Успешность обучения школьника
материал (1 класс)

Фёдорова Елена Анатольевна

Что влияет на успех ребенка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uspeshnost_obucheniya_shkolnika.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Успешность обучения школьника.

Успех осознается человеком в процессе приобретения социального  опыта и достигается им благодаря приложенным усилиям и старанию.

Успешность воспитания и обучения младшего школьника – это достижения ребенка в учебе и признание со стороны  других участников ( родителей, сверстников, педагогов).

Ученик- новый социальный статус, новые конкретные обязанности.

Стремление быть успешным (хорошие оценки, новые друзья…..) является предпосылкой достижения желанного успеха, получения одобрения и поддержки значимых лиц.

Ученье – ведущий вид деятельности и связанные с ней успехи, а неудачи влияют на всю дальнейшую жизнь ребенка. Неудачи приводят к напряженному состоянию нервной системы. Вследствие длительности такого состояния могут развиваться дидактогении – детские  неврозы на почве учебных неуспехов.

С началом обучения в школе у неподготовленных детей возникают специфические реакции: страх, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность, боязнь оказаться неуспешным.

Устойчивая заниженная самооценка встречается реже других: такие дети робки, стараются держаться в тени, очень волнуются, когда их спрашивают, хотя материал могут знать не хуже других.

 Большинство детей имеют более или менее адекватную самооценку, они активны, общительны, энергичны, самостоятельны, инициативны, объективно подходят к своим возможностям, критичны.

Дети с высокой адекватной самооценкой активны, инициативны, у них ярко выражен мотив достижения, стремление к самоутверждению, самореализации.

Неадекватная заниженная самооценка приводит к стеснительности, робости, застенчивости; такие дети стараются отказаться от любого дела, мотивируя отказ боязнью не справиться, ошибиться, потерпеть неудачу. Кроме того, они склонны к переоценке деятельности, успехов и качеств личности других, что усиливает неуверенность в себе. Характерной особенностью этих детей являются их склонность "уйти в себя", ориентироваться на слабости своего характера, а также повышенная тревожность, повышенная самокритичность, постоянные ожидания неудачи, неуспеха. Вследствие этого они стараются ограничить общение с другими, становятся робкими и замкнутыми.

 Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, с легкостью берутся за то, что им явно не по силам, дают невыполнимые обещания и очень некритично относятся к неуспеху, некачественному выполнению задания. Все это дополняется повышенной критичностью по отношению к другим. Часто их характеризует снобизм, высокомерие, чрезмерная самоуверенность, бестактность, отсутствие чувства дистанции. Сравнивать ребенка надо не с другими, а только с ним самим — с его достижениями на предыдущих этапах. Психологами доказано, что чем меньше ребенка ругают и принижают, чем меньше захваливают и превозносят, тем адекватнее его самооценки и уровни притязаний.

Поддержка родных очень важна для новоиспеченного школьника. Причем, чем больше взрослых окажут ему эмоциональную помощь, тем успешнее и быстрее малыш привыкнет к условиям школы. Важно поддерживать естественное стремление ребенка к познанию, заново осваивая курс школьной программы вместе с ним. У первоклассника всегда много вопросов, на которые надо не лениться отвечать. Если же вы видите, что к какой-то из наук ребенок питает особый интерес, обеспечьте его учебными фильмами, энциклопедиями или развивающими играми по этой теме. Дезадаптации называют, в частности, недостаточную подготовку ребенка к школе, социально-педагогическую запущенность, физическую слабость и эмоциональные расстройства.  В результате из-за постоянных неудач первоклашка начинает чувствовать себя «малоценным» и пытается это компенсировать неудовлетворительным поведением. Если ругать такого ребенка, то он вообще ополчается на целый свет.

Психолог.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРВОКЛАССНИКА

Что должен знать и уметь ребенок, начинающий обучаться в школе "портрет" первоклассника:

1. Педагогическая готовность:

– навыки чтения (по слогам или бегло)

– навыки письма (печатными буквами, либо короткие слова прописными)

– навыки рисования;

– звуковая культура речи (чистая речь);

– умение развернуто ответить на вопрос;

– хороший словарный запас;

– хорошая общая осведомленность.

2. Интеллектуальная готовность:

– дифференцированность восприятия как основа мышления;

– развитое воображение;

– хорошая ориентировка в пространстве и времени;

–развитое наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличное;

– развитая тонкая моторика рук (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);

– хорошая  образная память;

–развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);

– интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности);

– предпосылки абстрактно-логического мышления (способность понимать символы, способность сформулировать вопросы, способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы).

3. Мотивационная готовность:

– выраженность познавательных интересов;

– стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т. п.);

– принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем.

4. Эмоционально-волевая готовность:

– умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены);

– сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня;

– эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);

– произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания);

– умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре);

– умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.

5. Коммуникативная готовность:

– желание общаться со взрослыми и детьми;

– умение установить контакт с учителем;

– сохранение чувства дистанции;

– способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному);

– умение устанавливать контакт со сверстниками;

– умение войти  в детский коллектив и найти свое место в нем;   – умение выполнять совместную работу;

– умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешность обучения младшего школьника.

 Обсуждение трудностей, возникающие в процессе обучения, их причины; рекомендации в форме практикума по развитию познавательных процессов....

Развитие интеллектуальных умений младших школьников как основа успешности обучения русскому языку

Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития  всех   высших    психических     функций - восприятия,   памяти,...

"Развитие познавательных процессов-ведущий фактор успешности обучения младших школьников.

В презентации представлен опыт моей работы по развитию мыслительных операций младших школьников....

Активизация познавательной деятельности младших школьников с применением ИКТ, как условие успешности обучения

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. На таких уроках ...

Фактор № 1 в успешности обучения школьника.

"Чтение - это не только тот предмет,которым надо успешно овладеть ребенку, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам". Чтение и чита...

Использование приёмов ТРИЗ – технологии как средство формирования успешности обучения школьников

Выступление на МО для учителей начальных классов по применению упражнений по ТРИЗ - технологии...