Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по теме "И.А. Крылов Обобщение изученного"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок литературного чтения в 4 классе УМК "Школа России" по теме "И.А. Крылов Обобщение изученного"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 132.5 КБ |
![]() | 12.42 КБ |
![]() | 458.67 КБ |
![]() | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия по литературному чтению
по теме «И.А. Крылов. Обобщение изученного » (3 класс)
Задачи урока:
образовательные: продолжить знакомство с художественным жанром–басней; обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова; добиться понимания содержания басен, умения сравнивать басни; находить общее и различие, воздействия содержания на чувства, мысли и поведение детей; учить выделять мораль басни; объяснять ее смысл; предлагать свой вариант морали (поучения).
развивающие: развивать логическое мышление учащихся: операцию сравнения; умения находить общие и отличительные свойства басен; творческое воображение, навык выразительной речи с помощью интонации; умения и навыки анализа басен: поиск главного, определение стиля речи.
воспитательные: воспитывать интерес к предмету; использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального содержания ситуации, а именно моральных норм.
№ этапа | Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Форма работы | Результат | ||||||||||
1. | Мотивация учащихся на работу в ходе занятия | -Наш урок мне бы хотелось начать словами Лебедева-Кумача: (Щ) «Крылов! Это имя нам дорого с детства: И знает Крылова Любой человек – Дедушка нам оставил наследство, Которое светит из века в век…» - Скажите, творчество какого писателя мы изучали? ( Творчество И.А.Крылова) (Щ) - Мы с вами все басни, предложенные в учебники прочитали, как думаете, но наш урок все таки будет посвящен Крылову, как думаете, чем будем заниматься? (повторять, обобщать) - Для чего? (предположение детей) | Задаёт вопросы, направленные на анализ определение темы и целей урока | Отвечают на вопросы Определяют тему урока Устанавливают цели на урок | Коллективная работа | Настрой работу | ||||||||||
2. | - Что писал Крылов? ( Он писал басни. ) - Значит, как мы можем назвать И.А.Крылова? ( Баснописец. ) - Кого называют баснописцем? ( Человек, который пишет басни) | Задает вопросы, направленные на проверку понятий: баснописец | Отвечают на поставленные вопросы | Учебный диалог | 1.Повторили понятие «баснописец» | |||||||||||
3. | Проверка домашнего задания | Какие интересные факты о Крылове вы нашли? | Выслушивает ответы детей | 1. Дети зачитывают интересные факты из жизни Крылова. 2. Выслушивают выступающего, обсуждают, что нового для себя узнали | Демонстрация самостоятельно добытых знаний. | 1. Предоставили добытую и переработанную информацию. 2. Оценили свои результаты и результаты других | ||||||||||
4. | Повторение понятия «Басня», «Мораль» | - Итак, И.А.Крылов писал басни. А что такое басня? Чтобы ответить на этот вопрос, уберём лишние элементы из схемы на доске | Помогает учащимся сделать вывод о том, что такое басня. Обобщает ответы детей | 1. Убирают лишние элементы из схемы (интерактивная доска) 2. Делают вывод: Басня – это занимательное короткое стихотворение или рассказ, часто построенное в виде диалога. Герои басни – животные, реже люди. Цель басни: помочь человеку исправить свои недостатки, посмеявшись над ними. Для этого в басне есть мораль, поучение. | 1. Повторили понятие «басня», ее структуру и цели. 2. Оценили свои знания. | |||||||||||
5. | Игра « Собери название басни » | На столах у вас карточки с частями от названий басен. Они все перепутались. Соберите их.
-Какие еще басни Крылова вы читали? | Координирует работу детей Оказывает помощь при затруднениях | Работают в парах. Проверяют результат совместной деятельности (самопроверка с помощью документ камеры: ребенок выходит, ставит стрелки, остальные проверяют себя) | Работа по карточкам | 1. Повторили название басен. 2. Оценили результат совместной деятельности и свои знания | ||||||||||
6. | Игра паззлы «Собери картинку и подпиши словами басни» | Название басен знаете, помните, а сейчас посмотрим, как вы умеете соотносить содержание басни с иллюстрацией Задание «Собери картинку и подпиши словами басни» - Какова мораль вашей басни? | Координирует работу детей Оказывает помощь | Собирают картинку, наклеивают, подбирают подпись к басне | Работа в группах | 1. Проверили умение соотносить иллюстрацию и содержание 2. Оценили свое умение работать в группе | ||||||||||
7. | Физминутка | (Театр-мим. Изобрази зверей из басни.) «Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит» «Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет» «Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой» | Зачитывает отрывки из басен | Без слов показывают отрывки из басен | ||||||||||||
8. | Изучение нового материала | Работа по карточке с текстами Эзопа, Крылова, Толстого. - Как думаете, почему эти басни так похожи: у них одинаковый сюжет, похожие герои, одинаковая мораль? Рассказ учителя: Первым баснописцем считается Эзоп. Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Он их не записывал, они передавались из уст в уста. Жил Эзоп в 6 веке до нашей эры. Легенды гласят, что по мудрому сборнику эзоповских басен обучались дети того времени. Особенность басен Эзопа в том, что изложение текстов скучное, без литературного лоска, но крайне проницательное. Пролетали годы и века, и басни Эзопа становились “музами” для таких известных писателей и баснописцев, как Жан Лафонтен, Лев Толстой и даже Иван Крылов. Именно басни Крылова благодаря своей складности, высокой литературной ценности, стали эталоном современного басенного жанра. | Помогает сделать вывод | Читают тексты, отвечают на поставленные вопросы Оценивают свою работу | Работа по вариантам | 1. Выяснили, что родоначальником басни является Эзоп, поэтому басни Толстого и Крылова похожи по сюжету | ||||||||||
9. | Защита проекта | Ребенок выступает по теме «Памятники И.А. Крылову» | Рассказывает о памятнике Крылову в Летнем Саду. | Получили новые знания о Крылове | ||||||||||||
10. | Обобщение знаний. | - Какой же вывод можно сделать после выступления? Вернемся к началу нашего урока. «Живут ли басни Крылова в наши дни? Могут ли они сегодня кого-либо научить правильным поступкам и поведению?». В подтверждение наших слов, послушайте историю, которая произошла в школе, в таком же классе, как у нас (текст). К новогоднему празднику ребята решили нарисовать стенгазету. Они обсудили тему, идею газету, приготовили краски, цветную бумагу. Однако, когда все собрались, Лена захотела нарисовать большую ёлку, а Игорь предложил нарисовать Деда Мороза и Снегурочку. Пока ребята думали, Володя нарисовал карнавальные маски. Кате не понравились маски, но своих идей у неё не было. Разразился горячий спор. На шум в класс пришла учительница. Она увидела разгорячённые лица ребят, разлитые краски. И только лист бумаги, приготовленный для газеты, остался пустым. - Могла ли такая история случиться в нашем классе? - Почему не получилась газета? - Героев какой басни Крылова напоминают нам дети? (Лебедь, Щука и Рак). - Вспомним мораль этой басни. Кто виноват из них, кто прав, судить не нам. Да только воз и ныне там. | Организует учебный диалог | Делают вывод, что басни И.А.Крылова живут и в наше время. Они интересны, поучительны и любимы народом. | Учебный диалог | |||||||||||
Создание условий для рефлексивного анализа занятия | Методика «Сжатый кулак» | Организует учебный диалог | 1. Высказывают своё отношение к проделанной работе. 2. Проговаривают умения, которые продолжат отрабатывать дома. | Учебный диалог | ||||||||||||
Домашнее задание: | 1. Попробуйте сочинить свою басню или 2. Подобрать интересные случаи из жизни Лермонтова | Предлагает выбор | Записывают домашнюю работу | Запись домашнего задания |
ПОРТФОЛИО
учителя начальных классов
МКОУ СОШ № 14
Карповой Ольги Евгеньевны
Предварительный просмотр:
Оценочный лист
№ | Этап | Оценка |
Интересные факты из жизни писателя | ||
«Собери название басни» | ||
«Собери картинку» | ||
«Подпиши картинку словами басни» | ||
«Театр-мим» | ||
ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК |
Оценочный лист
№ | Этап | Оценка |
Интересные факты из жизни писателя | ||
«Собери название басни» | ||
«Собери картинку» | ||
«Подпиши картинку словами басни» | ||
«Театр-мим» | ||
ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК |
Предварительный просмотр:
«Собери картинку»
- Какова мораль данной басни?
- Подпиши картинку словами басни
Предварительный просмотр:
Л.Н. Толстой (1828-1910)Стрекоза и муравьи | Эзоп(6 век)Муравей и Цикада.(Басня)Стужа стояла, и ненастье сошло с Олимпа. Но Муравей ещё в пору жатвы собрал в своем жилье богатые запасы. А Цикада забилась в щель и едва дышала, изнемогая от голода, жажды и сильной стужи. И попросила она у муравья поесть: довольно пшеничного зернышка – и она будет спасена. «Где же ты была летом? – спросил Муравей. – Почему ты не запасла корму в жатву?» Ответила Цикада: «А я пела и веселила прохожих». С громким смехом сказал Муравей: «Ну, так попляши зимою!». Учит нас басня, что самое главное – заботиться о насущной пище, а не тратить время на забавы и гулянья. | И.А. Крылов (1769-1844)Стрекоза и муравейПопрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле, Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом. Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает, Стрекоза уж не поет, И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей! Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето? Говорит ей Муравей. - До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас – Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило. А, так ты... Я без души лето целое все пела. Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши! |
Задание: Что общего у этих произведений? Чем они различаются? | ||
Карточка 2 | ||
Л.Н. Толстой (1828-1910)Ворон и Лисица(Басня)Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит: – Эх, ворон, как посмотрю на тебя, – по твоему росту да красоте только бы тебе царем быть! И, верно, был бы царем, если бы у тебя голос был. Ворон разинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит: – Ах, ворон, коли бы еще у тебя и ум был, быть бы тебе царем. | Эзоп(6 век)Ворон и Лисица(Басня)Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать". Басня уместна против человека неразумного. | И.А. Крылов (1769-1844)Ворона и ЛисицаУж сколько раз твердили миру, |
Задание: Что общего у этих произведений? Чем они различаются? |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/09/14/kartochka_2.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/09/14/kartochka_1.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. 1 класс. "Школа 2100". Тема урока: Обобщение раздела "Попрыгать, поиграть..."
Данный урок является восьмым уроком литературного чтения раздела «Попрыгать, поиграть». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/18/picture-385258-1390023069.jpg)
урок литературного чтения 3 класс свиридова по теме "Образ ветра в литературе, живописи, музыке"
Урок-исследование образа ветра в литературое, живописи, музыке в 3 классе по литературному чтению...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/05/picture-342063-1428222883.jpg)
Урок литературного чтения, 3 класс, программа "Песпектива". Тема урока "Введение в содержание раздела".
Вводный урок к разделу "Литературная сказка"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/12/picture-702664-1476262555.jpg)
Презентация к уроку ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.3 класс.УМК "Перспектива".Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.
Данная презентация к уроку литературного чтения, 3 класс, тема "Слон и Моська", И.А.Крылов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-544256-1417724381.jpg)
Презентация к уроку литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" . Тема урока "Волшебные сказки".
Слайд 1. Название презентации.Слайд 2. План урока.Слайд 3. Ключевые слова урока.Слайд 4. Примеры призказки.Слайд 5. Группы сказок.Слайд 6. Признаки сказки.Слайд 7. Самостоятельная работа учащихся.Слай...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/18/picture-1164474-1568788556.jpg)
Урок литературного чтения 3 класс Школа России Тема урока: Г.Б.Остер «Как получаются легенды».
Изучение нового материала...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/05/picture-1311408-1612507176.jpg)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Литературное чтение 5. Класс 4 6. Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАФИО (полностью) Лепешкина Ольга ПетровнаМесто работы...