Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Р.Н. Бунеев.
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Орлова Галина Александровна

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской  программы  Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Литературное чтение». Образовательная система «Школа 2100». 

(5 часов в неделю, 170 часов в год)

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»

 

   Утверждаю:                                                                         Согласовано:                                                                   Рассмотрено:

  1.                 Директор МБОУ « СОШ №10»                                           Зам. директора по УВР                                                  на  заседании ШМО

  2.                   _____________________                                                    ____________________                                                  Протокол №_____

  3.                  «____»___________2014г                                                   «    »__________2014г                                                     от «____»______2014г

  4.                                                                                                                                      

  5.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  2. по литературному чтению

  3. 3  класса

  4. на 2014-2015 учебный год

  5. Учитель: Орлова Галина Александровна

Пояснительная записка

            Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №10», авторской  программы  Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Литературное чтение». Образовательная система «Школа 2100».

 Учебно-методический комплект представлен:

            Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 3 класс («В одном счастливом детстве»). В 2-х ч.– Изд. 4-е, перераб. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012

            Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс – изд. 4-е, испр., - М.: Баласс, Школьный дом, 2013

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”, федеральным государственным образовательным стандартам и примерной программе начального  общего образования.

Целью рабочей программы является  формирование читательской компетенции младшего школьника.  Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

           формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности;

           одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей;

           воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

           развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой;                          развитие творческих способностей детей;

             приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями

             Данная программа составлена для реализации курса «Литературное чтение», который является частью единого непрерывного курса обучения предмета «Литература» в основной школе. В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.  

Общая характеристика учебного предмета

  В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
  2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  1. определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  2. приобщение к литературе как искусству слова;
  3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные

стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
    Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс.

Обязательная часть учебного плана МБОУ «СОШ №10» в 3 классе  предусматривает изучение курса  в объёме 5 часов в неделю.

Согласно годовому календарному учебному графику на изучение курса в 2014-2015 учебном году отведено 170 часов, из них 34 часа- часть, формируемая участниками образовательного процесса, с целью отработки навыка беглого осознанного чтения, ан ализа произведений для внеклассного чтения, развития литературного творчества.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

     Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения учебного предмета

            Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. 

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • делить текст на части, составлять простой план;
  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;
  • находить в тексте материал для характеристики героя;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять рассказ-характеристику героя;
  • составлять устные и письменные описания;
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Содержание программы учебного предмета

3 класс – 170 ч (5 ч в неделю)

1. Тематика чтения

Прощание с летом. (7 ч). Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения. (21 ч). Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа летом. (13 ч). Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки. (14 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада...». (101ч). Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот учёный свои мне сказки говорил...». (23 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поёт зима, аукает...». (14 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачева, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о зимней природе, ее красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме. (12ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой. (13ч). Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о серьезных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца...». (11ч). Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о волшебном влиянии музыки на душу человека.

День смеха. (5ч). Веселые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о веселых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю...». (10ч). Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Черного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы. (5ч). Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная земля. (11ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других о России, о любви к родной земле.

Таблица требований к умениям учащихся по литературному чтению

(программный минимум)

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

– овладение функциональной грамотностью;

–   овладение   техникой   чтения, приёмами понимания и анализа текста;

– овладение умениями и навыками  различных  видов  устной  и письменной речи

– определение своего     эмоционально-оценочного отношения к  прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

–    приобщение    к литературе   как   к искусству слова; –   приобретение   и первичная систематизация  знаний  о литературе,     книгах, писателях

-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

-самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

-самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

-делить текст на части, составлять простой план;

-самостоятельно формулировать главную мысль текста;

-находить в тексте материал для характеристики героя;

-подробно и выборочно пересказывать текст;

-составлять рассказ-характеристику героя;

-составлять устные и письменные описания по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

-по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

-высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)

-относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

-различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

-видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

Техника чтения

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

Учебно-тематический план

Название разделов и тем

Кол-во часов

Контрольные и проверочные работы

1.

«Прощание с летом»

7 ч

 

2.

«Летние путешествия и приключения»

21 ч

Административная контрольная работа.

Проверочная работа № 1

3.

«Природа летом»

Проверочная работа № 2

Проверка техники чтения

4.

«Уроки и переменки»

16ч

Проверочная работа № 3

Практическая работа

5.

«Глухая пора листопада».

10 ч

Проверочная работа № 4

6.

«И кот ученый свои мне сказки говорил»

23ч

 Административная контрольная работа

Проверка техники чтения

Проверочная работа № 5

7

«Поёт зима, аукает…»

14 ч

Проверочная работа № 6

Практическая работа

8

«Животные в нашем доме»

13ч

Проверочная работа № 7

9

«Мы с мамой и папой»

13 ч

Проверочная работа № 8

Проверка техники чтения

10

«Наполним музыкой сердца»

11 ч

Проверочная работа № 9

11

«День смеха»

5 ч

12

«О весна, без конца и без краю…»

10 ч

Проверочная работа № 10

Итоговая контрольная работа

13

«День Победы»

6 ч

Проверка техники чтения

14

«Родная земля»

12 ч

Административная контрольная работа

Итого:

170 часа

Выполнение практической части программы по чтению

Образовательная система «Школа 2100»

 

Виды работ

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Год

1

Проверка техники чтения

1

1

1

1

4

2

Контрольная работа

1

-

1

2

4

3

Проверочные работы

2

2

4

2

10

4

Практические работы

1

1

1

1

4

5

Внеклассное чтение

1

2

3

3

9

Формы и виды контроля:

текущий

тематический

итоговый

  • индивидуальный опрос;
  • фронтальный опрос;
  • самостоятельная работа;
  • литературный диктант;
  • творческая работа;
  • проверочная работа;
  • тестирование
  • самостоятельная работа
  • контрольная работа

Материально-техническое обеспечение

Учебно – методическая литература для учителя

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., 2012

 Литературное чтение.

«В одном счастливом детстве».

Учебник

2.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, 2014

Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном счастливом детстве».

Рабочие тетради в 2-х частях.

3.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Чиндилова О.В. , 2012

Уроки литературного чтения в 3-м классе по учебнику «В одном счастливом детстве».

Методические рекомендации для учителя.

4.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/ 

Электронные ресурсы

5.

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.

  Сборник программ

6.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

7.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

8.

Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.3-4 класс.-М.:Баласс, 2012.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Пособие для учителя

 Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., 2012

 Литературное чтение. «В одном счастливом детстве».

Учебник

2.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Тетрадь  к учебнику «В одном счастливом детстве».

Рабочие тетради в 2-х ч.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование к учебнику « Литературное чтение» автор Р.Н.Бунеев

 3 класс

(5часов в неделю, 170часов в год)

Сокращения, принятые в данном планировании: РНП – урок работы с новым произведением, РУН – урок развития умений и навыков, КБ – комбинированный урок, Р/р – урок развития речи, КЗ – урок контроля знаний, РТ – работа с тетрадью, Пр/р – проверочная работа, Вн.чт. – внеклассное чтение, Тв/р. - творческая работа.

№/№

Дата

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Вид контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел I. Прощание с летом (7 часов)

1

Знакомство с

учебником.

Стихотворения

Г. Сапгира, Ю. Кима. Урок-путешествие.

1

Знакомство с учебником. Чтение стихотворных произведений наизусть (декламация)

Чтение наизусть

Знать способы ориентирования в учебнике, авторов изученных произведений;  понятие «собеседник»

Уметь работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными,  различать элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, владеть навыками грамотного осознанного чтения; понимать содержание прочитанного, соотносить понятия герой – персонаж – рассказ – автор

РУУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Работать по плану, корректировать свою деятельность. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

ПУУД: устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, извлекать информацию, представленную в разных формах. Вычитывать все виды текстовой информации, строить рассуждения. Извлекать информацию, представленную в разных формах - текст, иллюстрации; перерабатывать преобразовывать информацию из одной формы в другую. Осуществлять анализ и синтез.

КУУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других. Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других; задавать вопросы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

умение осознавать и определять свои эмоции; умение воспринимать красоту природы, чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. Понимание ценности семьи; уметь осознавать и определять эмоции других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. Стремиться к совершенствованию собственной речи.

2

Рассказ

В. Драгунского «Англичанин

Павля».

Урок РНП.

1

Чем можно гордиться? Понятие о жанре юмористического рассказа.

Инд.

опрос

3

Э. Успенского 

«Дядя Фёдор, пёс и кот» глава 2. 

Урок РНП.

3

Взрослая жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика. Прогнозирование содержания. Составление и озаглавл. частей текста

Выразительное чтение

4-5

Э. Успенского 

«Дядя Фёдор, пёс и кот» глава 3. 

Урок КБ.

Выраз. чтение, пересказ

6

К.Бальмонта

«Капля» и

Б. Заходера

«Что красивей

всего?» 

Урок РНП.

1

Лето волшебное и разное. Выразительное чтение художественного текста с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

Фронт. опрос

7

Внеклассное  чтение Что я читал летом? Урок РУН.

1

Каким запомнилось это лето.

Инд.опрос

Раздел 2. Летние  путешествия и приключения (21 час)

1

Введение в новый

раздел.

 Ю. Ким

«Отважный охотник» Урок РНП.

1

Определение темы и главной мысли произведения.

Деление на логические части.

Чтение наизусть

Знать жанры произведений;  что такое цитатный план; средства выразительности; определение повести и рассказа; особенности стилей и речи

Уметь: определять жанры произведений; анализировать произведения; давать характеристику героев; находить средства выразительности; различать повесть и рассказ; выделять особенности стиля и речи автора; видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, работать над образом литературного героя: портрет, определять детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою, собственное отношение к герою

ПУУД:  использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения; делает выводы на основе обобщения знаний; понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;  определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы, извлекает информацию, представленную в разных формах;  создает текст-описание проведенных наблюдений и опытов.

РУУД: выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; работая по плану, сверяет свои  действия  с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно;

КУУД:  строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения; умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе; проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;  работая по плану, сверяет свои  действия  с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.

Проявлять познавательный  интерес к изучению литературного чтения при изучении литературных произведений, работе с иллюстрациями в учебнике, определении жанра произведения, делении текста на части, озаглавливании частей.

Умение оценивать успех (неуспех) своей учебной деятельности при изучении литературных произведений, работе с иллюстрациями в учебнике, определении жанра произведения, делении текста на части, озаглавливании частей.

позитивное  отношение к правильной устной и письменной речи. Применение  правил речевого этикета при общении с одноклассниками и учителе в учебной деятельности.

2-3

С. Голицын «Сорок изыскателей» 1-2 гл. Урок РНП.

2

Приключения изыскателей. Какие они – настоящие изыскатели? Деление текста на смысловые части, составление простого плана. Составление небольших монологических высказываний с опорой на авторский текст.

Инд.опрос

4

С. Голицын

«Сорок изыскателей»

 3 гл. 

Урок РУН.

1

Выразительное чтение

5

С. Голицын

«Сорок изыскателей»

4 гл. 

рок РУН.

2

Пересказ

6

Фронт. опрос

7

И. Дик

«В дебрях

Кара-Бумбы». 1-5-й частей главы первой. Урок РНП.

3

Повесть о летних путешествиях. Предположение содержания по заглавию.  Определение темы и главной мысли произведения

Выразительное чтение

8-9

Пересказ

10

М. Твен

«Приключения Тома Сойера» глава 8 ч.1-4. Урок РНП.

1

Во что верят и играют мальчишки? Развитие умения по ходу чтения представлять картины, устно выражать то, что представили. Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении.

Инд.опрос

11

М. Твен

«Приключения Тома Сойера» глава 8 ч.5-6. Р/т. № 1, 2 

Урок РУН.

1

Выразительное чтение

12-13

М. Твен

«Приключения Тома Сойера» глава 13. Урок РУН.

2

Пересказ

14-15

Б. Емельянов

«Игра». 

Урок РНП.

2

Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении

Фронт. опрос Выраз. чтение

Инд.опрос Пересказ

15-16

К. Паустовский

«Кот-ворюга».

Урок РНП.

2

Необычная жизнь обычных жильцов. Развитие умения соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений. Понятия образ –  персонаж, автор. Деление текста на смысловые части.

Выразительное чтение

Пересказ

17-18

К. Паустовский «Жильцы старого

дома» 

Урок РНП.

2

Выразительное чтение

Пересказ

19-20

Обобщение по разделу. Пр/р. к разделам 1 и 2.   Обучающее сочинение. Урок КБ.

2

Проверка знаний.

Составление небольшого устного текста на заданную тему

КЗ. Тв/р.

Знать названия, авторов, содержание изученных произведений

Уметь самостоятельно выбирать и определять содержание книги; подбирать иллюстрации

РУУД: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия (знаний) 

ПУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 Формирование интереса  к содержанию предмета, наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.

Инд.опрос

21

Внеклассное чтение «Мои летние приключения»

Урок РУН.

1

Выбор книги в библиотеке. Краткий отзыв о прочитанной книге. Целостное восприятие произведения; отработка техники чтения

Выборочное чтение.

Раздел 3. Природа  летом (13 часов)

1

С. Есенин

 «С добрым утром». 

Урок РНП.

1

Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии)

Чтение наизусть

Знать образные средства языка; понятие фрагмент; понятие стихотворения в прозе; правила составления плана

Уметь находить образные средства языка; видеть настроение произведения; составлять план; работать с иллюстрацией; видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

ПУУД: Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

РУУД: Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.),

КУУД: Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

 Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей, Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать вопросы и задания для одноклассников, предлагать варианты литературно – творческих работ, находить необычные повороты речи, эпитеты, сравнения, испытывать при этом чувство радости, что увидел, заметил, осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения.

2

А.Чехов «Степь». Краски и звуки лета. Урок РНП.

1

Осознанное чтение текста художественного произведения.

Определение главной мысли.

Фронт. опрос

3

А. Н. Толстой

«Детство Никиты.

В купальне». 

Урок РНП.

1

Отчего так хорошо ранним летним утром? Осознанное чтение текста художественного произведения. Высказывание и аргументация своего отношения к прочитанному

Фронт. опрос. Раб. в группах

4-5

А. Н. Толстой

«Детство Никиты.  Стрелка барометра».

2

1

Инд.опрос Пересказ

6

Внеклассное чтение. «Детские произведения      А. Толстого»

7-8

И. С. Тургенев

«Голуби».

И. А. Бунин «Розы» Урок РНП.

2

Картины летнего дня.

Высказывание и аргументация своего отношения к прочитанному

Чтение наизусть

9

В. В. Бианки

«Неслышимка»

 Урок РНП.

1

Осознанное чтение текста художественного произведения

Фронт. опрос Выраз. чтение

10

М.Пришвин

«Золотой луг»,

Б. Пастернак

 «За поворотом».

Урок РНП.

1

Высказывание и аргументация своего отношения к прочитанному.

Инд.опрос Пересказ

11-12

Обобщение по разделу 3. Пр/р. № 3. Сочинение-зарисовка. Урок КБ.

2

Проверка знаний. Составление небольшого устного текста на заданную тему

КЗ. Тв/р.

Знать названия, авторов, содержание изученных произведений

Уметь самостоятельно выбирать и определять содержание книги; подбирать иллюстрации

РУУД: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия (знаний) 

ПУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 Формирование интереса  к содержанию предмета, наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.

13

Вн. чт. «Краски осени» Стихи поэтов-классиков.  Урок РУН.

1

Выразительное чтение наизусть выбранных стихотворений с объяснением своего выбора; пояснение средств выразительности.

Чтение наизусть

Раздел 4. Уроки и переменки (14 часов)

1

Б. Пастернак

 «За поворотом».

Урок РНП.

1

Необычная школа. Самостоятельное прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрации, ключевым словам. Характеристика героев произведения. Язык писателя.

Выраз.чтение

Знать понятия герои рассказа, рассказчик и автор; имена и фамилии авторов изученных произведений

Уметь находить нужный отрывок в тексте; выражать чувства и характер действующих лиц; эмоционально воспринимать текст, видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

РУУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; работать по предложенному учителем плану.

ПУУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышление по поводу того.

КУУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах  поведения и общения и следовать им; уметь работать в паре, группе;  выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

- проявление интереса к литературному чтению

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

2-3

Э. Успенский

«Школа клоунов». Урок РНП.

2

Инд.опрос Пересказ

4

Б. Заходер

«Перемена»

Э. Успенский «Песенка о рабочем  месте»

1

Тренинг по развитию читательских умений.

Фронт. опрос

5-6

Г. Куликов

«Как я влиял на

Севку» 

Урок РНП.

2

Легко ли быть Песталоцци?

Осознанное чтение текста художественного произведения. Составление хар-к героев и их сравнение, анализ событий, героев произведения.

Выраз. чтение

Инд.опрос Пересказ

7

Б. Заходер

«Вредный кот».

1

Путь в Страну невыученных уроков. Испытания для Виктора Перестукина. Выразительное чтение стихотворения Анализ текста. Определение темы и главной мысли. Озаглавливание частей. Выразительное чтение по ролям.

Фронт. опрос. Раб. в группах

8-9

Л. Гераскина

«В стране невыученных уроков» 1-4 гл. Урок РНП.

2

10

Л. Гераскина

«В стране невыученных уроков» 5-12 гл. Урок РУН.

1

Выраз.чтение

Пересказ

11-12

О. Григорьев

«Витамин роста»,  Урок РНП.

2

Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста. Выразительное чтение произведения.

Фронт. опрос Выраз. чтение

Инд.опрос Пересказ

13

О. Григорьев «Кто прав». 

Обобщение по разделу Пр/р. № 4.

Урок КБ.

1

Проверка знаний.

КЗ.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

РУУД: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия (знаний) 

ПУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 Формирование интереса  к содержанию предмета, наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.

14

Внеклассное чтение  «Глухая пора листопада»

1

Различение элементов книг, журналов (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

Выборочное чтение.

Раздел 5. «Глухая пора листопада…» (11часов)

1-3

АС. Пушкин «Осень»

К. Бальмонт «Осень»

 Ф. Тютчев «Есть в

осени первоначальной…». 

3

Такая разная осень... Что заслуживает описания? Анализ произведений, выразительное чтение. Сравнение, олицетворение, эпитет – художественные средства выразительности.

Чтение наизусть

Знать что такое цитата

Уметь: пользоваться цитатами из стихотворений

РУУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

ПУУД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
КУУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.

использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое).

4

К. Паустовский

 «Мой дом». 

Урок РНП.

1

Инд.опрос Пересказ

Знать названия, содержание изученных произведений

Уметь видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

5

Г. Сапгир

«Четыре конверта»,

Д. Самойлов

«Перед снегом». 

Урок РНП.

1

Стихи о «близости снега». Самостоятельная работа с текстом: заглавие, имя автора, ключевые слова. Озаглавливание частей текста, составление плана. Авторская лексика.

Фронт. опрос. Раб. в группах

6-7

К. Паустовский

«Прощание с летом» Урок РНП.

2

Как приходит зима. Жанр произведения, самостоятельное чтение и анализ произведения. Беседа об авторе. Художественные средства выразительности.

Фронт. опрос Выраз. чтение

8

С. Есенин «Нивы сжаты»

1

Инд.опрос Пересказ

9-10

Обобщающий урок по разделу. Пр/р. № 5. Подготовка к сочинению. Урок КБ. Сочинение

1

Проверка знаний.

КЗ. Тв/р.

Знать названия, авторов, содержание изученных произведений

Уметь самостоятельно выбирать и определять содержание книги; подбирать иллюстрации

РУУД: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия (знаний) 

ПУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 Формирование интереса  к содержанию предмета, наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.

11

Внеклассное чтение Знакомство с детской периодической

печатью. 

Урок РУН.

1

Различение элементов книг, журналов (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

Выбор. чтение.

Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…» (23 часа)

1

Г. Сапгир

«Леса-чудеса».

Урок РНП.

1

Введение в раздел. Предположение по иллюстрации. Первичное восприятие. Выразительное  чтение стихотворения.

Фронт. опрос. Раб. в группах

Знать: понятия: «сказка», «народная сказка», «волшебная сказка», «авторская сказка», авторов прочитанных произведений.

Уметь: читать  осознанно, правильно, выразительно, целыми словами, понимать смысл прочитанного, делить текст на части, озаглавливать части, выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных, подробно и выборочно пересказывать текст, составлять устный рассказ о герое по плану, работать с иллюстрациями в учебнике, понимать скрытый смысл заголовка, различать элементы книги; пересказывать текст, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; приводить примеры из произведений фольклора; различать сказки народные и литературные; ставить вопросы по содержанию.

ПУУД:  анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности. Выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

РУУД:  Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей, Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

КУУД:  Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

- проявлять  познавательный  интерес к изучению литературного чтения при изучении понятий: «фольклорный жанр»,  «стихотворение», «сказка», «народная сказка», «волшебная сказка», «авторская сказка», авторов прочитанных произведений  содержания прочитанных произведений, сказок других народов, умение оценивать успех (неуспех) своей учебной деятельности , содержания прочитанных произведений, сказок других народов.

позитивное  отношение к правильной устной и письменной речи содержания прочитанных произведений, применение  правил речевого этикета при общении с одноклассниками и учителе в учебной деятельности.

2-3

Русская сказка

«Кот и лиса». 

Урок РНП.

2

«Сказка – ложь, да в ней намёк…».  Какие ещё бывают сказки? Жанр произведения, его признаки. Чтение и анализ произведения. Чтение по ролям. Определение главной мысли. Сравнение главных героев сказки. Комментированное чтение.

Инд.опрос Пересказ

4

В. Берестов «Сказка» Русская сказка

«Никита Кожемяка». Урок РНП.

1

Фронт. опрос

5

Русская сказка «Как мужик гусей делил». Урок РНП.

1

Выраз.чтение

6

Арабские сказки  из «Тысячи и одной

ночи»,

«Синдбад-мореход» Урок РНП.

3

Мир волшебной сказки. Виды сказок. Озаглавливание частей сказок. Пересказ сказки. Анализ сказки, характеристика главного героя.

Выраз.чтение

7-8

Инд.опрос Пересказ

9

Ш. Перро

«Ослиная шкура» Урок РНП.

2

За что награждают в сказках? Великие сказочники - сообщение.

Выраз. чтение

10

Инд.опрос Пересказ

11-12

Г. X. Андерсен

 «Стойкий оловянный солдатик» Урок РНП.

2

Может ли оловянный солдатик быть стойким? Комментированное чтение и диалог с автором, последовательное озаглавливании частей. История создания сказки.

Фронт. опрос. Раб. в группах

13-14

Инд.опрос Пересказ

Г. X. Андерсен

Сказки. Внеклассное чтение.

15-16

А. Волков

«Волшебник

Изумрудного города» Урок РНП.

2

Уроки сказочной повести. Сообщение об авторе сказочной повести. Комментированное чтение и анализ глав. Озаглавливание частей, завершение цитатного плана.

Фронт. опрос Выраз. чтение

Инд.опрос Пересказ

17

С. Маршак

«Сказка про козла» Урок РНП.

1

Сказка для театра. Чтение и анализ произведения. Выр. чтение сказки по ролям. Сост. плана из пословиц.

Фронт. опрос. Раб. в группах

Инд.опрос Пересказ

18

В. Высоцкий

«Песня Кэрролла». Урок РНП.

1

Выразительное чтение стихотворения. Пояснение средств выразительности.

Чтение наизусть

19

Обобщающий урок по разделу.

Пр/р. № 6. Урок КБ.

1

Проверка знаний. Проверка техники чтения

КЗ.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь выполнять несложные тестовые задания самостоятельно, работать с книгой, оглавлением, передавать кратко содержание произведения.

РУУД: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия (знаний) 

ПУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 Формирование интереса  к содержанию предмета, наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям др. ддругих людей.

20-21

Внеклассное чтение Любимые сказки. Урок РУН.

1

Сказки-путешествия. Подготовка к соч – работа в тетради.

Выборочное чтение.

22-23

Творческая работа-сочинение сказки. Представление. 

Урок Р/р.

2

Составление небольшого устного текста на заданную тему

Тв/р.

Раздел 7. «Поёт зима,  аукает...» (14 часов)

С. Есенина

«Поет зима, аукает...», «Пороша». 

Урок РНП.

1

Звуки и краски зимы. «Подарки» зимы. Сравнение, олицетвор., эпитет в худ-ом произведении. Форм-ие умения понимать образные выражения, представлять картину, нарисованную автором. Заучивание наизусть стихотворений, применяя соответствующую интонацию, тон, темп.

Чтение наизусть

Знать образные средства языка; понятие фрагмент; понятие стихотворения в прозе; правила составления плана

Уметь находить образные средства языка; видеть настроение произведения; составлять план; работать с иллюстрацией; видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

РУУД: принятие и сохранение цели учебной деятельности при изучении литературных произведений, работе с иллюстрациями в учебнике, определении жанра произведения, делении текста на части, озаглавливании частей. Умение работать по предложенному алгоритму. Контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по предложенному алгоритму, оценка успешности решения учебной задачи по критериям,  определённым совместно с учителем.

ПУУД: умение структурировать знания при изучении литературных произведений, работе с иллюстрациями в учебнике, определении жанра произведения, делении текста на части, озаглавливании частей, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы при изучении литературных произведений, анализ, синтез, сравнение, классификация, выдвижение гипотез и их обоснование при решении проблемных ситуаций.

КУУД: принятие и выполнение правил сотрудничества с учителем и одноклассниками (учет разных мнений, умение формулировать собственное мнение, договариваться, задавать вопросы, контролировать свои действия) в паре или в группе.

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, нормах общения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

К. Бальмонт

«Снежинка»,

И. Бродский

«Вечером». 

Урок РНП.

1

Чтение наизусть

Ю. Мориц

«Настоящий секрет» Урок РНП.

1

Чтение наизусть

4-5

А. Барто «В защиту Деда Мороза» 

Урок РНП.

2

В ожидании новогоднего чуда. Выразительное чтение и заучивание наизусть, применяя соответствующую интонацию, тон, темп.

Фронт. опрос Выраз. чтение

6

В. Драгунский

«Кот в сапогах» 

Урок РНП.

1

Обучение работе над образом литературного героя.

Инд.опрос Пересказ

7

Б. Пастернак

«Снег идет» 

Урок РНП.

1

Зимние впечатления. Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении. Формирование умения понимать образные выражения, представлять картину, нарисованную автором.

Чтение наизусть

8-9

А. Башлачов

«Рождественская»,

Д. Самойлов

«Город зимний…» 

Урок РНП.

2

Выраз. чтение Чтение наизусть

10-11

В. Бианки

«По следам» 

Урок РНП.

2

Суровые законы жизни зимнего леса.  Работа с текстом. Самостоятельное разделение текста на части, их озаглавливание.

Фронт. опрос Выраз. чтение

Инд.опрос Пересказ

12

Обобщающий урок по разделу.

Пр/р. № 7. 

Урок КБ.

1

Проверка знаний.

КЗ. Тв/р.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь выполнять несложные тестовые задания самостоятельно, работать с книгой, оглавлением, передавать кратко содержание произведения

РУУД: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия (знаний) 

ПУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 Формирование интереса  к содержанию предмета, наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.

13-14

Внеклассное чтение Сказка-пьеса

С. Маршака

«Двенадцать месяцев». Урок-сказка.

1

Придумать свою концовку сказки-пьесы. Выр.чтение сказки по ролям.

Инсценирование. Выборочное чтение.

Раздел 8. Животные в нашем доме (12 часов)

1

В. Берестов

«Прощание с другом».

1

У каждого – своё место в природе. Работа над стихотворением: прогнозирование названия раздела, выразительное чтение. Составление рассказа по предложению. Фактуальная и подтекстовая информация.

Фронт. опрос. Раб. в группах

Знать понятия герои рассказа, рассказчик и автор; имена и фамилии авторов изученных произведений

Уметь находить нужный отрывок в тексте; выражать чувства и характер действующих лиц; эмоционально воспринимать текст, видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

РУУД:  высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; проговаривать последовательность действий на уроке;

ПУУД:  находить ответы на вопросы в тексте, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера, анализ,  интерпретация, передача информации (устным, письменным, цифровым способами).                          

КУУД:  ставить вопросы, обращаться за помощью, учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, задавать вопросы, аргументировать свою позицию.

использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое).

2

 Д. Мамин-Сибиряк «Медведко» 

Урок РНП.

1

Инд.опрос Пересказ

3-4

Ю. Коринец

«Ханг и Чанг» 

Урок РНП.

2

Замечательные собаки. Работа с текстом до чтения и после. Устный рассказ текста. Выборочное чтение: умение находить в произведении слова, выражения, которые автор использует для описания или характеристики.

Фронт. опрос. Раб. в группах

5

В. Драгунский

«Дымка и Антон».

Г. Сапгир

 «Морская собака» Урок РНП.

1

Фронт. опрос Выраз. чтение

6-7

Ю. Коваль

«Капитан Клюквин» Урок РНП.

2

Каждый ли клёст может стать капитаном?  Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание частей. Краткий пересказ.

Фронт. опрос Выраз. чтение

Инд.опрос Пересказ

8

Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони» Урок РНП.

1

Удивительные пони. Работа с текстом. Выразительное чтение стихотворения.

Выраз. чтение Чтение наизусть

9-10

Обобщающий урок по разделу.

Пр/р. № 8.

Творческая работа-сочинение описание «Мой любимый друг»Урок Р/р.

2

Проверка знаний. Составление небольшого устного текста на заданную тему

КЗ. Тв/р.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь выполнять несложные тестовые задания самостоятельно, работать с книгой, оглавлением, передавать кратко содержание произведения

РУУД: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия (знаний) 

ПУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 Формирование интереса  к содержанию предмета, наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.

11-12

Внеклассное чтение

О братьях наших  меньших. 

Урок РУН.

1

Выразительное чтение отрывков выбранных произведений с объяснением своего выбора.

Выборочное чтение.

Раздел 9. Мы с мамой и папой (13 часов)

1

Э. Успенский

«Все в порядке»,

 «Если был бы я

девчонкой». 

Урок РНП.

1

Знание авторов и героев произведений раздела. Выразительное чтение стихотворений наизусть

Фронт. опрос Выраз. чтение

Знать образные средства языка; понятие фрагмент; понятие стихотворения в прозе, поэзии; правила составления плана

Уметь находить образные средства языка; видеть настроение произведения; составлять план; работать с иллюстрацией; видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

РУУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

ПУУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
осуществлять анализ и синтез;

КУУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- проявление интереса к литературному чтению

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

2

В. Драгунский «Бы...» Урок РНП.

1

Мечты о «взрослой» жизни. Работа с текстом, ведение диалога с автором.

Инд.опрос Пересказ

3

Ю. Коринец

«Подарки под

подушкой»,

А. Барто

«Разговор с дочкой» 

Урок РНП.

1

Подарки – это серьёзное дело. Чтение и работа с авторским текстом. Выявление первичного восприятия.

Фронт. опрос Выраз. чтение

4

И. Дик

«Красные яблоки»,

1

Во что нельзя «играть». Составление устных описаний-миниатюр. Диалог с автором, комментированное чт.

Инд.опрос Пересказ

5

И. Дик

«Красные яблоки»,

А. Барто «Перед сном». Урок РНП.

6

В. Драгунский

«Девочка на шаре». Урок РНП.

2

Что такое взаимопонимание? Диалог с автором, комментированное чтение. Составление цитатного плана. Обучение работе над образом литературного героя.

Фронт. опрос Выраз. чтение

7

Инд.опрос Пересказ

8

B.Драгунский

«Тайное становится явным». 

Урок РНП.

1

Когда мама сердится... Самостоятельное деление на части и их озаглавливание

Инд.опрос Пересказ

9

C. Маршак

«Хороший день» 

Урок РНП.

1

Хорошо, когда рядом – папа! Выразительное чтение, диалог с автором.

Выраз. чтение Чтение наизусть

10-11

Обобщающий урок по разделу.

Пр/р. № 8.

Подготовка к

сочинению. Сочинение

Урок КБ.

1

Проверка знаний. Составление небольшого устного текста на заданную тему

КЗ. Тв/р.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь выполнять несложные тестовые задания самостоятельно, работать с книгой, оглавлением, передавать кратко содержание произведения

РУУД: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия (знаний) 

ПУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 Формирование интереса  к содержанию предмета, наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.

12-13

Внеклассное чтение

 От чистого сердца. Урок РУН.

1

Формирование умения писать на тему: обдумывание, формулирование главной мысли. Выразительное чтение отрывков выбранных произведений с объяснением своего выбора.

Выраз. чтение Чтение наизусть

Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...» (11часов)

1

О. Мандельштам

«Рояль».

К. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками». 

Урок РНП.

1

Как рождается музыка. Чтение и диалог с автором. Обучение подробному пересказу.

Выраз. чтение Раб. в группах

Знать авторов и героев произведений, что такое главная тема произведения

Уметь определять главную тему произведения; выбирать цитаты для сочинений; воспринимать чувства и настроения музыки, пересказывать текст, находить ключевые слова, самостоятельно находить произведения на заданную тему.

РУУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
ПУУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); строить рассуждения.
КУУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

2

К. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками» 

Урок РУН.

2

Волшебная сила бессмертной музыки. Близкий пересказ отрывков-описаний. Обучение выразительному чтению. Ведение диалога с автором.

Фронт. опрос.

3

Инд.опрос Пересказ

4

Г. Цыферов

«Тайна запечного сверчка». 

Урок РНП.

2

Сказка о маленьком Моцарте. Близкий пересказ отрывков-описаний. Обучение выразительному чтению. Ведение диалога с автором.

Фронт. опрос Выраз. чтение

5

Инд.опрос Пересказ

6

Контрольное чтение

1

7

И. Тургенев

«Певцы». 

Урок РНП.

1

Волшебная сила бессмертной музыки. Чтение и анализ произведения. Выразительное чтение. Сравнение двух исполнителей народных песен. Выявление первичного восприятия.

Фронт. опрос. Раб. в группах

8

В. Драгунский

«Независимый

Горбушка». 

Урок РНП.

3

Какими бывают встречи с писателями? Чтение и работа с текстом. Основная мысль, тема произведения.

Фронт. опрос Выраз. чтение

9-10

Инд.опрос Пересказ

11

Обобщающий урок по разделу.

Пр/р. № 9. 

Урок КБ.

1

Проверка знаний

КЗ.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

РУУД: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия (знаний) 

ПУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 Формирование интереса  к содержанию предмета, наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.

Раздел 11. День смеха(5 часов)

1

Г. Сапгир «Смеяцы», «Людоед и принцесса, или Все наоборот» Урок РНП.

1

Язык художественного произведения. Выразительное чтение стихотворений.

Выраз. чтение Раб. в группах

Знать особенности сюжетного стихотворения, стихов двустиший

Уметь выразительно читать стихи, анализировать и оценивать прочитанное.

ПУУД: Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её, Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.

РУУД: Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

КУУД: Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

2

В. Драгунский

«Надо иметь чувство юмора». 

Урок РНП.

1

Легко ли смеяться над собой? Чтение и составление плана. Высказывание своего отношения к прочитанному.  Пересказ с использованием плана и опорных слов.

Фронт. опрос.

3-4

Двустишия

О. Григорьева,

Ю. Мориц

«Малиновая кошка». Урок РНП.

1+1

Весёлые стихи. Чтение и анализ стихотворений. Двустишие. Сочинение двустиший.

Выраз. чтение Раб. в группах

5

Внеклассное чтение «Весёлая мозаика». Урок РУН.

1

Выразительное чтение отрывков выбранных произведений с объяснением своего выбора.

Выборочное чтение.

Раздел 12. «О весна,  без конца и без краю...» (10 часов)

1

A.Макаревич «Снег…», Ф.Тютчева «Еще земли печален вид…». 

Урок РНП.

1

Как приходит весна.  Озорные стихи о весне. Чтение и анализ стихотворений. Заучивание наизусть стихотворений с использованием тона, темпа, логического ударения. Настроение, чувства автора стихотворения. Групповая работа - подготовить вопросы по ходу чтения.

Выраз. чтение Раб. в группах

Знать названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.

Уметь  читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);  определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);  различать жанры художественных произведений;

РУУД: принятие и сохранение цели учебной деятельности при изучении литературных произведений, работе с иллюстрациями в учебнике, определении жанра произведения, делении текста на части, озаглавливании частей. Умение работать по предложенному алгоритму. Контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по предложенному алгоритму, оценка успешности решения учебной задачи по критериям,  определённым совместно с учителем.

ПУУД: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы при изучении литературных произведений, анализ, синтез, сравнение, классификация, выдвижение гипотез и их обоснование при решении проблемных ситуаций.

КУУД: принятие и выполнение правил сотрудничества с учителем и одноклассниками (учет разных мнений, умение формулировать собственное мнение, договариваться, задавать вопросы, контролировать свои действия) в паре или в группе.

- проявление интереса к литературному чтению

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

2

А.Блок «Ветер принёс издалека…», B.Маяковский

«Тучкины штучки». Урок РНП.

1

Выраз. чтение

3-4

О.Мандельштам

«Калоша», C.Чёрный «Зеленые стихи». 

Урок РНП.

2

Фронт. опрос.

5

Б. Окуджава «Весна». Урок РНП.

1

Картины весны. Настроение, чувства автора стихотворения. Групповая работа - подготовить вопросы по ходу чтения. Выр. чтение произведений

Фронт. опрос Выраз. чтение

6

А. Толстой

«Детство Никиты», глава «Весна». 

Урок РУН.

1

Инд.опрос Пересказ

7

Обобщающий урок по разделу.

Пр/р. к разделам 11 и 12.

Урок КБ.

1

Проверка знаний

КЗ.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь выполнять несложные тестовые задания самостоятельно, работать с книгой, оглавлением, передавать кратко содержание произведения

8-9

Внеклассное чтение Необычный

календарь.

Подготовка к

сочинению. 

Урок КБ.

2

В. Бианки «Лесная газета». Выразительное чтение выбранных отрывков из произведения с объяснением своего выбора.

Выборочное чтение.

10

Творческая работа-сочинение о весне. Урок Р/р.

1

Составление небольшого текста на заданную тему

КЗ. Тв/р.

Раздел 13. День Победы (5 часов)

1

А. Ахматова

«Памяти друга» 

Урок РНП.

1

Презентация «Что мы знаем о войне». Выразительное чтение стихотворения.

Фронт. опрос Выраз. чтение

Знать образные средства языка; понятие фрагмент; понятие стихотворения в прозе, поэзии; правила составления плана

Уметь находить образные средства языка; видеть настроение произведения; составлять план; работать с иллюстрацией; видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

РУУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; работать по предложенному учителем плану.

ПУУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

КУУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах  поведения и общения и следовать им; уметь работать в паре, группе;  выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

- проявление интереса к литературному чтению

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

2-3

В. Драгунский

«Арбузный переулок». Урок РНП.

Трудная тема – война. Чтение и работа с текстом. Диалог с автором.

Выраз. чтение Раб. в группах

Инд.опрос Пересказ

4

Стихи о войне

В. Высоцкого,

Б. Окуджавы,

А. Твардовского. 

Урок РНП.

1

Стихи о войне. Работа над выразительностью стихотворений, над эмоциональным откликом детей.

Выраз. чтение

Чт. наизусть

5

Внеклассное чтение «Кто с мечом к нам придёт, от меча и

 погибнет». 

Урок РУН.

1

Самостоятельный выбор книг на  заданную тему

Выборочное чтение.

Раздел 14. Родная  земля (11 часов)

1

К. Паустовский

«Бескорыстие». 

Урок РНП.

1

Язык художественного произведения. Внимательное беглое, сознательное чтение.

Выраз. чтение Раб. в группах

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь самостоятельно формулировать вопросы  к тексту по ходу чтения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; сравнивать художественные образы через их отношение к окружающим, характеры, абстрагировать наблюдения и заносить в таблицу, создавать свой вариант сюжета, составлять план и составлять сжатый пересказ с использованием устного рисования. 

2-3

В. Бахаревский,

Г. Цыферов «Дубенка». Урок РНП.

2

Что такое Родина? Выставка творческих работ учащихся «Мой уголок Земли». Чтение и эмоциональный отклик на произведение.

Инд.опрос Пересказ

4

М.Цветаева

«Домики старой

Москвы». 

Урок РНП.

1

Выраз. чтение

Чт. наизусть

5

Административная контрольная работа. Проверка техники чтения.

Урок КБ.

1

Проверка знаний, приобретенных за год.

КЗ.

6

С. Козлов

«Где живет солнце?» 

1

Чтение произведения и анализ текста.

Выраз. чтение

7-9

Внеклассное чтение Произведения для детей местных авторов

16

Чтение и анализ произведений для детей местных авторов.

Выразительное чтение отрывков выбранных произведений с объяснением своего выбора.

Выборочное чтение.

10

Обзор литературы. Что читать летом? Урок КБ.

11

Заключительный урок. Урок- путешествие.

1

Чтение наиболее понравившихся произведений за год.

Итого:

170ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная рабочая программа по Литературному чтению для 4 класс (Е.В.Бунеева,Р.Н.Бунеев)

В программе представлено примерное тематическое планирование из расчёта 3 часа в неделю, цели,задачи курса....

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основепрограммы по учебному предмету «Литературное чтение» Образовательной системы «Школа 2100»  рекомендуемой Министерством об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс  разработано в соответствии ФГОСТ...

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 2 класс

Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...