучении всех  учебных предметов,  во внеклассной и внешкольной  жизни. Жизнь показывает, что если ученик отлично читает, то он в классе заметен, успешен, верит в свои силы. По мнению психологов – на успеваемость влияют более 200 факторов, но  все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов. После тестирования и анкетирования, оказалось, что существует фактор № 1 – скорость чтения. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. 

                    Развитие навыков чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия.

                    Подобрать систему упражнений, которые активизируют  внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (ситуации успеха).

                   В системе проводить упражнения, способствующие  развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.

                    Учитывать индивидуальные особенности детей.

Оптимальное чтение.  Исследования показали, что оптимальный темп разговорной речи – это темп  от 120 до 150 слов в минуту. ( если скорость чтения гораздо ниже оптимальной, ребенок будет испытывать затруднения при выполнении домашних заданий, ему не интересно на уроках, он не усидчив, не хочет посещать библиотеку, чтение для него не удовольствие, а мука). Зачем необходимо оптимальное чтение? 

Аспект обучения.  Пониженная скорость чтения – ученик обречен на неуспеваемость.

Аспект развития. Быстро читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от этого зависит умственная работоспособность.

Аспект воспитания. Чтение художественных произведений благотворно влияет на развитие в ребенке высоких нравственных начал ( если в классе почти все читают слабо, то формируется пагубная психология – «троечника»).

Экономический аспект. Высокая образованность, хорошая работа в перспективе, невозможна без высокой техники чтения (при низкой скорости чтения специалист утонет в потоке бумаг;  в США не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту).

Что делать? Дети, родители, педагоги должны стремиться к тому, чтобы в конце начального обучения, ученики имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. В среднем звене становится отличником тот ученик, у которого в конце обучения в начальной школе скорость чтения была 130 – 170 слов в минуту;  хорошистом – 100 – 140 слов в минуту; троечником – 90 слов  в минуту ( по данным исследователей).  «5» - 150 слов, «4» - 120 слов, «3» - 90 слов.  Разные дети имеют разный темперамент. Большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

Как добиться оптимальной скорости чтения? Существует 8 резервов обучения чтению.

Жужжащее чтение.  Чтение, когда весь класс одновременно вслух, вполголоса или шепотом , читают текст, каждый со своей скоростью.

Ежеурочные пятиминутки чтения. На любом уроке дети 5 минут читают книгу в режиме жужжащего чтения.

Чтение перед сном.  События фиксируются эмоциональной памятью.

Режим щадящего чтения. Ребенок не любит читать. Читает взрослый, потом ребенок, потом отдых (картинки, рисование), чтение продолжается.

Развитие оперативной памяти. Использование зрительных диктантов.

Многократное чтение в темпе скороговорки. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Стимулирование. Читать текст, каждый раз записывать результаты, сравнивать. Это возбуждает у ребенка положительные эмоции.

Частота тренировочных упражнений.  Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить небольшие по объему  упражнения ( чтобы освоить умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка). Очень важна помощь родителей и в летнее время, и в учебное.  Домашняя тренировка – по 5-10 минут несколькими порциями.

Ученик достигает высоких результатов в чтении при систематичности работы учителей и эффективной помощи родителей.     

Правила чтения для учащихся. 1.  Читать не менее 45 минут в день. 2. Не  читать лежа, выбрать удобную позу. 3. Убрать отвлекающие предметы. 4. Читать внимательно, можно вслух, не торопиться. 5. Книга увлекла, но надо делать перерывы. 6. Анализировать поступки героев, делать для себя выводы. 7. Учиться у героев книг хорошим поступкам и манерам. 8. Пользоваться закладко        й. 9. Делиться информацией с друзьями. 10 . Выписать интересные цитаты и фразы.

Как готовить домашнее задание по чтению?  1. Прочитать название, автора произведения. 2. Внимательно  прочитать весь текст. 3. Отметить непонятные слова, толкование слов найти в словаре. 4. Определить  тему произведения, главную мысль. 5. Ответить на вопросы в конце текста. 6. Составить план . 7. Пересказать по плану (от разных лиц). 8. Дать характеристику героям. 9. Высказать свое мнение по прочитанному тексту. 10. Обсудить с ребенком текст. Что понравилось? Что нового узнал? Какие выражения и слова запомнились? Чему научила книга? Можно нарисовать  или выучить.

Как приобщить детей к чтению?  Раз в неделю проводить в семье часы чтения. Подсовывать детям интересные статьи в газетах и журналах. Читать и зачитывать замечательные книги вслух. Рассказывать интересные вещи из книг. Вместе сочинять рассказы и сказки, делать рисунки. Проводить конкуры чтецов. Создать литературный театр. Участвовать в телевизионных познавательных передачах. Выпускать газету, альманах. Быть рядом с детьми, участвовать в их жизни.

                 

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательных процессов-ведущий фактор успешности обучения младших школьников.

В презентации представлен опыт моей работы по развитию мыслительных операций младших школьников....

Психологический настрой учащихся, как один из факторов успешного обучения младших школьников

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейший критерий психологической атмосферы урока....

Выступление «Развитие логического мышления младших школьников, как фактор успешного обучения в школе».

Выступление, содержащее теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников....

Формирующее оценивание – как фактор успешности обучения младших школьников.

Новая система оценивания, которая: позволяет получать  информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, отс...

Успешность обучения школьника

Что влияет на успех ребенка в школе....

Использование приёмов ТРИЗ – технологии как средство формирования успешности обучения школьников

Выступление на МО для учителей начальных классов по применению упражнений по ТРИЗ - технологии...