Ритм - основа искусства
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Выходцева Ольга Евгеньевна

Урок литературного чтения  составлен в соответствии с принципами образовательной системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова на основе авторской программы «Литературное чтение» (Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская. Издательство Вита-Пресс, Москва, 2011г.) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ur._3_kl._ritm_-_osnova_iskusstva.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Литературное чтение» в 3 «А» классе.

Тема: Ритм — основа искусства

Цели:

  • Обнаружить ритм, ритмический рисунок в двух видах искусства – орнаменте и музыке.  Разделить виды искусства на три группы: «живущие» во времени, в пространстве и  пространственно-временные. Поставить учебную задачу на следующий урок - наблюдать за ритмическим  рисунком  в художественной литературе.
  • воспитывать пространственное и временное «чувство ритма»; приобщать детей к миру поэзии, музыки
  • развивать произвольное внимание, наблюдательность, операции мышления (сравнение, обобщение).

Тип урока: Урок постановки  учебной задачи.

Методы обучения: частично-поисковый через создание деловой дискуссии, моделирование.

Формы организации учебной деятельности:

-фронтальная.

Средства обучения:

Г.Н.Кудина, З.Н. Новлянская "Литературное чтение". Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение» для 3 класса начальной школы.

Выставка изделий народных промыслов, украшенных самыми разнообразными орнаментами.

Музыкальное произведение «Жили у бабуси два весёлых гуся…»

Подготовка к уроку. Учитель устраивает выставку изделий народных промыслов, украшенных самыми разнообразными орнаментами. Необходимо заранее нарисовать на листах бумаги большого формата несколько орнаментов и подготовить нужные записи на доске.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

  1. Актуализация знаний. Постановка УЗ.

У. Уже несколько уроков мы занимаемся произведениями устного народного творчества. Вы читали сказки, загадки, песни, считалки. Помните, вы даже несколько вариантов считалки про зайку вспомнили. Вспомнили и разные варианты сказки «Теремок». Прочитали два варианта сказки «Каша из топора». Давайте теперь вспомним, почему народное творчество называется «устным»?

Д. Потому что произведение передается из уст в уста.

У. Верно, потому что оно складывалось в те далекие времена, когда люди еще не умели писать и передавали то, что сочинили, от одного человека к другому устно. И позже, когда появилась письменная литература, народное творчество продолжало жить устно, и записывать его стали не так уж давно, лет 200 назад. А почему эти устные произведения называют «народными»?

Д. Потому что у них не один автор. Их многие сочиняли. И каждый следующий мог добавить что-то свое.

У. Всегда был первый автор. А каждый следующий мог быть «соавтором» — что-то изменить или добавить. Так рождались разные варианты одного и того же произведения, как, например, считалки про зайку. А почему эти произведения мы называем «творчеством»?

Д. Потому что их кто-то сочинил, придумал.

У. Сотворил. Создал. Так и говорят — «творец», «творцы». Но у нас звучало еще одно слово — «искусство». Народное творчество еще называют «искусством», «народным искусством». Как вы понимаете это слово?

Д. ...

У. «Искусный» — умелый человек, хорошо знающий свое дело. А «искусство» — умение, мастерство, знание дела. В этом понимании «искусством» можно назвать любую умело выполненную работу. Но у слова «искусство» есть и другое значение, и, когда мы говорим об устном народном творчестве, о литературе, мы употребляем это слово именно в другом значении.

III. Изучение нового.

  1. Ритмический рисунок в орнаменте

Что же такое «искусство»? К «искусству» относятся только стихи, сказки... или еще что-то?

Д. (наперебой). Музыка. Песни. Танцы. Картины...

У. Верно. Народное искусство тоже бывает разным: мы знаем не только сказки, но и народные песни, танцы, изделия народных промыслов. На сегодняшний урок вы принесли предметы,   1 выполненные в традициях народного искусства. (Показывает на выставку предметов.)

Посмотрите внимательно: что общего в этих предметах, почему их называют «искусством»? Вот это полотенце — оно обычное? А ложка? А тарелка?..

Д. Они красивые, украшенные.

У. Да, вы правы. Они очень красивые. Но из чего же рождается эта красота?

Д, Они яркие, красочные. На них рисунки.

У. Что же объединяет всю эту разную красоту: вазы, полотенца, салфетки, ложки?

Д. ...

У. Вопрос этот очень трудный. Попробуем на него ответить. Вот вы сказали, что красоту предмета делает рисунок. (Показывает предметы с четко выделенным орнаментом, а затем орнаменты, изображенные на листах бумаги.) Посмотрите на эти рисунки. На них изображены разные сочетания растений, животных, каких-то фигур — кружочков, квадратиков, треугольников...

Украшения, состоящие из сочетания разных фигур, называют «орнаментом» (от латинского слова «украшение»). Орнамент действительно служит для украшения, хотя в древности многие орнаменты не только украшали какие-то предметы. Например, украшая орнаментом щит воина, древний мастер верил, что это поможет воину в бою.

Давайте попробуем разобраться в том, что лежит в основе  красоты орнамента. Для начала возьмем простой орнамент, например такой (показывает лист с изображением орнамента):

Попробуем изобразить основу этого орнамента на доске. А чтобы эта основа была четко выделена, будем изображать вместо фигурок значки. Обозначим первую фигурку кружочком, а вторую — крестиком. Что же получается? (Рисует повтор фигур-)

о + о + о + о + о + о +

Вот и получилась основа нашего рисунка. А если я сотру какую-то деталь (стирает беспорядочно один-два значка), так лучше?

Д. Нет, так хуже. Все испортилось. Надо вернуть значки на место.

У. (рисует стертые значки, но нарушает повтор, переставляя значки). Фигурки снова нарисованы. Теперь хорошо?

Д. Нет, надо чередовать значки по порядку, чтобы было красиво.

У. Вот вы и открыли секрет — основу красоты орнамента. Чтобы было красиво, надо чередовать наши значки в определенном порядке (снова стирает нарисованные хаотично значки и восстанавливает первоначальный вариант). А что же у нас чередуется? Кто может выделить чередующуюся группу значков?

Один из учеников выходит к доске и подчеркивает дужкой группу повторяющихся элементов (о +).

У. Эта группа повторяющихся значков и есть основа орнамента — его мерка, единица счета.

А теперь посмотрите на другой орнамент (показывает):

□ ♦ d ♦ □ ♦ d ♦ □ ♦

Подходит ли выделенная для первого орнамента мерка к этому орнаменту? Докажите.

Кто-нибудь из учеников показывает на орнаменте повторяющуюся группу фигурок и делает вывод, что мерка та же.

У. Вот как интересно! Одна и та же мерка — группа из двух значков, а орнаменты-то разные! Эта группа, повторяясь в определенном порядке, создает «ритм», «ритмический рисунок».

Итак, вы нашли ритмическую единицу орнамента — группу повторяющихся фигурок. И обнаружили ритм как повтор ритмических единиц.

Ритм и является основой красоты орнамента. Художники создают бесконечное количество орнаментов благодаря бесконечному разнообразию ритмических рисунков.

А теперь сравните два рисунка. Это один и тот же орнамент или разные?

☺☻☼☺☻☼☺☻☼☺☻☼

☺☻☼    ☺☻☼    ☺☻☼   ☺☻☼

Д. Орнаменты очень похожи. Мерка у них одна — три фигурки повторяются в той же самой последовательности. Но все-таки они разные: во втором орнаменте между группами фигурок — пустота.

У. Молодцы, заметили! Действительно, орнаменты разные. Между группами фигурок есть пробелы. Оказывается, создавая орнамент, можно что-то рисовать, а можно и оставлять пустое пространство.  И тоже будет красиво. Значит, ритмический рисунок

может создаваться не только чередованием фигурок, но и чередованием «пустот» между группами фигурок или даже увеличением пустот между фигурками, например (показывает следующий орнамент):

☺☻☼☺☻☼☺☻☼

Попытайтесь теперь выявить ритмический рисунок в изображениях на тех предметах, которые вы рассматривали.

Дети вместе с учителем рассматривают ритмические рисунки орнаментов, изображенных на предметах народных промыслов.

Если найдется вышивка крестиком, можно показать ее основу — канву — и подчеркнуть различные ритмические рисунки вышивки.

У. Итак, в ряде произведений искусства используются рисунки. Мы их видим. И можем выделить ритмическую единицу, лежащую в основе ритмического рисунка, и разнообразие ритмических рисунков.

Физминутка.

В зеркало я посмотрю –
Из чего я состою?
Чтобы видеть ярко краски,
Помогают наши глазки.
Носик нюхает, а уши,
Нам даны, чтоб сказки слушать.
Ротик может улыбаться,
Кашку кушать, целоваться.
Зубки очень нам нужны,
Зубки очень нам важны.
Помогают нам жевать,
Будет легче нам глотать.
Язычок во рту живёт –
Он возможность нам даёт,
Выговаривать слова —
Вот зачем нам голова.
Ножки надо — чтоб ходить,
Ручки – чтобы мастерить,
А ещё, чтоб рисовать,
Маму крепко обнимать.
Посмотрите на меня -
Вот какой красивый я!

  1. Ритмический рисунок в музыке

Но среди видов искусства вы назвали и музыку. Музыкальное произведение мы можем видеть?

Д. Нет, мы его слышим.

У. Музыка звучит, звуки идут один за другим. В музыке звучит напев, мелодия (от греческого слова «песнь», «пение») — благозвучная последовательность звуков. Благодаря чему же создается это благозвучие? Что же является основой красоты музыки? Есть ли в ней ритмический рисунок? А если есть, как его выделить? Как найти его ритмическую единицу?

Д. ...

У. Опять перед вами встал трудный вопрос. Попробуем ответить на него с помощью одного из самых распространенных музыкальных жанров — с помощью песни. В песне объединяются музыка и поэтический текст, стихи.

Возьмем для примера известную песенку русского и украинского народов «Жили у бабуси...». Вспомните слова этой песенки и попробуйте ее спеть.

Учитель открывает запись; дети поют:

Жили у бабуси                                   Вот кричит бабуся:

Два веселых гуся —                       «Ой, пропали гуси —

Один серый,                                   Один серый,

Другой белый,                                   Другой белый,

Два веселых гуся.                       Гуси мои, гуси!»

Мыли гуси лапки                       Выходили гуси,

В луже у канавки —                       Кланялись бабусе —

Один серый,                                   Один серый,

Другой белый                                   Другой белый

Спрятались в канавке.                  Кланялись бабусе.

У. Итак, прозвучала мелодия. Мы ее услышали. Из чего же складывается мелодия? Что вы слышали?

Д. (наперебой). Слова песни. Звуки.

У. Да, конечно, прозвучали слова песни. Но слова звучат далеко не во всех музыкальных жанрах, а только в таких, как песня. Слова песни мы не говорим, а поем. Главное в песне — музыкальное звучание, музыкальные звуки, которые мы слышим. Но чтобы выявить ритм музыкальных звуков и его ритмическую единицу, хорошо было бы звуки увидеть, как мы видим орнамент.

А можно ли видеть музыкальные звуки? Те, кто занимается музыкой, могут помочь вам ответить на этот вопрос. Ведь они знают, что музыкальные звуки записываются особыми знаками, которые называются...

Д. Нотами.

У. Для записи музыкальных звуков существуют особые знаки — ноты. Слово «нота» по происхождению латинское и означает «знак». Нотка — знак звука. Ноты изображают кружочками.

Музыкальные звуки обладают разными качествами. Главное для мелодичности музыкальных звуков — высота их звучания.

Звуки музыки бывают разной высоты — низкие, «басовые» («бас» по-итальянски значит «низкий») и высокие, название которых тоже пришло к нам из итальянского языка, — сопрано. (Учитель показывает с помощью музыкального инструмента звучание высоких и низких звуков.) Чтобы записать разную высоту звуков, музыканты используют пять параллельных линеечек. На нижних линеечках записывают ноты, обозначающие низкие звуки, а на верхних — нотки, обозначающие высокие звуки. Так создается мелодический рисунок. Но это дело музыкантов, и нам в этом за один урок не разобраться. Да и не надо, ведь мы пытаемся найти ритмический рисунок и его основу, а для этого нам не нужны такие качества музыкальных звуков, как высота. Достаточно, обозначив звуки кружочками, выстроить их в один ряд, как бы на одну линеечку.

Возьмем начало песенки — первые пять стихотворных строк. Вы заметили, когда пели, что один слог слова соответствовал одному музыкальному звуку? Так и запишем. Каждый музыкальный звук обозначим беленьким кружочком. А под знаками музыкальных звуков запишем соответствующие слоги. (Записывает два ряда кружочков.)

О   О   О   О   О   О   О   О   О   О   О   О  

О   О   О   О   О   О   О   О   О   О   О   О   О   О  

 - Теперь виден ритмический рисунок?

Д. Нет. Все кружочки одинаковые, не видно никакого повтора.

У. Это потому, что вы не знаете один секрет, еще одно качество звуков. Звуки музыки звучат разное время. И это очень важно: один и тот же звук можно «тянуть», можно петь быстро, а можно долго. То есть звуки бывают долгие и краткие.

Попробуем записать разную длительность звуков: черненькими кружочками обозначим краткие звуки, а беленькими — долгие звуки. Это, конечно, не настоящие ноты, но ведь мы и не собираемся сейчас учиться нотной грамоте.

В этой песенке все краткие звуки звучат ровно вдвое короче долгих. Постарайтесь это услышать. Если звук звучит кратко, будем говорить «раз» и на нашей схеме под знаком нотки ставить цифру «1». Если же звук звучит долго, будем говорить «раз-два» и ставить под ноткой цифры «1-2».

Учитель поет (здесь лучше воспользоваться музыкальным инструментом), дети считают, учитель превращает знаки кратких звуков в черные кружочки и отмечает счет на схеме.

У. Можете вы теперь выделить ритмическую единицу?

Д. Трудно. Сначала вроде бы видны две группы из шести ноток: четыре черненьких и две беленьких в каждой. А вот потом...

У. Трудно потому, что еще не все секреты открыли, не узнали еще об одном качестве звуков. Дело в том, что в музыке звуки бывают не только долгие и краткие, но к тому же и сильные (ударные), и слабые (безударные). Попробуйте их найти. Я сейчас буду петь, а вы хлопните в ладошки там, где услышите более сильный звук.

Учитель поет, акцентируя сильные звуки, дети хлопают в нужных местах в ладоши, учитель фиксирует сильный звук на схеме знаком «<». (В этом месте желательно использовать музыкальный инструмент.) Теперь можно выделить чередующуюся группу?

Кто-нибудь из учеников отмечает внизу схемы дужкой повторяющуюся группу, начиная с сильного звука.

У. Итак, вы наконец нашли единицу музыкального ритма. Оказывается, для выявления этой единицы необходимо учитывать такие качества звуков, как их сила и длительность звучания. Ритмическая единица в музыке называется «тактом» (от латинского слова «прикосновение»). Знак тактовой черты — разделительная палочка (ставит тактовые черты «I» перед сильными звуками).

В каждом такте нашей песенки звучание длится на счет «четыре»: «раз-два-три-четыре» (записывает в схему).

         <                               <              <                                   <

4            

       Жи – ли     у    ба  -  бу  - си    два   ве  -   сё - лых       гу   -  ся :

          1     1       1     1     1-2   1-2    1     1         1       1         1-2   1-2    

         <                               <                               <                                    <

   

         О - дин   се - рый, дру–гой   бе – лый,    два     ве  –  сё  - лых     гу   -  ся.

          1     1       1     1       1       1      1     1         1        1        1       1        1-2    1-2    

Такт — основа музыкального ритма, его мерка, единица счета. Длительность звучания тактовой единицы бывает разной. Так, все вальсы, какие бы разные мелодические и ритмические рисунки у них ни были, в основе имеют счет «на три»: «раз-два-три, раз-два-три». А все марши — счет «на четыре»: «раз-два-три-четыре, раз-два-три-четыре».

Примечание. В музыковедении принято различать ритм как организованную последовательность длительности звуков и размер как равномерное чередование акцентов в музыке. Такт — единица размера.

До сих пор мы говорили о звучании музыки. Но всегда ли звучит музыкальная мелодия? Бывает ли так, что внутри мелодии звучание прекращается? Опять вам, наверное, помогут те, кто занимается музыкой.

Д. Бывают паузы.

У. Слово «пауза» произошло от латинского слова «прекращение» и означает «перерыв в звучании». И в музыке важно не только звучание, но и молчание. И для обозначения пауз в музыке есть специальные знаки.

В нашей песенке нет пауз. И когда эту песенку поют, поющий должен время от времени вдыхать воздух и, раз пауз нет, делать это незаметно. Но так как у нас народная песенка, то мы можем что-нибудь в ней изменить. Например, вставить паузы. Где бы вы их поставили?

Дети предлагают варианты расстановки пауз.

У. Значит, в ритмический рисунок музыкального произведения могут входить и паузы.

 

IV. Итог

У. Итак, вы сегодня попытались понять, на чем основывается красота в разных видах искусства. Видов искусств много, вы поработали только с двумя, вернее, только прикоснулись к ним. Это были...

Д. Орнамент и музыка.

Ч. Что объединяет эти виды искусства? Что вы обнаружили в основе каждого из них?

Д. Ритм, ритмический рисунок — повтор чего-то. В орнаменте повторялись фигурки в определенной последовательности и пробелы между ними. В музыке повторяются звуки: сильные (ударные) и слабые, долгие и краткие. А еще паузы.

У. А что лежит в основе ритма?

Д. (наперебой). Мерка. Единица счета. Счет одинаковых мерок. Ритмическая единица.

У. Что же вы считали в орнаменте?

Д. Сколько фигурок в одной группе.

У. Ритмической единицей орнамент выступала группа фигурок, которая, повторяясь, создает ритм орнамента. А что вы считали в песенке?

Д. В песенке мы считали группу  звуков, начиная с сильного (ударного) звука. В группу могли входить долгие и краткие звуки.

У. Ритмической единицей музыкального ритма выступает такт, который начинается с сильного звука, а внутри такта объединяются паузы и звуки, вместе создающие одинаковую длительность — счет «на три», «на четыре» и т.д.

Вот какие различия в ритме выявляются в разных видах искусства. Эти различия ритмов объясняются, прежде всего, тем, где «живет» произведение искусства. Где «живет» орнамент?

Д. (наперебой). На тарелке. На полотенце. На бумаге...

У. То есть орнамент «живет» на поверхности  какого-то неподвижного предмета. Мы его можем видеть. Говоря взрослыми словами, орнамент относится к видам искусства, «живущим» в пространстве. А где живет музыка?

Д. В воздухе. Мы ее не видим, но слышим звуки.

У. Звуки музыки «живут» во времени. И музыка относится к таким видам искусства, которые «живут» во  времени.

Если вы меня хорошо поняли, то легко ответите на вопрос: где «живет» картина художника?

Д. В пространстве, потому что она нарисована на холсте.

У. Ну, тогда вопрос потруднее: а куда же вы отнесете танец?

Д. Про музыку уже ясно: она «живет» во времени, она длится, мы ее слышим. А танцора мы видим.

У. Да, танцора мы видим, но он не неподвижен, как картина или орнамент, танцор движется в пространстве, и движения его не одновременны: он ведь последовательно совершает движения под музыку — сначала одно, через некоторое время другое. Движение «живет» и во времени, и в пространстве.

Так что искусство танца — сложное искусство, оно относится и к искусствам, «живущим» в пространстве, и к искусствам, «живущим» во времени.

А кино? Какой это вид искусства? Где оно «живет»: во времени или в пространстве?

Д. Кино мы видим и слышим, там актеры движутся, значит, оно «живет» и в пространстве, и во времени.

У. Кино как вид искусства, так же как и искусство театра, «живет» во времени и пространстве...

VI. Постановка УЗ на следующий урок.

Итак, виды искусства можно разделить не на две, а на щи группы: «живущие» во времени, в пространстве и пространственно-временные.

А литературу, по-вашему, к какой группе можно отнести?

Д.... (Дать поспорить.)

У. Подумайте. На этот вопрос попробуем ответить на следующем уроке.

Задание на дом. Выполнить задание 4 «Рисуем орнамент» в своих тетрадях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс. Кузин В.С. УМК "Ритм" (ФГОС)

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование (ФГОС)...

Ритм в искусстве слова

Урок составлен в соответствии с принципами образовательной системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова на основе авторской программы «Литературное чтение» (Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская. Издательство Вита-Пресс...

Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и жизни.Планируемые результаты:личностные:...

Рабочая программа по изобразительному искусству, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломов)

Рабочая программа по изобразительному искусству, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломов), 2016-17 уч. год...

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Тема: «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока изобразительного искусстваТема: «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц»  Цель деятельности учителя: закрепление с обучающимися  средство художественной...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета»- ритм ручьёв, деревьев 2 класс Неменский Б. М.

Цель урока: формирование условий для ознакомления с понятием «ритм линий», для развития у детей художественного образования, расширение представления о весеннем пейзаже.Задачи урокаДидакти...

Технологическая карта урока по русскому языку "Заголовок, тема, основная мысль текста; их взаимосвязь. Изложение повествовательного текста на основе зрительного восприятия" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: создание условий для развития у обучающихся умения определять тему и основную мысль повествовательного текста, его композицию.Задачи урока:Дидактические:1. Учить обучающихся верно определя...