графическое моделирование на уроках литературного чтения как средство формирования знаково-символической компетенции
проект по чтению (3 класс) на тему

Соломатова Любовь Евгеньевна

Педагогический проект ·Моделирование – это действие,  которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solomatova_nov.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Графическое моделирование на уроках литературного чтения как средство формирования знаково-символической компетенции. Соломатова Любовь Евгеньевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Мичуринск Тамбовская область

Слайд 2

Современная система начального образования предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений , но и, прежде всего, их успешное включение в учебную деятельность, а также становление знаково-символического мышления, осуществляемого при помощи моделирования существенных связей и отношений объектов.

Слайд 3

Знаково- символическое мышление является характерным для детей младшего школьного возраста. Графическое моделирование позволяет создать наглядное представление о том или ином понятии, которое позволяет формировать литературоведческие знания и развивает культуру художественного восприятия. Моделирование – это действие, которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития. Актуальность

Слайд 4

Недостаточная степень развития у детей совокупности общеучебных приемов и способов учебной работы затрудняет развитие специфических приемов метода моделирования(предварительного анализа, построения моделей, работы с ней и переноса информации), необходимых для формирования у детей знаково-символической компетенции. Проблема

Слайд 5

Входная диагностика Структурно-функциональный анализ деятельности (Методика А.З.Зака ) Анализ развития поискового планирования

Слайд 6

Анализ уровней знаково-символической компетенции Методика «Кодирование» субтест теста Д. Векслера

Слайд 7

Цель : Создание условий для формирования знаково-символической компетенции путем использования графического моделирования на уроках литературного чтения

Слайд 8

Задачи : Проанализировать методическую литературу, изучить передовой педагогический опыт по данной теме и Интернет-ресурсы по проблеме исследования; Подобрать диагностический материал для определения знаково-символической компетенции и провести диагностику; Определить способы использования приема графического моделирования на уроках литературного чтения, наиболее эффективные на данном этапе обучения. Разработать систему уроков с использованием приема графического моделирования на уроках литературного чтения и методические рекомендации к ним. Исследовать степень влияния используемых приёмов на формирование знаково-символической компетенции и сделать выводы об эффективности выбранных способов;

Слайд 9

Аннотация проекта Срок реализации: май 2014 –май 2015 Аудитория: обучающиеся 3 класса Тип проекта: практико-ориентированный, исследовательский Направление: формирование знаково- символического компетенции

Слайд 10

Этапы работы над проектом Информационно-аналитический: май- август 2014 Проанализировать методическую литературу, Интернет-ресурсы по проблеме исследования Изучить передовой педагогический опыт по данной теме Отобрать методические приемы, разработать диагностический материал Провести входную диагностику Практический: сентябрь 2014 - апрель 2015 Спланировать работу Разработать учебные программы с учётом приёмов моделирования Разработать систему уроков по применению метода учебного моделирования Ввести в ежедневную практику работы обучающихся отобранные приёмы Провести промежуточный контроль Контрольно-аналитический: май 2015 Проанализировать работу Провести итоговую диагностику Сделать выводы Распространить опыт

Слайд 11

Формируемые результаты :

Слайд 12

Ожидаемые результаты Обучающиеся научатся: кодировать, замещать, декодировать, считывать информацию с предложенных знаково-символических моделей; самостоятельно анализировать модель; строить модели, схемы; планировать пути достижения цели; прогнозировать ожидаемый результат; контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы;

Слайд 13

Основные направления работы

Слайд 14

Способы реализации проекта

Слайд 15

Модели: Вещественные типы моделей: Модели, отображающие пространственные особенности объектов. Модели, имеющие физическое подобие с оригиналом. Математические и кибернетические модели, отображающие структурные свойства объектов. Мысленные модели: Образно-иконические (чертежи, рисунки, стержни, шары и т.п.) Знаковые (например, формула алгебраического уравнения и т.п.)

Слайд 16

Модель-описание Модель-сравнение Блок-схема Модель-рассуждение Модель обложки модели

Слайд 17

Автор учебника «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина предлагает такую систему : Жанр Обозначение Сказка Пословица Рассказ Загадка Стихотворение Басня Былина Очерк ? Тема Цвет О природе Зелёный О родной стране Красный О детях Жёлтый О животных Коричневый О волшебстве и приключениях Синий Модель обложки

Слайд 18

Вспомните и назовите произведение к каждой модели. Чем похожи эти произведения? Чем отличаются? Выберите модель, подходящую к произведению. Ещё одно применение: подбор произведений по жанру или теме в соответствии с моделью. Вот так можно применять модель обложки

Слайд 19

Модель-описание Обозначение - заместитель героя Круг принадлежности герою Свойство Действие Опорные слова Свойство Действие Действие Свойство

Слайд 20

Сказка Братьев Гримм «Заяц и Ёж» Заботливый Вежливый Приветливый Умный Хитрый Невежливый Важный Гордый Грубый Глупый Это несложная модель: два героя и их свойства Модель - описание

Слайд 21

ЖЕЛАЕТ СЧАСЛИВОГО ПУТИ СПРАШИВАЕТ , ПРИКАЗЫВАЕТ ЗАШВЫРЯЛИ ШАПКАМИ Не выпускала утят из виду, бросалась спасать М.Пришвин «Ребята и утята» ВЫПОЛНЯЮТ ПРИКАЗ УТОЧКА УТЯТА РЯБЯТА АВТОР

Слайд 22

Структура модели-сравнения Первый герой Свойства и действия первого героя Второй герой Свойства и действия второго героя Общие черты героев Модель-сравнение составляется из двух и более моделей-описаний Позволяет сравнить героев, события, поведение, литературные жанры.

Слайд 23

Модель - сравнение Описание Мушки и опасной собаки. хромая грязная худая пугливая маленькая черная слабая Какой была Какой стала перестала хромать блестящая , пушистая поправилась огромная большая сильная страшная МУШКА ОПАСНАЯ СОБАКА

Слайд 24

Модель -сравнение Старалась загородить собой Выскочила Лаяла Не отступала Выскочила Кинулась Бросилась Залаяла Растерялась Удивилась Не тронула Хромая Грязная Худая П угливая Маленькая Чёрная Слабая Поправилась Перестала хромать Блестящая и пушистая Бросилась Большая Серая Сильная Огромная Страшная Рассказ Валентины Чаплиной «Мушка» Забота, дружба, любовь Преданность, благодарность, храбрость Было Стало

Слайд 25

Вопрос Ответ Потому что… Так как… Может строиться как развитие других видов моделей, а может быть и самостоятельной. Структура модели-рассуждения

Слайд 26

Модель -рассуждение Рассказ Виктора Драгунского «Что любит Мишка» Разные разности Дениска Целый мир Собака Строгание Слонёнок Лань Древние воины Прохладные звёзды Всё-всё Мишка Еда, еда, еда… Булки Пельмени Кильки Колбаса Вареники Печёнка Крыжовник Почему непохвально? Одинаковое, съедобное

Слайд 27

Структура блок-схем Такие модели — описывают структуру сюжета И могут содержать линейные, разветвлённые и кольцевые участки Зачин Завязка Развитие событий Кульминация Развязка Концовка Завязка Концовка Использовать цвет в моделях можно по-разному. Но лучше всего цвет подходит для выражения эмоций (вот, как здесь, в линейной блок-схеме). Если же эмоции ― главное в модели ― получаем модель-настроение!

Слайд 28

Блок - схемы Рассказ Евгения Пермяка «Пичугин мост» Сёма Пичугин Речка Быстрянка Мечты Мостишко Мосток Мост

Слайд 29

Р Д Б В Ж К М

Слайд 30

ПОПС - формула П – позиция: (В чем заключается твоя точка зрения?) Я считаю, что… О – обоснование: (Довод в поддержку твоей позиции) … потому что… П – пример: (Факты, иллюстрирующие твой довод.) Например,… С – следствие: (Вывод: что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции) - … поэтому…

Слайд 31

Этапы обучения методу моделирования Подготовительный этап формирование операции сопоставления объектов; формирование операции противопоставления объектов; формирование операции обобщения; Основной этап формирование операции построения модели; формирование операции по коррекции и достраиванию моделей; формирование операции по интерпретации данных полученных от модели;

Слайд 32

Подготовительный этап: формирование операции сопоставления объектов Упражнения на выделение сходных признаков объектов Упражнения на выделение сходных, существенных признаков объектов.

Слайд 33

Этапы решения задачи. 33 Знаково-символическая модель Мысленная модель Словесная модель

Слайд 34

Карта фиксации развития у обучающихся познавательных УУД УУД ФИО обучающегося Ориентируется в учебной литературе Самостоятельно предполагает, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников Составляет сложный план текста Устанавливает причинно-следственные связи, строит логичные рассуждения, анализирует, сравнивает, группирует различные объекты, явления Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, представляет информацию в виде схем, моделей, таблиц, сообщений

Слайд 35

Диагностика эффективности проекта Анкетирование родителей и учащихся Тестирование учащихся Диагностические методики Групповая и индивидуальная самооценка Экспертная оценка коллег

Слайд 36

Сравнительный анализ уровней знаково-символической компетенции Методика «Кодирование» субтест теста Д. Векслера

Слайд 37

Итоговая диагностика Структурно-функциональный анализ деятельности (Методика А.З.Зака ) Анализ развития поискового планирования

Слайд 38

Сравнительный анализ развития поискового планирования

Слайд 39

Сравнительный анализ уровня сформированности знаково-символической компетенции Использована методика группы авторов Борисова Е. М. Акимова М.К. «ГИТ»

Слайд 40

Результативность Повышение уровня поискового планирования Формирование познавательных УУД путем применения графического моделирования Активация саморазвития и самоактуализации ребенка.

Слайд 41

Рассмотрена теоретическая основа приема моделирования Отобраны наиболее эффективные приёмы для формирования общеучебных приемов и способов учебной работы Разработаны технологические карты уроков с использованием приёмов моделирования Создана база методических разработок Подобраны диагностические методики для определения уровня сформированности предварительного анализа, построения моделей, работы с ней и переноса информации

Слайд 42

Выводы целенаправленное и систематическое применения различных способов моделирования на уроках литературного чтения позволило сформировать у младших школьников навыки предварительного анализа, построения моделей, переноса информации с модели на объект и навыки работы с моделью, тем самым изменив отношение учащихся к учебному процессу, сделав учебную деятельность осмысленной и продуктивной. Опыт обобщен на школьном методическом объединении. Были даны открытые уроки на семинарах - практикумах с использованием данных методов.

Слайд 43

Распространение опыта Социальная сеть работников образования nsportal.ru school1mich@yandex.ru

Слайд 45

Информационные ресурсы Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе./под. ред. А.Г.Асмолова . М.: Просвещение, 2011. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. – М: Просвещение, 2010. - 120 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023800. Никитина Л.П. Методические рекомендации по формированию регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе // Начальное общее образование – 2011 - №3, с.4-5. Амасова , Н. В. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики / Н. В. Амасова , А. М. Черкасова // Начальная школа + до и после.- 2010- №3 – 42-44. Чугреева , М. К. Развитие самостоятельности у школьников/ М. К. Чугреева // Начальное образование. – 2011 - № 6 – с. 13 – 14. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ -Медиа, 2010 . Планируемые результаты начального общего образования / под. ред. Г.Н. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. - 120с. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/20/1456/(Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира). http://mou019.omsk.edu.ru/progr_nach_school/otdeln_glavi_1.doc (Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования)

Слайд 46

Интернет ресурсы www.it-n.ru - Сеть творческих учителей www.openclass.ru - Открытый класс www.1sentyabrya - 1 сентября www.pedsovet.org - Педсовет www.nachalka.com – Начальная школа Методы формирования познавательных УУД. - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/03/30/ http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-30 Использование ЭОР Интернет-сети Журнал “Перемена” – международный печатный орган для обмена идеями ckfinder / userfiles / files / Peremena


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В процессе овладения читательской деятельностью школьники часто испытывают трудности, которые затрудняют осознанное освоение текста.  К ним относится неумение обобщать информацию, содержащу...

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творч...

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Цель данной методической разработки: исходя из общей задачи развития личности ребенка, создать условия для формирования младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, вл...

Мастер-класс "Творческие задания на уроках литературного чтения как средство формирования УУД"

Мастер-класс для учителей по использованию творческих заданий на уроках в начальной школе"...

Тема: Использование метода сотворчества на уроках «Литературного чтения» как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся.

Главным условием решения задач личностного развития и нравственного воспитания обучающихся на уроках «Литератур­ного чтения» является организация значимого для ученика полноценного чтения и самостояте...

методический семинар "Графическое моделирование на уроках литературного чтения как средство формирования знаково-символической компетенции"

Методический семинар "Графическое моделирование на уроках литературного чтения как средство  формирования знаково-символической компетенции"  из опыта работы Бургановой И.В. С...