Игра "Что?Где? Когда?" ПНШ литературное чтение по разделу сказки
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Ольга Александровна Ветёлкина Гребнева

Дидактическое обоснование

Литературное чтение, 2 класс, автор учебника  Н.А.Чуракова. УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока: Урок-игра по литературному чтению "Что? Где? Когда?"

Цель: закрепить и обобщить полученные знания на уроках литературного  чтения.

Задачи: Активизировать познавательную деятельность, расширять объём литературных знаний , обогащать словарный запас детей новыми словами, формировать навыки овладения правилами игры; развивать логическое мышление ,сообразительность, память, внимание, интеллект, любознательность, правильную конструктивную речь; воспитывать культуру общения в коллективе ,воспитывать взаимовыручку и взаимопомощь.

Оборудование: презентация выполненная в программе Power Point, игровое поле, название секторов, динамическая стрелка, песочные часы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическое обоснование

Литературное чтение, 2 класс, автор учебника  Н.А.Чуракова. УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока: Урок-игра по литературному чтению "Что? Где? Когда?"

Цель: закрепить и обобщить полученные знания на уроках литературного  чтения.

Задачи: Активизировать познавательную деятельность, расширять объём литературных знаний , обогащать словарный запас детей новыми словами, формировать навыки овладения правилами игры; развивать логическое мышление ,сообразительность, память, внимание, интеллект, любознательность, правильную конструктивную речь; воспитывать культуру общения в коллективе ,воспитывать взаимовыручку и взаимопомощь.

Оборудование: презентация выполненная в программе Power Point, игровое поле, название секторов, динамическая стрелка, песочные часы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Подготовить игровое поле: разложить номера вопросов, установить вращающуюся стрелку. Настроить презентацию игры.

2. Сообщение темы и цели игры.

Добрый день дорогие мои ребята! Желаю вам сегодня отличного настроения и радостных побед! Мы проводим интеллектуальную игру по литературному чтению Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки» «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»  Наши игроки должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными дружными, чтобы прийти к победе.

Чтобы поделить на команды используем следующий приём. Каждому ученику раздаются отрывки из трех сказок и ребята группируются по группам в соответствии с содержанием сказки.

                1 группа «Петушок- золотой гребешок»

- Жили-были кот, дрозд да петушок – золотой гребешок.

- Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай.

- Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бородушка, выгляни в окошко , дам тебе горошку!

- Петушок и выставил голову в окошко.

- Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы…

- Не слушай лисы, не выглядывай в окошко, мы ещё дальше уйдём, не услышим твоего голоса.

- Бежали ребята, рассыпали пшеницу, куры клюют, петухам не дают.

- Взяли они петушка, посадили в лукошко и принесли домой.

           2 группа «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин

-Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

-В третий раз закинул он невод,

Пришёл невод с одною рыбкой.

- Не посмел я взять с неё выкуп;

Так пустил её в синее море.

- Перед нею усердные слуги;

Она бьёт их, за чупрун таскает.

- Здравствуй, барыня- сударыня дворянка!

- Вот неделя другая проходит,

Ещё пуще старуха вздурилась.

-Старичок отправился к морю (Почернело синее море).

-«Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невеж, наука:

Не садися не в свои сани!

          3 группа « Как собака с кошкой враждовать стали» Китайская сказка

-Пожалел старик змейку, спрятал за пазуху, пошёл своей дорогой.

-Только и есть у меня что собственный хвост.

- А как понадобятся деньги, потряси - посыплются из хвоста монеты.

- А старуха отвечает: шкатулку нашу драгоценную бродячий торговец унёс!

- А у хозяев лица печальные, брови хмурые, чуют кошка с собакой, что беда приключилась.

- Подошли они к реке, река бурлит, волны на ней пенятся.

- Полезай в хозяйский сундук, посмотри ,нет ли там деревянной шкатулки.

- Увидишь рыбу или рака, смотри, рта не разевай, не то уронишь шкатулку в воду.

 Выбор капитанов.

3. Представление команд и капитанов

4. Сообщение правил игры.

Внимательно послушайте правила игры.

игра состоит из 12 раундов;

каждый раунд соответствует номеру сектора на игровом поле;

на обдумывание и обсуждение вопроса команде дается 1 минута, когда игрокам разрешается общаться между собой. В том числе 1 блиц вопрос, на который отводиться по 20 секунд на каждый;

после обсуждения вопроса отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа;

подводить итоги и анализировать ответы будет компетентное жюри правильный ответ одно очко (представление жюри);

разрешается вращать стрелку капитанам по очереди, либо кому разрешит капитан.

Итак, начнем игру!

5. Игра по заданиям

Против игроков играет команда СМЕШАРИКОВ.

Гонг. Вращается стрелка.

Внимание! Уважаемые знатоки! Выпал сектор№1.

Читается вопрос, 1 минута на подготовку.

Вопрос №1

Против вас играет Копатыч

Почему китайская сказка «Как Собака с Кошкой враждовать стали» имеет древние корни?

Ответ: В более древних китайских сказках всегда побеждает хитрый.

Вопрос №2

Против вас играет Пин

Вспомни все признаки волшебной сказки. Их пять.

Ответ:                                                                                                                                          1. Происходят чудеса

2. Есть волшебные вещи

3. Есть волшебные помощники

4. Герои уходят из дома

5. Герои преодолевают трудности

Вопрос №3

Против вас играет Крош

Прочитай отрывок к данному сюжету, назвать автора и название произведения.

 Ответ: Александр Сергеевич Пушкин отрывок из  поэмы   «Руслан и Людмила» читают хором  наизусть отрывок

Вопрос №4

Против вас играет Бараш                                                                                                                                                        Прочитай слова, которые характеризуют состояние моря из сказки А.С.Пушкина «Сказка  рыбаке и рыбке» (зачитать из учебника)

Ответ: Море слегка разыгралось.

        Помутилось синее море.

        Не спокойно синее море.

        Почернело синее море.        

Видит на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

Вопрос №5

Против вас играет Нюша

В этом ящике находится книга, автор которой великий датским сказочник.

Ответ: Ганс Христиан Андерсен

Вопрос №6

Против вас играет Ёжа

НА ЯЗЫКЕ МЕДОК, А В УМЕ ЛЕДОК, к каким русским народным сказкам можно отнести эту пословицу?

Ответ: « Петушок – золотой гребешок», «Заюшкина  избушка», «Лисичка - сестричка и волк».

Вопрос №7

Против вас играет Совунья

Вспомни название сказки:

«Ещё один финик, и удеру.

Ещё один финик, и удеру….»

Ответ: «Почему у Братца Опоссума голый хвост» Американская сказка Джоэль Харрис

Вопрос №8

Против вас играет Кар Карыч

Расшифруйте запись и узнайте имя героя сказки, кто он такой.

6, 13, 10, 19, 6 ,11

Ответ: Елисей – жених молодой царевны, из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Вопрос №9

Против вас играет Пин

Блиц игра

  • Найди лишнее слово: небылица, считалочка, рассказ, прибаутка, загадка, закличка.
  • Растолкуй слово СВЕТЁЛКА  

  • Существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде

Ответ: Лишнее слово рассказ, так как он не относится к устному народному творчеству.

Светёлка – это светлая комната.

Женщина с длинными распущенными волосами  и рыбьим хвостом, живущая в воде это русалка.

Вопрос №10

Против вас играет Лосяш

Перечисли героев сказки Н.Павловой «Земляничка»

Ответ: КОМАР ПТИЧКА   МЫШКА   ЛЯГУШКА ЗМЕЯ

Вопрос №11

Против вас играет Крош

Перечисли сказки Александра Сергеевича Пушкина

Ответ: «Сказка о рыбаке и рыбке», Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,  «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка Царе Салтане».

 

Вопрос №12

Против вас играет Крош

Расставь название дней недели по порядку. Запиши полученные слова и прочти пословицу.

Ответ: Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок

6. Рефлексия.

Наша игра подошла к концу. Знатоки сегодня держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями свих удивительных друзей. Молодцы! Жюри подводит окончательные итоги, и мы узнаем победителей игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»  Слово жюри. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Сказка мудростью богата"

Мои ученики очень любят проводить обобщающие уроки в форме игры "Умники и умницы". Сегодня закончили раздел "Сказка мудростью богата" (книга для чтения "Маленькая дверь в большой мир" Р.Н. и Е.в. Буне...

тесты по литературному чтению к разделу "Литературные сказки" 4 класс "Школа России"

В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"П.П.Бажов "Серебряное копытце"...

Литературное чтение Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Колыбельные русских поэтов.

Цели:– формируем умение читать по ролям, участвовать в драматизации;– формируем умение иллюстрировать художественное произведение;– формируем умение сочинять сказку, загадку, считалку....

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Урок литературного чтения. Мир народной сказки. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел.

Цели урока: • Познакомить учащихся с устным народным творчеством. • Учить работать с учебной книгой, с текстами. • Учить прогнозировать содержание раздела. • Обогащать словарный запас детей. • Р...

Тест по литературному чтению по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Проверка знаний по разделу "Литературные сказки"...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "Литературные сказки" 3 класс...