Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по теме "И.А. Крылов Обобщение изученного"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Карпова Ольга Евгеньевна

Урок литературного чтения в 4 классе УМК "Школа России" по теме "И.А. Крылов Обобщение изученного"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия по литературному чтению

по теме «И.А. Крылов. Обобщение изученного » (3 класс) 

Задачи урока:

образовательные: продолжить знакомство с художественным жанром–басней; обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова; добиться понимания содержания басен, умения сравнивать басни; находить общее и различие, воздействия содержания на чувства, мысли и поведение детей; учить выделять мораль басни; объяснять ее смысл; предлагать свой вариант морали (поучения).

развивающие: развивать логическое мышление учащихся: операцию сравнения; умения находить общие и отличительные свойства басен; творческое воображение, навык выразительной речи с помощью интонации; умения и навыки анализа басен: поиск главного, определение стиля речи.

воспитательные: воспитывать интерес к предмету; использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального содержания ситуации, а именно моральных норм.

этапа

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Форма работы

Результат

1.

Мотивация учащихся на работу в ходе занятия

-Наш урок мне бы хотелось начать словами Лебедева-Кумача: (Щ)

«Крылов! Это имя нам дорого с детства: 

И знает Крылова Любой человек – 

Дедушка нам оставил наследство, 

Которое светит из века в век…» 

- Скажите, творчество какого писателя мы изучали? ( Творчество И.А.Крылова) (Щ)

- Мы с вами все басни, предложенные в учебники прочитали, как думаете, но наш урок все таки будет посвящен Крылову, как думаете, чем будем заниматься? (повторять, обобщать)

- Для чего? (предположение детей)

Задаёт вопросы, направленные на анализ определение темы и целей урока

Отвечают на вопросы

Определяют тему урока

Устанавливают цели на урок

Коллективная работа

Настрой работу

2.

- Что писал Крылов? ( Он писал басни. )

- Значит, как мы можем назвать И.А.Крылова? ( Баснописец. )

- Кого называют баснописцем? ( Человек, который пишет басни)

Задает вопросы, направленные на проверку понятий: баснописец

Отвечают на поставленные вопросы

Учебный диалог

1.Повторили понятие «баснописец»

3.

Проверка домашнего задания

Какие интересные факты о Крылове вы нашли?

Выслушивает ответы детей

1. Дети зачитывают интересные факты из жизни Крылова.

2. Выслушивают выступающего, обсуждают, что нового для себя узнали

Демонстрация самостоятельно добытых знаний.

1. Предоставили добытую и переработанную информацию.

2. Оценили свои результаты и результаты других

4.

Повторение понятия «Басня», «Мораль»

- Итак, И.А.Крылов писал басни. А что такое басня?

Чтобы ответить на этот вопрос, уберём лишние элементы из схемы на доске

Помогает учащимся сделать вывод о том, что такое басня.

Обобщает ответы детей  

1. Убирают лишние элементы из схемы (интерактивная доска)

2. Делают вывод: Басня – это занимательное короткое стихотворение или рассказ, часто построенное в виде диалога. Герои басни – животные, реже люди. Цель басни: помочь человеку исправить свои недостатки, посмеявшись над ними. Для этого в басне есть мораль, поучение.

1. Повторили понятие «басня», ее структуру и цели.

2. Оценили свои знания.

5.

Игра « Собери название басни »

На столах у вас карточки с частями от названий басен. Они все перепутались. Соберите их.

Ворона

обезьяна

Лиса

очки

Зеркало

лисица

Мартышка

муравей

Стрекоза

виноград

-Какие еще басни Крылова вы читали?

Координирует работу детей

Оказывает помощь при затруднениях

Работают в парах.

Проверяют результат совместной деятельности (самопроверка с помощью документ камеры: ребенок выходит, ставит стрелки, остальные проверяют себя)

Работа по карточкам

1. Повторили название басен.

2. Оценили результат совместной деятельности и свои знания

6.

Игра паззлы «Собери картинку и подпиши словами басни»

Название басен знаете, помните, а сейчас посмотрим, как вы умеете соотносить  содержание басни с иллюстрацией

Задание «Собери картинку и подпиши словами басни»

- Какова мораль вашей басни?

Координирует работу детей

Оказывает помощь

Собирают картинку, наклеивают, подбирают подпись к басне

Работа в группах

1. Проверили умение соотносить иллюстрацию и содержание

2. Оценили свое умение работать в группе

7.

Физминутка

(Театр-мим. Изобрази  зверей из басни.)

«Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит»

«Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет»

«Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой»

Зачитывает отрывки из басен

Без слов показывают отрывки из басен

8.

Изучение нового материала

Работа по карточке с текстами Эзопа, Крылова, Толстого.

- Как думаете, почему эти басни так похожи: у них одинаковый сюжет, похожие герои, одинаковая мораль?

Рассказ учителя: Первым баснописцем считается Эзоп. Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Он их не записывал, они передавались из уст в уста.

Жил Эзоп в 6 веке до нашей эры. Легенды гласят, что по мудрому сборнику эзоповских басен обучались дети того времени.

Особенность басен Эзопа в том, что изложение текстов скучное, без литературного лоска, но крайне проницательное. 

Пролетали годы и века, и басни Эзопа становились “музами” для таких известных писателей и баснописцев, как Жан Лафонтен, Лев Толстой и даже Иван Крылов. Именно басни Крылова благодаря своей складности, высокой литературной ценности, стали эталоном современного басенного жанра.

Помогает сделать вывод

Читают тексты, отвечают на поставленные вопросы

Оценивают свою работу

Работа по вариантам

1. Выяснили, что родоначальником басни является Эзоп, поэтому басни Толстого и Крылова похожи по сюжету

9.

Защита проекта

Ребенок выступает по теме «Памятники И.А. Крылову»

Рассказывает о памятнике Крылову в Летнем Саду.

Получили новые знания о Крылове

10.

Обобщение знаний.  

- Какой же вывод можно сделать после выступления?              

Вернемся к началу нашего урока. «Живут ли басни Крылова в наши дни? Могут ли они  сегодня кого-либо научить правильным поступкам и поведению?».

В подтверждение наших слов, послушайте историю, которая произошла в школе, в таком же классе, как у нас (текст).

К новогоднему празднику ребята решили нарисовать стенгазету. Они обсудили тему, идею газету, приготовили краски, цветную бумагу. Однако, когда все собрались, Лена захотела нарисовать большую ёлку, а Игорь предложил нарисовать Деда Мороза и Снегурочку. Пока ребята думали, Володя нарисовал карнавальные маски. Кате не понравились маски, но своих идей у неё не было. Разразился горячий спор.

На шум в класс пришла учительница. Она увидела разгорячённые лица ребят, разлитые краски. И только лист бумаги, приготовленный для газеты, остался пустым.

 - Могла ли такая история случиться в нашем классе?

 - Почему не получилась газета?

 - Героев какой басни Крылова напоминают нам дети? (Лебедь, Щука и Рак).

- Вспомним мораль этой басни. Кто виноват из них, кто прав, судить не нам. Да только воз и ныне там.

Организует учебный диалог

Делают вывод, что басни И.А.Крылова живут и в наше время. Они интересны, поучительны и любимы народом.

Учебный диалог

Создание условий для рефлексивного анализа занятия

Методика «Сжатый кулак»

Организует учебный диалог

1. Высказывают своё отношение к проделанной работе.

2. Проговаривают умения, которые продолжат отрабатывать дома.

Учебный диалог

Домашнее задание:

1. Попробуйте сочинить свою басню или

2. Подобрать интересные случаи из жизни Лермонтова

Предлагает выбор

Записывают домашнюю работу

Запись домашнего задания

ПОРТФОЛИО

учителя начальных классов

МКОУ СОШ № 14

Карповой Ольги Евгеньевны



Предварительный просмотр:

Оценочный лист

Этап

Оценка

Интересные факты из жизни писателя

«Собери название басни»

«Собери картинку»

«Подпиши картинку словами басни»

«Театр-мим»

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК

Оценочный лист

Этап

Оценка

Интересные факты из жизни писателя

«Собери название басни»

«Собери картинку»

«Подпиши картинку словами басни»

«Театр-мим»

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК



Предварительный просмотр:

559189[1].jpg Мартышка и очки * Крылов И.Басня Крылова "Стрекоза и муравей". История сюжета, иллюстрации, мультфильмы

«Собери картинку»

- Какова мораль данной басни?

- Подпиши картинку словами басни



Предварительный просмотр:

Л.Н. Толстой (1828-1910)

Стрекоза и муравьи
(Басня)

Осенью у муравьев подмокла пшеница: они ее сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что ж ты летом не собрала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой пляши».

Эзоп(6 век)

Муравей и Цикада.

(Басня)

Стужа стояла, и ненастье сошло с Олимпа. Но Муравей ещё в пору жатвы собрал в своем жилье богатые запасы. А Цикада забилась в щель и едва дышала, изнемогая от голода, жажды и сильной стужи. И попросила она у муравья поесть: довольно пшеничного зернышка – и она будет спасена. «Где же ты была летом? – спросил Муравей. – Почему ты не запасла корму в жатву?» Ответила Цикада: «А я пела и веселила прохожих». С громким смехом сказал Муравей: «Ну, так попляши зимою!».

Учит нас басня, что самое главное – заботиться о насущной пище, а не тратить время на забавы и гулянья.

И.А. Крылов (1769-1844)

Стрекоза и муравей

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле,

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает,

Стрекоза уж не поет,

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

Говорит ей Муравей.

- До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас –

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило.

А, так ты...

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела?

Это дело: Так поди же, попляши!

Задание: Что общего у этих  произведений?

                Чем они различаются?

Карточка 2

Л.Н. Толстой (1828-1910)

Ворон и Лисица

(Басня)

Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит:

– Эх, ворон, как посмотрю на тебя, – по твоему росту да красоте только бы тебе царем быть! И, верно, был бы царем, если бы у тебя голос был.

Ворон разинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:

– Ах, ворон, коли бы еще у тебя и ум был, быть бы тебе царем.

Эзоп(6 век)

Ворон и Лисица

(Басня)

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:

"Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать".

Басня уместна против человека неразумного.

И.А. Крылов (1769-1844)

Ворона и Лисица

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Задание: Что общего у этих  произведений?

                Чем они различаются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 1 класс. "Школа 2100". Тема урока: Обобщение раздела "Попрыгать, поиграть..."

Данный урок является восьмым уроком литературного чтения раздела «Попрыгать, поиграть». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на...

урок литературного чтения 3 класс свиридова по теме "Образ ветра в литературе, живописи, музыке"

Урок-исследование образа ветра в литературое, живописи, музыке в 3 классе по литературному чтению...

Презентация к уроку ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.3 класс.УМК "Перспектива".Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.

Данная презентация к уроку литературного чтения, 3 класс, тема "Слон и Моська", И.А.Крылов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Презентация к уроку литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" . Тема урока "Волшебные сказки".

Слайд 1. Название презентации.Слайд 2. План урока.Слайд 3. Ключевые слова урока.Слайд 4. Примеры призказки.Слайд 5. Группы сказок.Слайд 6. Признаки сказки.Слайд 7. Самостоятельная работа учащихся.Слай...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Литературное чтение 5. Класс 4 6. Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАФИО (полностью)              Лепешкина  Ольга ПетровнаМесто работы...