Опыт работы учителя по созданию и внедрению в практику интегрированного курса эстетических занятий.
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Гладких Татьяна Михайловна

Цель эстетического интегрированного курса: "Эмоциональное развитие личности ребенка и формирование его творческого мышления." Приведено тематическое планирование интегрированных уроков в 4 классе по временам года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_gladkih.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы учителя по созданию и внедрению в практику интегрированного курса эстетических занятий.

Составление тематического планирования интегрированных уроков и его мотивация.

Интегрированные уроки являются одновременно и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее многообразии. Как средство обучения она способствует приобретению новых знаний, представленных на стыке традиционных предметных знаний, а также является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Интенсификация, интеграция учебного процесса способствует снятию перенапряжения, перегрузки за счет переключения учащихся на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Цель эстетического интегрированного курса я сформулировала так:

Эмоциональное развитие личности ребенка и формирование его творческого мышления.

С первого года обучения у детей формируются представления о красоте и хрупкости мира, о праве каждого живого существа на жизнь, о любви как о главном законе жизни. Этому способствует интеграция предметов литературного чтения и изобразительного искусства, в первом классе. Малыши еще не могут выразить свои чувства и настроения в словах, но могут проявить их в своих рисунках, поделках, т.е. художественными средствами.

Начиная со второго класса на уроках литературного чтения и развития речи, дети учатся владеть словом, делают первые попытки в собственном литературном творчестве. Ведущей идеей интегрированного курса для учащихся первых классов (литературное чтение и изобразительное искусство) и для учащихся 2 – 4 классов (литературное чтение и развитие речи) является формирование общей гуманитарной культуры человека.

По мнению ведущих специалистов, в начальной школе целесообразнее осуществление блоковой интеграции, рассчитанной на четверть, полугодие или год.

В первом классе интегрированный эстетический курс составлен на 3 четверть, когда заканчивается обучение грамоте.

Стержневыми предметами в этом курсе являются литературное чтение и изобразительное искусство, учебный материал которых взаимопереплетается с музыкой, усиливая реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей.

В интегрированный эстетический курс включены материалы учебников:

«Литературное чтение» В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова;

«Искусство и ты: ты изображаешь, украшаешь и строишь» Л. А. Неменская под редакцией Б. М. Неменского.

Дополнительно использованы музыкальные произведения П. И. Чайковского «Времена года» и картины известных художников И. Левитана, И. Шишкина, В. Васнецова, А. Саврасова и других.

В раздел реализации межпредметных связей включен дополнительный материал краеведческого характера по «Хрестоматии по литературе родного края» (Издательский центр «Взгляд» 2002г.), что обеспечивает более глубокую основу интегративного подхода к изучению литературного чтения.

В каждый урок подбирался материал, тематика которого близка по своему содержанию и логически взаимосвязана, имеющий общие цели, с сохранением принципов диалектики, специфики разных видов искусств, с учетом возрастных особенностей.

        Для реализации поставленных целей курса во 2 – 4 классах интегрированные уроки литературного чтения и развития речи планировались по сезонным изменениям в природе и внутренним мироощущениям человека, так как для детей этого возраста эти темы наиболее близки и родственны.

 Работая с детьми по учебникам авторов Свиридовой и Чураковой, дети испытывают потребность поделиться своими наблюдениями за изменениями в природе (первый снег, листопад и т. д.), в письменной речи, т. е. в сочинениях, которым в системе Л. В. Занкова уделяется большое внимание.

Программа «Литературное чтение», автором которой является Н. А. Чуракова, предусматривает формирование отношения к литературе как к искусству, включение литературы в контекст других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки.

Например, во 2-м классе детям предлагается стихотворение А. С. Пушкина «Тиха украинская ночь», в котором природа для поэта «живая» и можно услышать «тишину». После дети читают отрывок из рассказа В. Драгунского. Герой рассказа Денис Кораблев видит удивительную красоту спящего маленького городка. Денис дополняет картину, созданную поэтом, представляя рядом с собой щенка и своего дедушку.

Дети, конечно же, соглашаются с такими утверждениями, как:

«Красота пробуждает в нас самое лучшее»;

«Красота расширяет нашу душу: мы ощущаем присутствие всего самого любимого и дорогого».

После вопроса: «Можно ли музыкальными средствами создать картину ночи?», дети знакомятся с особым в музыке жанром «ноктюрн», что означает в переводе с латинского «ночной». Они узнают, что ноктюрны писали многие композиторы, среди них польский Фредерик Шопен и русский композитор Петр Чайковский. Немецкий композитор Людвиг Бетховен 200 лет назад написал знаменитую «Лунную сонату», во время прослушивания этого музыкального произведения, дети рассматривают репродукцию картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре» и делают вывод: и в музыке, и в картине все красиво, таинственно, «тихо-тихо все кругом». Таким образом, тема образа ночи была представлена литературным искусством в разных жанрах, в музыкальном произведении и живописи.

Начиная с 3-го класса, в учебниках есть разделы «картинная галерея», где дети знакомятся с репродукциями знаменитых художников, учатся их понимать, анализировать. Отличительная особенность учебников в том, что художественные произведения о природе в разные времена года не всегда расположены по сезонам. Например, во 2-м классе в начале года, т. е. осенью, изучаются стихи о весне. Это заставляет задуматься, какие цели ставят авторы перед детьми и учителем. Работа с учебным материалом построена так, что дети часто находятся в творческом поиске, что подталкивает их к проявлению собственного творчества, заставляет посмотреть на мир другими глазами. Например, после прочтения пьесы Мориса Метерлинка «Синяя Птица».

Кроме логики волшебной сказки, которая является в пьесе Метерлинка лишь внешней канвой, здесь действует логика поэтического восприятия мира. Согласно этой поэтической логике, любая птица – синяя, если она окрашивается светом твоей любви к людям, твоей искренностью, теплом твоего доброго сердца. Благодаря новому восприятию мира обыкновенная горлица Тильтиля вдруг стала Синей Птицей. Школьники без особого труда догадываются, что мысли о существовании особого внутреннего зрения, мысли о том, что каждый человек может научиться видеть красоту мира – это любимые авторские мысли, которые он высказывает устами Души Света.

Заключительным итогом работы над этим произведением детям было предложено написать мини-сочинение на тему зимы. Перед детьми была поставлена задача – постараться увидеть красоту зимней природы «другими глазами». Многие дети справились с этой задачей. Привожу в пример наиболее удачные предложения:

Алмазными россыпями сверкают сугробы.

В воздухе кружатся искристые звездочки.

Искрятся снежинки разноцветными огоньками.

Снег под солнцем горит серебристым полем, словно осыпанный звездами.

В течение длительной работы собрался достаточный материал для создания литературного сборника, в который вошли сочинения детей разного жанра: стихи, мини-зарисовки, рассказы, сказки, хокку и даже пьеса. С помощью старших вожатых эта книга была напечатана и оформлена (на компьютере). Предлагались разные варианты названия этого сборника: «Радуга», «Здравствуй, солнце!» и другие. После прочтения пьесы Мориса Метерлинка все дети пришли к единому мнению – назвать свой сборник «Синяя Птица», так как дети, как и действующие лица Тильтиль и Митиль, могут видеть мир «другими глазами».

Учитывая, что работа по временам года и развитию внутреннего мироощущения детей ведется в каждом классе начальной школы, я составила планирование интегрированных уроков, направленных на эстетическое восприятие красоты окружающего мира. В реализации идеи курса продолжила использовать произведения «Хрестоматии по литературе родного края», где есть достаточно материала по данному направлению. Такой учебник есть у всех.

Привожу тематическое планирование интегрированных уроков в 4 классе по временам года. Музыкальные, изобразительные, литературные произведения не всегда указываются конкретно, так как в связи с природными изменениями, настроением детей и по другим уважительным причинам учитель имел возможность подойти к отбору нужного материала творчески.

№ п/п

Тема по литературному чтению

Тема по развитию речи

Дополнительные материалы:

музыка

ИЗО

ОСЕНЬ

1

Народное творчество – время как природа

Вот и осень!

Улыбка осени.

П. Чайковский

«Осенняя пьеса»

И. Шишкин

«Осень» и др.

Рисунки осени.

2

Н.Р.К.

Ася Горская

«Говорят, что здесь…»

(о фантазерах)

«Унылая пора…»

«Слезы осени»

(поздняя осень)

И. Машковский

«Осенью»

(этюд)

ЗИМА

3

Морис Метерлинк

«Синяя Птица»

(заключительный урок)

Н.Р.К.  А. Гольдберг

«Зимняя сказка»

«Какая она – Зима?»

«Зимняя сказка»

П. Чайковский

«Январь»

И. Шишкин

«Иней»

Рисунки зимы

4

К. Бальмонт

«Аромат солнца»

Здравствуй солнце!

Зимнее утро

П. Чайковский

«Февраль»

Эдвард Григ

«Утро», «Заход солнца».

А. Рябушкин

«Зимнее утро».

И. Грабарь

«Февральская лазурь».

ВЕСНА

5

К. Некрасова

«Весна»

Весенние огоньки

П. Чайковский

«Апрель»

И. Левитан

«Цветущие яблони»

Выставка рисунков о весне

6

Воздушные замки стоят как стояли…

А. Фет

«Воздушный город»

Б. Заходер

«Воздушные замки»

Мини-сочинение «Скоро лето», «Я мечтаю…» учащихся

«Лето будет впереди…»

«Скоро лето»

«Я мечтаю…»

П. Чайковский

«Июнь»

А. Пластов

«Летом»

М.Чюрлёнис «Корабли»

Интегрированный эстетический урок по литературному чтению и развитию речи в 4 классе по системе Л.В. Занкова

        (с использованием развивающей технологии, технологии групповой деятельности, технологии интеграции)         

                      (1 академический час)

Тема: К. Некрасова «Весна»

           Сочинение «Весенние огоньки»

Цели урока:

Включение литературы в контекст других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки.

Формирование разнообразных речевых навыков детей

- восприятия художественных произведений (навыков осмысленного слушания и чтения)

-навыков устного и письменного высказывания на данную тему.

Способствовать формированию художественного вкуса, обогащению речи

Развивать познавательный и эмоциональный интерес к произведениям искусства, внимание и чуткость к художественному слову.

Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение» 2 часть, Н.А.Чуракова, издательство «Учебная литература», 2008г.

- магнитофон, А.Н.Чайковский «Апрель»;

- картина И.Левитана «Цветущие яблони»

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

        

                    Ход урока

I.Орг. момент

II. Творческая минутка

   За окном весна. Трудно усидеть дома, когда на улице всё шумит, поёт и звенит.

Давайте вспомним правила любования:

-всматриваться в привычное -

                                          и видеть неожиданное;

всмотреться в простое –

                                         и увидеть сложное;

всмотреться в некрасивое –

        и увидеть красивое;

всматриваться в малое -

        и видеть великое

Расскажите, удалось ли вам увидеть что-то интересное, а может что-нибудь неожиданное.

III.Определение темы урока

Посмотрите на картину И.Левитана «Цветущие яблони». Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить? Почему?

Да, действительно, тема нашего урока «Весна». Так называется стихотворение К.Некрасовой, а ещё мы напишем мини-сочинение

о весне.

IV. Работа по теме

    1.  Откройте учебники на стр. 137.

Чтение учителем стихотворения.

- Что хотите сказать? Ваши мысли.

2.Работа в парах (групповая деятельность)

Вспомните, что такое олицетворение?

Прочитайте стихотворение и подчеркните образы-олицетворения.

Проверка задания:

- Какие образы-олицетворения придумала Ксения Некрасова, чтобы рассказать нам о весне?

- Почему роща названа «босоногой»?

Роща названа босоногой, поскольку земля ещё голая, сырая, на ней нет травки, которая могла бы укрыть ноги берёз.

- О чем должны сообщить миру «тонколиственные приборы»?

Второй образ-олицетворение – это образ самой природы, которая расставила у берёз свои весенние приборы – подснежники, которые должны фиксировать время начала весны.

3.Подготовка к выразительному чтению

  Прочитайте стихотворение ещё раз и попробуйте ответить на второй вопрос.

- Как в этом стихотворении поэтесса выражает своё глубокое преклонение перед миром природы?

Через образ прохожего, который низко и с благоговением склоняется перед подснежниками, просит окружающих не шуметь, чтобы не нарушить показания этих нежных приборов.

Так мы будем читать последние строки этого стихотворения.

А как надо читать начало стихотворения?

4. Выразительное чтение

      -за учителем

      -индивидуально по желанию

      - в парах

        Физ. минутка.

V. Работа с картиной И.Левитана «Цветущие яблони» (Интеграция)

    Посмотрите на картину И.Левитана «Цветущие яблони». Почему художник так назвал её?

Кому понравилась эта картина? Всмотритесь внимательно в неё, постарайтесь увидеть все изображённые художником детали.

-Что увидели? (Высказывания детей)

-Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

VI. Слушание муз. произведения П. Чайковского «Апрель» (Интеграция)

Красоту весны можно воспевать в разных художественных жанрах. Давайте послушаем теперь музыку о весне. Написал её

 П. И.Чайковский.

- Что хотите сказать? (высказывания детей)

Есть ли в этой музыке солнце? Запахи весны? Что услышали? А может что-то даже увидели?

Рассказ учителя. (Второе название - «Подснежник»)

VII. Письмо мини-сочинения (Интеграция)

Сейчас мы с вами напишем небольшое сочинение. Название его «Весенние огоньки». Как вы думаете, что это за огоньки?

С какими цветами мы уже сегодня встречались? А какие ещё вы видели?

  Работа в черновиках.

(Индивидуальная помощь)

Чтение сочинений по желанию.

VIII. Домашнее задание

     Переписать сочинение в творческую тетрадь, нарисовать к нему рисунок.

 стр.137.Читать выразительно.

IX. Итог урока

   Кому было интересно на уроке? Кто доволен собой?  

Интегрированный эстетический урок по литературному чтению и развитию речи в 4 классе по системе Л.В. Занкова

(с использованием развивающей технологии, технологии групповой деятельности, технологии интеграции)         

 (2 академических часа)

Тема: Морис Метерлинк «Синяя Птица» (заключительный урок)

              Н.Р.К.  А. Гольдберг «Зимняя сказка». Творческая работа.

Цели урока:

Помочь детям понять главную мысль пьесы Метерлинга «Синяя Птица»

Включение литературы в контекст других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки.

Формирование разнообразных речевых навыков детей.

-. Способствовать формированию художественного вкуса, обогащению речи «красивыми» образными словами, развитию творческих способностей.

Развивать познавательный и эмоциональный интерес к произведениям искусства, внимание и чуткость к художественному слову.

  Воспитывать любовь к природе, желание видеть её красоту особым внутренним зрением, беречь её.

Оборудование:

- «Хрестоматия по литературе родного края», Издательский центр «Взгляд» 2002г.

- учебник «Литературное чтение» 2 часть, Н.А.Чуракова, издательство «Учебная литература», 2008г.

- магнитофон, А.Н.Чайковский «Январь»;

- карточки «Словарь настроений»

- картины И.И. Шишкина «Иней» и «Зима»;

- карточки с индивидуальными заданиями;

- карточки с заданиями в группах;

- книги о творчестве И.И.Шишкина и о зимней природе;

- карточки с эпитетами

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

                             Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Сегодня на уроке мы закончим читать произведение Метерлинга Мориса «Синяя птица» и у вас будет возможность высказать все свои мысли об этой удивительной пьесе-сказке.

Дома вы прочитали картину одиннадцатую. Что хотите сказать?

(Высказывания детей)

- Почему дети не хотят расстаться с Душой Света?

 Душа Света не покидала детей в их путешествии, она напутствовала их, подбадривала, защищала, учила их заглядывать в суть вещей. Она заменяла им и Фею, и Материнскую Любовь. Дети привыкли к её опёке, ласке и заботе. Она открыла им глаза, помогла увидеть мир по- новому. Ведь именно, благодаря её усилиям они по-другому видят собственную калитку и свой дом.

- Согласитесь ли вы с мыслью, что дети и расстанутся с Душой Света навсегда и не расстанутся с ней никогда?

(Дискуссия)

Выборочное чтение.

-Зачитайте ответ в тексте пьесы.

Вывод: Дети расстанутся с Душой Света как с постоянным собеседником – она        уйдёт в Страну Молчания Предметов. Но Душа Света останется с ними навсегда в каждом солнечном и лунном луче.

II.Заключительная работа по пьесе «Синяя птица»

1.Чтение двенадцатой картины

-цепочкой

- за учителем

-по ролям

2. Работа по осмыслению прочитанного

   Ответы детей на вопросы в форме дискуссии.

-Изменилось ли что-нибудь с детьми за время путешествия?

       У детей появился новый взгляд на вещи, поскольку они не узнают ни собственный дом, ни калитку. То же самое происходит с ними, когда они «просыпаются»: Тиль-тиль смотрит «новыми» глазами на мать, считает, что их комната стала необыкновенно красивой. Но самое главное – изменилось не только внешнее восприятие мира, изменилось отношение к людям.

-Как вы понимаете слова Тиль-тиля, обращённые к матери: «Нет, мама, уверяю тебя: это ты спишь, а не я»?

       Тиль-тиль имеет в виду то, что он уже научился по-новому воспринимать мир, а мама воспринимает всё пока по-прежнему.

- Если дети отсутствовали дома целый год, то как вышло, что родители этого даже не заметили?

     Там, где Тиль-тиль и Митиль находились целый год, земное время не течёт.

 -Как вы думаете, почему в пьесе двенадцать картин?

   Двенадцать картин символизируют годовой круг: дети отсутствовали в доме родителей ровно год, хотя родители этого даже не заметили.

  - Вернитесь к первой картине и прочитайте разговор феи Берилюны и Тиль-тиля о его птице. А теперь ещё раз прочитайте разговор Тиль-тиля и соседки госпожи Берленго об этой же птице в последней картине. Берленго и Берилюна одно и то же лицо? Почему птица стала синяя?

Фея и соседка – это одно и то же лицо. Птицу окрасила в синий цвет готовность мальчика её отдать, полное отсутствие жадности и себялюбия.

-Почему поправилась Девочка? Почему она так похожа на Душу Света?

Девочка поправляется потому, что исполняется её мечта. Она похожа на Душу Света потому, что так её видят Тиль-тиль и Митиль, которые уже научились видеть внутреннюю красоту человека.

-Как вы понимаете смысл финала пьесы: почему улетела Синяя Птица? Можно ли владеть Синей Птицей?

Синяя Птица одна на весь мир, она не может принадлежать кому-то одному постоянно, она может, как Душа Света, освещать путь Человека, но ею нельзя владеть.

- Была ли это настоящая Синяя Птица?

Любая птица синяя, если она окрашивается светом твоей любви к людям, теплом твоего доброго сердца.

-Понравилась ли тебе пьеса Метерлинга?

(Высказывания детей)

-Сумеете обнаружить в ней Душу Автора? Какие герои выражают его заветные мысли?

Мысли о существовании особого внутреннего зрения, мысли о том, что любовь, искренность и доброта способны творить чудеса, мысли о том, что каждый человек может научиться видеть красоту мира,- это любимые авторские мысли, это выражение Души Автора. Высказывает эти мысли автор устами Души Света.

 

3.Вывод:  Любовь, искренность и доброта способны творить чудеса, каждый                

         человек может научиться видеть красоту мира.

III. Подготовка к творческой работе (Интеграция)

       1. За окном зима. Мороз и солнце! Задремали берёзки, нарядились ели в тёплые шубки…Сколько приятных впечатлений дарит нам зима!

Вот так о ней пишет А. Гольдберг. Стихотворение называется «Зимняя сказка»

(«Хрестоматия родного края»)

Чтение учителем. Мысли детей.

А вот Аня Выборнова любовалась зимним утром. Сейчас она вам

прочитает свою зарисовку. Называется она «Зимнее утро».

Ранним зимним утром свет вдали показался… Солнце встает! Деревья тихонько шумят. На земле холодный снег заблестел. Это утро гонит тьму ночную прочь.

                                                                                                       

Сегодня мы тоже постараемся увидеть красоту зимней природы особым внутренним зрением.

2.Давайте отправимся в зимний лес. Закройте глаза, вы в зимнем лесу.

А теперь, соберёмся ребята, на одной полянке, например, вот здесь.

                Картина «Иней»

- Кто из вас что-нибудь увидел или услышал в лесу? Поделитесь с нами.

- Каким увидели лес?

А вот таким увидела его я.

На доске:

ЛЕС БЕЛЫЙ КРУЖЕВНОЙ СОННЫЙ СКАЗОЧНЫЙ

(Чтение орфографическое хором.)

- А кто хозяйка этого сказочного леса?

ЗИМА ВОЛШЕБНИЦА СНЕЖНАЯ МОРОЗНАЯ

3.Физ. минутка.

Представьте, что мы снежинки. Кружимся, танцуем и поём песню «Снежная сказка зимы».

4. Сравнение картин «Иней» и «Зима» (И.И.Шишкина).

1) Давайте попробуем определить настроение 1 картины. («Иней».)

   У вас на партах «Словарь настроений».

  Прочитайте слова, какие подойдут?

  Хочется нахмуриться или улыбнуться? Значит, какое настроение?

На доске: НАСТРОЕНИЕ РАДОСТНОЕ  

  2) Посмотрите внимательно на эту картину.  «Зима».

     Что хотите сказать? Что общего? А чем отличается?

      Определите настроение, используя словарь.

      А теперь хочется улыбнуться? Значит, какое настроение?

        ГРУСТНОЕ

3) а может ли нравиться грустное, печальное?

        (Дискуссия.)

 4) Мы рассмотрели 2 картины с изображением зимнего леса.

Первая картина называется «Иней», а вторая – «Зима».

А написал их известный русский художник И.И. Шишкин. Жил он в 19 веке.

Картину «Иней» он написал, будучи молодым, когда оканчивал художественное училище, а картину «Зима» уже на склоне своих лет, за 8 лет до смерти. 22 января ему исполнилось бы 171 год. О его творчестве вы можете узнать из книг, которые стоят в классе на полке.

5) КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ ХУДОЖНИК ТАК ПО - РАЗНОМУ ИЗОБРАЗИЛ ЗИМНИЙ ЛЕС?

(Природа в течение дня выглядит по-разному, а красота остаётся. Это и увидел художник. А ещё обратите внимание на возраст художника.)

  2) а теперь послушайте фрагмент музыкальной пьесы.

       (Музыка П. Чайковского «На тройке».)

       Музыка соответствует стихам?

Написал её П.И.Чайковский, называется она «На тройке». Тройка лошадей весело бежит, звеня колокольчиками, по зимней дороге.

. А теперь, попробуем описать красоту зимы сами.

IV. Творческая работа (сочинение, обогащение текста). (Интеграция)

1) Открыли тетради, записали число. Работать будем по группам.

КАРТОЧКИ: 1 группа – сочинение «Зимний лес»

                           2 группа – текст «Зима».

Задание: 1 гр. – написать 5-6 предложений по теме, передать красоту зимнего леса.

                   2 гр. – обогатить текст красивыми словами.

Текст № 1. 4 карточки. (Каждому индивидуально.)

        ЗИМА

  Вот и пришла зима. Снег укрыл ковром землю. В лесу тихо. Стоят ели. Шуба покрывает их ветки. Изредка постучит, перепорхнёт меж стволами деревьев дятел.

Текст № 2. 4 карточки.

                                          ЗИМА

  Закружились в воздухе снежинки. Вот и настала зима. Снег укрыл ковром землю. Окна домов покрыты узорами. В лесу тихо. Инеем украсились берёзки.

- Старайтесь писать не только красиво, но и грамотно. Если сомневаетесь, спросите у меня или делайте дробную запись.

 2)  Самостоятельная работа

Индивидуальная помощь.

  3)  Чтение работ - сочинений

                                     - текстов

 V. Домашнее задание

  Подобрать лит. произведения о зиме, научиться читать выразительно.

VI. Итог урока

Наш урок закончился. И кто знает, может кто-то из вас станет великим композитором, художником, а кто-то будет писать стихи. Для этого надо просто любить и беречь природу, свой родной край.

Чтение стихотворения ученицей Луковкиной Ксенией, написанное её мамой, местной поэтессой Луковкиной Натальей Васильевной.

  ЛУКОВКИНА Н. В.

 ЗИМА

Сюрпризов много принесёт зима

Окрасит мир то в белый цвет, то в синий.

Или раскинет кружевами иней.

Наденет ёлки в тёплые меха

То россыпью разбросит серебро,

Чтоб удивляться, мы не уставали.

То разрисует росписью окно,

Что заблестит на солнце разными цветами.

Где в мире есть такие вот снега,

Укрывшие все ямины и кочки,

Чтоб так же щедро красила зима

В цвет яркой зорьки носики и щёчки.

Как много в снежном царстве красоты,

Где зачарованно, таинственно и ново,

Рождаются заветные мечты

И мы их воплощать готовы!

Интегрированный эстетический урок по литературному чтению и развитию речи в 4 классе по системе Л.В. Занкова

(с использованием развивающей технологии, технологии интеграции)         

 (1 академический час)

Тема: Воздушные замки стоят как стояли…

           А.Фет «Воздушный город»

           Б. Заходер «Воздушные замки»

          Мини-сочинение «Скоро лето», «Я мечтаю…»

Цели урока:

Включение литературы в контекст других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки.

Формирование разнообразных речевых навыков детей

- восприятия художественных произведений (навыков осмысленного слушания и чтения)

-навыков устного и письменного высказывания на данную тему.

Способствовать формированию художественного вкуса, обогащению речи

Развивать познавательный и эмоциональный интерес к произведениям искусства, внимание и чуткость к художественному слову.

Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение» 2 часть, Н.А.Чуракова, издательство «Учебная литература», 2008г.

- магнитофон, А.Н.Чайковский «Июнь»;

- картина М.Чюрлёниса «Корабли»

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Ход урока

I.Орг. момент

II. Творческая минутка

-Воздушный… Что представили? Расскажите.

          -А воздушные замки?  Что хотите сказать?

Давайте воспользуемся словарём Ожегова и прочитаем значение слова «воздушный».

III.Определение темы урока

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать? (о чём-то воздушном)

Да, действительно, стихи так и называются «Воздушный город» и

 «Воздушные замки». Откройте учебники и прочитайте их авторов.

IV. Работа по теме

А.Фет «Воздушный город»

1. Чтение учителем стихотворения

- Что хотите сказать? Ваши мысли.

2. Прочитайте стихотворение ещё раз и подумайте, как поэт достигает того, чтобы мы тоже видели прекрасный город? Какие слова нам помогают?

«кровли да стены»

«ряд золотых куполов»

 «белый город»

«на розовом небе»

Мы можем сразу представить формы и цвет предметов.

-С помощью каких слов он передаёт трепетное, бережное отношение к своему видению?

-А как передаёт призрачность, хрупкость своей фантазии?

3.Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

   -Какое в целом настроение создаётся в стихотворении?

В стихотворении создаётся лирическое настроение просветлённой красоты, которая обволакивает, окутывает каким-то теплом, манит к себе; настроение

мечтательности и тихой грусти.

-Прочитайте две последние строчки. Что хотите сказать?

Эти строчки усиливают настроение ностальгии (тяги – тоски) по красоте.

4. Выразительное чтение стихотворения.

Б. Заходер «Воздушные замки»

1. Чтение учителем стихотворения

- Что хотите сказать? Ваши мысли.

 2. Прочитайте стихотворение.

- Об одинаковых ли воздушных «городах» и «замках» говорят Афанасий Фет и Борис Заходер?

Нет, они говорят о разном. Для Фета «воздушный город» - это картина прекрасных облаков. «Воздушные замки» Заходера – это плод человеческой фантазии, это мечты и идеи, самое вечное и непобедимое, что существует на земле.

-Есть такое выражение «строить воздушные замки». Что оно означает?

Мечтать, фантазировать.

-Почему поэт уверен, что нет ничего прочнее их на земле?

   Нет ничего прочнее на земле, чем мир человеческой мечты и фантазии. Книга, содержащая гениальные стихи А.С.Пушкина может истрепаться, её листы могут пожелтеть, но сами стихи вечны. Человеческие мысли и мечты бессмертны.

3. Выразительное чтение стихотворения.

Картина М.Чюрлёниса «Корабли» (Интеграция)

  Каждый поэт, художник останавливает мгновение, творит вечность, открывает для нас ту красоту, мимо которой мы часто проходим, не замечая её.

   Посмотрите на картину М.Чюрлёниса «Корабли».

-Что хотите сказать? Какое мгновение остановил художник?

-Какую технику использовал художник?  (пастель, цветные мелки)

-Почему именно эту технику и такую цветовую гамму использовал художник?

-В каком стихотворении: Афанасия Фета или Бориса Заходера – образ, созданный поэтом, близок образу, созданному художником? Почему вы так думаете?  (Афанасий Фет)

           

                Подготовка к творческой работе (Интеграция)

-Какое время года изображено на картине?  (лето)

-А кто мечтает о лете? Сейчас вы послушаете музыкальную пьесу П.Чайковского из знакомого вам альбома «Времена года». Она называется «Июнь».

 -Что увидели? Представили?

 (Рассказ учителя)

        Творческая работа. Мини-сочинение

1.  Сейчас мы с вами напишем небольшое сочинение. Оно называется «Скоро лето» или «Я мечтаю…».  Подумайте, о чём вы хотите написать. Работать будем сначала в черновиках.

    2.  Самостоятельная работа.

Индивидуальная помощь.

3. Чтение работ по желанию.

V. Домашнее задание

Стр.159-160 читать выразительно, переписать сочинение в тетрадь.

             

VI. Итог урока

      Какие открытия вы сделали для себя на этом уроке?

Урок литературного чтения в 4 классе

(Система развивающего обучения Л.В. Занкова)

        1академический час

Тема: А.Вознесенский «Жадным взором василиска…»

                                        «Поставь в стакан…»

        «Выгнувши шею назад…»

Цели урока:

Помочь детям понять ценность переживания вечной красоты природы (на материале поэзии А.Вознесенского).

     Формирование навыков осмысленного слушания и чтения

     Способствовать формированию художественного вкуса, обогащению речи

      Развивать познавательный и эмоциональный интерес

     к произведениям искусства, внимание и чуткость к художественному слову.

Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение» 2 часть, Н.А.Чуракова, издательство «Учебная литература», 2008г

-

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Творческая минутка        

   Дети делятся своими творческими находками, читают стихи собственного сочинения, показывают рисунки.

III.Работа по теме

   Сегодня мы начнём знакомиться с произведениями из новой главы. Прочитайте, как она называется. Как вы думаете, о чём мы будем читать?

Первое слово в названии этой главы - поэт. Кто такой поэт?

-А теперь давайте прочитаем об этом в учебнике. Стр. 134.

А.Вознесенский «Жадным взором…»

1.Чтение учителем стихотворения.

-Ваши мысли?

2. Прочитайте стихотворение, подчеркните слова, которые вам непонятны.

  ВАСИЛИСК – прочитайте значение слова в сноске

  ВЕЧНОЕ ПЕРО – чтение в сноске

  ОМУТ – водоворот на реке, глубокая яма

3.Анализ стихотворения

   -Почему поэт сравнивает свой взгляд со взором василиска?

Это фантастическое животное обладает сразу качествами всех зверей, чьи части в него входят. Поэт обладает такой же магией взгляда, как и василиск, - только василиск взглядом убивает, а Поэт, напротив, останавливает мгновение навсегда.

Смотреть на мир «жадным взором василиска» - страстно любить мир природы.

- Почему мордочку лисички сравнивает с вечным пером?

 

Мордочка лисички остренькая - похожа на золотое перо. Природа, оставляя свои записи, пользуется своим вечным пером, например, мордочкой лисички.

- Что значит «невозможный сад»?

Поэт как бы говорит нам: сад настолько потрясающий, что это просто невозможно представить.

- Можно ли говорить о взаимной любви Человека и Природы.

     Высказывания детей.

4. Выразительное чтение стихотворения.        

Физ.минутка

А.Вознесенский «Поставь в стакан…»

1.Чтение учителем стихотворения.

-Ваши мысли?

2. Вы ведь знаете, почему астру назвали астрой? «Астрон» в переводе

с греческого -  звезда. Почему поэт назвал астру замедленной?

У астры длинные тоненькие и гибкие лепестки, как бесконечные воздушные рельсы для крошечных золотых астронавтов: колышущихся коротеньких лепесточков сердцевины. Интересный и неожиданный образ родился у поэта – ЦВЕТОК – КОСМОДРОМ

- игра слов – АСТРА -  АСТРОНАВТЫ

3. Выразительное чтение стихотворения.        

А.Вознесенский «Выгнувши шею назад…»

1.Чтение учителем стихотворения.

-Ваши мысли?

2.Прочитай те это стихотворение. Найдите сравнение.

3. РАБОТА В ПАРАХ

Задание: Перечитайте ещё раз все стихи А.Вознесенского. Подумайте, что

               вы можете сказать о ПОЭТЕ?

      Высказывания детей.

ВЫВОД: Все три стихотворения написаны Поэтом, который страстно

                 любит мир Природы.

Выразительное чтение стихов А.Вознесенского по выбору.

IV. Домашнее задание

Стр.134-135, читать выразительно.

Попробуйте доказать, что они написаны человеком ХХ века – века изобретений и технического прогресса?

             

V. Итог урока

Урок литературного чтения в 4 классе

(Система развивающего обучения Л.В. Занкова)

1академический час

Тема: Н.Асеев «Июнь»

           Ф.Тютчев «В небе тают облака…»

 Цели урока:

Показать детям, что каждый художник – дитя именно своего времени, главная ценность которого – переживание красоты природы и человека.     Формирование навыков осмысленного слушания и чтения

Способствовать формированию художественного вкуса, обогащению речи

Развивать познавательный и эмоциональный интерес к произведениям        искусства, внимание и чуткость к художественному слову.

Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение» 2 часть, Н.А.Чуракова, издательство «Учебная литература», 2008г.

-магнитола, диск с записью пения птиц

- картина А.Пластова «Сенокос»

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

                                Ход урока

I. Орг. момент

II. Творческая минутка        

  Дети делятся своими творческими находками, читают стихи собственного сочинения, показывают рисунки.

III.Проверка домашнего задания

   1. Выразительное чтение стихов А.Вознесенского

   2. Кто может доказать, что они написаны человеком ХХ века – века        изобретений и технического прогресса?

           СРАВНЕНИЯ

Мордочка лисички – вечное перо

Сердцевина цветка – космодром

Утка – утюжок.

IV. Определение темы урока

- Прочитайте, какие стихи мы сегодня будем читать. Знакомы ли вам эти поэты?

- Как вы думаете, эти поэты жили в одно время? Могут ли нам помочь ответить на этот вопрос стихи?

V. Работа по теме

   Н Асеев «Июнь»

1.Чтение учителем стихотворения.

-Ваши мысли?

2. Прочитайте стихотворение, подчеркните слова, которые вам непонятны.

  Словарная работа.

РУЛАДЫ

РОСКОШНЫЙ

УЮТ

3. Анализ стихотворения

 -Вы можете представить все эти звуки, в мир которых попал лирический герой Асеева.

Запись пения лесных птиц.

- Зачитайте строки, в которых автор передаёт птичье пение.

 - Какие ещё звуки лета вы услышали?

    ЭХО

    ГРОМ

    СВИСТ реактивных самолётов

 -  Все эти звуки природные?

     Эти звуки и природного происхождения, и искусственного - связанного

    с миром изобретений и техники.

   -Верно ли будет утверждение, что эти стихи написаны в ХХ веке- -веке          технического прогресса?

Высказывания детей.

4. Выразительное чтение стихотворения.        

Физ.минутка

        

Ф.Тютчев «В небе тают облака…»

1.Чтение учителем стихотворения.

-Ваши мысли?

2. Прочитайте стихотворение, подчеркните слова, которые вам понравились.

ЭПИТЕТЫ

СРАВНЕНИЯ

-  Какую картину природы создает поэт в первых двух строфах стихотворения?

Поэт передаёт ВПЕЧАТЛЕНИЕ лета: зной, аромат, блеск реки, облака, тень.

-Где подводит итог этому своему впечатлению? Зачитайте.

 - Меняют ли эти строки смысл стихотворения.

 - О чём же это стихотворение?

Поэт размышляет о жизни: о недолговечности человека и его впечатлений и о вечности природы.

3. Выразительное чтение стихотворения.        

Работа с хронологической таблицей

Посмотрите на таблицу на стр. 141.

   Найдите фамилии поэтов, что скажете?

-Н.Асеев и Ф.Тютчев жили в разное время.

А как нам об этом сказали стихи?

О каких главных ценностях говорят поэты?

(Ценность переживания вечной красоты природы.)

Картина А.Пластов «Сенокос»

- Рассматривание картины.  Мысли детей.

- Как вы думаете, кто из поэтов жил в это время? Почему?

                 ДИСКУССИЯ

IV. Домашнее задание

Стр.136,138 наизусть по выбору

   

 V. Итог урока.

Урок литературного чтения в 4 классе

(Система развивающего обучения Л.В. Занкова, технология групповой деятельности)

1академический час

Тема: Н Заболоцкий «Весна в лесу»

 

Цели урока:

Помочь детям понять, что поэт в своём стихотворении создаёт разные образы природы

    Формирование навыков осмысленного слушания и чтения

Способствовать формированию художественного вкуса, обогащению речи

Развивать познавательный и эмоциональный интерес к произведениям        искусства, внимание и чуткость к художественному слову.

Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение» 2 часть, Н.А.Чуракова, издательство «Учебная литература», 2008г.

- пейзажи Клода Моне и Огюста Ренуара

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

                               

                               Ход урока

I. Орг. момент

 II. Проверка домашнего задания

         Чтение стихотворений Н.Асеева и Ф.Тютчева наизусть по выбору.

III. Творческая минутка        

      Подбор слов на тему «весна» (групповая деятельность)

IV. Работа по теме

Н.Заболоцкий «Весна в лесу»

1.Чтение учителем стихотворения.

Вам понравилось стихотворение?

2. Прочитайте стихотворение, подчеркните слова, которые вам непонятны.

  Словарная работа.

КОСОГОР

ЛАБОРАТОРИЯ

КОЛБА

3.Анализ стихотворения

 

 Чтение стихотворения за учителем.

 - Какой из образов вы представили лучше всего?

 РАБОТА В ПАРАХ

Прочитайте стихотворение, попробуйте разделить его на две части.

Проверка, обсуждение.

- Какие слова использует герой в первой части?

(лаборатория, колбочки, химик и т.д.)

 - Во второй части?

(хоровод, сказки, чудеса и т.д.)

 - Как герой стихотворения воспринимает природу весной?

    Это и весенняя лаборатория, и вечный хранитель рода.

 -Правильно ли будет сказать, что в разных частях стихотворения поэт создаёт два разных образа весенней природы?

Поэт создаёт и современный образ природы и сказочный

- Так что же такое весенняя природа для лирического героя?

ВЫВОД: Весенняя природа для лирического героя – это и

                современная лаборатория и старинная сказка.

4. Выразительное чтение стихотворения.        

Физ.минутка

Пейзажи Клода Моне и Огюста Ренуара

- Посмотрите на эти пейзажи. Что хотите сказать?

Высказывания детей.

Посмотрите внимательно на облака, игру света и тени, на отражение в воде, вибрацию воздуха.

Высказывания детей.

- Так что привлекает художников в изображении природы: её вечная неувядающая красота или её изменчивость, присущее ей движение?

Авторы этих пейзажей – французские художники-импрессионисты, которые жили во второй половине ХIХ – в первой трети ХХ века. Главное, что волнует художников в изображении природы – это её непрекращающаяся изменчивость. Вот именно присущую природе изменчивость и стараются «схватить» импрессионисты.

ВИБРАЦИЯ ЛИСТИКОВ НА ДЕРЕВЬЯХ

ослепительные блики, которыми искрится река

покачивание лодок на воде т.д.

- Какой пейзаж вам кажется более жизнерадостным?

  Высказывания детей.

 

IV. Домашнее задание

Стр.138 - 139, выразительное чтение

   

     V. Итог урока.

Урок литературного чтения в 4 классе

(Система развивающего обучения Л.В. Занкова, технология групповой деятельности)

1академический час

Тема: С. Козлов «Если меня нет»

Цели урока:

Помочь детям понять ценность переживания истинной привязанности на материале сказки С.Козлова.

    Формирование навыков осмысленного слушания и чтения

Способствовать формированию художественного вкуса, обогащению речи

Развивать познавательный и эмоциональный интерес к произведениям        искусства, внимание и чуткость к художественному слову.

Воспитывать искренность в отношениях с близкими, желание заботиться о них, помогать им.

Оборудование:

  - учебник «Литературное чтение» 2 часть, Н.А.Чуракова, издательство «Учебная литература», 2008г.

- бумажные листочки, вырезанные в форме капелек

Формы работы: фронтальная, групповая.

                               

                               Ход урока

I. Орг. момент

 II. Проверка домашнего задания

         Выразительное чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Весна в лесу»

III. Творческая минутка (групповая деятельность)

У меня в руках капельки (вырезанные из бумаги).

Что это может быть?

1. СЛЕЗИНКА

2. ДОЖДИНКА

3. РОСИНКА

4. КАПЕЛЬКА СОСУЛЬКИ

Работа в группах по 4-5 человек.

Творческая работа в любом жанре. (5 мин.)

        

IV. Работа по теме

        С.Козлов «Если меня нет»

1.Чтение учителем сказки.

   Что хотите сказать? Мысли детей.

2. Выразительное чтение сказки детьми.

3. Работа по заданиям.

- Что происходит с Ёжиком? Каким переживанием он пытается поделиться

с Медвежонком?

 Ёжик пытается представить, что такое смерть и что такое одиночество.

- Можно ли сказать, что Медвежонок глупый? Найдите в тексте ГЛАВНЫЕ слова Медвежонка.

    Выборочное чтение.

«Если тебя нет, то и меня нет»

- Ёжик и Медвежонок у Сергея Козлова очень разные. Почему же они вместе?

Любят друг друга не за сходство характеров, не потому что оба умные или оба глупые. Просто любят – и всё.

- Что случилось с Медвежонком в конце сказки?

 После того неожиданного вывода, который вырвался у медвежонка, он затих и впервые задумался.

-  Давайте ещё раз прочитаем начало сказки и конец.

    Что заметили?

-  Зачем автор начинает и заканчивает сказку изображением ночного                пейзажа?

- Что в этом пейзаже главное? О чём он заставляет задуматься?

Ночной пейзаж с месяцем, который заливает всю землю «холодным тусклым светом», создаёт представление о вечной и равнодушной природе, усиливает чувство одиночества.

Какие слова повторяются в начале и в конце сказки?

«холодный свет месяца»

Это выражение создаёт тревожное и тоскливое настроение.

4. Чтение по ролям. (групповая деятельность)

Работа в группах по 3 человека.

АВТОР

ЁЖИК

МЕДВЕЖОНОК

5. Разыгрывание сказки.

IV. Домашнее задание

Найти сказки С Козлова, приготовить выразительное чтение одной из них.

   

     V. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя по развивающей системе Л.В. Занкова

В данном портфолио представлены: опыт работы, методические рекомендации к учебнику "Литературное чтение" 1 класс Свиридовой В.Ю., конспекты уроков...

Из личного опыта работы учителя начальных классов по внедрению ФГОС.

Успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от учителя.Третий год я работаю по новым стандартам.  Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо б...

Статья: «Личный опыт работы учителя начальных классов по внедрению ФГОС».

Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизн...

Методическая работа учителей начальных классов по внедрению деятельностного метода обучения

Данная статья может оказать методическую помощь учителям по освоению деятельностного метода обучения...

Опыт работы учителя начальных классов по организации учебного процесса путем внедрения новых технологий в обучении, направленных на развитие метапредметных компетенций и качества образования в начальной школе.

В данной статье рассмотрены пути решения по внедренияю новых технологий в учебный процесс начальной школы. Даны первые результаты работы по данному напревлению...

Статья на тему: опыт работы учителя начальных классов по внедрению ФГОС

Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже радостно и интересно. Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо было просто как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, ...