Рабочие программы для 2 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Романова Ирина Николаевна

Рабочая программа по литературному чтению. Пояснительная записка. КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_lit_cht.docx32.73 КБ
Файл ktp.docx48.55 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению  разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами»,  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального образования» и авторскими рабочими  программами Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту "Школа России"без внесения изменений.

Курс литературного чтения для 1-4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней  общеобразовательной школы. Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы - одного из сложнейших видов искусства.

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется:

-  владением техникой чтения;

- приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

- знанием книг и умением их выбирать;

- сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

1.        Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Пони-мание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Курс «Литературное чтение» отличается следующими особенностями:

• широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;

• соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Ценностные ориентиры содержания предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Место учебного предмета в учебном плане

  На изучение литературного чтения во 2 классе отводится 136 часов(4 часа в неделю, 34 учебные недели).

Содержание программы

Вводный урок (1 ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника.Словарь.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.

Устное народное творчество (15 часов)

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки.  Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики»,  «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

Люблю природу русскую. Осень (8ч)

Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.

Русские писатели (14ч)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.

О братьях наших меньших (12 ч)

Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.

Из детских журналов (9 ч)

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.

Писатели детям (17 ч)

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.

Я и мои друзья (10 ч)

Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.

И в шутку и всерьёз (14 ч)

Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.

Литература зарубежных стран (12 ч)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.

Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».

Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».

Резервный урок (2ч)

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметными  результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  • размышлять о характере и поступках героя;
  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  • относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Перечень литературы:

  • Родная речь. Учеб.для 2кл. нач. шк. В 2ч. Ч.2 / [сост. Р60 Л.Ф. Климанова и др.].- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2007г.
  • Кутявина С. В. Гостимская, / Е.С. Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс ВАКО 2006г
  • Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1-2-е изд.- М.:Просвещение, 2009.г.
  • Школа России. Концепция и программы для нач.кл. Ш67 В 2ч. Ч.1/ [М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.]. -4-е изд.-М.: Просвещение, 2009.г.
  • Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 2класс. –М.: ВАКО, 2007г.

Перечень материально-технического обеспечения:

  • Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
  • ПК учителя  
  • Электронное  приложение к учебнику.

СОГЛАСОВАНО                                                                                    

 Зам. директора по УВР

 __________/ Гуртова Н.К /

подпись        расшифровка подписи

«28» августа 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № 1 от «27» августа  2015 г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ / Романова И.Н./

подпись             расшифровка подписи



Предварительный просмотр:

Календарно- тематический план

по литературному чтению

на 2015 - 2016 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час)

1

Введение. Знакомство с учебником по литературному чтению.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений.

01.09 – 07.09

Самое великое чудо на свете (4 часа)

1

Книги, прочитанные летом. Литературная игра «Крестики-нолики».

Представлять выставку книг, прочитанных летом.

01.09 – 07.09

2

Самое великое чудо на свете.

Обсуждать в паре и группе высказывания великих людей о книге и о чтении.

3

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека».

Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Участвовать в коллективном проекте. Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках.

4

Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого.

Р. Сеф «Читателю».

Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и  о чтении.

Сравнивать высказывания великих людей о книге и о чтении: находить общее иотличия.

08.09 – 14.09

Устное народное творчество (15 часов)

1

Малые и большие жанры устного народного творчества.

Прогнозировать содержание раздела, читать, выражая настроение произведения, находить созвучные окончания в тексте.

08.09 – 14.09

2

Русские народные песни.

Находить созвучные окончания слов в песне, сочинять колыбельные песни.

3

Потешки и прибаутки.

Находить различие в потешках и прибаутках, сходных по теме.

4

Скороговорки,  считалки, небылицы.

Находить слова, которые помогают представить героя произведения устного народного творчества. Находить различие в скороговорках,  считалках, небылицах, сходных по теме.

15.09 – 21.09

5

Загадки, пословицы и поговорки.

Знакомство с русскими народными пословицами. Объяснять смысл пословиц, соотносить смысл пословиц с содержанием и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице и соотносить содержание рассказа с пословицей. Анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки. Моделировать загадки.

6

Сказки. Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идёт».

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

7

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, передавая настроение героя. Читать по ролям. Рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге.

8

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Читать, передавая настроение героя. Характеризовать героев сказки. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

22.09 – 28.09

9

Русская народная сказка «Лиса и

тетерев».

Проверка техники чтения.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки. Составлять план сказки. Пересказывать по составленному плану. Исправлять ошибки, допущенные при пересказе.

10

Русская народная сказка «Лиса и

журавль».

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки. Составлять план сказки. Рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге. Исправлять ошибки, допущенные при пересказе.

11

Русская народная сказка «Каша из

топора».

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки. Составлять план сказки. Пересказывать по составленному плану. Исправлять ошибки, допущенные при пересказе.

12

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки.

29.09 – 05.10

13

Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по плану.

Составлять план сказки. Рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге. Исправлять ошибки, допущенные при пересказе.

14

А.А. Шибаев «Вспомни сказку». Викторина по сказкам. Тест №1.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки. Соотносить пословицы со сказками.

15

Обобщающий урок по теме: «Устное народное творчество».

Проверочная работа № 1.

Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме.

Люблю природу русскую! Осень (8 часов)

1

Люблю природу русскую!Осенние загадки.

Прогнозировать содержание раздела. Отвечать на вопросы, используя свои наблюдения. Формулировать ответы. Составлять загадки, используя свои знания сезонных изменений в природе. Работать в парах.

12.10 – 16.10

2

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …»

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.

3

К. Бальмонт «Поспевает брусника…»

А. Плещеев «Осень наступила …»

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

4

А. Фет «Ласточки пропали…»

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Слушать звуки осени, переданные в лирическом произведении. Представлять картины осенней природы.

5

А. Толстой «Осень».

С. Есенин «Закружилась листва золотая».

В. Брюсов «Сухие листья».

И. Токмакова «Опустел скворечник».

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения.

19.10 – 23.10

6

В.Д. Берестов «Хитрые грибы».

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение.

7

М.М. Пришвин «Осеннее утро».

И. Бунин «Сегодня так светло кругом…» Тест № 2

Читать произведение, передавая с помощью интонации настроение автора. Иллюстрировать рассказ. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

8

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень».

Проверочная работа № 2.

Читать стихотворения и прозаические произведения, передавая с помощью интонации настроение авторов. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания.

Русские писатели (14 часов)

1

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»

Прогнозировать содержание раздела. Познакомиться с биографией А.С. Пушкина.

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение.

26.10 – 30.10

2

А.С. Пушкин

«Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…»

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение.

3

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Сравнение литературной и народной сказок.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Различать стихотворный и прозаический текст. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения.

4

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Картины моря в сказке.

Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения.

5

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Характеристика героев произведения.

Пересказывать сказку в прозе по плану. Выразительно читать. Объяснять интересные словесные выражения в произведении. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

02.11 – 06.11

6

Обобщение по теме «Сказки А.С. Пушкина».

Викторина по сказкам поэта.

 Сравнивать авторские и народные произведения, отгадывать загадки, отвечать на вопросы викторины.

7

И.А. Крылов. Биография.

И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука».

Знание биографии

И.А. Крылова, понятия «басня». Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно.

8

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».

Умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно.

9

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».

Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения, соотносить пословицы и смысл прозаического произведения.

09.11 – 16.11

10

Л.Н. Толстой «Филипок».

Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев.  Участвовать в обсуждении.

11

Л.Н. Толстой «Филипок». Подробный пересказ.

Составлять план произведения и подробно пересказывать.

12

Л.Н. Толстой «Правда всего дороже», «Котёнок».

Пересказывать текст, соотносить пословицы и смысл прозаического произведения. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев.

13

Весёлые стихи И. Токмаковой, Ю. Могутина Тест № 3..

Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

23.11 – 27.11

14

Обобщающий урок по теме «Русские писатели».

Проверочная работа № 3.

Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

О братьях наших меньших (12 часов)

1

О братьях наших меньших.

Н. Сладков Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится»

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть.

23.11 – 27.11

2

Б. Заходер «Плачет киска …»

И. Пивоварова «Жила-была собака…»

Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении.

3

В. Берестов

«Кошкин щенок».

Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении.

30.11 – 04.12

4

М.М. Пришвин «Ребята и утята».

Сравнивать художественные и научно-познавательные тексты, сказки и рассказы о животных.

5

М.М. Пришвин «Ребята и утята». Подробный пересказ по плану.

Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения и пересказывать.

6

Е.И. Чарушин«Страшный рассказ».

Определять героев и характеризовать их. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении.

7

Е.И. Чарушин«Страшный рассказ». Подробный пересказ по плану.

Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения и пересказывать.

07.12 – 11.12

8

Б.С. Житков «Храбрый утёнок».

Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Участвовать в обсуждении.

9

В.В. Бианки «Музыкант».

Видеть красоту природы, изображённую в художественном произведении, составлять план и пересказывать. Участвовать в обсуждении.

10

В.В. Бианки «Сова».

Видеть красоту природы, изображённую в художественном произведении, составлять план и пересказывать. Участвовать в обсуждении.

11

Весёлые стихи о животных. Тест № 4.

Читать стихотворения выразительно

14.12 – 18.12

12

Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». Проверочная работа № 4.

Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Из детских журналов (9 часов)

1

Знакомство с детскими журналами.

Проект: «Мой любимый детский журнал»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал». Распределять роли, находить и обрабатывать информацию.

14.12 – 18.12

2

Д. Хармс «Игра».

Отличать журнал от книги. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

3

Д. Хармс

«Вы знаете?..»

Находить интересные и нужные статьи в журнале, создавать свой журнал и устно его описывать. Выразительно читать.

21.12 – 25.12

4

Д. Хармс, С. Маршак

«Весёлые чижи».

Планировать работу на уроке. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

5

Д. Хармс «Что это было?», «Очень-очень

вкусный пирог».

Рисовать иллюстрации к прочитанному и своему журналу. Писать свои рассказы и стихи для детского журнала.

6

Ю.Д. Владимиров «Чудаки».

Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

7

А.И. Введенский «Учёный Петя», Лошадка».                        

Планировать работу на уроке. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

28.12 – 30.12

8

Д. Хармс «Весёлый старичок».

Тест № 5.

Читать вслух с постепенным переходом про себя, отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале.

9

Обобщающий урок по теме «Из детских журналов».

Проверочная работа № 5.

Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Люблю природу русскую! Зима (9 часов)

1

Люблю природу русскую! Зимние загадки.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении.

08.01

2

И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…»

К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая…»

Я.Л. Аким «Утром кот принёс на лапах…»

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение.

11.01 – 15.01

3

Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Различать стихотворный и прозаический текст. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения.

4

С.А. Есенин «Поёт зима, аукает …», «Берёза».

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

5

Русская народная сказка «Два Мороза».

Понимать особенности сказочного текста. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики.

6

С.В. Михалков «Новогодняя быль».

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

18.01 – 22.01

7

А.Л. Барто «Дело было в январе …»

С.Д. Дрожжин «Улицей гуляет …»

Тест № 6.

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение.

8

Весёлые стихи о зиме С. Погореловского и

 А. Прокофьева.

Проверочная работа № 6.

Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

9

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима».

Контрольная работа за 1 полугодие.

Анализировать свои успехи / неуспехи.

Писатели – детям (17 час)

1

Писатели – детям. К.И. Чуковский. Биография.

Познакомиться с биографией К.И. Чуковского, совершить обзор по произведениям писателя. Работа в группах.

25.01 – 29.01

2

К.И. Чуковский «Путаница».

Воспринимать на слух художественный текст, определять особенности юмористического произведения. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики.

3

К.И. Чуковский «Радость».

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

4

К.И. Чуковский «Федорино горе».

Воспринимать на слух художественный текст. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики. Читать по ролям.

5

К.И. Чуковский «Федорино горе».

Пересказывать в прозе и наизусть. Коллективно составлять картинный план. Анализировать отношение автора к главной героине в начале сказки и в конце.

01.02 – 05.01

6

С.Я. Маршак «Кот и лодыри».

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Соотносить смысл пословицы с содержанием стихотворения. Характеризовать героев произведения.

7

С.В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли».

Определить смысл произведения. Обсудить заголовок стихотворения. Дать характеристику герою по его поступкам. Разделить текст на смысловые части.

8

С.В. Михалков «Мой щенок».

Определить смысл произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение. Дать характеристику герою по его поступкам. Разделить текст на смысловые части.

9

А.Л. Барто «Верёвочка».

Познакомиться с биографией А.Л. Барто. Определить смысл произведения. Обсудить заголовок и прочувствовать ритм стихотворения. Вспомнить детские считалки и сопоставить с данным произведением.

08.02 – 12.02

10

А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу».

Анализировать заголовки стихотворений, подобрать свои; выразительно читать.

11

А.Л. Барто «Вовка – добрая душа».

Анализировать заголовок стихотворения, определить тему и главную мысль произведения, дать характеристику герою стихотворения.

12

Н.Н. Носов«Затейники».

Познакомиться с биографией Н.Н. Носова. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана.

13

Н.Н. Носов «Живая шляпа».

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения.

15.02 – 19.02

14

Н.Н. Носов «Живая шляпа». Пересказ текста по плану.

Самостоятельное составление  плана.

15

Н.Н. Носов «На горке».

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения.

16

Н.Н. Носов «На горке». Пересказ по картинному плану. Тест № 7.

Составление картинного плана.

17

Обобщающий урок по теме «Писатели – детям».

Проверочная работа № 7.

Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Проверка предметных и универсальных учебных умений.

29.02 – 04.03

Я и мои друзья (10 часов)

1

Я и мои друзья. Развитие речи.

Обогащение словарного запаса. Обучение выбору книги по заданной учителем теме.

29.02 – 04.03

2

В.Д. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты».

Э.Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду».

В.В. Лунин «Я и Вовка».

Дать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

3

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Определение идеи произведения. Дать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения

4

Ю.И. Ермолаев «Два пирожных».

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

07.03 – 14.03

5

В.А. Осеева «Волшебное слово».

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

6

В.А. Осеева «Волшебное слово». Пересказ по плану.

Определять последовательность событий в произведениях. Составлять план рассказа и пересказывать по плану.

7

В.А. Осеева «Хорошее».

Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности.

8

В.А. Осеева «Почему?»

Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

15.03 – 21.03

9

В.А. Осеева «Почему?» Пересказ по составленному плану. Тест № 8.

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Составление плана. Характеристика персонажа.

10

Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья».

Проверочная работа №8.

Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению).

Проверка предметных и универсальных учебных умений.

Люблю природу русскую! Весна (9 часов)

1

Люблю природу русскую!  Весенние загадки.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении.

15.03 – 21.03

2

Лирические стихотворения Тютчева о весне.

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения.

22.03 – 28.03

3

Лирические стихотворения Плещеева о весне.

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана.

4

А.А. Блок «На лугу».

Анализировать заголовок стихотворения, подбирать свои, выразительно читать.

5

С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…»

6

И.А. Бунин «Матери».

Проверка предметных и универсальных учебных умений. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении.

29.03 – 04.04

7

А.Н. Плещеев «В бурю».

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения.

8

Е.А. Благинина «Посидим в тишине»,

Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Тест № 9.

Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности

9

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна». Проверочная работа №9.

Проверка предметных и универсальных учебных умений.

И в шутку, и всерьёз (14 часов)

1

И в шутку, и всерьёз. Развитие речи.

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения.

05.04 – 11.04

2

Б.В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Пополнение словарного запаса.

3

Весёлые стихи Б.В. Заходера.

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и  переходом на чтение про себя.

4

Б.В. Заходер. Песенки Винни-Пуха.

Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении.

5

Э.Н. Успенский «Чебурашка».

Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного. Составление рассказа по иллюстрации.

18.04 – 22.04

6

Э.Н. Успенский «Чебурашка»,

 Э.Н. Успенский «Если был бы я девчонкой»,

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения.

7

Весёлые стихи Э.Н. Успенского .

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения.

8

Весёлые стихи В.Д. Берестова.

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

9

Весёлые стихи И. П. Токмаковой

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана.

25.04 – 29.04

10

Г.Б. Остер «Будем знакомы».

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения

11

Г.Б. Остер «Будем знакомы».

Пересказ произведения по плану.

. Формирование осознанности и выразительности чтения.

12

В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

13

В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». Пересказ произведения по плану. Тест № 10.

         Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение выбору книги по заданной учителем теме. Ранжирование произведений по тематике, жанру.

02.05 – 06.05

14

Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз».

Проверочная работа №10.

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Проверка предметных и универсальных учебных умений.

Литература зарубежных стран (12 часов)

1

Литература зарубежных стран.  Развитие речи.

Проект: «Мой любимый писатель-сказочник».

Пополнение словарного

запаса. Создавать свои собственные проекты.

02.05 – 06.05

2

Американская и английские народные песенки.

Анализ заголовка произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу.

3

Французская и немецкая народные песенки.

Формирование осознанности и выразительности чтения. Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть.

09.05 – 13.05

4

Ш. Перро «Кот в сапогах».

Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана.

5

Ш. Перро «Кот в сапогах».

Художественный пересказ.

Обучение художественному пересказу прочитанного. Освоение приема драматизации. Составление рассказа по иллюстрации.

6

Ш. Перро «Красная Шапочка».

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана.

7

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана.

16.05 – 20.05

8

Э. Хогарт «Мафин и паук».

Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Пополнение словарного запаса.

9

Э. Хогарт«Мафин и паук». Инсценировка сказки. Тест № 11.

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана.

10

Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран».

Проверочная работа №11.

Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).

11

Проверка техники чтения.

Проверка предметных и универсальных учебных умений.

23.05 – 27.05

12

Контрольная работа за второе полугодие.

Проверка предметных и универсальных учебных умений.

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ

Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ

Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).

Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

136

выполнено

136


СОГЛАСОВАНО                                                                                    

 Зам. директора по УВР

 __________/ Гуртова Н.К /

подпись        расшифровка подписи

«28» августа 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № 1 от «27» августа  2015 г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ / Романова И.Н./

подпись             расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....

рабочие программы 3 класс Школа России

рабочие прогрммы по предметам...

Рабочая программа, 1 класс. "Школа России"

Данная программа включает основные предметы начальной школы: математика, письмо и русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Содержит пояснительные записки и тематические планы....

Рабочая программа 3 класс "Школа России".

Это рабочая программа для 3 класса татарской школы ("Школа России")....

Рабочая программа 4 класс " Школа России"

Мною разработана рабочая программа 4 класс. " Школа России"Пояснительные к предметам, тематические планы ( Русский язык, Математика, Литературное чтение, Технология)...

Рабочая программа 1 класс "Школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по 1 класс "Школа России"...

Рабочая программа 1 класс Школа России математика

Рабочая программа по математике  для  1 класса составлена в соответствии с  Федеральным государ­ственным  образовательным стандартом   на основе авторской программы учебн...