Урок литературного чтения С.Есенин "Лебёдушка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Шестопалова Татьяна Васильевна

Урок чтения "Лебёдушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение в 4-м классе.

С.Есенин. "Лебедушка"

    Цель урока:

раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебёдушка».

Задачи урока : продолжить знакомство с произведениями С.А.Есенина, работать над выразительностью, обобщать знания об образных средствах языка; развивать речь, творческое воображение;

воспитывать чуткое и бережное отношение ко всему живому.

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к  анализу стихотворения, к выразительному чтению.

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств   живых существ и сопереживание им.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

 

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его - Россия -

Земля добра и голубая даль.

-Почему с этих строк я начала наш урок? Как вы думаете, кому они посвящены?

Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

-Ребята, а что вы помните о жизни поэта?

  - С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года.   Родители Есенина были бедные крестьяне.У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных .В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни .Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов .Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.

3.Проверка д/з:

-К сегодняшнему уроку я просила вас вспомнить известные  вам строки стихотворений С.Есенина. Давайте же ненадолго окунемся в мир поэзии! (Дети читают стихи).

-Ребята, мы собрали с вами чудный букет из Есенинских строк.

_А как вы думаете, взрослые часто обращаются к творчеству С.Есенина?

-Я предлагаю взять интервью у наших гостей и узнать об этом!

(1уч.-Я хочу спросить у директора школы, Станислав Иванович, вы любите стихи Есенина? Можно услышать ваше любимое четверостишье?)

(2 уч.-Елена Николаевна, вы часто любуетесь березой , которая растет под окном вашего кабинета? И какое стихотворение Есенина вы вспоминаете при этом?)

(3 уч.-Оксана Николаевна, вы любите весну? А черемуху?А как вы относитесь к «Черемухе» Есенина?

-Ребята, сколько света, добра и радости в стихах Есенина! Но очень часто бывает, что доброе, чистое, нежное вынуждено бороться со злом, насилием, жестокостью .Вечная тема добра и зла волновала многих людей .Не оставила она равнодушным и С. Есенина, человека чуткого, легко ранимого.

4. Подготовка к восприятию стихотворения.

-Сегодня на уроке я познакомлю вас с моим любимым стихотворением С. Есенина «Лебедушка»

-Легко ли предположить о ком будет это стихотворение?

-А в каком произведении совсем недавно мы с вами встречались с этой необыкновенной птицей? (Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»)

А почему я сказала «необыкновенной»? Что вы уже знаете об этой птице?

-Известно 6 видов лебедей. 4 из них населяют территорию России. Со времен глубокой древности лебедь- символ красоты, чистоты и нежности .Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица  якобы поет  перед своей гибелью, хотя лебедь не относится к певчим птицам .Он может лишь гоготать. Огромные белые птицы на синем небе- это очень красивое зрелище .Но еще красивее кажется лебедь на озере в глухом лесу. Величаво скользит лебедь по озеру. Но догнать его трудно даже на лодке.

-Я хочу, чтобы, прослушав стих-е, вы бы поделились своими мыслями, чувствами, переживаниями.

-Прежде,чем начать читать стих-е, я хотела бы зажечь свечу  в память вечно живой поэзии Есенина. Я хочу, чтобы  глядя на пламя этой свечи , в вашей душе зародилась бы такая же любовь к родному краю, России, ко всему живому, как у великого С. Есенина.

5. Чтение стихотворения учителем с сопровождением презентации к стихотворению.

-А теперь я хочу послушать вас? Я думаю, не осталось равнодушных. Какие же чувства вызвало это стих-е?

-Кто  главные герои стих-я?

-Почему автор называет их «лебедушка, лебежатушки»? О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)

-Что напомнило это произведение по своему жанру?( сказку, былину, народную песню).

6. Словарная работа.

- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:

- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным  течением;

- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;

- трава шелковая – нежная;

- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;

- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;

- цветы лазоревые - светло-синий тон;

- волны пряные - издающие запах;

- Ребята, как вы думаете, для чего Сергей Есенин использует такие словосочетания?

-Как они называются в литературе?( Эпитеты)

7. Самостоятельное чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке (по 2 строфы).

- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетвор

ения.

- Кто из вас помнит, что такое олицетворение?

- Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.

- А теперь давайте почитаем это стихотворение по цепочке по 2 строфы. Во время чтения найдите и отметьте олицетворения.

Дети зачитывают олицетворения.

- зорюшка рассыпала,

- сосны наряжали,

- камыши шепталися,

- перешёптывались лилии,

- цветы улыбались.

- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.

8. ФИЗМИНУТКА.

9. Работа в группах над содержанием текста.

- Сейчас поработаем в группах. Разделитесь на группы.

- Для каждой группы я приготовила задание. Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста. (Раздать карточки)

Задание для группы № 1.

  1. Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

А) картину заката,

Б) картину рассвета,

В) картину жаркого летнего полдня,

Г) картину ясной летней ночи.

  1. Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?

А) из зарослей камыша,

Б) из зарослей осоки,

В) из – за острова.

  1. Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?

А) на середину озера,

Б) на заводь тихую,

В) на остров маленький,

Г) на луг пестреющий.

Задание для группы № 2.

  1. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?

А) спрятаться,

Б) пощипать траву душистую,

В) поиграть в игру весёлую,

Г) быть подальше от опасности.

  1. Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?

А) учила их,

Б) кормила их,

В) дозорила, охраняла,

Г) играла.

  1. Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?

А) змея,

Б) коршун,

В) сокол,

Г) орёл.

Задание для группы № 3.

  1. Как лебёдушка заметила опасность?

А) услышала крик,

Б) услышала приближающийся шум,

В) увидела отражение крыльев орла в воде,

Г) случайно посмотрела в нужную сторону.

  1. Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?

А) спрятала их под крылья,

Б) спрятала их в траве,

В) спрятала их под корягой.

  1. Чем закончилось стихотворение?

А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,

Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,

В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,

г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.

Проверка выполненных заданий в группах. Выходит группа детей, зачитывают вопрос и дают на него ответ.

- Ребята, спасибо за работу. Вы можете сесть на свои места.

10. Выборочное чтение.

-Ребята , а на сколько частей вы бы разделили это произведение и какие это части?

1.Описание природы.

2.Прогулка Лебедушки с лебежатами.

3.Появление орла.

4. Смерть Лебедушки.

-Какую часть речи использует автор в 1-й части?(прилагательные)

-Какой мы видим Лебедушку во время прогулки с лебежатами?

-Как к ней относится автор?

-Кого автор противопоставил Лебедушке?

-С чем он его сравнивает? (со стрелой, черной тучей)

-Какая часть речи помогает создать напряжение, накал?(глагол)

-Какое место самое трагическое?

-Могла ли лебедушка спастись от смерти?

- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)

- О чём говорит поступок матери – лебеди?

(Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.)

- Такой поступок называется самопожертвованием.

- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.

- Как вы думаете, почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории?

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)

- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

11. Слушание отрывка из музыкального произведения Шарль-Камиль Сен – Санса «Лебедь»

-Ребята, многие художники, музыканты, композиторы обращались в своем творчестве к образу лебедя.

Русский композитор П. И. Чайковский написал музыку к балету «лебединое озеро»

Французский композитор Шарль-Камиль Сенс-Санс посвятил этой птице произведение, которое так и называется «Лебедь». Давайте послушаем небольшой отрывок.

12. Игра «Если бы я был волшебником».

- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

(Дети высказывают свои версии.)

13. Рефлексия.

-Ребята, помогите пожалуйста продолжить высказывания:

-Мне стало жалко…

-Мне не понравилось…

-Меня восхитило…

-Меня возмутило…

-Я хочу, чтобы…

-А мне хотелось бы закончить урок словами из стихотворения

Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так, 
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную, 
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, 
Но какая стать,
Какая нежность, 
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!

- Всех благодарю за работу на уроке.

- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия, сострадания.

Выставление оценок за работу на уроке.

14. Домашнее задание.

1. Выучить наизусть понравившийся отрывок.

2.Выпишите на карточку как можно больше слов, символизирующих:

-добро;

-зло.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...