Педагогический проект "Развитие литературно-творческих способностей младших школьников"
проект по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Силаева Светлана Владимировна

Педагогический проект включает разделы: 1. Анализ ситуации. 2. Проблема. 3. Планируемые результаты. 4. Система работы. 5. Диалогический инструментарий.

6. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов. 7. Список используемых источников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Развитие литературно-творческих способностей младших школьников».

Выполнила:

Силаева Светлана Владимировна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №17 г.о. Сызрань

                                                                                                     

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

1. Анализ ситуации.  

2. Проблема.

3. Планируемые результаты.

4. Система работы.

5. Диалогический инструментарий.

6. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.

7. Список используемых источников.  

Тема: «Развитие литературно-творческих способностей младших школьников».

  1. Анализ ситуации.

       В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.

      Часто в начальных классах можно увидеть детей-почемучек, которые постоянно что-то спрашивают, чем-то интересуются, хотят большего объёма, глубины материала. Однако, в среднем звене таких детей становится меньше, а в старших классах остаются единицы.

       Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика.

        В связи с этим возникла необходимость в проведении специального проекта с целью совершенствования процесса обучения, активизации познавательной деятельности.

        Главная задача уроков чтения в начальных классах, наряду с обучением беглому сознательному чтению, состоит в развитии детей средствами художественной литературы, в формировании их художественного вкуса. Никакая другая отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно внутренний мир в его динамике, как художественная литература.

        Особое значение художественная литература имеет для воспитания чувств. Изображенные в произведении герои, события, явления вызывают у читателя сопереживание, захватывают его. В процессе чтения у читателя может возникнуть ощущение, что он также переживал и чувствовал как герой произведения. Он начинает осознавать себя, свои чувства. Таким образом, художественная литература (чужой опыт) делается на время личным опытом читателя, обогащает его чувства. Все особенности восприятия и понимания произведений художественной литературы присущи и младшим школьникам.

        Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями, творцами в этом мире, наблюдали, думали, рассуждали, творили красоту и радость для людей и находили в этом творении счастье».

        Начальное звено играет важную роль в становлении и развитии личности ребенка. В этом возрасте складываются и проявляются до 70 % его личностных качеств. Невнимание к развитию личности в младшем школьном возрасте порождает педагогические просчеты, которые ярко обнаруживаются на следующих ступенях обучения.

        Речевая деятельность - это фундаментальная деятельность человека, в ней скрыты богатейшие возможности развития личности, сознания, всех познавательных возможностей человека.

Особенности речевой деятельности состоят:

- в восприятии человеческой речи других;

- в выражении им собственных мыслей, суждений, переживаний;

- в активном воздействии на слушателей, собеседника.

         Через общение в речевой деятельности человек может выразить богатство и бедность содержания своей жизни, её мотивы, направленность, может познать самого себя. От развития речевой деятельности зависит общая и специальная (научная, техническая, эстетическая) культура человека. Низкий уровень этой деятельности является показателем недостаточного развития.

  1. Проблема.

        Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

        Ученик должен идти в класс с охотой, с желанием работать весь урок. Без этого невозможно получение знаний. Идея развития творческих способностей школьников становится ключевой в концепции школы.

       Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

      На современном этапе организации образовательного процесса в школе всё большей популярностью пользуется исследовательская деятельность. Эта технология способствует развитию самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе.

        В последнее время интерес учеников к изучению литературы снижается. Одной из причин подобной ситуации является несоответствие объёма информации, которую ребёнок должен освоить, и отводимым для этого временем в рамках школьного урока.

      Ещё одна серьёзная причина снижения интереса учащихся к изучению  литературы - преобладание репродуктивных заданий в большинстве учебников. Может ли подобная ситуация способствовать развитию творческих способностей?

       Таким образом, возникает противоречие между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и необходимостью применять новые средства и методы для повышения уровня развития творческого начала личности школьника.

       Я, работая по программе «Школа России», поняла, что учебник литературного чтения - это учебник чтения, а не литературы, и то, что литература должна пониматься как искусство, то есть как способ художественного восприятия мира. Учитель должен научить каждого ребенка решать две задачи: исследовательско — творческую и эмоционально-эстетическую (способствует организации переживания, учить чувствовать).

Цель: создание условий для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках и во внеурочное время.

Задачи:

1.Развитие самостоятельности, умения использовать внутренний потенциал для решения реальных проблем.

 2.Создание образовательных ситуаций для повышения внутренней мотивации к обучению (т.к. высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей).

3. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

4. Развитие мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить умозаключения.

Участники проекта:  обучающиеся, учитель, родители.

  1. Планируемые результаты.
  • Развитие продуктивного воображения.
  • Повышение уровня творческой фантазии.
  •  Улучшение своеобразия творческого мышления, необычности подхода к решаемым задачам.
  • Улучшение пространственного представления и воображения.
  • Развитие творческих сторон интеллекта.
  1. Система работы.

      Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность:

  • широкое использование на уроках проблемного метода и дискуссий;
  •  работа в творческих группах;
  •  приемы самообразования и взаимообучения;
  • создание ситуации успеха;
  • постоянное стимулирование интереса к предмету через актуализацию личностного опыта учащихся (творческие конкурсы и исследовательские проекты типа «Письмо моей семье», «История моей семьи в истории моего края» и др.).

Основными формами работы с учащимися являются:

  • уроки-исследования разных типов;
  • организация учебных занятий с использованием элементов исследовательской технологии, отдельных исследовательских методов и приемов;
  • практические занятия по освоению элементов технологии (как в урочное время для учащихся всего класса, так и во внеурочное – для всех желающих);
  • индивидуальные и групповые консультации на различных этапах выполнения проекта или исследования;
  • работа в русле школьного научного общества, ставящего целью популяризацию исследовательской деятельности среди учащихся;

  • деловые игры с исследовательской направленностью;

  • участие школьников в разнообразных творческих конкурсах  регионального и Всероссийского уровней;

  • разнообразные формы презентации результатов работы.

          В процессе обучения активно используются и технологии, обеспечивающие личностное развитие ребенка, а именно: исследовательские методы в обучении; технология использования в обучении игровых методов (ролевых, деловых и других обучающих игр); обучение в сотрудничестве; информационно-коммуникационные технологии; система инновационной оценки «портфолио» и др.

Этапы реализации проекта:

I – АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ (сентябрь-ноябрь 2014 г.)

  • Проведение диагностических исследований.
  • Создание программно-методического обеспечения.
  • Совместное планирование деятельности по реализации проекта (учитель, родители, дети).
  •  Систематизация изученных материалов, обеспечение наглядного сопровождения.
  • Создание предметно-развивающей среды.

          Методы и приемы: проектирование, планирование, анализ, сравнение,  прогнозирование, анкетирование

Тестовые задания на определение творческих способностей:

 «Дорисуй» (изображение кругов в предметах)

«Спрятанная форма» (нахождение фигур, скрытых в сложном изображении) «Сложи узор» (кубики Косса)

«Определение понятий» (наборы слов)

 «Придумай рассказ» и д.р.

 II – ОСНОВНОЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ) (декабрь 2014-февраль 2016 г.)

  • Реализация задач проекта строится на основе системы дидактических принципов:

- принцип активности и сознательности;

- принцип системности и последовательности;

- принцип наглядности и доступности.

  • Использование творческих заданий во всех уроках (как часть урока) и в индивидуальных занятиях, а также в свободной деятельности. Задания подбирать с учетом уровня развития детей и тематикой занятий.
  • Построение коррекционно-развивающей работы проводить в тесном сотрудничестве педагогов и родителей
  • Развитие творческих способностей через развивающие игры в комплексном ключе с формированием у детей системы знаний и умений в разных областях.
  • Организация условий, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно творить, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

  • Обеспечение охраны здоровья.

  • Постоянное обновление предметно-развивающей среды.

       Методы и приемы: организованное обучение, экспериментирование, анализ,

сравнение, индивидуальная и подгрупповая деятельность.

III – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (март-май 2016 г)

  • Проведение мониторинговых исследований.
  •  Анализ реализации проекта.
  •  Подведение итогов, определение перспективы развития проекта, презентация.

           Методы и приемы: диагностирование, анализ, сравнение, обобщение,

  прогнозирование.

Наименование мероприятия

Место проведения мероприятия

Дата проведения мероприятия

Ответственный

за выполнение

АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ

ЭТАП

1.Диагностическое исследование.

2.Совместное планирование деятельности.

Школа

Школа

Сентябрь- октябрь 2014 г.

Ноябрь 2014 г.

Бирюкова Ф.М., психолог.

Бирюкова Ф.М., родители, дети.

ОСНОВНОЙ ЭТАП        

1.Сочинение сказок, стихов, басен, рассказов и пр.        

2.Исследовательские проекты

3. Создание базы творческих работ учащихся        

4.Создание электронной версии сборника        

Школа, дом

Школа, дом

Школа

Школа

Декабрь 2014 г – февраль 2016г.

Обучающиеся

Бирюкова Ф.М., обучающиеся

Бирюкова Ф.М.

Бирюкова Ф.М.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

ЭТАП

1.Презентация сборника творческих работ.

2.Презентация исследовательских проектов.

2.Презентация сборника творческих работ

3.Анализ реализации проекта

Актовый зал школы

Актовый зал школы

Детский сад

Школа

Март 2016 г.

Апрель 2016 г.

Май 2016 г.

Май 2016 г.

Бирюкова Ф.М.

Бирюкова Ф.М., обучающиеся

Все участники

Все участники

Этап работы

Методические рекомендации

Название тем занятий

Творческое задание

1. Знакомство с понятием – речь        

На первых занятиях идёт знакомство со средствами звуковой выразительности (тон высказывания, темп, громкость, паузы), логическими ударениями. Работая над различными произведениями, дети учатся находить главное,

знакомятся со стилями речи, учатся узнавать эти стили в произведениях, стараются сами подобрать свои примеры. На занятиях дети инсценируют отрывки произведений с целью работы над средствами звуковой выразительности.

«Путешествие в страну устной и письменной речи».

«В гостях у логического ударения».

«Стили речи».

        

 

Составление устных рассказов по серии картинок, по 1 картине, на тему.

2. Знакомство и работа с понятием текст.         

 

Дети узнают, что текст нужен людям для выражения мыслей. Признаком любого текста является тема, которая подчинена основной мысли. Обучение детей пониманию текста идёт вместе с созданием школьниками своих речевых произведений, подчинённых основной мысли. Обращается внимание на различные жанры.         

«Мир текста».

«Где живёт основная мысль?»

«Широкие и узкие темы текста».

«Что такое жанр? Какие бывают жанры?»

Составление устных рассказов

3. Этикет в споре.         

 

На занятиях дети не умеют вести дискуссию, не слышат друг друга, не могут воспринять чужое мнение. Возникает необходимость ввести понятие этикета в споре. Дети анализируют ситуации в различных произведениях и делают для себя выводы. Используется подбор картинок для словесного описания, разыгрывание сценок детьми.

«Не надо ссориться».

«Учимся быть вежливыми в любом споре».

«Сколько людей - столько мнений».         

Составление диалога.

4. Знакомство со сказками.         

        

На занятиях используются народные и авторские сказки, сказки о животных, о людях и т.д.

Наблюдение за законами построения сказки: троекратное повторение, зачин, сказочные герои. Они делают вывод о том, что автор закладывает определённое нравоучение.

Работа над средствами художественной выразительности. Разбираются незнакомые слова, зачины. Объяснение незнакомого слова надо строить на раскрытии своеобразия его значения.. Обращается внимание на речевые обороты, используемые в сказках.

Инсценирование сказок. Заключительным этапом идёт попытка детьми создать свою сказку. Сочинения пишутся без плана.

«Что за чудо эти сказки!»

«Сказки о животных».

«Бытовые сказки».

«Волшебные сказки».

«Фантастические сказки».

«Законы построения сказок».

«Сказочные герои - кто они?»

«Конкурс: лучший рассказчик».

«Играем сказку».

«Сочиняем сказку».

«Мир волшебных сказок (прочтение собственных произведений)».         

«Сочинение собственной сказки в традициях русской народной сказки. (присказка, зачин, троекратные повторы, концовка и др)»

Конкурс: лучший рассказчик.

Играем сказку.

Сочиняем сказку.

Мир волшебных сказок (прочтение собственных произв-ний).

Сочинение собственной сказки в традициях русской народной сказки. (присказка, зачин, троекратные повторы, концовка и др).

5. Знакомство с былинами.         

 

        

Работа над былинами строится аналогично предыдущей:

выясняется происхождение былин, их значение. Чтение былин, обсуждение прочитанного.

Выразительное чтение.

Работа над структурой былин.

Работа над средствами выразительности: составление словаря старинных слов, употребляющихся в былинах.

«История древней Руси, быт людей».

«Былина, её рождение, герои».

«Старинные слова».

«Былина – источник познания жизни наших предков».

Обработка историческо-го текста.

6. Учимся писать стихи.         

        

Главная цель работы со стихотворениями: приобщить детей к классическим произведениям. На занятиях разбирается много стихотворений, готовится выразительное чтение, стихи учатся наизусть. Дети знакомятся  с понятием рифма. На занятиях используются различные игры со словами, игры в рифму. Главное, чтобы ребёнок не просто подбирал и рифмовал слова, а стремился выразить свои эмоции и чувства.         

«Эмоции, чувства в стихах». Прогулка в лес.

«Как прекрасен мир!» - стихи о природе.

Экскурсия в парк.

«Весёлые стихи».

«Что такое рифма?»

 

Конкурс: лучший чтец.

Сценки на стихи.

Практические игровые занятия.

Сочиняем коллективно.

Проба пера:

написание стих-ний собственных, на рифму, на заданную тему и др.

7. Работа над рассказом.         

 

Работа начинается со знакомства детей с биографией авторов, этот материал могут находить и сами дети.

Большое внимание уделяется чтению произведений, работе над выразительностью, разбору чувств, которые возникли при чтении.

Работа над средствами выразительности. Можно использовать в работе составление словарей иностранных слов, антонимов, синонимов, которые встречаются в рассказах.

Инсценирование рассказов.

Чтение любимых рассказов.

«Какие бывают рассказы?»

«Рассказы о природе».

«Рассказы о людях».

«Весёлые рассказы».

Пополняем наш словарик.

Играем рассказ.

Пишем рассказы.

Запись своих рассказов с иллюстрациями.

  1. Диагностический инструментарий.

      Диагностика уровня творческой активности учащихся (методика М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова, Б. С. Алишева, Л. А. Воловича)

Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности.

Ход опроса

      Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, который предполагает сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

        Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41–44; по критерию «критичность» – на вопросы 45–48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» – на вопросы 49–52; по критерию «направленность на творчество» – на вопросы 53–56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка – 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.

         Можно выделить три уровня творческой активности подростка и отдельных ее аспектов: низкий – от 0 до 1; средний – от 1 до 1,5; высокий – от 1,5 до 2.

Опросник «Чувство новизны».

        Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):

1. Если бы я строил дом для себя, то:

а) построил бы его по типовому проекту (0);

б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино (1);

в) построил бы такой, которого нет ни у кого (2).

2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми (0);

б) сочиняю сам сюрприз для гостей (2);

в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино (1).

3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

а) оригинальную (2);

б) трудную (1);

в) простую (0).

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

а) красивое (1);

б) точное (0);

в) необычное (2).

5. Когда я пишу сочинение, то:

а) подбираю слова как можно проще (0);

б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли (1);

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова (2).

6. Мне хочется, чтобы на уроках:

а) все работали (1);

б) было весело (0);

в) было много нового (2).

7. Для меня в общении самое важное:

а) хорошее отношение товарищей (0);

б) возможность узнать новое («родство душ») (2);

в) взаимопомощь (1).

8. Если бы я был поваром, то:

а) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны (0);

б) создавал бы новые блюда (2);

в) старался бы мастерски готовить все известные блюда (1).

9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:

а) «Седьмое чувство» (0);

б) «Поле чудес» (1);

в) «Очевидное–невероятное» (2).

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

а) наиболее удобный маршрут (0);

б) неизведанный маршрут (2);

в) маршрут, который хвалили мои друзья (1).

Опросник «Критичность».

       Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы

а) полностью согласен – 0;

б) не согласен – 2;

в) не готов дать оценку данному высказыванию – 1.

11. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д. И. Писарев). ДА, НЕТ.

12. Лицо – зеркало души (М. Горький). ДА, НЕТ.

13. Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А. Франс). ДА, НЕТ.

14. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле). ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ.

15. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл). ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ.

16. Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир). ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ.

17. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко). ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ.

18. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль). ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ.

19. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К. Д. Тимирязев). ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ.

20. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д. Л. Оруэлл). ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ.

Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта».

Задание к № 21–23.

           В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.

21. ИЗГНАНИЕ – ЗАВОЕВАТЕЛЬ

а) вор

б) обвиняемый

Арест в) судья

г) адвокат

22. ОЗЕРО – ВАННА

а) лужа

Водопад б) труба

в) вода

г) душ

23. ВУЛКАН – ЛАВА

1) источник – родник

2) глаз – слеза

3) огонь – костер

4) шторм – наводнение

Задание к № 24–27.

            Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).

24. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?

- Это сон

- Закричать

- Заснуть обратно

25. В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше. Ваши действия?

 - Остановить другую машину

- Не знаю

26. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

- Идти в милицию

- Спросить помощи у людей

- Не знаю

27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом Вам языке. Как Вы будете изъясняться?

- Купили бы словарь

- Объяснялись бы жестами

- Не знаю

         Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:

отсутствие ответа 0;

тривиальный ответ 1;

оригинальный ответ 2.

Задание к № 28–30.

           На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

28. Консервная банка.

         Мяч на улице; хранить деньги, чтобы никто не нашел; металлическая линейка для измерения; посуда для кошки; посуда для хранения червей; как нож, для перерезки веревок;

29. Металлическая линейка.

         Для измерения; для подставки чего-либо; на стройке;

30. Велосипедное колесо.

         Продать; игрушка для ребенка; как запасное; обруч для фигуры; как спасательный круг;

«Направленность на творчество».

Задание к № 31–40.

Если бы у Вас был выбор, то что Вы предпочли бы?

31.а) читать книгу – 0;

б) сочинять книгу – 2;

в) пересказывать содержание книги друзьям – 1.

32. а) выступать в роли актера – 2;

б) выступать в роли зрителя – 0;

в) выступать в роли критика – 1.

33. а) рассказывать всем местные новости – 0;

б) не пересказывать услышанное – 1;

в) прокомментировать то, что услышали – 2.

34. а) придумывать новые способы выполнения работ – 2;

б) работать, используя испытанные приемы – 0;

в) искать в опыте других лучший способ работы – 1.

35. а) исполнять указания – 0;

б) организовывать людей – 2;

в) быть помощником руководителя – 1.

36. а) играть в игры, где каждый действует сам за себя – 2;

б) играть в игры, где можно проявить себя – 1;

в) играть в команде – 0.

37. а) смотреть интересный фильм дома – 1;

б) читать книгу – 2;

в) проводить время в компании друзей – 0.

38. а) размышлять, как улучшить мир – 2;

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир – 1;

в) смотреть спектакль о красивой жизни – 0.

39. а) петь в хоре – 0;

б) петь песню соло или дуэтом – 1;

в) петь свою песню – 2.

40. а) отдыхать на самом лучшем курорте – 0;

б) отправиться в путешествие на корабле – 1;

в) отправиться в экспедицию с учеными – 2.

Самооценка (контрольный опрос).

Да – 2; трудно сказать – 1; нет – 0.

41. Мне нравится создавать фантастические проекты.

42. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

46. Мне удается находить причины своих неудач.

47. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

48. Могу обосновать, почему мне что-то нравится или не нравится.

49. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

50. Убедительно могу доказать свою правоту.

51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

52. У меня часто рождаются интересные идеи.

53. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

55. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

56. Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

         После анализа ответов можно выделить 3 уровня творческой активности подростка: низкий – от 0 до 1; средний – от 1 до 1,5; высокий – от 1,5 до 2. Диагностика уровня развития творческой активности проводилась по методике М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича в начале включения учащихся в литературно-творческую деятельность и в конце  работы.

        Замеры осуществлялись по четырем критериям, указанным в данной методике:

  • чувство новизны;
  • критичность;
  • способность преобразовать структуру объекта;
  • направленность на творчество

         Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию.

          Согласно данной методике выделяется три уровня творческой активности школьника и отдельных ее аспектов: низкий – от 0 до 1; средний – от 1 до 1,5; высокий – от 1,5 до 2.

6.Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.

     Для того, чтобы обучение проявило свой развивающий эффект, необходимо создание ряда универсальных условий: развиваемый ученик должен быть вовлечен в активную деятельность и общение. Эффективность обучения зависит, прежде всего, от активности самого ученика. Когда учащиеся вовлекаются в активную деятельность по выполнению заданий познавательного характера, длительность активной работы учеников на уроке возрастает до 90—95 % урока.

     Основными педагогическими условиями, способствующими оптимальному развитию творческой активности ребенка в дошкольном возрасте, являются:

 - гуманизация педагогического процесса, которая включает создание открытого образовательного пространства, предоставление возможности выбора своей деятельности детям и педагогам, включение детей и педагогов в совместную творческую деятельность в детско-взрослых сообществах, ориентированных на развитие творческой активности детей, которая позволяет отойти от жесткой регламентации детской деятельности, организации занятий в форме классно-урочной системы;

 -приобщение к культуре народа, присвоение ребенком общечеловеческого опыта, культурных ценностей, нормативных качеств личности, образцов поведения. В ходе ознакомления, встречи с культурой ребенок не только приобщается к культуре, но и сам создает свою культуру, изменяется весь его внутренний мир. Его продукт деятельности носит творческий характер, весьма значимый для развития ребенка. Если ребенок с малых лет приобщается к родной культуре, к родному языку и у него формируется крепкая информационная связь со своим народом и с окружающим миром, то впоследствии может вырасти человек с высшим уровнем развития разума – как певцы, политики, которые живут не только сегодняшним днем и не только для себя, но для народа и для завтрашнего дня;

 - основными направлениями личностного роста педагога являются: открытость миру, новым педагогическим технологиям, ломка стереотипа традиционного обучения; способность брать ответственность за себя и за обучающихся; вступление педагогов в режим развития обеспечивает развитие творческой активности детей;

 - взаимодействие школы с семьей по развитию литературно-творческой активности детей должно проходить с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Сегодня родитель является не только заказчиком образовательного учреждения, но и соуправленцем, активным участником педагогического процесса.

7.Список используемых источников.

1. Бабаева Ю. Д., Лейтес Н.С. Психология одарённости детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

 2. Борзова В. А, Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. -Самара., 2002.

 3. Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. // Начальная школа. -2004.

4. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.Просвещение, 2000.

5. Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. М.: Просвещение. -2001.

Интернет-ресурсы:

  1. http:// www.school.edu.ru,
  2. http://www.edu.ru
  3. http://www.rsl.ru                 4.  http://www.library.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Педагогический проект  «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»...

Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время"

Современным детям легче найти готовый материал в интернете, скачать необходимый материал, не тратя время на исследования и творческую работу. Задача учителя – отойти от репродуктивного характера...

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности

Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности

Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС»

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.Если ...

Проект научно - педагогического исследования «развитие творческих способностей младших школьников с применением ТРИЗ- технологии»

Проект научно - педагогического исследования «развитие творческих способностей младших школьников с применением ТРИЗ- технологии»...

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников

Hодителям, педагогам и школьным психологам важно начинать работу по подготовке детей к креативной деятельности именно в младшем школьном возрасте.Специальное обучение и воспитание, прямым образом напр...