Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе по учебнику Лазаревой В.А.
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: В.А. Лазарева « Литературное чтение»: учебник для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx50.08 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ПАНСИОН “ПЛЕСКОВО”

 

                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                      Директор школы  _____________   Анисимова С.В.

                                      « ___________» ____________________  2014 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

« Литературное чтение »

учителя    Кремнёвой  Натальи  Анатольевны

1 КЛАСС

 

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: В.А. Лазарева « Литературное чтение»: учебник для 1 класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2013.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
  • в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
  • дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

  • сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
  • работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;
  • одновременная работа над языком произведения и речью детей;
  • сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
  • различение художественных и научно-популярных произведений;
  • формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
  • освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Место литературного чтения в учебном плане.

Литературное чтение входит в образовательную область «Филология». На изучение предметного курса отводится 4 часа в неделю, 1 час в неделю на литературное слушание. Программа рассчитана на 41час.

Ценностные ориентиры содержания.

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения с учетом специфики содержания предметной области «Филология», включающей в себя предмет «Литературное чтение», должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать ее;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов учтены и общие педагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

Как осуществляется процесс обучения литературному чтению в 1 классах? В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания – слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).

Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого класса проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

Виды речевой и читательской деятельности.

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).

Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов-классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.

Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.

Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.

Литературоведческая пропедевтика. Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

Чтение: работа с информацией. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.

Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.

Межпредметные связи:

 с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

 с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;

 с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (36 часов)

I. Круг чтения

1. «Ведь это чудо из чудес — когда из слов вдруг вырос лес!» - 12 часов

К. Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»;

Д. С. Самойлов «...Эта лошадь была прекрасна...»;

Н. А. Некрасов «Савраска, запряженный в сани...»;

А. С. Пушкин «...Под голубыми небесами...»;

Г. М. Новицкая «Берёза»;

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» (Описание);

В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре» (Отрывок);

В. Н. Викторов «Волшебство»;

А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»;  

Тим Собакин «Уходит тихо лето...»;

А. А. Усачёв «Шуршащая песня»;

А. А. Шибаев «Переполох»;

А. Л. Барто «Игра в слова»;

Т. М. Белозёров «Тучка».

2. «...Чужое горе так болит, чужою радостью мы рады» - 4 часа

Г. А. Ладонщиков «Зимняя радость»;

И. П. Токмакова «Это ничья кошка…», «Осень», «Крокодилы», «Я ненавижу Тарасова…»;

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»;

И. З. Суриков «Первый снег»;

В. Д. Берестов «Заяц-барабанщик»;

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»;

А. Н. Плещеев «Скучная картина...».

 3. «Складно да ладно» - 7 часов

«Весна-красна» (По И. С. Соколову-Микитову);

А. Н. Плещеев «Весна»;

Д. Чиарди «Похожие хвосты» (Пересказ Р. С. Сефа);

Считалки;

А. Милн «Хвосты» (В переводе С. Я. Маршака);

Ю. Тувим «Про пана Трулялинского» (В переводе Б. В. Заходера).

4. «...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает...» - 7 часов

С. Я. Маршак «Дремота и Зевота»;

Ю. Тувим «Чудеса»;

Б. В. Заходер «Приятная встреча»;

Д. Биссет «Орёл и овечка»;

Б. В. Заходер «Моя Вообразилия»;

И. П. Токмакова «А я рано утром залез на сосну…»;

Э. Э. Мошковская «Давайте мы с вами руками помашем...», «Хитрые старушки».

5. «Чтение — вот лучшее учение» - 9 часов

Л. Н. Толстой «Косточка» (Быль), «Старый дед и внучек» (Басня), «Лев и мышь» (Басня), «Отец и сыновья» (Басня);

И. А. Крылов «Чиж и Голубь» (Басня);

К. Д. Ушинский «Жалобы зайки»;

«Лиса и козёл», «Лиса и заяц», «Глупый волк» (Русские народные сказки);

Пословицы и поговорки, загадки;

Скороговорки;

В. А. Осеева «Сыновья», «Хорошее»;

Б. В. Заходер «Товарищам детям».

II. Нравственно-эстетическое развитие

1. «Ведь это чудо из чудес — когда из слов вдруг вырос лес!»

Красота природы, родного края, животного, человека. Художественный текст. Способность автора нарисовать словами картины жизни, передать своё отношение к нарисованному. «Рисующие» слова и звуки.

2. «...Чужое горе так болит, чужою радостью мы рады»

Умение автора художественного произведения передать своё отношение к изображаемому, «заразить» своими чувствами. Способность читателя воспринять чужое переживание, войти в изображаемую ситуацию, разделить чужое горе и радость. Возможность выразить свои чувства и настроения и передать другим при выразительном чтении произведения.

3. «Складно да ладно»  

Красота слова, гармония звуков, их радостное, благотворное воздействие на человека. Стихи как особо организованная речь, первоначальные представления о рифме и ритме. Считалки. Игра в слова и звуки, литературное сотворчество учеников.

4. «...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает...»

Реальное и фантастическое изображение. Некоторые способы создания фантастического образа, причины его восприятия читателем как истинного, достоверного.

5. «Чтение — вот лучшее учение»

Нравственные уроки художественных произведений. Судьбы героев, которые учат добру, состраданию, милосердию. Наказание за жадность, злобу, обман. Характер героя, оценка его поведения и поступков читателем. Пословицы, загадки, скороговорки.

III. Техника чтения

Правильное, плавное чтение по слогам и целыми словами (темп чтения вслух ориентировочно 25–30 слов в минуту); умение ориентироваться в речевом потоке; понимание фактического содержания текста.

IV. Развитие речи, формирование
речевой творческой деятельности

Ответы на вопросы по тексту. Составление плана, в том числе «картинного». Подробный пересказ небольших текстов. Выразительное чтение с соблюдением интонации и темпа речи.

V. Итоговые результаты

Цели и задачи курса

Цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах: подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи:

 обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

 учить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

 систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

 включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

 формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

 расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

Планирование уроков литературного чтения

Автор учебника В.А.Лазарева

4 часа в неделю.

п/п

№ в разделе

Тема урока

Дата

Основные виды  учебной деятельности

планируемая

реализуемая

«Ведь это чудо из чудес - когда из слов вдруг вырос лес» - 12 часов.

1.

1

К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»

11.03

  • различение произведений устного народного творчества и авторских текстов;
  • различение жанров художественной литературы;
  • осмысление способов создания образов героев в произведениях различных литературных жанров.

2.

2

К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»

12.03

  • различение произведений устного народного творчества и авторских текстов;
  • различение жанров художественной литературы;
  • осмысление способов создания образов героев в произведениях различных литературных жанров.

3.

3

Д. С. Самойлов «Эта лошадь была прекрасна…»

13.03

  • рисунок, в том числе устное словесное рисование;
  • сопоставление изображения действительности в литературе и живописи;
  • адекватная передача настроения в выразительном чтении;

4.

4

Н.А.Некрасов «Савраска, запряженный в сани…»

17.03

  • рисунок, в том числе устное словесное рисование;
  • сопоставление изображения действительности в литературе и живописи;
  • адекватная передача настроения в выразительном чтении;

5.

5

Г.М. Новицкая «Береза»

  • составление сюжетного плана;
  • пересказ сюжета (полный, краткий, выборочный);

6.

6

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»

18.03

  • составление сюжетного плана;

пересказ сюжета (полный, краткий, выборочный);

7.

7

В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре.»

19.03

  • пересказ сюжета или эпизода от лица какого-либо героя;
  • рассуждения о личности героя с аргументацией своей точки зрения;
  • выразительное чтение диалогов, содержащихся в тексте;

инсценирование произведений

8

8

А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает»

20.03

  • рисунок, в том числе устное словесное рисование;
  • сопоставление изображения действительности в литературе и живописи;

адекватная передача настроения в выразительном чтении;

9

9

Тим Собакин «Уходит тихо лето»

24.03

  • ; рисунок, в том числе устное словесное рисование;
  • сопоставление изображения действительности в литературе и живописи;

адекватная передача настроения в выразительном чтении;

10

10

М.Я. Бородицкая «Разговор с пчелой»,

25.03

  • пересказ сюжета или эпизода от лица какого-либо героя;
  • рассуждения о личности героя с аргументацией своей точки зрения;
  • выразительное чтение диалогов, содержащихся в тексте;

инсценирование произведений;

11

11

А.А. Усачев «Шуршащая песня»
А.А. Шибаев «Переполох»

26.03

  • пересказ сюжета или эпизода от лица какого-либо героя;
  • рассуждения о личности героя с аргументацией своей точки зрения;
  • выразительное чтение диалогов, содержащихся в тексте;

инсценирование произведений;

12

12

Т.М. Белозеров «Тучка»

С.И. Ожегов Статья их толкового словаря о дожде

К.Г.Паустовский «Мелкий грибной дождь…»

27.03

  • составление сюжетного плана;

пересказ сюжета (полный, краткий, выборочный);

«…Чужое горе так болит, чужою радостью мы рады»- 4 часа

13

1

Г.А. Ладонщиков «Зимняя радость»,

И.П. Токмакова «Эта ничья кошка».

31.03

  • пересказ сюжета или эпизода от лица какого-либо героя;
  • рассуждения о личности героя с аргументацией своей точки зрения;
  • выразительное чтение диалогов, содержащихся в тексте;

инсценирование произведений;

14

2

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

И.П. Токмакова «Осень»

И.З.Суриков «Первый снег»

01.04

  • рисунок, в том числе устное словесное рисование;
  • сопоставление изображения действительности в литературе и живописи;

адекватная передача настроения в выразительном чтении;

15

3

В.Д. Берестов «Заяц- барабанщик»

И.П. Токмакова «Крокодилы», «Я ненавижу Тарасова»

02.04

  • выделение ритма и понимание его как ведущего признака поэтического текста;
  • анализ отличительных особенностей поэтического текста (графика текста, ритмическая основа, наличие рифмы);

выявление эмоционально-образной информации в поэтическом тексте;

16

4

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

А.Н. Плещеев «Скучная картина»

03.04

  • рисунок, в том числе устное словесное рисование;
  • сопоставление изображения действительности в литературе и живописи;

адекватная передача настроения в выразительном чтении;

«Складно да ладно» - 7 часов.

17

1

И.С. Соколов-Микитов «Весна-красна»

А.Н.Плещеев «Весна»

07.04

  • рисунок, в том числе устное словесное рисование;
  • сопоставление изображения действительности в литературе и живописи;

адекватная передача настроения в выразительном чтении;

18

2

Д.Чиарди «Похожие хвосты»

08.04

  • различение произведений устного народного творчества и авторских текстов;
  • различение жанров художественной литературы;

осмысление способов создания образов героев в произведениях различных литературных жанров.

19

3

Д. Чиарди «Хвосты» (перев. С.Я. Маршака).

Считалки

09.04

20

4

Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

21.04

  • составление сюжетного плана;

пересказ сюжета (полный, краткий, выборочный);

21

5

Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

22.04

  • составление сюжетного плана;

пересказ сюжета (полный, краткий, выборочный);

22

6

Н.В. Гернет, Д.И. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

23.04

23

7

Ю. Тувим «Про пана Трулялинского»

24.04

«…А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает…» - 7 часов.

24

1

С.Я.Маршак «Дремота и Зевота»

28.04

  • выделение ритма и понимание его как ведущего признака поэтического текста;
  • анализ отличительных особенностей поэтического текста (графика текста, ритмическая основа, наличие рифмы);

выявление эмоционально-образной информации в поэтическом тексте;

25

2

Ю. Тувим «Чудеса»

Б.В. Заходер «Приятная встреча»

29.04

  • составление сюжетного плана;

пересказ сюжета (полный, краткий, выборочный);

26

3

Д. Бисет «Орел и овечка»

30.04

  • различение произведений устного народного творчества и авторских текстов;
  • различение жанров художественной литературы;

осмысление способов создания образов героев в произведениях различных литературных жанров.

27

4

М.Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется»

05.05

  • выделение ритма и понимание его как ведущего признака поэтического текста;
  • анализ отличительных особенностей поэтического текста (графика текста, ритмическая основа, наличие рифмы);

выявление эмоционально-образной информации в поэтическом тексте;

28

5

Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей»

06.05

  • составление сюжетного плана;

пересказ сюжета (полный, краткий, выборочный);

  • пересказ сюжета или эпизода от лица какого-либо героя;
  • рассуждения о личности героя с аргументацией своей точки зрения;
  • выразительное чтение диалогов, содержащихся в тексте;

инсценирование произведений;

29

6

Б.В. Заходер «Моя Вообразилия»

07.05

  • выделение ритма и понимание его как ведущего признака поэтического текста;
  • анализ отличительных особенностей поэтического текста (графика текста, ритмическая основа, наличие рифмы);

выявление эмоционально-образной информации в поэтическом тексте;

30

7

И.П. Токмакова «А я рано утром залез на сосну…»

Э.Э.Мошковская «Давайте мы с вами руками помашем…», «Хитрые старушки»

08.05

  • рисунок, в том числе устное словесное рисование;
  • сопоставление изображения действительности в литературе и живописи;

адекватная передача настроения в выразительном чтении;

Чтение- вот лучшее учение» - 11 часов.

31

1

Л.Н.Толстой «Косточка»,   «Старый дед и внучек»,  «Лев и мышь»

12.05

  • составление сюжетного плана;

пересказ сюжета (полный, краткий, выборочный);

32

2

 И.А. Крылов «Чиж и Голубь»

13.05

  • рисунок, в том числе устное словесное рисование;
  • сопоставление изображения действительности в литературе и живописи;

адекватная передача настроения в выразительном чтении;

33

3

В.А. Осеева «Сыновья»

14.05

  • анализ и оценка поступков литературных героев как основа формирования нравственных представлений ученика-читателя;
  • рефлексия своего отношения к герою в сопоставлении с отношением автора;

нравственная оценка поступков героев  

34

4

Русские народные  сказки  «Лиса и козел», «Лиса и заяц»

15.05

  • различение произведений устного народного творчества и авторских текстов;
  • различение жанров художественной литературы;

осмысление способов создания образов героев в произведениях различных литературных жанров.

35

5

К.Д, Ушинский «Жалобы зайки»

19.05

  • пересказ сюжета или эпизода от лица какого-либо героя;
  • рассуждения о личности героя с аргументацией своей точки зрения;
  • выразительное чтение диалогов, содержащихся в тексте;

инсценирование произведений;

36

6

Русская народная сказка  «Глупый волк»

20.05

  • различение произведений устного народного творчества и авторских текстов;
  • различение жанров художественной литературы;

осмысление способов создания образов героев в произведениях различных литературных жанров.

  • анализ и оценка поступков литературных героев как основа формирования нравственных представлений ученика-читателя;
  • рефлексия своего отношения к герою в сопоставлении с отношением автора;

нравственная оценка поступков героев  

37

7

Жанры русского фольклора-загадки.

21.05

  • различение произведений устного народного творчества и авторских текстов;
  • различение жанров художественной литературы;

осмысление способов создания образов героев в произведениях различных литературных жанров.

38

8

Пословицы

22.05

39

9

Скороговорки.

22.05

  • различение произведений устного народного творчества и авторских текстов;
  • различение жанров художественной литературы;

осмысление способов создания образов героев в произведениях различных литературных жанров.

40

10

Обобщающий урок

25.05

  • анализ и оценка поступков литературных героев как основа формирования нравственных представлений ученика-читателя;
  • рефлексия своего отношения к герою в сопоставлении с отношением автора;

нравственная оценка поступков героев  

41

11

Урок-путешествие «По страницам прочитанных книг»

25.05

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».

Ученик научится:

– осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

– читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

– правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

– моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Ученик получит возможность научиться:

– понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

– высказывать суждения о произведении и поступках героев;

– узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

– оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика».

Ученик научится:

– определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

– использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);

– различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

– сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

Ученик получит возможность научиться:

– сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

– находить в тексте произведения сравнения, обращения;

– находить в тексте и читать диалоги героев;

– определять примерную тему книги и по обложке, и по иллюстрациям.

Раздел «Творческая деятельность».

Ученик научится:

– читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

– моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

– придумывать истории с героями изученных произведений;

– пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Ученик получит возможность научиться:

– иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

– инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

– создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией».

Ученик научится:

– получать информацию о героях, произведении или книге;

– работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

– дополнять таблицы, схемы, модели;

– сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

– находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

– дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;

– находить в тексте информацию о героях произведений.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

1. Дополнительная литература.

1. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой : диагностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. – Волгоград : Учитель, 2011.

2. Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой : диагностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. – Волгоград : Учитель, 2011.

3. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов и др. ; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2011.

2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/education

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival.1september.ru

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru

3. Информационно-коммуникативные средства.

Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Обучение грамоте. 1 класс» (CD).

4. Технические средства обучения.

    1. Компьютер.

5. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

2. Штатив для таблиц.

3. Ящики для хранения таблиц.

4. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).

6. Специализированная мебель.

Компьютерный стол.


Методическое обеспечение программы:

В.А.Лазарева .Литературное чтение: Учебник 3 класс в 2-х частях. Самара: Издательский дом «Федоров», 2007.

В.А.Лазарева. Хрестоматия по литературному чтению: 3класс. М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В.Занкова: Издательство Оникс, 2007.

В.А.Лазарева. Методические рекомендации. Программа. 3 класс.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2009.

А.И. Вороговская. Конспекты уроков к учебнику В.А.Лазаревой «Литературное чтение» для 3 класса. Самара: Издательский дом «Федоров», 2010.

Рассмотрено                                                                                                         Согласовано

РуководительМО                                                                                                                 Зам.директора по УВР

Кремнёва Н.А._________                                                                                         Зубкова С.Н. __________

«___»_______2014г.                                                                                                «__»_________2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...