Открытый урок литературного чтения по теме: «Тихая сказка».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Цели: создать условия для знакомства учащихся с буквой Ш, ш ,для  формирования навыка чте­ния слов, предложений с изученными буквами; способствовать развитию речи, фо­нематического  слуха, творческого воображения; содействовать воспитанию интереса к чтению, любви к животным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

литературного чтения

по теме: «Тихая сказка».

1 класс

                            Учитель: Абакумова Л.Б.

 


Тема: « С.Я.Маршак « Тихая сказка»».

Цели: создать условия для знакомства учащихся с произведением, принадлежащим к жанру «сказка»,  способствовать формированию читательских умений (отличать народную сказку от авторской, выделять особенности народной сказки, умение сравнивать сказки по темам, правильно называть произведение, лексическая работа); способствовать расширению круга чтения первоклассников, развитию восприятия, внимания, творческой деятельности,  навыка плавного послогового чтения,  устной речи;  содействовать воспитанию культуры слушания,  интереса к чтению сказок, внимательного отношения к полезным советам, взаимоуважения, чувства товарищества.

 

Ход:1. Организационный этап.

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся скорей за работу,

Чтобы новое что-то узнать.

 III. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе. 

- Сейчас  мы совершим путешествие в страну Знаний по маршрутным листам.

Первая ступенька —« Разминайка»:

а) работа над скороговоркой: «Болтунья болтала, болтала, да не наболталась».

б) лексическая работа:

-Кого называют болтуньей?

-  Какой звук чаще других повторяется в скороговорке?

 Дайте ему характеристику( Твердый согласный звонкий звук [ б ].

Докажите, что он звонкий.( Горлышко дрожит, слышен голос)).

-  Назови мягкую пару для твердого согласного звука [б].

Назовите глухую пару для этого звука.  

2) работа над скороговоркой в паре;

3) прослушивание 2-3 учеников;

4) самооценка;

5) чтение с доски крылатого выражения и объяснение его значения: Повторенье- мать ученья.

-    Вот поэтому следующая ступенька в нашем маршрутном листе -«Вспоминайка»(узнать произведение, назвать жанр, тему, показать модель.) Работа в группах. ( Напоминание о культуре слушания).

 1 группа:

« Подруги заманили ее в лес с ребенком - она села и стала брату веночки плесть. Подруги поманили ее в коршуны играть, она пошла на минутку да и заигралась целый час». (Русская народная  сказка. «Привередница»: модель- желтый круг, тема -о детях).

2группа: «Несет. Несет маменька

Жареной говядинки,

А бабушка- кренделек,

А тетушка- киселек

И леденчиков кулек. ( Е.Благинина.«Тюлюлюй. Стихотворение

о детях. Модель - желтый треугольник).

1  группа: « Хмурая, дождливая

                    Наступила осень,

                    Всю капустку сняли.

                    Нечего украсть». ( А.Блок  «Зайчик». Стихотворение о животных. Модель- коричневый треугольник).

2 группа: « И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба. Со мной постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес-голодно, а возьму-забуду съесть и назад понесу.( Пришвин. « Лисичкин хлеб».Рассказ о природе. Модель - зеленый треугольник).

самооценка

награждение команды - победителя

6)  тема и цели урока  ( дети читают тему урока по учебнику, ставят перед собой цели).

 IV. Этап усвоения новых знаний. 

1) ступенька « Послушай и расскажи»:

а) слушание сказки;

б) лексическая работа:

 двустволка - охотничье ружье, у которого  два дула

 толки - разговоры

V. Этап первичной проверки знаний .

Беседа по вопросам:

- Что я вам сейчас прочитала? Назовите жанр. ( Сказка).

-    Какие виды сказок вы знаете? ( Авторская и народная)

-    К какому виду сказок относится наша сказка? ( К авторской).Докажите.

-    Определите тему. О ком эта сказка? ( О животных).

-    Какие еще сказки о животных знаете? « В.Сутеев. « Дядя Миша», М.М.Михайлов. «Лесные хоромы», В.Бианки. «Лесной  Колобок-Колючий Бок»).

-    На какие еще темы мы читали сказки?(О природе -В.Белов. «Родничок», о детях- русская народная сказка « Привередница».

-Какие произведения С.Я.Маршака вам известны?  

-    Назовите героев сказки, которую я вам прочитала?

-    Кто из героев вам понравился? Почему?

-    Вспомните, какими словами начинается сказка ,а какими заканчивается?

 

VI. Этап   закрепления знаний. 

  1) ступенька « Самоделкина»:

-моделирование обложки ( самостоятельно, взаимопроверка,

самоконтроль);

-чтение по модели;

2) творческая работа:

1.Придумайте свое название сказки.

2.Составление схематического плана

Зачин - Семья ежей - Встреча с волками - Появление лесника - Концовка

2) дифференцированная работа 

1группа: чтение слов и предложения с доски ( учебник – стр.76);

2 группа: чтение отрывка ( четверостишия) из сказки ( по карточкам)

 VII.Этап  применения  знаний.  

  Ступенька «Соображалка»:

а)соотнесение иллюстраций с эпизодами;

б) работа в тетради-стр.34:

-Я тетрадочку открою и как надо положу.                                          

Я от вас друзья не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду ровно не согнусь, за работу я примусь.  

Дифференцированная работа

1 группа: №1

2 группа:№2

Самостоятельная работа:№3.

Проверка,  самооценка

 VШ.Этап обобщения знаний 

работа по модели обложки( называние фамилии автора, жанра, темы, названия произведения)

 IX. Этап подведения итогов урока.

    Ступенька:  Сегодня на уроке…

         вспомнил

я       узнал

         научился

XI. Этап рефлексии. 

Дети прикрепляют вырезанные из цветной бумаги обведенные ладошки к

« мордашкам человечиков», выражающим различное настроение.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Ступеньки

Я сделаю:

Я

справлюсь

(+)

Я

затрудняюсь

(-)

Оценки

1.Разминайка

Узнаю звук и дам ему характеристику. Расскажу соседу:

-медленно и  шёпотом;

- быстрее и громче;

-  быстро и громко

2.Вспоминайка

Узнаю произведение, назову его, определю жанр и тему, покажу модель

3.Послушай и расскажи

- Внимательно послушаю новое произведение.

Запомню незнакомые слова и выясню их значение.

-Расскажу, что запомнил.

4.Самоделкина

Сделаю модель обложки и нарисую иллюстрацию.

5.Соображалка

Выберу пословицу и объясню её.

6.Сегодня на уроке я…

Условные обозначения для оценки работы

 «отлично работал и усвоил материал»  (яркое, весёлое солнце)

«хорошо   работал,    но   ещё   имеются   небольшие   проблемы»         (солнце просыпается);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов. Басни. « Лебедь, Щука и Рак»

Урок литературного чтения в 4 классе при изучении темы " Басни"....

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...

презентация к уроку литературного чтения по теме "Гуманизм сказки С. Козлова "Правда мы будем всегда?"

В презентации портрет С.Козлова, речевая разминка, задания для выборочного чтения, вопросы о героях сказки...

Конспект открытого урока. Литературное чтение 2 класс. Зарубежные сказки.

Подробный конспект урока по литературному чтению во 2 классе. "Зарубежные сказки"- повторение. Урок обобщения знаний, материал позволяет  расширить читательский опыт учащихся знакомством с зарубе...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)

Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...

Открытый урок литературного чтения по теме Е.Шварц "Сказка о потерянном времени"

Урок чтения с использованием технологии исследование на уроке. Когда дети были разбиты на группы и в каждой группе выделелись фокусные дети, которым присвоились определённые роли в группе. Материал ур...