урок по теме "Знакомство с буквой "С" и звуками,которые она обозначает"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Сидорова Елена Ивановна

Конспект урока по предмету "Обучение чтению" может помочь в организации учебного процесса учителю начальных классов общеобразовательной школы, работающему по УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №13

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

Проект урока по теме:

«Знакомство со звуками [с], [с’].

Буквами С, с»

Выполнила учитель начальных классов

МБОУ СОШ №13 г. Арзамаса

Сидорова Елена Ивановна

Квалификационная категория –

Стаж работы учителем начальных классов –

Арзамас

2013 год


Учебный предмет:  Обучение чтению

УМК: Азбука 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В. 2 ч.  (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина). М. Просвещение, 2011. – (Школа России)

Тип урока: объяснение нового материала.

Задачи урока: 

  • образовательные: познакомить обучающихся с буквами  С, с;  

      совершенствовать читательские  умения;

  • развивающие: развивать речь, логическое и вариативное мышление, фонематический слух;
  • воспитательные: воспитывать интерес к книге, работать над культурой речи обучающихся, воспитывать культуру общения в группах (умение слушать и слышать других).

Ожидаемые результаты:

  • знакомство с буквой С и умение читать слова и слоги с этой буквой;
  • развитие речи и фонематического слуха;
  • повышение интереса к книге и культуре общения.

Оборудование: 

  • учебник;
  • письменные принадлежности;
  • пластилин;
  • карточки с заданиями;
  • картинки-иллюстрации.
  • компьютер
  • интерактивная доска

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

  • умение классифицировать звуки;
  • владение понятиями «имена собственные и нарицательные»;
  • работа с различными видами предложений (распространенные и нераспространенные);
  •  умение работать со схемами;
  • умение работать с интерактивной доской;
  • формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;  
  • умение оценивать процессы и результаты своей  деятельности.

Этапы урока и хронометраж:

  1. Мотивация к УД – 2 минуты.
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений - 4 минуты.
  3. Постановка учебной задачи.  – 7 минут
  4. Решение учебной задачи («открытие» детьми нового знания) – 10 минут.

Физкультминутка – 2 мин.

  1. Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи) – 5 минут
  2. Самостоятельная работа  – 4 минуты
  3. Рефлексия УД – 1 минута.

Содержание урока:

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся

Формируемые УУД

1.

Мотивация к УД.

Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, если весь урок будете внимательными и активными!  

Личностные:

Формирование положительной мотивации  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений.

Ребята, какую букву мы проходили на прошлом уроке и читали с ней слова? (Ответы детей: Н)

Разложите на парте карточки с изученными буквами (а, о, у, ы, и, н). Какое задание вы можете предложить?  (Ответы детей: составить слова, исключить лишнее, разделить на группы и т.д.).

Хорошо, тогда расселите  карточки с изученными буквами в два домика. (Дети раскладывают буквы. Работа в парах – раскладывают буквы)

Объясните, по какому принципу вы заселили домики?

(Ответы детей: разложить на 2 группы гласные и согласные.).

Почему получаются разные звуки?

Отчего это зависит?

(От того в каком положении находятся губы, язык, зубы, как широко раскрывается рот.)

Как произносятся гласные звуки?

(Голос льется свободно, их можно петь. Они голосовые.)

Как произносятся согласные звуки?

 (Звуки встречают преграду во рту: зубы, губы, язык.)

Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: Формирование действий анализа и синтеза.

3.

Постановка учебной задачи.

Ребята, я включу вам мультфильм.

(Электронное приложение к азбуке. Буква С. Работаем с речью. Смотрим мультфильм).

Дети смотрят мультфильм. (№1)

Правильно ли мама с сыном перешли дорогу? Где они осуществляли переход?

А теперь скажите мне, какой звук чаще всего встречается в тексте мультфильма? всего встречается в тексте мультфильма?

(Ответы детей: звук [с], [с’])

Назовите слова, в которых встречался этот звук.

(Учитель открывает на интерактивной доске эти слова).

Поиграем в игру: «Хлопни - топни». Хлопните в ладоши, если услышите звук [с’], топните ногами, если услышите звук [с].

(Дети играют в игру).

Как вы считаете, какая буква на письме обозначает эти звуки? Как  называется эта буква?

(Ответы детей: сэ, с,сь.)

Я вам открою секрет. Она называется -  буква эс.

  - А сейчас скажите мне, как вы думаете?  Какая у нас сегодня будет тема урока?

Тема  урока:  Звуки [с], [с’], буквы С, с.  

Сегодня на уроке:

  • Нам нужно будет дать характеристику этим звукам, то есть рассказать, какие они.
  • Нужно научиться находить эти звуки в словах и различать их.  
  • Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки.
  • Научиться читать слоги и слова с этими буквами.

Что мы для этого будем делать?

Составляем план работы на уроке.

1. Составим характеристику звуков.([ ]).

2. Будем работать со схемами слов.

3. Будем читать слова.  

4.  Будем читать предложения.

      ______   _____   ____ .

    Каждый пункт плана обозначаем знаком – символом и вывешиваем на доску.

 -Ребята.  А для чего мы всё это будем делать?

(Ответы детей: чтобы собрать полную информацию о звуках.).

Познавательные:

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

 

Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

Формирование способности принимать учебную цель и задачу.

Познавательные:

Формирование умения  использовать в учебной деятельности знаково-символические средства.

Формирование умения  планировать  предстоящую работу (составлять план и последовательность своих действий).

Личностные:

Формирование положительной мотивации  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4.

Решение учебной задачи («открытие» детьми нового знания)

Музыкальная физкультминутка

  1. Объяснение. Итак, мы уже сказали, что звуки  [С], [с’]  можно обозначить буквой – эс. Посмотрите,  как выглядят печатные буквы: заглавная и маленькая. На что они похожи?

Показ на интерактивной доске.(№2)

(Ответы детей: на дверную ручку, на половину баранки, на  старый месяц)

А что, месяц бывает молодым?  (объяснение ребенка).

Демонстрация ЭОР. Строчная буква "с" (N 193559) (№3). Дети смотрят предложенную анимацию.

Есть ли ассоциации, которые  не были названы?

  1. Работа с пластилином.

Вылепите заглавную и маленькую букву С.  Но прежде, чем это сделать, нам необходимо подготовить пластилин к работе.  

(Выполнение дыхательной гимнастики: «Озябшие руки».)

А для чего я вас просила вылепить две буквы?

(Ответы детей: заглавная, чтобы писать имена и обозначать начало предложения, маленькая для всех остальных случаях.)

А есть ли у нас в классе дети, имена которых начинаются на букву С? Встаньте, пожалуйста.

В какой домик вы поселите букву С? (Ответы детей: поселим в домик, где живут согласные звуки).

Почему?

(Воздух при произношении встречает преграду в виде зубов.)

А теперь поиграем в игру: «На что это похоже?» Учитель просит детей зажмурить глаза, а сам произносит долгий звук [с] на выдохе. Что вы услышали?

(Ответы детей: завывание ветра, шарик сдувается, чайник кипит и т.д.)

(Выполнение дыхательной гимнастики: «Колесо спустило».)

  1. Характеристика звуков. 

Учитель загадывает загадку:

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

 (Ответы детей: сом).

Показ картинки на интерактивной доске.

Теперь, давайте дадим характеристику звуку [с].  Какой он?

 Гласный или согласный?

 Мягкий или твёрдый?

 Звонкий или глухой?

   (схема на интерактивной доске)

А теперь, определите, о каком  животном идет речь?

Живет в наших лесах….

Питается  растительной пищей…. Сильный….

Быстро бегает….

Имеет копыта….

Носит рога…. (Лось)

Составьте схему  этого слова.

Теперь давайте дадим характеристику  звуку [с’].  Какой он? (схема на доске) (Ответы детей - характеристика звука по схеме)

Чем отличаются эти звуки?  

Чем они похожи? 

Познавательные: 

Формирование умения извлекать информацию из схем,  иллюстраций и текстов.

Познавательные: Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы.

Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Регулятивные:

Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Формировать умение слушать  друг друга и вступать в учебный диалог.

Познавательные:

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Познавательные:

Формирование умения извлекать информацию из схем,  иллюстраций и текстов.

5.

Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)

  1. Работа с учебником (стр. 45)

Прочитайте слоги в красной рамке. Какой слог лишний?  

(Ответы детей: слог СИ – мягкий). Работа по рядам - придумайте слова с этим слогом (силач, сильный, синька, синяк и т.д.). 

С другими слогами проводится аналогичная работа. Подведение итогов: какой ряд выиграл.

Читаем предложения на с. 45. Поставьте вопросы друг другу по этим предложениям.

(Где находится Нина? У какого дерева Инна? Кто стоит у осины? Кто находится у сосны?)

 Сегодня вы узнаете, что часто будете встречать слова, которые произносятся совсем не так, как пишутся. В таких случаях говорят, что произношение расходится с написанием. Написание букв в таких словах нужно запомнить. И называться они будут словарными словами. Первое словарное слово - осина.

Осень осину очень любила,

Осень осину всю нарядила

В яркий багрянец. Как хорошо!

Слово «осина» начни с буквы О!

Постарайтесь запомнить, что слово «осина» пишем с буквы О.

Вывешиваем карточку с этим словом на доску.

Разучиваем новую скороговорку:

Осень осину очень любила,

Осень осину всю нарядила.

Коммуникативные: Формирование умения  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать своё мнение.

Познавательные:

Смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

6.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

А теперь мы выполним ещё одно задание.  У вас на столе разложены карточки. (Собака стащила. Сережа съел. Света сорвала. Снег съехал.  Стакан скатился. Сапоги стоят. Семен сидит.) Что вы видите на них?

(Предложения) 

Что интересного вы в них  подметили? (Каждое слово начинается на букву С. Предложения нераспространенные.) 

Какое задание вы можете предложить?

(Подчеркнуть гласные, разделить на слоги, поставить ударения, дополнить предложения.)

Я задумала задание, которое предложил Кирилл. Распространите предложение так, чтобы каждое слово в вашем новом предложении начиналось на букву С. Чем предложение длиннее, тем лучше.

(Самостоятельное выполнение обучающимися предложенной работы).

Заслушивание ответов.

Внизу на карточке оцените свою работу:

Знак +: всё без ошибок

 Знак -: есть ошибки

Познавательные:

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Регулятивные:

Формирование умения оценивать процессы и результаты своей  деятельности.

7.

Рефлексия УД.

Переверните вашу карточку и  отметьте крестиком:

  • Трудно ли вам было на уроке?
  • Интересно ли вам было на уроке?
  • Поняли ли вы новый материал?

___________________ - Т

___________________- И

___________________- П

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;  умение оценивать процессы и результаты своей  деятельности.

Самоанализ урока обучение чтению.

   Урок  обучение чтению  был проведён в 1 классе.

   Тип урока – изучение нового материала. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является первым в изучении темы «Согласные звуки [с], [с']. Буквы С, с».

   Урок построен логично и системно, продумана последовательность учебных заданий. Обоснованное соотношение частей урока.

   Содержание учебных заданий соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса, обеспечивает работу в зоне ближайшего развития обучающихся. Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода.      

   Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью. (На что похожа буква С, расширение знаний детей об объектах природы – старый, молодой месяц, где можно услышать этот звук; правила поведения на дороге.)

   На уроке широко использовались творческие задания, требующие применения знаний в новой ситуации. (Дополни слог до слова: слог си; распространить предложение словами, начинающимися с одной буквы.)

   Большинство заданий носит не только обучающий, но и развивающий характер. (Дополни предложение, умение поставить вопрос и предложить свои варианты выполнения заданий.)

   В соответствии с темой урока, задачами были выбраны  формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая. Работа в группах создавала благоприятные условия для включения всех детей в активную работу на уроке.  При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслил, выражал своё мнение. В группах рождались споры, обсуждались разные варианты решения, шло взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

   На уроке были использованы  следующие технологии:

  • ИКТ;
  • игровая деятельность;
  • проблемное обучение;
  • здоровьесберегающие (музыкальная физкультминутка, дыхательная гимнастика, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности обучающихся);
  • работа в группах и парах.

   Используемые технологии  повышали мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности,  что обеспечило работу всего класса, позволило обучающимся раскрыть свои способности, «раскрепостить мышление».

   На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый), приемы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии (распределить по группам буквы, определить задуманное слово по частичному описанию).

   Использовалась условно-изобразительная наглядность (знаково-символические средства – при составлении плана работы на уроке используем знаки-символы.).   Данная наглядность помогала решить  учебно-практические задачи. Средства обучения использовались целесообразно с учетом специфики программы, возраста обучающихся и уровня их развития.

    В усвоении учебного материала использовались разнообразные способы и средства обратной связи (в том числе и сигнальные - знаки согласия и несогласия).

На уроке ставились перед детьми учебные задачи, дети их осознавали. Обучающиеся принимали участие в целеполагании. Велась работа по усвоению детьми способов действия. (Открытие детьми темы урока, плана урока).

   Были определены следующие задачи: познакомить обучающихся с буквами  С, с,  совершенствовать читательские  умения; развивать речь, логическое и вариативное мышление, фонематический слух; воспитывать интерес к книге, работать над культурой речи обучающихся, воспитывать культуру общения в группах (умение слушать и слышать других); устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.              

   Урок построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения, учётом развития УУД  и психологических особенностей детей данного возраста.

   Структура урока соответствует требованиям ФГОС:

1.ориентация на новые образовательные результаты;

2. нацеленная деятельность на формирование УУД.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • познакомить  детей с согласными звуками[с], [с'], соотношением звуков и букв;
  • закрепить знания детей об именах собственных, нарицательных, распространенных и нераспространенных предложениях;
  • закрепить умение работать по схеме в определенном порядке.
  • развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции,  моторику,  обогащать словарный запас обучающихся;
  • расширить знания об окружающем мире, обогащать словарный запас.
  • прививать любовь к чтению, к книге;
  • формировать познавательный интерес;
  • воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;
  • учить работать в парах, группами, сообща.

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме планировалось сформировать следующие УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Личностные: формирование положительной мотивации  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: 

  • формирование умения анализировать, делать выводы;
  • формирование умения планировать  предстоящую работу;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Регулятивные:

  • формирование способности принимать учебную цель и задачу с помощью учителя;
  • формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формирование умения оценивать процессы и результаты своей  деятельности;

Коммуникативные:

  • формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
  • формировать умение слушать  друг друга и вступать в учебный диалог.

При построении урока использовались принципы: научности, наглядности, активности, доступности, систематичности и последовательности.

Обучающиеся познакомились со словами, произношение которых расходится с написанием.

Обучающиеся  проявляли на уроке познавательную активность, выступали  в роли субъектов деятельности. (Высказывание своих ассоциаций, изображали свист ветра, сдувшийся воздушный шарик, предлагали разные варианты решения заданий.)

На  проведенном уроке был выбран оптимальный темп, соблюдались  временные рамки выполнения заданий.

На уроке многие задания предлагали сами дети, что свидетельствует о демократичном стиле общения. Было организовано сотрудничество учителя и обучающихся как равных партнеров, а также сотрудничество детей друг с другом.

Считаю, что на уроке были достигнуты поставленные задачи. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии. На уроке создавались ситуации успеха, ситуации выбора. Ученики имели  возможность высказывать собственную точку зрения.

Закончить свой самоанализ мне хочется высказыванием, принадлежащим  древнему мыслителю, философу  Конфуцию: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

     

Приложение к плану-конспекту урока

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Мультфильм

Анимация

Звуковой файл

Русский язык (обучение грамоте). 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А. Виноградской (1 CD)

Буква С. Работаем с речью. Смотрим  мультфильм.

2

Печатная буква

Демонстрация

Иллюстрация

Русский язык (обучение грамоте). 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А. Виноградской (1 CD)

Буква С. Печатная буква.

3

Строчная буква "с"

(N 193559)

Анимация

Видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a3831-0a01-0180-00ec-0b80eb4be25e/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BMA_129%5D.swf

Использованные источники:

  1. Азбука 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В. 2 ч.  (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина). М. Просвещение, 2011. – (Школа России)
  2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Начальная школа, 1994.
  3. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс.- М.:ВАКО, 2013.
  4. Русский язык (обучение грамоте). 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А. Виноградской (1 CD).
  5. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под ред. Н.Н.Деменевой. – М..: АРКТИ, 2013.
  6. Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией. 1 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
  7. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a3831-0a01-0180-00ec-0b80eb4be25e/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BMA_129%5D.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква П и звуки, которые она обозначает"

Урок разработан с применением игровых технологий, содержит работу в группах....

Урок обучения грамоте "Буква Д и звуки, которые она обозначает"

урок изучения нового материала -знакомство с новой буквой и звуками....

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква ё и звуки, которые она обозначает"

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква ё и звуки, которые она обозначает" по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает.»

Конспект урока по обучению грамоте.Тема: «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает.»...

Обобщающий урок по букве «х» и звукам, которые она обозначает (Школа России)

Цели урока: обобщить сведения о звуках [х],[х’] и соответствующей букве, давать характеристику звука; обратить внимание на соединения букв; совершенствовать знания о предложении; совершенствовать навы...

Закрепление изученных букв и звуков, которые они обозначают. Различение согласных и гласных звуков.

Закрепление изученных букв и звуков, которые они обозначают. Различение согласных и гласных звуков....