Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. Р.Н. Бунеев.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Орлова Галина Александровна

Прграмма рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №10» и  авторской программы «Литературное чтение», разработанной Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой.

Программа рассчитана на 136 часов в год (4часа в неделю)

     Учебно-методический комплект представлен:

  • Учебник «Литературное чтение (В океане света)». 4-й класс (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева);
  • «Тетрадь по литературному чтению. 4 класс» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева);

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • 1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  • 2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  • 3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  • 4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Содержание программы направлено на усвоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по литературному чтению и авторской программой учебного курса.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

   • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию;

   • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

   • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной рабочей программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает включение детей в разные виды деятельности, приводящим к конкретным результатам.

        Данная программа позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников («ученик научится»), предусматриваемый ФГОС НОО, а так же позволяет осуществлять подготовку, которая является достаточной для повышенного уровня изучения математики («ученик получит возможность научиться»).

        Одной из ведущих технологий оценивания достижений школьниками планируемых результатов образования будет являться мониторинг учебного процесса с фиксацией результатов в листах достижений, портфолио.

          Инструментарий, используемый при оценивании, носит двухуровневый (базовый и повышенный) характер.

        В качестве инструментария оценивания будут использованы устные ответы, письменные работы, проекты, творческие работы, презентации и др.

Текущий контроль присутствует на каждом уроке: выразительное чтение, выборочное чтение, чтение по ролям, чтение наизусть, составление плана, краткий и подробный пересказ, составление характеристики героя и др.

Тематический контроль осуществляется по отдельным темам в форме творческих заданий. Например: составить рассказ-рассуждение на тему: «Чему учит сказка?» или сочинить свою сказку; инсценирование произведения, конкурс на самого лучшего  в мире рассказчика и т.п. Также тематический контроль предусматривает проведение тестов по отдельным темам и произведениям.

Итоговый контроль осуществляется по рабочей тетради по литературному чтению в приложении к учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «В океане света» 4 класс, М.: «Баласс», 2012. После изучения каждого раздела предусмотрена проверочная работа, состоящая из тестовых заданий, вопросов по содержанию раздела и заданий творческого характера.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

В данной программе реализуется принцип идейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает, т.е. связь литературы с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями. Это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебных книг, а значит, и система уроков чтения в форме эвристической беседы.

Общая характеристика учебного предмета.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;        

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, все учебники объединены внутренней логикой.

На уроках детской литературы в 4 классе дети получают целостное представление об истории русской литературы: о писателях и их героях, о темах и жанрах. Дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Форма подачи текстов в 4 классе – диалоги постоянно действующих героев: профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории детской литературы в прошлое.

В 4 классе дети продолжают осваивать технологию формирования правильного типа читательской деятельности, но эта технология к этому году видоизменяется, преобразуется, сохраняя при этом свою суть. Преобразование происходит по пути увеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста. В 4 классе доля самостоятельной читательской деятельности ученика продолжает увеличиваться в основном за счет творческой деятельности.

Место учебного предмета литературное чтение в учебном плане

Учебный предмет литературное чтение является обязательным в БУПе с недельной  нагрузкой 4 часа. Всего за год 136 часов.

Ценностные ориентации

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

 Планируемые образовательные результаты

Содержание учебной программы литературное чтение

Кол-во часов

Предметные результаты освоения программы

Личностные и метапредметные

результаты освоения программы

Любимые книги

8

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • самостоятельно находить ключевые слова;
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • формулировать основную мысль текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать иопределять свои эмоции;
  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
  • видеть языковые средства, использованные автором.

Познавательные УУД:

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом

речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической

формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку

зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности;

– задавать вопросы.

У истоков русской детской литературы

20

XIX век. Путешествие продолжается…

45

Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

62

Содержание учебной программы

Круг детского чтения

     Произведения современной детской литературы разных жанров.

     Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е.Велтисова.

     У истоков русской детской литературы

     Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в разных записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XXVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова, нравоучительный характер и прямая назидательность произведения для детей.

     Детская литература XIX в.

     Басни И.Крылова. первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские года Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвящённые русским писателям.

     Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

     Детская литература XX в.

     Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х годов: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920-1930 гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто, роман Ю. Олеши «Три толстяка» (отрывки).

     Детская литература 1930-1950 гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

     Детская литература 1960-1990 гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Зоходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.



Предварительный просмотр:

 Календарно-тематическое планирование

урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты

Универсальные учебные действия

Личностные результаты

1

Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником

Вводный урок

Основные темы: произведения о родине;

о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях

Знать основное содержание изученных произведений, их авторов

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и выполнения.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе.

Любимые книги (8 ч+1ч)

1

Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство

с героями путешествий

Урок работы с новым текстом

Знакомство с произведениями современной отечественной литературы, доступными для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения. Проводить самоконтроль и самооценку.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность к чтению.

2

Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»

Урок работы с новым текстом

3

Е. Велтистов «Приключения Электроника»

Урок работы с новым текстом

Осознанное чтение целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих уровню текста

Планировать, контролировать и оценивать УД  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысла поступков.

4

Е. Велтисов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести

Урок работы с новым текстом

Определение видов речевой деятельности: чтение, говорение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации .Предлагать разные способы выполнения задания.

Проявлять заинтересован-

ность в приобретении и расширении знаний.и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

5

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»

Урок работы с новым текстом

Знакомство с произведениями современной отечественной литературы, доступными для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Жанр произведения. Виды речевой деятельности

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя

Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действия. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

6

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 1

Урок обобщения и контроля изученного

Жанры произведений. Понимание содержания литературного произведения

7

Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках

Урок внеклассного чтения

Виды речевой деятельности: слушание, говорение. Постановка вопросов, устные ответы на них. Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов

Планировать, контролировать и оценивать УД  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Принимать внутреннюю позицию школьника. Чувствовать красоту художественного слова.

8

Развитие речи. Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе

Урок развития речи

Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо. Текст-рассуждение. Простейший рассказ

о своих впечатлениях

Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Воспринимать учебное совпадание, выбирать последовательность действий, оценивать результат выполнение.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова.

У истоков русской детской литературы (20 ч)

1

Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»

Урок работы с новым текстом

Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Чувствовать красоту художественного слова.

2

«Повесть временных лет». Расселение славян

Урок работы с новым текстом

Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации .Предлагать разные способы выполнения задания.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

3

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки

Урок работы с новым текстом

Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Постановка вопросов и ответы по содержанию прочитанного

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

4

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого

Урок работы с новым текстом

Осознанное чтение, правильное чтение, выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Устное сочинение повествовательного характера

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Чувствовать красоту художественного слова.

5

«Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице»

Урок работы с новым текстом

Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– отличать древнерусские стихи от современных

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации .Предлагать разные способы выполнения задания.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

6

Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия

Урок работы с новым текстом

Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения. Проводить самоконтроль и самооценку.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

7

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина…

Урок работы с новым текстом

Различие жанров произведений: стихотворение. Выразительное чтение, использование интонаций

8

Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого мальчика

Урок работы с новым текстом

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать темы и героев путешествия

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

9

Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Сережины книги

Урок работы с новым текстом

Обсуждение изображения в учебнике; детское чтение в XVII в. Образ мальчика

Знать темы и героев путешествия

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Владеть диалогической формой речи.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

10

Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы».

Проверочная работа № 2

Урок обобщения и контроля изученного

Жанры. Автор. Связный рассказ о прочитанном. Обобщающая беседа

Уметь:

– выполнять творческие задания;

– определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги

Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Стремиться к совершенствова-

нию собственной речи.

11

Внеклассное чтение. Книги о книгах

Урок внеклассного чтения

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Стремиться к совершенствованию

собственной речи; ориентироваться

в нравственном содержании и смысле поступков.

12

С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

Урок работы с новым текстом

Понимание содержания прочитанного: тема, главная мысль, события, их последовательность. Осознанное, правильное, выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Определять цели учебной для решения различных коммуникативных задач, деятельности с помощью учителя и самостоятельно; Адекватно использовать речевые средства

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Чувствовать красоту художественного слова.

13

А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих пред-ков и первейших лет моей жизни»

Урок работы с новым текстом

Понимание содержания произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Понимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Принимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.

14

Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок работы с новым текстом

Выразительное чтение, установление логических связей. Гуманизм Н. И. Новикова и его чувство социальной вины. Решение задачи «Развивающий канон». Обсуждение названия журнала. Характеры персонажей, особенности их речи

Знать:

– о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом;

– отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов.

Уметь:

– сравнивать построение нравоучительных статей;

– соотносить текст

с пословицами

15

Развитие речи. Сочинение в стиле нравоучительной статьи.

Урок развития речи

Уметь:

– выбирать смысловые слова, тему;

– анализировать тему и содержание сочинения

Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Стремиться к совершенствование собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков.

16

Детские стихи

А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе

А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»

Урок работы с новым текстом

Различие жанров произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание содержания произведения. Герои произведения. Декламация стихотворных произведений

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Предлагать разные способы выполнения задания.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

17

Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы

XI–XVIII веков.

Урок обобщения и контроля изученного

Жанры. Связный рассказ о прочитанном

Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

18

Проверочная работа № 3

Урок учёта и контроля

Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

19

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)

Урок внеклассного чтения

Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе).

Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности

Определять цели учебной  деятельности с помощью учителя и самостоятельно; Адекватно использовать речевые средства. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Устанавливать причинно-следственные связи.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле  поступков – своих и окружающих людей.

20

Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы»

Урок развития речи

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Уметь:

– выбирать смысловые слова, тему;

– анализировать тему и содержание сочинения

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

XIX век. Путешествие продолжается… (45 ч)

1

Путешествие 3. Москва начала

XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська»

Урок работы с новым текстом

Выразительное чтение. Жанр: басня. Биографические сведения об авторе. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть.

– различать жанры художественной литературы

Определять цели учебной  деятельности с помощью учителя и самостоятельно; Адекватно использовать речевые средства. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Устанавливать причинно-следственные связи.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле  поступков – своих и окружающих людей.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

2

И. А. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни

Урок работы с новым текстом

Выразительное чтение. Формулирование вопросов и ответов. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

3

Обобщение. Басни И. А. Крылова

Обобщающий урок

Выразительное чтение. Средства художественной выразительности

4

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка.

 А. Погорельский «Черная курица»

Урок открытия новых знаний

Различие жанров произведений. Осознанное чтение

5

А. Погорельский «Черная курица». Нелёгкий путь в подземное царство (ч.2, 3)

Урок работы с новым текстом

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки

Уметь:

– характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку;

– составлять стилизованный план;

– делать вывод

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предлагать разные способы выполнения задания.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Чувствовать красоту художественного слова.

6

А. Погорельский «Черная курица». Встреча с подземными жителями (ч.4, 5)

Урок работы с новым текстом

7

А. Погорельский «Черная курица». Главный герой сказки (ч.6)

Урок работы с новым текстом

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть.

– различать жанры художественной литературы

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения

8

Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей?

Урок работы с новым текстом

Выдающиеся представители русской литературы: А. С. Пушкин,

В. А. Жуковский

9

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Знакомство с героями сказки (ч.1-3)

Урок работы с новым текстом

Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Эмоциональная окрашенность. Выразительное чтение, выделение смысловых частей

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии  с поставленной задачей и условиями её реализации. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.

10

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом (ч.4-6)

Урок работы с новым текстом

Понимание содержания литературного произведения

11

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч.7-9)

Урок работы с новым текстом

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Литературная сказка

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Стремиться к совершенствованию собственной речи. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий.

12

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Царь Салтан и князь Гвидон (ч.10-15)

Урок работы с новым текстом

Иллюстрация в книге

и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

13

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» В чём главный смысл сказки? (Финал)

Урок работы с новым текстом

Устное изложение текста по плану.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

14

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Урок внеклассного чтения

Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Литературная сказка. Главная мысль

– различать жанры художественной литературы

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

15

Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»

Урок работы с новым текстом

Сюжет, герой-персонаж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

16

Обобщение. Литературные сказки

Урок обобщения и контроля изученного

Различие жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить  аналогии. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

17

Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра)

Урок работы с новым текстом

Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка

18

Устное сочинение-обработка народной сказки (подражение В. Далю)

Урок развития речи

Создание небольших письменных ответов по прочитанному

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предлагать разные способы выполнения задания.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.

19

Как надо писать для детей?

(А. Ишимова «Славяне»)

Урок работы с новым текстом

Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

20

Обобщение.

Проверочная работа №4

Урок обобщения и контроля изученного

Жанры. Главная мысль

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

21

Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем, или «Литературные сказки писателей XIX века»

Урок внеклассного чтения

Литературная сказка. Библиографические сведения (автор, титульный лист, аннотация)

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

22

Путешествие 6.

Мир природы приходит на страницы книг

Урок работы с новым текстом

Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения

23

Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»

Урок работы с новым текстом

Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Выразительное чтение, выделение смысловых частей

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.

24

Поэты XIX века о природу. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева

Урок работы с новым текстом

Тема стихотворения. Средства выразительности. Выразительное чтение

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

25

Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе

Урок работы с новым текстом

Аналитическое чтение стихотворений. Сравнение текста стихотворения с закличкой-веснянкой, со сказкой. «Разыгрывание» стихотворения

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Принимать и осваивать роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Принимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.

26

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении

Урок работы с новым текстом

Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

27

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Дедушка Мазай – добрый охотник

Урок работы с новым текстом

Выразительное чтение, работа над образом Мазая; составление плана

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

28

Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне

Урок работы с новым текстом

Знакомство с писателем. Творчество писателя. «Азбука»

Л. Н. Толстого

Самостоятельно формулировать тему и цели урока Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Принимать и осваивать роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Принимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.

29

Л.Н.Толстой как учитель (сказка «Два брата»

Урок работы с новым текстом

Жанры: сказка, описание, рассказ

30

Непростые простые тексты (Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»)

Урок работы с новым текстом

Текст-описание. Формулирование вопросов и ответов на них

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической   формами речи.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

31

Практикум «Учусь читать художественную прозу»

Урок развития умений

Правильное, сознательное и выразительное чтение

32

Учебная книга К.Д.Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город»)

Урок работы с новым текстом

Главная мысль. Жанр. Элементы

33

Первое знакомство с Родиной (К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога»)

Урок работы с новым текстом

Работа с рассказами. Язык писателя. Жанр путевого очерка. Работа с текстом

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном  содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей.

34

Сочинение в форме путевого очерка

Урок развития речи

Создание небольших письменных ответов по прочитанному

35

Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д.Ушинский «Наше Отечество»)

Урок работы с новым текстом

Главная мысль. Словарное богатство русского языка. Составление плана

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам.

36

Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д.Ушинский «Жалобы зайки»)

Урок развития речи

Связной рассказ. Элементы

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

37

А.И.Куприн «Слон». Непонятная болезнь (ч.1-3)

Урок работы с новым текстом

Герой-персонаж: характер, поступки. Главная мысль.

Устное изложение текста по плану

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические   рассуждения, проводить аналогии. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.

38

А.И.Куприн «Слон». Можно ли выполнить желание Нади? (ч.4-5)

Урок работы с новым текстом

Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения

39

А.И.Куприн «Слон». «Я уже совсем здорова!» (ч.6)

Урок работы с новым текстом

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

40

Обобщение.

Урок обобщения и контроля изученного

Правильное, сознательное и выразительное чтение

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

41

Проверочная работа №5.

Урок учёта и контроля

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.

42

Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П.Чехова «Мальчики»

Урок внеклассного чтения

Произведения А. П. Чехова. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Уметь:

– выразить собственное отношение к прочитанным произведениям А. П. Чехова;

– охарактеризовать отношение автора к героям, событиям произведений;

– выразительно читать (пересказывать)

Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

43

Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П.Чехова «Мальчики»

Урок внеклассного чтения

Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения;   договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.

44

Резервный урок

45

Резервный урок

Век XX. Новые встречи со старыми друзьями (62 ч)

1

Путешествие 8 (в… библиотеку)

Загадка Лидии Чарской

Урок работы с новым текстом

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Соблюдать морально – этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, помогать сверстникам.

2

Л.Чарская «Записки маленькой гимнастки» Первый день Лены в гимназии (гл.8)

Урок работы с новым текстом

Осознанное, правильное, выразительное чтение. Пересказ

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

3

Л.Чарская «Записки маленькой гимнастки». Друзья и враги Лены Икониной (гл.10-11)

Урок работы с новым текстом

Участие в диалоге при обсуждение прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о героях произведения

4

Л.Чарская «Записки маленькой гимнастки». Образ Лены Икониной. Обобщение

Обобщающий урок

Выдающиеся представители русской литературы: Пушкин,

Жуковский

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

5

Внеклассное чтение. Мир детства

Урок внеклассного чтения

Произведения выдающихся представителей русской литературы: А. П. Чехов

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

\

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

6

Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак

Урок работы с новым текстом

Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действии. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.

7

Настоящий капитан (Б.Житков «Николай Исаич Пушкин»)

Урок работы с новым текстом

Понимание содержания литературного произведения. Главная мысль. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

8

Гимназисты Корнея Чуковского (К.И.Чуковский «Телефон»)

Урок работы с новым текстом

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность и выразительность чтения.

9

Обэриуты. Стихи Д.Хармса.

Урок работы с новым текстом

Жанр произведения:

стихотворение.

Различие жанров произведений. Иллюстрация в книге и ее роль

в понимании произведения

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические   рассуждения, проводить аналогии. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.

10

Стихи Ю.Владимирова и А.Введенского

Урок работы с новым текстом

Выразительное чтение

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

11

Внеклассное чтение. Современные чудаки

Урок внеклассного чтения

Умение работать с книгой. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения задания.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

12

Путешествие 10. Вокруг Маршака

Урок открытия новых знаний

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Аргументация своего мнения

Классики детской литературы

13

Внеклассное чтение. Современные детские журналы

Урок внеклассного чтения

Восприятие произведений на слух

Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова.

14

Е.Шварц «Два брата». Живой мир и мир вечного покоя (гл.1-4)

Урок работы с новым текстом

Произведение классика советской детской литературы. Понимание содержания произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– анализировать сказки;

– составлять цитатный план;

– сравнивать сказки со схожим сюжетом;

– выразительно читать фрагменты сказок

15

Е.Шварц «Два брата». Спасение Младшего – победа живого мира (гл.5-8)

Урок работы с новым текстом

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические   рассуждения, проводить аналогии. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.

16

Е.Шварц «Два брата». Мудрость сказки Е.Шварца (обобщение)

Урок работы с новым текстом

Различие жанров произведений: сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Пересказ

17

Превращение Пиноккио в Буратино (Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему»

Урок открытия новых знаний

Осознанное чтение доступных по объему произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

18

Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н.Толстой «Фофка»

Урок работы с новым текстом

Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания. Герои произведения

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

19

Удалось ли А.Н.Толстому «превратится» в детского писателя? (А.Н.Толстой «Кот сметанный рот»)

Урок работы с новым текстом

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

20

Птицы с «характерами» (М.Пришвин «Изобретатель»)

Урок работы с новым текстом

Жанр: рассказ. Понимание содержания произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Пересказ текста

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать и др.;

– выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении.

21

Так кто же он – Михаил Пришвин? (статья С.Я.Маршака «Сила жизни»)

Урок открытия новых знаний

Понимание содержания прочитанного

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

22

С.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор.

Урок открытия новых знаний

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действии. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.

23

Обобщение. Проверочная работа №6.

Урок учёта и контроля

Особенности творчества писателей XX в.

24

Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах)

Урок внеклассного чтения

Библиографические сведения. Биографические сведения о писателе

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– давать определение понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж;

– характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические   рассуждения, проводить аналогии.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков.

25

Путешествие 11. 1928 год литературный утренник в Сокольниках. В.Маяковский и А.Барто.

Урок открытия новых знаний

Понимание содержания литературного произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

26

1928 год литературный утренник в Сокольниках. В.Маяковский и А.Барто.

Урок открытия новых знаний

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

27

Ю.Олеша «Три толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Живая кукла наследника Тутти (ч.2)

Урок работы с новым текстом

Понимание содержания литературного произведения

Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.

28

Ю.Олеша «Три толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Три толстяка и другие герои сказки (ч.3, 4)

Урок работы с новым текстом

Герои произведения

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе.

29

Ю.Олеша «Три толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». «Простые высокие истины» (обобщение)

Обобщающий урок

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

30

Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б.Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?»)

Урок развития читательских умений

Главная мысль. Тема. Содержание. Формулирование вопросов

Уметь:

– выделять ключевые фразы, мысли при чтении;

– комментировать прочитанное

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические   рассуждения, проводить аналогии. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Чувствовать красоту художественного слова.

31

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р.Фраерман «Гайдар и дети»)

Урок открытия новых знаний

Понимание содержания прочитанного; особенности композиции рассказа

Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы.

Иметь целостное представление

о книге.

Уметь:

– относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру;

– выразительно читать по ролям, инсценировать;

– пересказывать текст с добавлением диалога;

– характеризовать героев;

– участвовать в обобщающей беседе по вопросам

32

А.Гайдар «Тимур и его команда» «Этот чердак был обитаем» (ч.1,2)

Урок работы с новым текстом

Понимание содержания литературного про-изведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении.

33

А.Гайдар «Тимур и его команда» Игра или серьёзное дело? (ч.3, 4)

Урок работы с новым текстом

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

34

А.Гайдар «Тимур и его команда». Тимур и тимуровцы (ч.5. обобщение)

Обобщающий урок

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения. Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию

35

Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений (Н.Носов «Федина задача»)

Урок развития читательских умений

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении. Пересказ текста

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.

Соблюдать морально – этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, помогать сверстникам.

36

Юмористический рассказ на серьёзную тему (В.Драгунский «Что любит Мишка»)

Урок работы с новым текстом

Различие жанров произведений. Выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

37

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В.Драгунского, Ю.Сотникова и Н.Носова

Урок внеклассного чтения

Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного

Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

38

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В.Драгунского, Ю.Сотникова и Н.Носова

Урок внеклассного чтения

Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного

39

Стихи А.Барто. Сатира или юмор?

Урок работы с новым текстом

Жанр: стихотворение

Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и выполнение действий, оценивать ход и результат выполнения.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова.

40

Внеклассное чтение «Не про меня ли это?»

Урок внеклассного чтения

Связный рассказ о прочитанном. Выразительное чтение

41

Путешествие 14. «Книжкины именины» во дворце пионеров. Стихи Е.Благининой, Б.Заходера, Ю.Коринца идр.

Урок открытия новых знаний

Жанр: стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи

Знать произведения классиков детской поэзии

42

Стихи И.Токмаковой и Г.Сапгира

Урок работы с новым текстом

Выразительное чтение. Жанр: небылица

Знать:

– отличие детской поэзии второй половины XX в. от произведений для детей 20-х годов;

– авторов и их произведения данного периода.

Уметь:

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов;

– определять авторские особенности;

– выполнять различные виды чтения:

выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное;

– импровизировать произведения;

– размышлять о творчестве поэтов;

– рассказывать об авторах произведений;

– создавать собственные миниатюры

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

43

Стихи Э.Мошковский и Э.Успенского

Урок работы с новым текстом

Жанр: стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи

44

Стихи Саша Чёрного и В.Долиной

Урок работы с новым текстом

Жанр: стихотворение. Выразительное чтение

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Чувствовать красоту художественного слова.

45

Миниатюры Г.Цыферова. Создание собственных миниатюр.

Урок работы с новым текстом, развитие речи

Выразительное чтение миниатюр

46

Стихи Н.Матвеевой

Урок работы с новым текстом

Герои произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

47

Внеклассное чтение. Любимые стихи

Урок внеклассного чтения

Жанр: стихотворение. Выразительное чтение

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

48

Практикум «Учусь читать лирический текст»

Урок развития читательских умений

Тема. Главная мысль. Понимание прочитанного

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; искать средства её осуществления.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.

49

Обобщение. Проверочная работа №7

Обобщающий урок

Жанры. Герои произведений

Знать произведения классиков детской поэзии.

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Строить суждения.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, испытывать интерес к чтению к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

50

Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями (картины 1, 2)

Урок работы с новым текстом

Понимание содержания произведения: тема, главная мысль

Знать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы.

Уметь:

– анализировать характеры героев;

– инсценировать пьесу;

– читать по ролям;

– рисовать волшебный цветок;

– участвовать в обобщающей беседе

51

Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок». Поиски снежного цветка (картины 3-5)

Урок работы с новым текстом

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

52

Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями картины. Мудрая сказка для малышей (картины 6-8)

Урок работы с новым текстом

Выразительное чтение по ролям. Построение монологического высказывания: рассказ

о своих впечатлениях о произведении

Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

53

Путешествие 15. Современные детские писатели. (К.Драгунская «Крайний случай»)

Урок открытия новых знаний

Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; испытывать интерес к чтению к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

54

Творческая манера Ксении Драгунской (К.Драгунская «Ерунда на постном масле!»)

Урок работы с новым текстом

55

Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина)

Урок работы с новым текстом

Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Уметь:

– читать выборочно, цитировать текст;

– замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора

Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Воспринимать учебное задание. Выбирать последовательность действий,  оценивать ход и результат выполнения.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова.

56

Обобщение. Берём интервью у детских писателей.

Урок развития читательских умений

Создание небольших письменных ответов на поставленные вопросы

Уметь выразить письменно свои впечатления о прочитанном, записать в виде интервью ответы

57

Обобщение. Проверочная работа №7

Обобщающий урок

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические   рассуждения. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

58

Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям

Обобщающий урок

Выразительное чтение

Уметь: самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам»

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Чувствовать красоту художественного слова.

59

Внеклассное чтение. «О чём можно, о чём хочется читать»

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение. Пересказ текста
(краткий и подробный)

Уметь группами представить темы «О чем хочется читать», выступать перед аудиторией с инсценировками, чтением отрывков из книг

60

Резервный урок

Урок развития читательских умений

61

Резервный урок

Урок развития читательских умений

62

Резервный урок

Урок развития читательских умений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная рабочая программа по Литературному чтению для 4 класс (Е.В.Бунеева,Р.Н.Бунеев)

В программе представлено примерное тематическое планирование из расчёта 3 часа в неделю, цели,задачи курса....

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основепрограммы по учебному предмету «Литературное чтение» Образовательной системы «Школа 2100»  рекомендуемой Министерством об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс  разработано в соответствии ФГОСТ...

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 2 класс

Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...