Урок математики по развивающей системе Л.В.Занкова на тему "Решение задач. Работа со схемами"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Захаренкова Елена Эдуардовна

Данный конспект может быть использован на уроках математики в 1 классе при знакомстве учащихся с задачей, её составных частей. Урок разработан с использованием технологии деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе по теме

«Решение задач. Работа со схемами»

Цель: формировать умение различать текст и задачу, подбирать схему к задаче, записывать её решение и ответ.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять представление  о структуре задачи, формировать умение составлять задачи по схемам; правильно оформлять решение задачи.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.


Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в парах и группах ;

Формировать УУД:
Личностные: 

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: 

-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные УУД: 

-умениеоформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах поведения и общения  и следовать им.

Познавательные УУД: 

-умение ориентироваться в своей системе знаний;

-отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать знания ,используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:
-усвоить структуру текстовой задачи, правило оформления решения задачи в тетради;

-уметь отличать задачу от простого текста с математическим содержанием, соотносить задачу и схему.


Ход урока.

I. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

Давайте настроимся на работу. Повторяйте за мной:

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

II. Актуализация необходимых знаний.

1. Работа над вычислительными навыками. Выход на тему урока.

А) Работа с выражениями.

-Как называются записи на доске? (Выражения, суммы)

Запись на доске: 1+3     5+3      3+3       6+3     4+3      2+3

-Чем они похожи?

-Не пользуясь вычислениями, догадайтесь, как записать их в порядке увеличения значений.

(Т.к. 2-е слагаемые одинаковые, то чем больше 1-е слагаемое, тем больше сумма)

-Расположите их на доске в нужном порядке.

Б) Самостоятельная запись выражений и их значений в тетрадь.

В) Проверка на доске. Выбор учащимися значений, связанных с определёнными буквами. В результате получается слово «задача».

-Какое число повторялось в суммах? Найдите, чего три в слове «задача»?

2. Минутка чистописания. Письмо числа 3.

III. Физминутка

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали, раз, два, три,

Ножками потопали, раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять считать начнём.

IV. Целеполагание.

1. Определение темы урока, постановка цели.

-Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? (Мы будем говорить о разных задачах. Будем решать задачи.)

-Определите его тему. (Решение задач)

Слайд 1 Тема: «Решение задач…»

-О чём говорит многоточие? (Узнаем что-то ещё)

-Что узнаем? (Наверное, какие бывают задачи.)

-Чему будем учиться? (Будем учиться решать разные задачи)

2. Работа в парах по карточке. Соотнесение терминов и их значений.

-Чтобы решать задачи, нужно вспомнить всё, что мы про неё знаем.

Найди правильное объяснение каждого термина.

Соедини стрелками слова и их значения.

Слайд 2.

Условие

Часть задачи, из которой узнают, что известно.

Вопрос

Запись, при помощи которой находят ответ на вопрос задачи.

Решение

Часть задачи, из которой узнают, что нужно найти.

Ответ

Запись, в которой называют ответ на вопрос задачи.

3. Проверка выполнения задания.

Учащиеся выходят к доске и читают, что обозначает тот или иной термин.

Остальные ученики выражают мнение сигнальными картами.

Параллельно идёт проверка по слайду.

IV. «Открытие» нового знания. Новый материал.

  1. Решение проблемы с помощью имеющихся знаний.

-Откуда мы всегда узнаём что-то новое?

-Откройте Учебник, №88, стр.36. Выбери из тёх текстов задачу.

Работа в паре.

- Так какой текст нельзя назвать задачей? Объясните. (В тексте а) в условии нет чисел, вопрос и условие не связаны. В тексте б) есть условие с числами – данными, но нет вопроса. Решить такие задачи нельзя. Вывод – это не задачи.)

- А какой текст является задачей?

  1. Коллективное решение задачи.

А) Подбор схемы к задаче.

-Мы уже знаем, что задачу можно записать в виде схемы.

Слайд 3. Тема: «Решение задач. Работа со схемами»

-Я вам построила две схемы.

Запись на доске:

                                    4

   А)

                               2         ?

                                           ?

 Б)

                                  4                  2

-Выберите подходящую схему к задаче. Объясните выбор.

-Что неизвестно в задаче: целое или часть?

-Какое действие выберете для её решения?

Б) Запись решения на доске и в тетрадях. (1 чел.)

Оценка сигнальными картами.

  1. Физминутка. «Раз подняться, потянуться…»

V. Первичное закрепление.

1. Работа в группах. Выбор задачи к предложенной схеме.

-Сейчас вам предстоит работа в группах.

Прочитайте задание: «Подберите задачу к схеме». Желаю удачи.

Задача 1.

Миша и Вова играли в снежки. Миша бросил 5 снежков, а Вова – 2 снежка. Сколько всего снежков бросили мальчики?

Задача 2.

Миша и Вова играли в снежки. Миша бросил 5 снежков, а Вова – 2 снежка. На сколько больше снежков бросил Миша, чем Вова?

Задача 3.

Миша и Вова играли в снежки. Всего они бросили 5 снежков. Из них Вова бросил 2 снежка. Сколько снежков бросил Миша?

2. Отчёт групп о выполнении задания у доски:

-Прикрепите свою схему. Прочитайте задачу, которую выбрали. Объясните выбор.

-У кого была такая же схема? Что выбрали вы?

3. Запишите решения задач. Назовите устный ответ.

-Сравните решения. Какие они: разные или одинаковые?

VI. Самостоятельная работа.

  1. Самостоятельное составление задачи по серии картинок. Слайд 4.  Оформление в тетради.

  1. Устная проверка выполнения задания. Самооценка.

VII. Включение нового знания в систему уже имеющихся знаний. Итог урока.

-Какова была тема урока?

-Что нового узнали о задачах?

-Что помогало решить задачи правильно?

-На какой вопрос пока не получили ответ?

VIII. Рефлексия.

Продолжите фразу:

Я сегодня узнал …

Я научился …

Мне понравилось …

Я бы хотел …


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики по теме «Решение задач. Работа со схемами» Система Занкова 1 класс

Слайд 2

Тема урока: «Решение задач …» Цель: Мы узнаем … Мы будем учиться …

Слайд 3

Условие Часть задачи, из которой узнают, что известно. Вопрос Запись, при помощи которой находят ответ на вопрос задачи. Решение Часть задачи, из которой узнают, что нужно найти. Ответ Запись, в которой называют ответ на вопрос задачи. Из каких частей состоит задача?

Слайд 4

Составь задачу. Построй схему и запиши решение.