Ритм в искусстве слова
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Выходцева Ольга Евгеньевна

Урок составлен в соответствии с принципами образовательной системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова на основе авторской программы «Литературное чтение» (Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская. Издательство Вита-Пресс, Москва, 2010г.) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ur._3_kl._ritm_v_iskusstve_slova.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение. 3 «А» класс

Тема: Ритм в искусстве слова

Цели: Обнаружить ритм, ритмический рисунок в литературе.

воспитывать пространственное и временное «чувство ритма»; приобщать детей к миру поэзии, музыки

развивать произвольное внимание, наблюдательность, операции мышления (сравнение, обобщение).

Тип урока: Урок решения учебной задачи.

Методы обучения: частично-поисковый через создание деловой дискуссии, моделирование.

Задача учителя:  

поставить учеников в  позицию "теоретик"   теоретические знания не сообщаются ребенку в готовом виде, а "открываются" самими детьми

Формы организации учебной деятельности:

-фронтальная.

Средства обучения:

Г.Н.Кудина, З.Н. Новлянская "Литературное чтение". Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение» для 3 класса начальной школы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

У. На прошлом уроке мы говорили о разных видах искусства. Какие вы знаете виды искусства?

Д. (наперебой). Театр. Музыка. Живопись. Кино. Литература...

У. На какие группы можно разделить все виды искусства и почему?

Д. Картина художника нарисована, неподвижна, мы ее видим всю сразу. Это искусство «живет» в пространстве. А вот песня «живет» во времени, потому что ее всю сразу не услышишь, только постепенно. Зато танец мы и видим, и слышим, он движется. Танец «живет» и там, и там.

У. То есть на основании того, где они «живут», все виды искусства можно разделить на три группы: «живущие» во времени, «живущие» в пространстве и пространственно-временные.

Жизнь искусств во времени и пространстве их разделяет. А что же их объединяет, что лежит в основе всех искусств?

Д. Ритм — когда что-то, какие-то предметы, части чередуются в определенном порядке.

У. И что же чередуется в разных видах искусств? Приведите примеры.

Д. Орнамент «живет» в пространстве, там чередуется группа каких-то фигурок и пробелы между ними. А песня «живет» во времени, там чередуются звуки сильные (ударные) и слабые, долгие и краткие и паузы между ними...

У. И вы выявили ритмическую единицу орнамента — группу фигурок. И поняли, что ритмической единицей музыки является такт как длительность звучания, начиная с сильного звука.

В конце прошлого урока перед вами встал вопрос: к какому виду искусств относится литература? Чтобы ответить на этот вопрос, надо прежде понять, где «живут» слова — в пространстве или во времени.

Д. (друг за другом). В пространстве. Они в книге напечатаны. Мы их видим на странице.

У. Но ведь искусство слова сначала было устным, письменности не было, книг не было. Произведения тогда не читали, а слушали

. И что же? Что происходит, если вы не читаете, а слушаете? Вот начало сказки: «Жили-были...» Вы можете узнать, что произойдет дальше, если я не скажу следующих слов?

Д. Нет.

У, Значит, должно пройти какое-то время, пока сказка развернется, дойдет до своего конца. Ну хорошо, вот уже записали произведение в книгу, и вы начали читать,, прочитали «Жили-были...». И что же? Что происходит, если вы и в самом деле не слушаете сказку, а сами читаете текст «глазами»? Тогда как? Сразу вы узнаете, кто жил, кто был, что с ними случилось?

Д. Все равно мы же не видим сказку целиком, как, например, орнамент или дом. Все равно проходит время, пока мы ее читаем.

У. И мы можем твердо сказать, что литература как искусство слова — и устное, и письменное, записанное на бумаге, — это искусство, «живущее» во времени. С этим, кажется, разобрались.

Но встает вопрос о ритме, ведь основа всякого искусства — ритм. Как же нам найти ритм в искусстве слова? Что нужно, чтобы был ритм?

Д. Чтобы что-то повторялось в каком-то порядке. Надо найти ритмическую единицу.

У. Что же повторяется в искусстве слова — литературе?

Д...

У. Вопрос трудный. Давайте попробуем разобраться на конкретном примере той же народной песенки «Жили у бабуси», ведь в ней объединились музыка и поэтический текст — стихи. На прошлом уроке мы ее рассматривали как музыкальный жанр. Нас интересовали звуки музыки, а не слова песни. Что же касается слов, то мы ими специально не занимались. Правда, мы отметили, что одному музыкальному звуку соответствует один слог слова. А сегодня нас будут интересовать именно слова.

III. Знакомство с понятием «ритма» в литературе

Рассмотрим отдельно стихотворный текст (открывает запись слов песенки). Что же в нем повторяется?

Д. (наперебой). Слово «гуси» повторяется много раз. Звуки в словах повторяются.

У. Начнем с повтора слов. Можно ли считать слово «гуси» ритмической единицей?

Д. Нет, нельзя. Это слово не единственное, много и других слов.

У. Вы верно заметили, что в песенке повторяются звуки. Действительно, слова «живут» во времени, мы их произносим, они звучат. Но можно ли выделить повторяющуюся группу звуков как ритмическую единицу?

Д. Нет. Хоть звуки и повторяются, но повторяются они по-разному.

У. Как быть? Не подскажет ли нам это ритмический рисунок музыки? (Открывает схему ритма песенки, записанную на прошлом уроке.) На чем он основывается? Что там является ритмической единицей?

Д. В музыке единица счета — такт. Он начинается с ударного (сильного)звука.

У. Попробуем и мы при чтении стихов посчитать ударные звуки в стихотворных строках. Интересно, что у нас получится?

Только нельзя забывать, что звуки речи составляют слоги и отдельно не живут, поэтому будем считать ударные слоги. Ведь и в музыкальном ритме слова делились на слоги в соответствии с пропеванием  музыкального звука. Попробуем поискать ритм первых пяти стихотворных строк песенки. Для этого сделаем схему. Обозначим каждый слог квадратиком. У меня уже есть заготовка схемы (открывает заранее подготовленную запись; окончательный вид записи см. ниже). Нам остается ее заполнить. Сделаем эту работу вместе: я буду читать текст, и, когда вы услышите ударный слог, все хлопнете в ладошки. Я отмечу ударный слог в схеме. Потом мы их подсчитаем.

Учитель произносит слова по слогам, акцентируя голосом ударные слоги, дети хлопают в момент произнесения ударного слога, учитель отмечает ударные слоги на схеме.

Примечание. С этого урока начинается длительная работа с ритмом стихотворного текста, рассчитанная на все последующие годы обучения. Желательно проводить ее не только тогда, когда это будет специальной задачей урока, но и в других случаях, чтобы в конце концов у детей выработался прочный навык.

У. Теперь посчитайте количество ударных слогов в каждой стихотворной строке.

Д. В первой строке — два слога, во второй — три. В третьей и четвертой — по два, а в пятой — опять три.

У. Можете ли вы теперь увидеть на схеме повторяющуюся группу — мерку — как основу стихотворного ритма?

Д. Наверное, можно считать количество ударных слогов в строке. Их тут то два, а то три. Но это не так точно, как в музыке.

У. Верно, в основе стихотворного ритма лежит счет ударных слогов в строке. Но, в отличие от музыкального, он не такой точный.

Итак, вы нашли ритмическую единицу стиха. Это стихотворная строка. В каждой стихотворной строке содержится приблизительно одинаковое количество ударных слогов.

А теперь посмотрите внимательно на строку «Два веселых гуся». Нет ли внутри нее какого-то другого повтора? Нельзя ли выделить другую мерку?

Д. Можно выделить группу из двух слогов: первый слог ударный, а второй — безударный.

У. (отмечает на схеме группу повторяющихся слогов). Вот как интересно! Внутри одной ритмической единицы может быть другая ритмическая единица, более мелкая, состоящая из одного ударного слога и примыкающего к нему безударного. (Учитель может предложить детям поискать второй вид ритмической единицы в последующих строках песенки.)

Жили у бабуси

Два веселых гуся

Один серый,

Другой белый,

Два веселых гуся.

Примечание. Русская поэзия создается в разных системах стихосложения. Для народного стиха характерно тоническое (от греческого слова «ударение») стихосложение, ритм которого организуется повторением ударных слогов. Со времен реформы Тредиаковского — Ломоносова широкое распространение получило силлаботоническое (слого-ударное) стихосложение. В основе ритма этого типа стихосложения лежит метр (размер) как общая мера стиха. Эта мера представляет собой чередующуюся группу слогов единообразного строения и называется «стопой». Видов стоп всего пять. Две двусложных стопы — ямб (первый слог безударный, второй — ударный) и хорей (с ударением на первом слоге). Три трехсложных стопы: дактиль (первый ударный слог), амфибрахий (второй ударный слог) и анапест (третий ударный слог). Дополнительная ритмическая единица на самом деле является размером  силлаботонического стихосложения. Данная система стихосложения в начальной школе не изучается. Тем не менее мы полагали, что в тех случаях, когда размер легко выявляется, можно обращать внимание детей на него в качестве дополнительной ритмической единицы.

У. (указывая на схемы музыкального и стихотворного ритма). Сравните схемы музыкального и стихотворного ритмического рисунка. Что происходит с ударными слогами, когда мы поем эту песенку?

Д. При пении меняются ударные слоги: в словах «один» и «другой» ударение переходит на другой слог. А в словах «веселых», «серый», «белый» вообще нет ударения.

У. Почему это происходит?

Д. Потому что в музыке должен быть сильным первый звук такта. Вот и получается: какой слог слова на него попадает, тот делается ударным, а какой не попадает, тот делается безударным.

У. То есть в музыке музыкальный ритм подчиняет себе ритм стихотворный. Музыкальный ритм главный

.Мы все время говорим о «стихотворных строках». Вы никогда не задумывались над тем, почему стихи записывают в столбик?

Д. Когда записано в столбик, сразу видно, что это стихи.

У. Представьте себе, что наша песенка не была бы записана в столбик, а записали бы ее в строчку, как пишут нестихотворные произведения. Смогли бы вы тогда легко определить ее ритмический рисунок? Выяснить, сколько ударных слогов образуют одну ритмическую единицу?

Д. Нет, это было бы трудно сделать. Ведь надо было бы искать конец стихотворной строки.

У. Значит, записывая стихи в столбик, поэт дает читателю знак: смотри, читатель, тут кончается ритмическая единица. Каждая строка стиха — одна единица. Стихотворная строка как такт в музыке.

Открою вам еще один секрет стиха: при чтении в конце каждой стихотворной строки надо делать маленькую паузу. То есть эта поэтическая речь похожа на музыкальную: в музыке повторяются  звуки и паузы, и в стихах повторяются звуки и паузы. Правда, в нотной записи композитор сразу указывает счет и паузы, поэт указывает только концевые паузы, записывая стихи в столбик, а читатель сам должен прочувствовать ритм стиха. Вот и открыли еще один секрет поэзии.

До сих пор мы говорили только о стихах и соответственно о стихотворном ритме. А как же быть с художественной литературой, написанной не стихами, а, как говорят взрослые, прозой? Есть ли в прозе ритм? Если есть, то какой?

Д. -

У. Стоило попытаться разобраться в том, что такое ритм искусства слова, как появилось много трудных вопросов. Но и на трудные вопросы можно поискать ответы.

Физминутка.

В зеркало я посмотрю –
Из чего я состою?
Чтобы видеть ярко краски,
Помогают наши глазки.
Носик нюхает, а уши,
Нам даны, чтоб сказки слушать.
Ротик может улыбаться,
Кашку кушать, целоваться.
Зубки очень нам нужны,
Зубки очень нам важны.
Помогают нам жевать,
Будет легче нам глотать.
Язычок во рту живёт –
Он возможность нам даёт,
Выговаривать слова —
Вот зачем нам голова.
Ножки надо — чтоб ходить,
Ручки – чтобы мастерить,
А ещё, чтоб рисовать,
Маму крепко обнимать.
Посмотрите на меня -
Вот какой красивый я!

- Откройте в учебниках сказку «Каша из топора» в обработке А. Нечаева. Думаю, что никто из вас не сомневается в том, что эта сказка написана прозой. Так?

Д. Конечно, прозой.

У. Но есть ли в прозе какой-то свой прозаический ритм? Или, быть может, сказка вообще не имеет никакого ритма, как наша обычная разговорная речь? Можно ли там найти ритмическую единицу, как в стихах, как в музыке?

Д.-

У. Опять придется вам помочь. Посмотрите на текст внимательно. Про стихи вы выяснили, что в стихотворном ритме наряду с ударными слогами немалую роль играют паузы в конце строк. Конец строки — знак маленькой паузы. А в прозе есть какие-то знаки пауз?

Д. (друг за другом). Точки. Запятые. Черточки при прямой речи. Красная строка...

У. Точки и запятые есть и в стихах, и там, конечно, тоже надо делать паузы. Но вот специальный знак — абзац. Абзацы делят прозаический текст на части. Реплики героев тоже отделены друг от друга, каждую реплику героя тоже начинаем читать после небольшой паузы.

Ну а внутри абзаца вы чувствуете наличие какого-то особого, сказочного ритма? Например:

Старый солдат шел на побывку. Притомился  в пути, есть хочется. Дошел до деревни. Постучал в крайнюю избу.

Д. Доказать текстом трудно, но ритм сказки чувствуется.

У. Не смущайтесь, это трудно не только вам, но и взрослым ученым. Все знают, что прозаические произведения строятся иначе, но открыть закон ритма прозы пока не удается.

  1.  Итог

Основой литературы как искусства слова является ритм.

Прозаических ритмических рисунков множество. Закон прозаического ритма еще до конца не ясен. Ритм прозы отмечается в тексте знаками препинания, выделением абзацев.

Стихотворных ритмических рисунков тоже множество. Ритмической единицей является стихотворная строка. Повтор приблизительно одинакового количества ударных слогов в стихотворных строках создает стихотворный ритмический рисунок. Внутри стихотворной строки в ряде стихов проявляется дополнительная ритмическая единица. Она состоит из одного ударного слога и примыкающих к нему одного или двух безударных слогов (больше не бывает).

У. Вы сделали пока первые шаги в открытии секретов ритмического рисунка в художественной литературе. Впереди еще много работы.

А теперь подумайте: откуда в искусство пришел ритм?

Д....

У. Как, по-вашему: ритм только в искусстве бывает? Или мы его и в обычной жизни встречаем?

Д.-

Учитель приводит детей к пониманию ритмичности всех жизненных процессов: смены дня и ночи, времен года, морского прибоя, тиканья часов. Есть ритмические процессы и внутри самого человека: ритмично бьется сердце, ритмично дыхание.

У. В жизни многое ритмично, хотя мы это не всегда замечаем. В искусство ритм пришел из жизни, но стал в нем заметнее — искусство как бы усиливает ритм, обращает на него наше внимание, заставляет чувствовать сильнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Искусство слова ФГОС 1-4 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности "Искусство слова" нацелен на ра...

Преподавание уроков литературного чтения как искусства слова

В данной работе представлен опыт работы по использованию различных приёмов анализа художественного произведения на уроках литературного чтения. Даются виды анализов произведения....

Программа внеурочной деятельности в начальной школе «Искусство слова»

Программа внеурочной деятельности по изучению русского фольклора в начальной школе «Искусство слова»....

Учебно-методическое пособие. Литература как искусство слова.

Основная цель данного урока:дать представление о литературе как искусстве слова.Цели:1.Познакомить учащихся с тем, что означает слово «литература».2.Наглядно продемонстрировать, в чем специфика литера...

" Приобщение детей к искусству слова"

В данной статье говорится о важности воспитания в детях любви к поэзии....

Ритм - основа искусства

Урок литературного чтения  составлен в соответствии с принципами образовательной системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова на основе авторской программы «Литературное чтение» (Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянск...

Программа "Искусство слова"

Программа внеурочной деятельности по изучению русского фольклора "Искусство слова".Структура программы1 класс. «У истоков слова» (русский детский фольклор)2 класс. «Родная старина» (русские народные с...