Литературное чтение Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Колыбельные русских поэтов.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Игнатьева Елена Анатольевна

Цели:

– формируем умение читать по ролям, участвовать в драматизации;

– формируем умение иллюстрировать художественное произведение;

– формируем умение сочинять сказку, загадку, считалку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_lit_2kl_ur101_1.doc66 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx245.36 КБ
Файл test.docx14.54 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Урок 101.

Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»

Тема: Колыбельные русских поэтов.

Цели:

– формируем умение читать по ролям, участвовать в драматизации;

– формируем умение иллюстрировать художественное произведение;

– формируем умение сочинять сказку, загадку, считалку.

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

Ι. Актуализация знаний.

- Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свою улыбку. Вот с таким настроением и будем работать на уроке.

  • Я желаю тебе добра,
  • Ты желаешь мне добра,
  • Мы желаем друг другу добра,

- Если тебе будет трудно, я помогу.

II. Развитие умений.

        Звучит песенка кота Леопольда из мультфильма «Кот Леопольд»

  • Назовите имя литературного героя, который исполняет эту песенку.
  • Как называется это произведение?
  • О каких трудностях поется в этой песенке?

Удалось ли их преодолеть?

  • А вы на уроке сталкиваетесь с трудностями?
  • Как вы будете учиться сегодня на уроке?

- Сегодня мы с вами поговорим о жанрах устного народного творчества. Вы уже знаете, что этот жанр очень разнообразен.

 - Что значит устное народное творчество

- Какие мы жанры изучили?

 -Давайте определим, о каком жанре мы будем сегодня говорить. Предлагаю вам шифровку 17, 6, 19,15, 10,(песни)

- Конечно вы правы, это песни. Но песни бывают разные и каждая песня имеет своё назначение.

На доске слова:

СПАЛЬНЯ

ТЕПЛАЯ КРОВАТКА

СЛАДКИЙ СОН

МАМА

ПЕСНЯ

НЕЖНЫЙ, МЯГКИЙ ГОЛОС

Прочитайте эти слова. Какую картину вы представили, читая эти слова?

Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?

Предлагаю всем сесть удобно, расслабиться, можно закрыть глаза и послушать одну песню.

(Песня «Колыбельная Медведицы»)

Подтвердилось ли ваше предположение?

  • Что вы сейчас прослушали? (Колыбельную песню)

- А как вы это определили, что это колыбельная песня?

– Значит, какая тема нашего урока?

-Это еще один жанр устного народного творчества

Кто обычно исполняет колыбельные? Когда и зачем? Как их поют?

  • Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок.

        Тест «История появления колыбельных песен»

1. От каких слов произошло слово “колыбельная”?

байка;

игра;

погремушка.

2. Кто мог быть создателем колыбельных песен?

животные;

птицы;

люди.

3. С какой целью исполняли колыбельные песни?

поиграть;

побегать;

убаюкать.

4. Как исполнялись колыбельные песни?

громко;

грубо;

певуче.

-

Обобщим наши знания.

- От каких слов произошло слово “колыбельная”?

В народе колыбельные зовут байками. Это название произошло от глагола “баять”.

 - Где мы можем найти значение этого слова (в словаре Даля Владимира Ивановича) (учитель показывает словарь).

Баять и байкать – значит говорить, болтать, беседовать, рассказывать; баить ребенка, байкать, баюкать – значит, припевая укачивать, усыплять.

-  Кто мог быть создателем колыбельных песен?

Колыбельные в древности создали матери, качая своих малышей в особых кроватках - колыбельках. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Покачивая колыбельки матери, нянюшки, бабушки припевали разные припевы. Колыбель – это люлька, зыбка. Зыбка – это ящик, сделанный из луба и имеющий дно из  

тонких дощечек. Люлька – квадратная рама, на которую слабо натянут холст, так что он образует значительное углубление. Как люлька, так и зыбка подвешивается к гибкому шесту, одним концом прикрепленному к потолку. Шест называется «очеп». На нем качается вверх и вниз зыбка или люлька. В колыбельке лежит перинка, набитая чаще всего мягким, душистым сеном, такая же подушечка, холщовая простынка, одеяльце, собранное из разноцветных маленьких лоскутков. На люльку надевался ситцевый полог для защиты спящего ребенка от света и мух.

- С какой целью исполняли колыбельные песни?

Издавна на Руси появившемуся на свет младенцу, было принято петь колыбельные. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир. Ведь колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре,

чести, долге и т.д.: Колыбельную исполняли, чтобы оберегать ребенка, позже – просто убаюкивать

 - Как исполнялись колыбельные песни?

Колыбельная песня исполняется нежно, негромко. Ее мотив однообразный, но добрый, успокаивающий, чтобы малыши хорошо засыпали. Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом»..

 - Заглянем в толковый словарь В.И. Даля, прочитаем:

речитатив – напевная речь в вокально-музыкальном произведении, читать речитативом значит читать нараспев.

 - Колыбельная песня несет в себе тепло и свет, является “оберегом”, защитой для малышей. Колыбельная песня, как мы узнали, исполняется с нежностью и лаской. Мамы всего мира поют своим любимым детям колыбельные. Детишки лучше понимают не просто речь, а именно песню. Мамин голос помогает малышам успокоиться. И вот такие успокаивающие плавные напевы стали называться колыбельными.

Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песен маленький человечек начинает познавать окружающий его мир.

 - А в каком темпе исполнялась колыбельная в быстром или медленном?

(медленном)

-Мелодия простая или сложная? Легко ли её запомнить?

(простая, её легко запомнить)

-Самое важное в колыбельной это слова или мелодия?

(слова)

-Как исполняется громко или тихо?

(тихо)

Прочитайте про себя колыбельную

«Народная колыбельная»

Котя-котенька-коток,

Ты - пушистенький хвосток.

Приди, котик, ночевать-

Мою детоньку качать.

Вы коты, коты, коты.

Коты-серые хвосты!

Вы коты, коты, коты,

Принесите дремоты.

– Какие чувства вызывает песня?

– Как ее надо читать? (Нежно, с теплотой и любовью, заботой и нежностью.)

– Какие слова повторяются и почему?

- Простой или сложный текст у колыбельной песни?

 - Прочитайте колыбельную соседу по парте вполголоса

(Нежно, с теплотой и любовью, заботой и нежностью.)

 - В какое время суток мама пела колыбельную?

- А когда ребёночек просыпался, мама делала с ним зарядку, в народе говорили пестует мама ребёночка. Так появился ещё один жанр устного народного творчества – пестушка.

И сегодня мы одну из них разучим и отдохнём.

ФИЗМИНУТКА

Потягу-потягунюшки,

Порасту- порастунюшки,

Ножки- ходунюшки,

Ручки-хватунюшки,

В роток – говорок,

А в голову – разумок.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы щечки горели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

- Народные колыбельные существуют с древности и передаются от бабушки к маме, от мамы к ребенку и т.д. Иногда слова или мелодии забываются и новый исполнитель придумывает уже свои слова, так появляются разные варианты колыбельных. Вот послушайте один из таких вариантов.

 - Мы познакомились с народными колыбельными песнями. Эти песни пели бабушки, а теперь поют ваши мамы. Конечно же, народное творчество не могло не вдохновить поэтов. Почти у каждого поэта можно найти колыбельную песню.

Русский поэт 19 века Аполлон Николаевич Майков, слышал такую колыбельную и сочинил свой вариант. Она превратилась в волшебную сказку: могучие силы природы (ветер, солнце) становятся ручными существами и, как добрые помощники, приходят в дом к человеку.

Чтение колыбельной песни вслух учащимися (цепочкой)

Спи, дитя моё, усни!

Сладкий сон к себе мани!

В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла.

Улетел орёл домой;

Солнце скрылось за горой;

Ветер после трёх ночей

Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:

«Где изволил пропадать?

Али звёзды воевал?

Али волны всё гонял?

«Не гонял я волн морских,

Звёзд не трогал золотых,

Я дитя оберегал,

Колыбелечку качал».

Словарная работа.

«Али звёзды воевал» – доставал, добывал.

- люди передавали из уст в уста то, что им рассказывали, передавали из поколения в поколение, нет определённого автора

 - сказки, загадки, пословицы, считалки, скороговорки, небылицы.

Мелодия нежная, тихая, ласковая, присутствуют слова «баю-баю»)

ΙΙΙ. Итог.

 - Что объединяет авторские и народные колыбельные песни?

- Чем они отличаются?

Что нового узнали о колыбельных?

– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?

ΙV. Домашнее задание.

Прочитать выразительно песни по учебнику, одну из них выучить наизусть


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Песни 17(п), 6(н), 19(с),15(е), 10(и) 17, 15, 19, 6, 10.

Слайд 2

СПАЛЬНЯ ТЕПЛАЯ КРОВАТКА СЛАДКИЙ СОН МАМА ПЕСНЯ НЕЖНЫЙ , МЯГКИЙ ГОЛОС

Слайд 3

Баять и байкать – значит говорить, болтать, беседовать, рассказывать; баить ребенка, байкать , баюкать – значит, припевая укачивать, усыплять.

Слайд 5

речитатив – напевная речь в вокально-музыкальном произведении , читать речитативом – значит читать нараспев.

Слайд 6

«Народная колыбельная» Котя-котенька-коток , Ты - пушистенький хвосток . Приди, котик, ночевать- Мою детоньку качать. Вы коты, коты, коты. Коты-серые хвосты! Вы коты, коты, коты, Принесите дремоты.



Предварительный просмотр:

Тест «История появления колыбельных песен»

1. От каких слов произошло слово “колыбельная”?

байка;

игра;

погремушка.

2. Кто мог быть создателем колыбельных песен?

животные;

птицы;

люди.

3. С какой целью исполняли колыбельные песни?

поиграть;

побегать;

убаюкать.

4. Как исполнялись колыбельные песни?

громко;

грубо;

певуче.

Тест «История появления колыбельных песен»

1. От каких слов произошло слово “колыбельная”?

байка;

игра;

погремушка.

2. Кто мог быть создателем колыбельных песен?

животные;

птицы;

люди.

3. С какой целью исполняли колыбельные песни?

поиграть;

побегать;

убаюкать.

4. Как исполнялись колыбельные песни?

громко;

грубо;

певуче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока лит.чтения 2 класс по теме "Обобщение по разделу "Сказка -ложь, да в ней намёк...""

Конспект урока лит.чтения 2 класс (ОС "Школа 2100") по теме "Обобщение по разделу "Сказка - ложь, да в ней намёк..."...

Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Сказка мудростью богата"

Мои ученики очень любят проводить обобщающие уроки в форме игры "Умники и умницы". Сегодня закончили раздел "Сказка мудростью богата" (книга для чтения "Маленькая дверь в большой мир" Р.Н. и Е.в. Буне...

Учебно –методическая разработка урока литературного чтения. Тема: Татарская сказка «Мудрый старик» 2класс

Вид урока: урок – исследование, ИКТ. Тип урока: знакомство с новым произведением. Обучающие цели: • Создать условия для исследовательской деятельности учащихся при чтении сказки. • Учить детей п...

Тема раздела: «Сказка – ложь да в ней намек»

Тема: «Напуганные медведь и волки» русская народная сказкаИспользование технологий: технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).Учебник «Маленькая дверь в ...

Игра "Что?Где? Когда?" ПНШ литературное чтение по разделу сказки

Дидактическое обоснованиеЛитературное чтение, 2 класс, автор учебника  Н.А.Чуракова. УМК «Перспективная начальная школа»Тема: Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки»Тип...

2 класс ОС Школа России» Литературное чтение Тема раздела: «Люблю природу русскую. Осень». Тема урока: Валентин Берестов «Хитрые грибы»

2 класс ОС Школа России»Литературное чтениеТема раздела: «Люблю природу русскую. Осень».Тема урока: Валентин Берестов «Хитрые грибы»...

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению на основе сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок» . Тема: “Обобщаем и стараемся писать без ошибок”

Данный урок нацелен на формирование навыков проверки безударной гласной в корне слова, повторения правила правописания безударных гласных в корне при помощи подбора однокоренных слов, изменения ч...