Урок литературного чтения по теме" Шолохов М.А. Любимая мать-отчизна"
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Беличенко Надежда Александровна

Урок литературного чтения по теме" Шолохов М.А. Любимая мать-отчизна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 4 класс

Беличенко Н.А, учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ59»г. Барнаул

Тема. М.А. Шолохов  «Любимая мать-отчизна»

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

-С каким произведением мы работали на прошлом уроке?

-Кто автор очерка «Родина»?

-Какое произведение называется очерком?

-Рассмотрите схему в рабочей тетради и ответьте на вопрос, что для Соколова-Микитова значит слово «Родина»?

-О чем писал свои произведения И.С. Соколов-Микитов? (О красоте родной природы)

-Приходилось ли вам слышать, как разговаривают между собой ежи? А  Иван Сергеевич слышал…Ему всегда были милы птицы, звери, даже …паук, это ему писатель говорил: «Здравствуй, дружище!» ( Если кому-то из вас захочется побольше узнать о родной природе, прочитайте книги, которые вы видите на этой выставке.)

- Ребята, заметно ли в очерке отношение автора к Родине?

- В каких словах он его выражает? ( Родина!  Особенно звучит…)

-Как вы думаете, такова ли наша Родина, какой ее описывает автор? Найдите небольшие микротемы в очерке. (описание полей, лесов, рек)

-Как вы считаете, сухо, по- деловому или художественно описывает Родину автор?

Итак, в очерке И. С. Соколова- Микитова Родина- это прежде всего ее необъятные просторы- поля, леса, степи. города, люди.

  1. Изучение нового материала.
  • Сегодня мы познакомимся с очерком другого автора.
  • - Но сначала проведем небольшую литературную викторину Послушай и назови». Послушайте отрывки и скажите, из каких они произведений.
  • -Кто автор этих произведений?
  • Сообщение учащегося о творчестве М.А. Шолохова.
  • Чтение названия произведения учащимися.
  • Чтение учащихся словесных зарисовок о маме
  • -Итак, мама, мать, матушка – это самый близкий, родной, дорогой человек.
  • Еще какому слову мы должны найти определение?( Отчизна- отечество, родина)
  •  Каким словарем пользовались?
  • -Подумайте, как сейчас люди относятся к Отчизне?
  • -Как вы относитесь к ней?
  • -В чем выражается ваша любовь?
  • -Это любовь, ребята, к малой родине, а вам еще предстоит полюбить большую Родину – Отчизну.
  • -Знаете ли вы, как называют людей, которые очень сильно любят свою Отчизну?
  • Обратимся к словарю
  • Можем ли мы, судя по одному заголовку, определить как автор относится к отчизне?
  • Докажите!(«Любимая мать…») Это самые добрые, ласковые слова.
  • Как мы можем назвать М.А.Шолохова? (Патриотом.)
  • Давайте прочтем очерк по абзацам и постараемся ответить на вопросы:
  • Какое настроение у вас возникло при чтении очерка?
  • Какие картины вы бы нарисовали? (Чтение очерка по абзацам.)
  • Посмотрите на иллюстрацию в книге, которую выполнил Алексей Маслов.
  • Как вы думаете, соответствует ли данная иллюстрация настроению, которое вызывает очерк?
  • Подумайте, какие чувства испытал автор, когда писал этот очерк?
  • О какой родине (большой или малой) пишет М.А.Шолохов?
  • Самостоятельно прочитайте очерк, подчеркните карандашом слова, которые для вас непонятны.

Выборочное чтение.

Прочитайте, как М.А.Шолохов рассказывает о просторах Родины.

Прочитайте и сравните описание деревьев в разных уголках страны.

Почему автор называет землю кормилицей?

Определите главную мысль очерка.

Итог урока.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе Природа для поэта – любимая и живая Ю. Коваль «Три сойки» Поход в Музейный Дом А. Дюрер «Заяц» УМК «Перспективная начальная школа»

Урок литературного чтения во 2 классе Природа для поэта – любимая и живаяЮ. Коваль «Три сойки»Поход в Музейный Дом А. Дюрер «Заяц» УМК «Перспективная начальная школа»...

Урок «Литературное чтение» на тему « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ ЛЮБИМЫХ КНИГ»

Аннотация:  Урок «Литературное чтение» на тему « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ  ЛЮБИМЫХ КНИГ»Ребята совершают  путешествие на «Веселом экспрессе» по страницам любимых книг, побывают в гостях...

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: Обобщение по разделу «Сказочные человечки» «Наши любимые герои – сказочные человечки»

Урок литературного чтения во 2   классеТема: Обобщение по разделу «Сказочные человечки»«Наши любимые герои – сказочные человечки»Задача: Обобщить знания учащихся о признаках повести-ск...

Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)"

Предмет: литературное чтение Тема урока:  Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)Цели урока: создать условия для расширения читательского кругоз...

Презентация к уроку литературного чтения "Любимый Крылов"

Презентация подготовлена к 250-летию со дня рождения Крылова И.А....