Опыт работы учителя по развивающей системе Л.В. Занкова
методическая разработка (чтение, 1,2 класс) по теме

В данном портфолио представлены: опыт работы, методические рекомендации к учебнику "Литературное чтение" 1 класс Свиридовой В.Ю., конспекты уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ средняя школа № 215

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

_____________________________________________________________________________

Выступление творческой группы

учителей-занковцев

на районной конференции,

посвящённой конкурсу педагогического мастерства.

                          Номинация:

«Грани профессионализма»

Отряд, равняйсь, смирно! С речёвкой шагом марш!

Ты  - занковец! Будь примером!

Не бросай на ветер слов.

И проверить слово делом

Будь готов! Всегда готов!

Без уменья и без муки

Труд не даст тебе плодов.

И вбивать детям науки

Будь готов! Всегда готов! Отряд, на месте стой!

Наш отряд: МАЗ (мы активные занковцы)

Наш девиз: «Хочешь быть занковцем? Будь им!»

Наши обязанности:

  • Уйти от традиционной системы.
  • Учить детей без двоек и без принуждения.
  • Быть уверенным в силах и способностях каждого.
  • Заставлять учащихся и себя всё время думать, искать, творить.
  • Не бояться общаться с детьми на равных.
  • Делать учение радостным.
  • Развивать устойчивый интерес к знаниям.
  • Всё время быть готовыми к любым вопросам детей.
  • Выслушивать всех и каждого, забыв слова: «неверно», «не думаешь», «плохо, садись!».

Песня 1 «Здравствуйте, дети!»

Здравствуйте, дети! Мы так вас ждали.

Летом мы без вас так скучали

Верьте, не верьте, нам не хватало вас!

Но лето вдруг пролетело,

Вопросы наши нас зовут переделать

Систему старую – она надоела.

Хотим по-новому учить мы вас.

Припев:

С новой системой мы вас поздравляем,

Творческих успехов в учёбе желаем,

Ведь со всех уроков прогоним мы скуку

И протянем творчеству добрую руку

Ну, а чтобы легче вам было учиться,

К знаниям самим нам надо больше стремиться

Огорчений меньше родным доставляйте

Радость от учёбы всегда получайте.

Стихи детей:

Хочу всё знать я досконально с детских лет,

Готов искать я на любой вопрос ответ.

Слова: что, где, и для чего и почему –

Всех прочих слов дороже сердцу моему.

Где, скажем, рак зимует в снежном январе

И всё никак не может свиснуть на горе?

А также, кто и как сумел установить,

Что соловья не стоит баснями кормить?

Сто тысяч лет ведёт наука жаркий спор,

А точных нет на всё ответов до сих пор, -

Какой кафтан латает Тришка целый год?

О чём баран у новых думает ворот?

И почему гогочут гуси га-га-га

И для чего собаке пятая нога?

Вместе:

Всё хотим на свете знать,

Помнить, думать, понимать.

Учитель:

Вундеркинды и киндеры вовсе замучили,

Не жалея сил молодых:

Ставят нам вопросики острые, жгучие,

А все садимся на них.

Песня 2 «Наша служба» 

  1. Наша служба и тревожна, и трудна

И на первый взгляд как будто не видна

Если кто-то из ребят у нас порой

Учиться всё ж не хочет.

Значит с ними нам вести нелёгкий бой

Так назначено судьбой для нас с тобой –

Дети  - дни и ночи.

  1. Если кто-то из ребят попал в беду,

Мы поможем, мы всё время на посту.

Но, а если кто-нибудь из них порой

Нас обидел глупо,

Тех ребят прощали мы не раз с тобой

Повзрослев, они поймут само собой,

Кто был верным другом.

  1. Хоть занковцев не так много среди нас,

И об этом пожалели мы не раз,

Но система доказала нам давно,

Что деток развивает.

Так что с ней идти нам в ногу суждено

И любых детей научим всё равно –

Каждый это знает.



Предварительный просмотр:

        

Павлова Валентина Маратовна

Заместитель директора по учебной работе

Стаж работы – 30 лет

Стаж работы по системе Занкова – 19 лет

193232 Санкт-Петербург,

Искровский пр. д. 26, кв. 301

(812) 585-25-74

        

                                                           Урок – путешествие

(обучение грамоте и письму)

Тема: Путешествие в страну слов.

Цели: Закрепить знания  об устной и письменной речи, учить различать звуки и буквы, продолжить работу над словообразованием, способствовать формированию навыков правильного чтения и письма, развивать фонематический слух.

Оборудование: 

  1. Азбука (авт. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец)
  2. Тетрадь по письму №3 (авт. Н.В. Нечаева, Н.К. Булычева)
  3. Дополнительный материал для чтения и письма.

Ход урока.

I Организация внимания.

II Вступительное слово учителя.

- Мы в лес за наукой

  Сегодня пойдём

  Смекалку, фантазию нашу возьмём.

  Дорогой с пути никогда не свернём,

  Но чтобы лес нам поскорее достичь,

  Должны мы по тропинке

  Этой пройтись!

- Сегодня необычный урок, а урок путешествия в страну «Слов». О нашем путешествии узнали жители страны «Слов» и приготовили вам подарки. Но вот незадача – подарки забрала в свою избушку Баба-Яга. Чтобы мы смогли их найти, она оставила нам карту путешествия.

Вы готовы отправиться в путешествие? (Да!)

               Тогда в путь!

III 1 станция «Повторяй-ка».

- Ребята, что написано на доске? (Буквы)

- Назовите их.

Доска: а л Р о Ы и э  м  Н  й  К  п

- Что вы можете сказать об этих буквах?

(две группы: гласные, согласные; большие и маленькие; буква Ы написана неправильно; буква и лишняя, все печатные, а и письменная.)

- Расскажите, что знаете о гласных звуках и согласных.

- Что можно составить из этих букв? (слова)

- А из слов? (предложения)

- Какие могут быть предложения? (повествовательные, вопросительные, побудительные).

- Составьте предложения (схему в тетрадь)

- Когда разговариваем, какая речь? (устная).

- А когда пишем? (письменная)

IV   2 станция «Помогай-ка»

- Работа в парах по «Азбуке» стр. 56

- Вставьте буквы.

- Чтение слов, которые получились.

Вывод: меняется одна буква и меняется смысл  слова.

V Физкультминутка (под музыку упражнения).

VI  3 станция «Соображайка»

- Загадки «Как их зовут?»

- Кого видите на картинке (животных)

- Какие они? (домашние)

А домашним животным мы даём клички. Вот и нужно их отгадать.

- Кто отгадал? Докажите.

- Кто помнит, как называется часть слова –ик, -ок?

- Проверка на доске (корень,суффикс).

VII  Физкультминутка для глаз и рук.

- работа на листочках-гимнастика.

VIII  4 станция «Прочитай-ка».

Загадка : прописи стр.12

Зима – составьте схему.

- Сегодня первый день зимы по календарю.

- Проверка фонетического разбора (доска)

- У какого котёнка кличка связана с зимой? (Снежок)

- Чтение слов и их значений стр. 56 (на доске картинки)

- Чтение текста «Щенок».

- О ком рассказ?

- Что случилось у Оленьки?

- Какой был щенок? Прочитайте.

- Какие слова подчёркивают, что он маленький? Как можно было сказать? С помощью какой части слова?

IX  5 станция «Знай-ка».

- Ребусы, игра в слова стр. 56

Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Нам удалось перехитрить Бабу-Ягу. Вот и подарки.

- А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?

Урок русского языка во 2 классе

Система Занкова

II четверть

Урок-Путешествие

Тема: «Что проверяем в корне?»

Цели: Обобщить знания о написании безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных в корне слова.

Ход урока

I Организация внимания

II На доске плакат:

                        * Направо мы пойдём –

                           К словам с безударной

                                               гласной  придём.

                         * Прямо мы пойдём –

                            В гости к парным согласным

                                                  зайдём.

                          * Налево пойдём –

                             С непроизносимыми согласными

                                           урок проведём.

Учитель: мы отправляемся в путешествие  для того,  чтобы вспомнит, что надо проверять в корне слова.

- Друзья, наша задача такова:

Узнать, как в этих городах живут слова.

(читаем текст, выбираем дорогу).

III В гости к безударным гласным мы пришли…

Доска: Дуб зелёный над холмами,

            А под дубом стоит дом.

            В доме буковки живут,

            Нас к себе они зовут.

- Прочитайте. Найдите все безударные гласные, которые спрятались в этих словах.

Доказать устно. Записать в тетрадь.

 - Посмотрите: а все ли буквы вышли к нам?

((нет- а,я) приведите примеры устно.)

                  - запись в тетрадь.

                  далеко-даль, глядеть- взгляд, грязнить-грязь, постареть – старый.

Учитель:  Все теперь у нас в порядке.

                  Наши буковки в тетрадке.

- А что надо помнить, когда определяем, какую букву мы напишем?

Самостоятельно: Выберите слова с безударной гласной и подберите проверочные.

Доска:    Следит, загадка, овраг,

               затрещали, ненастный,

               улыбка, пастбище, палатка,

               звонок, грустный, поздно,

               оглянулись.

- Проверка карточками.

IV Физ.минутка.

Мы с вами вперёд пойдём

В новый городок придём.

А в какой  - вам решать,

Какую дорогу выбирать

Как скажу я слово «пять».

1,2,3,4,5 – прямо.

V Мы в городке парных согласных .

Доска: Сказка – ложь, да в ней намек –

             Добрым молодцам урок.

- Как вы понимаете это выражение?

- Найдите слова с парными согласными и докажите (устно).

- А теперь по порядку запишем парные согласные.

    б-п    д-т    з-с   ж-ш   г-к   в-ф

Самостоятельно: * Выберите слова с парными согласными и подберите

                                 проверочные.

                               - Проверка карточками.

VI Физ. минутка

Отправляемся дальше в путь.

Но прежде, чем пойдём налево – поиграем:

безударные гласные – руки вперёд

парные согласные – руки вверх

Слова: холмистый, гладкий,

            арбуз, вязать, часы,

            звезда, сапожники, ножки,

            колосья,  голоса.

VII А теперь мы тихонько сели и на доску посмотрели.

На доске: Ужастно интерестно

                 всё то, что неизвестно!

- Где мы оказались?

- В городке непроизносимых согласных. Почему?

(есть слова в предложениях с произносимыми согласными

и есть ошибки). Докажите.

Самостоятельно: * Выберите слова с непроизносимыми согласными

                                 и подберите проверочные.

                                - Устная проверка.

VIII Работа в парах.

Составить пословицы и записать.

Определить орфограммы.

  1. Весна красна цветами, а осень плодами.
  2. Сердце матери лучше солнца греет.
  3. Рыбка мелка, да уха сладка.

 - Проверка.

- Умницы! Какой вывод можно сделать после нашего путешествия. (правильно)

IX На доске. У удивительной сказки

                       счастливая  развязка.

- Как понимаете это выражение?

- Найдите орфограммы.

- Что проверяем в корне слова?

X Вот уроку конец,

    А кто слушал – молодец.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

                                  безударные гласные

                             парные согласные

                                            непроизносимые согласные

Белизна, робкий, гладкий,

котёнок, известный, местный,

низкий, грачиха, устный,

тяжёлый, близкий, доблестный,

ненастный, тигрица, ошибка.

Урок-путешествие

(обучение грамоте и письму)

Тема: Путешествие в мир сказок.

(Сказки К.И. Чуковского)

Цели: Повторить единственное и множественное числа слов; продолжить работу над словообразованием, способствовать формированию навыков выразительного чтения, развивать фонематический слух, познакомить  с творчеством К.И. Чуковского.

Оборудование:

1  Азбука (авт. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец)

2  Тетрадь по письму № 4 (авт. Н.В. Нечаева, Н.К. Булычёва)

3  Хрестоматия школьника К. Чуковский «Стихи и сказки»

4  Библиографический словарь «Писатели нашего детства»

Ход урока

I Организация внимания

II Вступительное слово учителя

- Добрую сказку

Помню с детства.

Хочу, чтобы сказку

Послушал и ты,

Чтобы подкралась

К самому сердцу

И заронило зерно доброты.

                      Овсей Дриз

- Сегодня необычный урок, а урок путешествия в страну сказок.

О нашем путешествии узнали друзья-герои сказок и приготовили вам подарки. Но чтобы попасть в эту страну, нужно пройти по тропинке, проявляя свою фантазию, смекалку. Итак, в путь!

III 1 станция «Соображай-ка»

  1. – Ребята, что написано на доске? (слова) кисель, тетрадь, день, окунь, бежать.

- Прочитайте.

- Какое слово лишнее?

(бежать – отвечает на вопрос что делать? Остальные на вопрос что?

день – односложное, остальные двусложные; букварь, оно начинается с твёрдого согласного звука, остальные – с мягкого согласного звука)

- Что общего? (мягкий знак указывает на мягкость согласного звука, букв больше, чем звуков)

2) Игра «Спрячь в серединку»

день   пень   окунь

- На конце данных слов стоит мягкий знак. Кто спрячет?

(дети выходят к доске и дописывают нужный слог)

  1. Азбука стр. 91

Слова в столбиках образовались (суффиксы –ек, -к, -еньк)

- уменьшительно-ласкательные)

- определите число слов

- значение слов, их смысл

IV 2 станция «В гостях у сказки»

Физкультминутка:

Мы в сказку к Айболиту

Собрались в дальний путь

Летели, плыли, ехали –

Пора и отдохнуть!

(дети изображают полёт…)

- Чтение жужжащее

Азбука стр.91

- Кто узнал эту сказку?

- Кто автор? («Путаница» К. Чуковский)

- Посмотрите на картинку

 Кто как говорит?

- Попробуйте выразительно прочитать.

- Вам понравилась эта сказка? (Да)

  V 3 станция  «Познавай-ка»

- Учитель рассказывает о К. И. Чуковском по биографическому словарю.

- Чуковский – сказочник одарил всех нас просто со сказочной щедростью.

   Кто не знает теперь:

- «Телефон»

- «Мойдодыр»

- «Муха-Цокотуха»

- «Айболит»

VI   4 станция «Упражняй-ка»

- Ученики получают листочки с заданием по чистописанию.

Загадка про дождик

Не пешеход, а идёт,

Мокнут люди у ворот

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка?

- Когда идёт дождь, какая погода? (пасмурная)

- А когда солнце? (ясная)

- Готовимся к уроку письма.

Сегодня будем писать «Ь».

VII 5 станция «Угадай-ка»

Все любят сказку добрую –

Довольна детвора!

Скорее все за дело.

Вновь в сказку нам пора!

- Чтение отрывков из сказок К.И. Чуковского.

- Как называются сказки?

VIII  6 станция «Фантазируй»

- Чтение стихов и загадок, которые сочинили сами дети.

IX  Итог урока

- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Ваши друзья – герои сказок довольны вами.                               Вот и подарки.



Предварительный просмотр:

ГОУ средней школы № 215

Фрунзенского района

г. Санкт-Петербург

Обобщение опыта работы учителей по теме:

«Развивающее обучение по системе Л. В. Занкова»

                         

Работаем по системе  Л. В. Занкова.

Система общего развития Л.В. Занкова сложилась в результате психолого-педагогического исследования соотношения обучения и развития школьников.

Общее развитие Л.В Занков понимал как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взамоидействия  ума, воли, чувств ребёнка. При этом особое значение придаётся нравственному, эстетическому развитию.

Эта система доказала свою эффективность в условиях четырёхлетней и трёхлетней начальной школы при обучении с 6,5 -7 лет. Массовое использование системы в практике современной школы (30% в стране-учителя-занковцы) доказывает универсальность дидактической системы общего развития в любых условиях её реализации.

Целостность дидактической системы Л.В. Занкова осуществляется благодаря взаимодействию её частей:

  • Цели обучения – оптимальное развитие каждого ребёнка;
  • Задачи обучения – представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства;
  • Дидактические   принципы: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения учебного материала, работа над развитием каждого ребёнка, в том числе и слабого;
  • Содержание образования;
  • Типических свойств методической системы  - многогранность (единство интеллектуального и эмоционального развития), процессуальность (многократное оперирование одним и тем же содержанием в течение длительного времени, что обеспечивает его исследование в разнообразных связях и функциях в результате приводит к прочности усвоения  материала, коллизии (удивление служит импульсом к началу познания), вариантность (нахождение путей и средств реализации методической системы, которые позволили проявиться индивидуальным особенностям учителей и школьников, разные условия обучения);
  • Форм организации обучения;
  • Системы изучения успешности обучения и развития школьников Л.В. Занков решительно отказался от практики, когда каждый отрезок учебного курса рассматривается как самостоятельная и законченная единица, когда можно переходить к новому отрезку лишь после того, как будет «основательно» усвоен предыдущий.

«Подлинное познание каждого элемента, - пишет Л.В. Занков, - всё время прогрессирует по мере овладения другими, последующими элементами предмета и осознания соответствующего целого вплоть до всего учебного курса и его продолжения в следующих классах».

Новый комплект учебников для первого класса издан в виде учебников-тетрадей. Внешне они напоминает детские книжки. Своим видом и содержанием они привлекают детей, вызывают желание их рассматривать, работать с ними. Это богато иллюстрированные издания, в которых дети могут рисовать, раскрашивать, таким образом, ребёнок становится соавтором книг, он завершает их создание. Но в тоже время книги обладают всеми признаками учебников: теоретический характер обозначенных тем, последовательность и повторяемость заданий, методический аппарат. Анализ учебников и учебных программ, воплощающих принципы системы, показывает, что соответствие  последовательности их содержания их закону системной дифференциации не является простой декларацией, но практически прекрасно реализована во многих темах курса русского языка и математики, чтения, уроков труда и пения.

Дети, обучающиеся по системе Л. В. Занкова, с удовольствием работают на уроках и выполняют домашнее задание, характеризуются разными познавательными интересами и мотивами, стойким, позитивным отношением к школе и учёбе, дружелюбны и опережают в умственном развитии сверстников, занимающихся по обычной программе. У ребят так же развита наблюдательность, способность к общению, самостоятельному выполнению разного рода ручных поделок, выше показатель интеллекта, они лучше выделяют главную мысль художественных произведений, несколько лучше справляются с трудной задачей выделения логико-семантических отношений понятий. А саму школу они воспринимают как нечто более теплое и человечное.

Начиная эту работу, мы боялись, и в тоже время, хотели попробовать, как всё получится. Прежде всего, надо себя перестроить, дать учащимся свободу и самостоятельность в мышлении, в рассуждениях, в делах. Для этого мы должны встать на позицию ученика, понять его состояние во время ответа, создать атмосферу       заинтересованности вокруг, если необходимо – тактично его поправить: «Ты ведь это хотел сказать?»

Очень часто хотелось навязать ребятам свои убеждения, но постепенно мы от этого отходили. Каждый день дети узнают новое, они не стоят на месте – это их делает неравнодушными к учению. Содержание образования обогащается за счёт увеличения удельного веса знаний, получаемых детьми на предметах дополнительного образования: окружающий мир (с 1 кл.) – история, естествознание, география.

не запутаться в ответах ребят, отличить научные сведения от детского вымысла. Работая по проблеме воспитания творческой личности, мы получили большое удовлетворение, труд стал более успешным и радостным.

Наш творческий коллектив создал методический комплекс в помощь учителю при подготовке к урокам по системе Л.В.Занкова: виды работ на уроках, наглядность, тестовые контрольные работы. Большое значение мы придаём развитию речи учащихся. Учителя нашей школы разработали творческую программу по развитию речи на уроках  русского языка, литературного чтения, окружающего В плане всестороннего развития личности мы используем такую форму работы, как экскурсии не только в природу, но и по улицам города, проводим курс обучения в Русском музее. Мы любим свой город, всегда с интересом изучаем  его историю, культуру, традиции. Нам в этом помогает лекторий из планетария. На экскурсиях учим наблюдать за всем, что они видят в природе, в окружающем мире. Всё виденное ребята старались описать в своих творческих работах: это великолепные сказки, рассказы. По ним  можно составить книги, в них много фантазий, поэтичности, любви к окружающему миру. Сочинения мы писали на разные темы, например: «Осенняя сказка», «Зачем я учусь?», «Снежинка», «Зимний денек» и т.д. Наблюдая за ребятами во время урока, за их ответами, выполнением творческих заданий: составление кроссворда, викторин, стихов,  сочинений-миниатюр, загадок, сказок мы заметили, как широко развивается личность ученика через предметы дополнительного образования. Когда на уроках литературного чтения и окружающего мира идёт обсуждение новых для детей вопросов, когда представляется возможность высказать различные мнения, а подчас отказывается от своих, приводить в доказательство свои наблюдения, то здесь и развёртывается подлинная многогранная духовная жизнь детей.

Часто на уроках окружающего мира предлагаются поисковые задания: «Узнайте всё о пустыне», «Можно ли прожить без воды?» и т.д. Дети пишут интересные сообщения-рассуждения, составляют свой гороскоп относительно  зодиакального созвездия, - всё это вызывает интерес у детей. Готовясь к урокам дополнительного образования, следует проработать массу литературы, справочников, проконсультироваться у преподавателей старших классов, чтобы мира.

Широко используем на своих уроках учебные проекты. Ведь на смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Для этого мы создали методику организационных форм, содействующих развитию проектно-исследовательской деятельности школьников «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в форме творческих мастерских».

Наши ученики желанны в средней школе. С первых уроков учитель биологии отметил заинтересованность учеников в работе по предмету, творческий подход к выполнению любого задания. Биолог и географ  скорректировали программу по географии и биологии на тему: «Мир живых организмов и их сообществ». Учитывая хороший уровень подготовки этих ребят, на своих уроках она использует возможность развивать их представление о научных понятиях и ведущих закономерностях жизни природы, подчёркивать идею взаимосвязи  человека и природы, развивает экологическую культуру и активную деятельность учащихся по сохранению природы. Учителя средней школы отмечают, что у ребят активная позиция и  желание учиться, любят творческие и экспериментальные задания. На  уроках истории используется поисковая деятельность учащихся, формируется фон эрудиции (чтение научной литературы, посещение музеев и т.д.). Всё это возможно, так как учитель получил смышленых детей с развитым мышлением, воображением и речью, с высоким уровнем интереса к явлениям окружающей жизни и правильным взглядом на мир.

Таким образом, эта система предоставляет возможность учителям изменять способы работы, последовательность заданий, их характер в зависимости от ситуации, сложившейся на уроке, то есть открывается широкий просмотр для его творчества.



Предварительный просмотр:

Развитие  учебно-познавательных  мотивов

младших     школьников

(опыт работы учителей ГОУ средняя школа №215 Фрунзенского района  Санкт-Петербурга).

2011год.

Перед начальной школой стоят увлекательные и сложные задачи:

- сохранить природную детскую любознательность, направить её в русло устойчивой, последовательно-развивающейся учебно-познавательной деятельности;

- помочь преобразовать импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной детской любознательности в целостную мотивационную систему личности.

Мы наметили этот путь развития через методический комплект учебников по дидактической системе Л.В. Занкова. Методика Л.В. Занкова предполагает вовлечение  учащихся в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также применение методов обучения, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти и речи.

Выстраивая особым образом,  содержательные компоненты учебников: информационный, деятельностный, эвристический, ценностный, разрабатывая алгоритм раскрытия понятий о литературе, математике, языке, окружающем мире и т.д., систему вопросов и заданий,  авторы Н.А. Чуракова, Н.В. Нечаева, И.Н. Аргинская, Н.Я Дмитриева, А.Н. Казаков, Т. Проснякова руководствовались одной из важнейших задач – помочь учителям создавать и использовать определённые ситуации для воздействия на мотивационную сферу учеников – занковцев, что, собственно, и составляет значительную часть педагогического мастерства.

Первые же страницы учебников этого методического комплекса настраивают на доверительный стиль общения с собеседником – читателем. Все задания заставляют учеников думать, логически мыслить, воображать, фантазировать, инсценировать разные ситуации. Это всё призывает их к ответной деятельности, которая имеет личностный смысл, а значит, они повышают мотивацию ребёнка в учении и познании.

Любой учитель из своей практики знает, что лучше всего воспитывать детей на личном примере взрослого.

Выполняя культурные коммуникативные нормы, авторы надеются пробудить сердечный отклик своего читателя, сделать эмоционально привлекательным общение в учебно-познавательных целях. Ведь положительные чувства, добрые влечения всегда выступают важными мотивами в развитии интереса к любому делу, в том числе и к учению.

Дружеское общение и личностная ориентированность  кладут начало всему многосложному процессу развития учебно-познавательных мотивов учеников и обеспечивают его эффективность в дальнейшем, при работе в среднем и старшем звене школы.

Свою работу по этой дидактической системе мы направили на обогащение кругозора, развитие наблюдательности, мышления детей. Так же на уроках старались формировать общеучебные интеллектуальные механизмы.

В процессе обучения наши ученики много говорят, что способствует развитию речи, учатся слушать и слышать учителя, друг друга. Большую часть урока отводим на формирование умения анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать, абстрагировать,  воспринимать и анализировать высказывание в устной и письменной форме.

Используем разнообразные формы и методы обучения, которые помогают увлечь учеников ученьем, помогают забыть об отметке, которую могут поставить, научить детей выбирать задания по силам и самостоятельно их выполнять.

Как известно, мотивация обучения развивается на протяжении всей жизни человека. Это происходит благодаря тому, что расширяется и обогащается его жизненный мир, осваиваемый в предметной деятельности.

В учебниках такая последовательность разворачивается по дидактическим правилам: от близкого и доступного ребёнку к более дальнему и менее доступному.

Литературное образование младших школьников занимает особое положение в курсе литературного чтения. Работа над отношением к чтению как к творческому процессу общения с автором, а к литературе – как к искусству слова начинается уже с первого класса. Работа над литературным образованием учеников усиливается от класса к классу. Весь методический аппарат учебников курса «Литературное чтение» авторов В.Ю. Свиридовой и Н.А. Чураковой направлен совершенствование восприятия литературных произведений, а также на развитие творческих способностей детей в связи с читаемым.

В учебниках для 1-4 кл. представлена преимущественно отечественная и зарубежная литература. Детям предлагаются произведения малых фольклорных форм: загадки, считалки, скороговорки, пословицы, частушки, потешки, прибаутки. Они хороши тем, что небольшой объём текста позволяет первоклассникам без особых затруднений читать и перечитывать их, совершенствуя технику чтения. Очень интересные задания к ним на стр. 34.

- Посидим на завалинке (на диване) побаем (поговорим);

- Почитай потешки, прибаутки, побасенки. Отдыхай да на ус мотай.

Игровая методика работы с такими текстами определяется их природой, соответствует возрастным особенностям детей.

На уроках в 1 классе продолжается работа по развитию навыка чтения. Учащиеся приобщаются к работе с книгой на стр. 11:

- Стихотворение «Я проснусь…» Д.Хармса;

- Кто мог сказать такое? (Вини-Пух, Карлсон, Людоед, ты сам, Знайка);

- Прочитай текст голосом героя-сладкоежки.

Основное внимание уделяется формированию интуитивного понимания специфики художественного образа на основе практического сравнения литературы художественной и научной. Стр. 38-39.

- Н. Сладков «Свиристели» и отрывок из «Энциклопедического словаря».

- Какой текст относится к литературе, а какой к науке. Зачем пишет учёный, а зачем писатель? Какие слова выбирает учёный, а какие писатель?

- Опиши своё домашнее животное как учёный и как писатель.

- Первоклассники знакомятся с простейшими средствами выражения авторского отношения к изображаемому. Стр. 40-41.

- М. Горький «Воробьишко» и Н. Рубцов «Воробей».

- Где больше авторского вымысла в рассказе М Горького или в стихотворении Н. Рубцова?

Дети получают общее представление о различиях прозы и поэзии, о разнообразии жанров литературы и фольклора. Стр. 15  В. Берестов «Читалочка».

- Поэт и писатель – это одно и то же?

- Найти рифмы в стихотворении, стр. 26 К. Ушинский «Кто дерет нос кверху и А. Пушкин «Воды глубокие…»

- Подумай, почему стихотворение А.С. Пушкина помещено рядом с рассказом К. Ушинского?

На уроках литературного чтения мы с детьми подходим к понятиям «завязка», «развязка», «кульминация», «автор», «персонажи». Стр. 22-23, стр. 33  Г. Остер «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета», Л. Толстой «Косточка».

- Сколько действующих лиц, персонажей в рассказе? А кто главный герой рассказа? (Стр. 43 задания о жанре произведения, знакомство со словом «сюжет».)

Очень много практической работы  - назвать персонажей, пересказать сюжет литературного произведения, дать характеристику героям и событиям, находить сравнения, рифмы. Стр. 58 Д. Родари «Чиполлино».

- Интересно, какой характер у огурца, свеклы, клубники?

Авторы учебника включили произведения, которые понятны первоклассникам: о школьной жизни (о морально-нравственных проблемах – честности и лжи, дружелюбии и недоброжелательности, смелости трусости, хвастливости, трудолюбии), забавах детей.

Стр. 49-52 В. Драгунский «Друг детства», стр. 53 задание «Как стать самым добрым?», стр. 108 «Как стать смелым». Работе над осознанием прочитанного способствуют, например, задания и вопросы типа:

- Выбери наиболее точный заголовок.

- Какая пословица больше других подходит к тексту? Почему?

- Какая мудрая мысль высказана в этой сказке?

- Герой какого произведения тебе более симпатичен? Почему?

Викторины по сказкам стр. 102:

 - Вспомни, в каких сказках герои путешествуют по сказочным дорогам? Кто на  чём передвигается?

Большое внимание авторы учебника уделяют творческому воображению детей, активизируя их деятельность на выполнение заданий по прогнозированию текста «Придумай продолжение…», «Придумай и расскажи любую смешную небывальщину», стр. 31 – попробуй продолжить съедобную азбуку, стр. 30 – придумай рассказ со словом «перекусил» в другом значении и.т.д.

Значительное внимание уделяется работе над загадкой, когда по нескольким признакам ребёнок моделирует образ предмета или явления  (стр. 37 – подсказывает ли тебе рифма, о чём загадка? Стр. 59 – нарисуй отгадки в виде живых персонажей, если угадаешь, конечно!)

Хочется ещё отметить красочное оформление учебника.

  К концу первого класса наши первоклассники умеют:

- определять по титульному листу и обложке книги автора, название, художника, издательство;

- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями жанров литературы, характеров героев;

- определять характер произведения (героический, юмористический);

- находить заголовок, сравнение, эпитет, рифмы;

- подбирать слова – определения характера персонажей;

- устно сочинять стихи, загадки, рассказы, сказки.

Ещё одна важная особенность в развитии мотивационной сферы младшего школьника – использование игровых форм подачи изучаемого материала. Мы проводим уроки в форме: игры, путешествия, диспута, КВНа, экскурсии и т.д.

Одним из основных факторов в развитии учебно-познавательных мотивов является наглядность в представлении изучаемого материала. Наглядно-образный тип мышления ребёнка младшего школьного возраста требует особого внимания к зрительному ряду учебников, что в полной мере учтено авторами.

Иллюстративный материал учебников, в котором большое место отведено произведениям отечественной живописи, призван формировать глубокое представление о красоте и многообразии мира природы и культуры в процессе общения с изобразительным искусством. Красота художественных образов притягивает к себе внимание ребёнка, развивает умение сосредоточиться на рассматриваемом объекте, порождает интерес к нему, желание узнать о нём подробнее.

Работа с репродукциями картин русских художников глубоко продумана в учебнике литературного чтения Н.А. Чураковой, В.Ю. Свиридовой. Авторы начинают последовательное знакомство школьников с шедеврами отечественного изобразительного искусства и музыкальной культуры. Эта работа состоит в том, чтобы помочь ребёнку обнаружить общее начало у разных видов искусства, почувствовать специфику языка каждого вида искусства.

Анализируя, например, картину А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», «Лунную сонату»  Л. Бетховена и стихотворение А.Пушкина  «Тиха украинская ночь» мы старались на своих уроках показать ученикам единство образных решений, творческих задач,  самой природы искусства.

Поиск музыкальных параллелей привёл нас к образу ночи, который оказался объёмным и разнообразным: магия ночи, тайны ночи, её звуки и запахи и т.д. преобладали и в картине, и в сонате, и в стихотворении. Работая над картинами, мы всякий раз обращались к опыту переживаний и впечатлений самих детей.

Важный и эффективный источник развития  учебно-познавательных мотивов младших школьников  - участие в совместной деятельности с другими людьми. В учебнике последовательно создаются ситуации, в которых инсценируется совместная работа детей и в классе с одноклассниками, и дома со старшими родственниками.

Часто на уроках литературного чтения, окружающего мира и русского языка мы используем метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в уроке.

Всё это  формирует целостность знаний, потребность в творческой  деятельности, способствует развитию интеллектуальных и творческих   возможностей ребёнка.

Вот какие стихотворения сочинили наши ученики:

               Зима

В лесу деревья белые,

Полянки все в снегу.

И там зайчишки бегают

По белому снежку.

                          Бушуева Настя 2 «Б» класс

               Мороз

Сегодня на улице сильный мороз,

Он щиплет прохожих за щёки и нос,

Но только мальчишкам всё нипочём,

В футбол гоняют они с мячом.

                           Карабанов Паша 2 «Б» класс

      Странная зима

Какая странная зима?

Ждёт долго снега детвора.

Скучают лыжи и коньки

И санки не летят с горы.

Но лишь покроет землю снег

Весь двор наполнит детский смех.

Ура! Ура!

Пришла зима!

Пора кататься, детвора!

        Соболев Алёша 2 «Б» класс

            В конце еще раз подчеркнем, что основная особенность системы и основная трудность ее разработки заключается в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал и является движущей силой развития системы, цель которой — целостное развитие ребенка — его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы. Поэтому наше продвижение вперед как на современном этапе, так и в будущем, связано с все более глубоким познанием особенностей детей педагогами, психологами, физиологами, дефектологами, логопедами с одной стороны, и с разработанностью общепедагогических, дидактических проблем современного образования, — с другой.

    Нам нравится работать по системе Л.В.Занкова. Уважение, доверие к детям, готовность к поиску, высокий профессионализм – вот залог успешности любой системы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектное исследование. Формирование интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л. В. Занкова.

Проектное исследование, в котором предложена  модель формирования интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л.В. Занкова, позволяющая  воспитыв...

Урок русского языка 2 класс (Развивающая система Л.В. Занкова)

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между процессами обучения и использования языка. Язык – универсальное средство общения, речь – функц...

Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Развивающая система Л.В.Занкова

Развернутое тематическое планирование разработано на основе Примерной программы по литературному чтению, программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение» Тематическое планирование по литератур...

Диагностические работы по математике. 1 класс. Развивающая система Л.В.Занкова

Данные диагностические упражнения позволяют добиваться отработки и усвоения учащимися вычислительных навыков, знания основных вопросов по изучаемым темам программы 1 класса....

Урок математики по развивающей системе Л.В.Занкова на тему "Решение задач. Работа со схемами"

Данный конспект может быть использован на уроках математики в 1 классе при знакомстве учащихся с задачей, её составных частей. Урок разработан с использованием технологии деятельностного подхода....

Урок по окружающему миру в 4 классе. "Система пищеварения человека" Учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова ( развивающая система Л.В.Занкова)

Представлена технологическая карта урока и конспект по теме "Система пищеварения человека". Учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова...